Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_okruzhayushchiy_4_klass.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края»
СОГЛАСОВАНО На заседании педагогического совета От 29.08. протокол №
| УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Новотроицкая сош» С.В.Жариков___________________ Приказ от 30.08.2015 г. № |
Рабочая программа
по Окружающему миру
Начальное общее образование
4 класс
Срок реализации 1 год
Разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградова
«Окружающий мир». 4 класс
Составитель учитель начальных классов
Кобыляцких Вера Станиславовна
2015 г.
Пояснительная записка
Цель:
обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Программа разработана на основе
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-Примерной образовательной программы начального общего образования,
-Базисного плана школы
- Авторской программы Н.Ф.Виноградова. «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
Программа предназначена для реализации в 4 классе среднего общеобразовательном учреждения .
Наименование программы - общеобразовательная, уровень и направленность - начальное общее образование, срок освоения – 1 год.
Обучение ведется на русском языке.
Рабочая программа составлена для класса, где все обучающиеся способны освоить базовый уровень.
В данном классе обучается 8 детей. Владеют информацией об окружающем мире в соответствии с возрастом 80% учащихся.
Дети активны, подвижны и любознательны, уровень мотивации - нормальный (средний), более 80% легко адаптировались к учебному процессу. Ученики решают учебно-творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создают творческие работы на основе собственного замысла. В классе благоприятная психологическая атмосфера, способствующая усвоению учебного материала. Родители всегда готовы помочь в организации учебно-воспитательного процесса.
Технологии - методы обучения: технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проектные методы обучения, объяснительно- иллюстративные технологии
Подходы: системно - деятельностный.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре и группе.
Учебные занятия проводятся по 6-ти дневной рабочей неделе в первую смену.
Продолжительность урока составляет 45 минут.
Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Выбор УМК обоснован тем, что ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа 21 века» и входящей в него авторской программы Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. УМК «Школа 21 века» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:
1.Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
3. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.
Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие. Исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязях. При изучении «Окружающего мира» младший школьник: - устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; осознает взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»; - понимает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно- этических установок; получает начальные навыки экологической культуры; - подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и интересов, осознает возможность познать и изменить себя, важность здорового образа жизни; - готовится к изучению базовых предметов в основной школе. Процесс изучения «Окружающего мира» оказывает развивающее и воспитывающее влияние на следующие стороны личности младшего школьника: сенсорное развитие; формирование его интеллекта; развитие эрудиции; формирование общей культуры школьника; воспитание нравственной личности. Описание места учебного предмета в учебном плане
Данный учебный предмет входит в образовательную область обществознание и естествознание
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует авторской программе
Рабочая программа рассчитана на реализацию в классе, где нет учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
-Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
-Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
-Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям:
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
-высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
-воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
-под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
-под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Формы и способы итоговой оценки и промежуточной аттестации:
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | |
1, 2, 3, | Человек – Живое существо (организм). | I четверть - 16 ч. Как устроен организм человека. | 3 | |
4. | Как устроен организм человека. Проект «Может ли организм человека жить без витаминов». | 1 | ||
5, 6 | Как устроен организм человека. | 2 | ||
7, 8, 9. | Как человек воспринимает окружающий мир. | 3 | ||
10. | Мир чувств. | 1 | ||
11. | Мир чувств. Проект «Может ли человек жить без чувств?» | 1 | ||
12 | Внимание. | 1 | ||
13 | Память. | 1 | ||
14, 15, 16 | Правила здоровой жизни. | 3 |
Отметка о прохождении программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IIчетверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
17 | Ты и твое здоровье.12ч | Вредные привычки. | 1 |
18 | Проект «Вредные привычки». | 1 | |
19, 20 | Когда дом становится опасным. | 2 | |
21 | Опасности на дороге. | 1 | |
22, 23 | Если случилась беда. | 2 | |
24, 25 | Что нужно знать о болезнях. | 2 | |
26 | Чем человек отличается от животных. | 1 | |
27, 28 | От рождения до старости. | 2 | |
29 | Человек- часть природы 2ч | Поговорим о доброте. | 1 |
30 | О справедливости, правдивости и честности. | 1 | |
31 | Человек среди людей 6ч | О трудолюбии. | 1 |
32 | О смелости. | 1 |
Отметка о прохождении программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
33, 34,35,36 | Общение людей. | 2 | |
37, 38. | Родная страна: от края до края 10ч | Природные зоны России. | 4 |
39. | Почвы России. | 1 | |
40. | Рельефы России. | 1 | |
41. | Как возникали и строились города. | 1 | |
42 | Названия улиц. | 1 | |
43, 44. | Дружбу водить – добрым быть. | 2 | |
45. | О письменности. | 1 | |
46. | Образование – часть культуры. | 1 | |
47 48. | Человек - творец культурных ценностей.12ч | Образование в эпоху Петра I и после его правления. | 2 |
49, 50. | Русское искусство до XVIII (18) века. | 2 | |
51 | Искусство России XVIII (18) века. | 1 | |
52. | Искусство России XVIII (18) века. Проект «Что такое «парадный портрет»». | 1 |
Отметка о прохождении программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV четверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
53, 54, 55, 56, 57,58 | Золотой век русской культуры. | 5 | |
59. | Человек – защитник своего Отечества.6ч | Искусство России XX века. | 2 |
60. | Борьба славян с половцами. | 1 | |
61. | Войны со шведами и немецкими рыцарями. | 1 | |
62. | Куликовская битва. | 1 | |
63.-64 | 1812 год. | 1 | |
65. | Гражданин и государство.4ч | Великая Отечественная война. | 2 |
66. | . | Мы – граждане Российского государства. | 1 |
67 | Древняя и Московская Русь. Урок повторения и обобщения. | 1 | |
68. | Россия XVIII – XX (18-20) веков. Урок повторения и обобщения. | 1 |
Отметка о прохождении программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы..
Человек — живое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система.Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общиесведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развитияребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми
людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение,речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признакш заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв,
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, трудаи культуры народов).
Человек и культура. Человек - творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси.Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусствоXVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (в.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры
России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная
Дума современной России.
Человек - воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами.
Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) | ЭОР |
Человек – живое существо (организм) 16ч | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного. Учебные диалоги. Чтение, заполнение рисунков – схем «Строение систем». Чтение и обсуждение текстов. Проектная работа. Работа с рубриками | ||
1-2 | Организм человека. Нервная система | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах |
3 | Двигательная система организма человека | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах |
4-5 | Пищеварительная система | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах |
6 | Дыхательная система | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Пазлы Раскраски |
7 | Кровеносная система | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание3-5 |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах |
9 | Кожа | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Тест |
10-13 | Как человек воспринимает окружающий мир | 4 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задания 1-5 |
14 | Мир чувств | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Пазлы |
15 | Внимание | 1 | |
16 | Память | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Тест |
Твоё здоровье 12ч | Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений» | ||
17-18 | Режим дня | 2 | |
19 | Правила закаливания | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Тест |
20 | Можно ли снять усталость? | 1 | |
21-22 | Поговорим о вредных привычках | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Фото |
23-24 | Когда дом становится опасным | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Фото |
25-26 | Улица полна неожиданностей | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 1 |
27-28 | Если случилась беда | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 3 |
Человек – часть природы 2ч | Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Тест | |
29 | Чем человек отличается от животного? | 1 | Пазлы Раскраски |
30 | От рождения до старости | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Фото |
Человек среди людей 6 ч | Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей | ||
31 | Поговорим о доброте | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Тест | |
32 | Что такое справедливость | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Схемы Фото |
33 | О смелости | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 4 |
34-35 | Умеешь ли ты общаться? | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 6 |
36 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | |
Родная страна: от края до края 10ч | Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности Учебные диалоги. Чтение и обсуждение текстов о природных зонах. Просмотр видеофильмов | ||
37 | Природные зоны России Зона арктических пустынь и тундра | 1 | |
38 | Природные зоны России Тайга и зона смешанных лесов | 1 | |
39 | Природные зоны России Степи и пустыни | 1 | |
40 | Почва России | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 1 |
41-42 | Рельеф России | 2 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 6-7 |
43 | Как возникали и строились города | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Раскраски |
44 | Россия и её соседи. Япония | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Фото Видео Задания 4-6 |
45 | Россия и её соседи. Китай | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 8-9 |
46 | Россия и её соседи. Королевство Дания | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Чтение «рисунков - схем» |
Человек – творец культурных ценностей 12ч | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений Соотнесение произведения искусства с его автором.. Работа с рубриками учебника. Учебные диалоги. | ||
47 | Что такое культура | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Чтение «рисунков - схем» |
48 | Из истории письменности | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Задание 1 |
49-50 | О первых школах и книгах | 2 | |
51 | Чему и как учились при Петре1 | 1 | CD диск «Окружающий мир» 4 класс Видео |
52-53 | Русское искусство до18 века | 2 | |
54-55 | Искусство России 18 века | 2 | |
56-57 | Золотой век русской культуры (19 век) | 2 | |
58 | Искусство России 20 века | 1 | |
Человек – защитник своего Отечества 6 ч | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий | ||
59-60 | Как Русь боролась с половцами Битва на Чудском озере Куликовская битва | 2 | |
61 | Отечественная война 1812 года | 1 | |
62-63 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов | 2 | |
64 | Экскурсия в районный музей | 1 | |
Гражданин и государство 4 ч | Характеристика прав и обязанностей гражданина России. Постановка проблемы, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Определение метода деятельности, направленной на ее решение. Поиск способов решения проблемы, задача достижения цели в определенных условиях. | ||
65-67 | Гражданин и государство | 3 | |
68 | Итоговый тест | 1 | |
Итог: | 68ч из них контрольных работ 2ч |
Материально-техническое обеспечение
Н.В.Виноградова Окружающий мир 4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М. :Вентана - Граф, 2012
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: программа 1-4 классы- М. :Вентана - Граф, 2012. (Начальная школа 21 века)
Н.Ф.Виноградова: Окружающий мир 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений 4 класс в 2 ч.- М. :Вентана - Граф, 2015
Группа средств обучения/субъект образовательного процесса | Средства обучения, вошедшие в комплект | Формы работы со средством обучения* | Рекомендации по использованию |
1 класс | |||
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) | 1.Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской) | + |
|
2.Видеофильмы | + |
| |
Цифровые образовательные ресурсы (для ученика) | Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета. | + |
|
Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя) | 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета | + | Используются с 1 по 4 классы |
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок по основным разделам предмета | - | Используются с 1 по 4 классы | |
3.Набор муляжей (фрукты, овощи, ягоды, бахчевые культуры и т.п.) | - | Используются с 1 по 4 классы | |
5.Глобус физический | + | Используются с 1 по 4 классы | |
6.Флюгер демонстрационный | - | Используются с 1 по 4 классы | |
7.Панно демонстрационное магнитно-маркерное по различным темам предмета | - | Используются с 1 по 4 классы | |
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) | 1. Комплект динамических пособий (веера, пособия со шнурком и эластичным элементом) | - | Используется в 1 классе |
2.Комплекты раздаточных материалов по основным разделам предмета | - | Используется в 1 классе | |
3. Дидактические карточки-задания | + | Используется в 1 классе | |
++Лабораторное оборудование (для ученика) | 1.Набор химической посуды и принадлежностей по природоведению | - | Используются с 1 по 4 классы |
2.Гербарии (растения, виды почв, плоды и семена и пр.) | + | Используются с 1 по 4 классы | |
3.Коллекции (плодов и семян растений пр.) | - | Используются с 1 по 4 классы | |
3.Микроскоп ученический цифровой | - | Используются с 1 по 4 классы | |
4.Термометры для измерения температуры воды | - | Используются с 1 по 4 классы | |
6.Лупа | - | Используются с 1 по 4 классы | |
7.Компас | + | Используются с 1 по 4 классы | |
8.Компьютерные датчики для цифровых измерений | - | Используются с 1 по 4 классы | |
Книгопечатная продукция (для ученика) | Энциклопедии и справочники по основным разделам предмета | + | Используются с 1 по 4 классы |
Игры и игрушки (для ученика) | Обучающее лото, домино, викторины и др.настольные игры | - | Используются с 1 по 4 классы |
2-4 класс | |||
Цифровые образовательные ресурсы (для учителя) | 1.Электронные пособия (для использования при работе с интерактивной доской) | + | Используются со 2 по 4 классы |
2.Видеофильмы | + | Используются со 2 по 4 классы | |
Цифровые образовательные ресурсы (для ученика) | Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета. | + | Используются со 2 по 4 классы |
Демонстрационно-наглядные пособия для учителя | 1.Комплект демонстрационных таблиц по основны разделам предмета | + | Используются со 2 по 4 классы |
2. Модель "Торс человека" | + | Используются со 2 по 4 классы | |
Пособия для отработки практических умений и навыков (для учеников) | 1.Комплекты раздаточных материалов по основным разделам предмета | _ | Используются со 2 по 4 классы |
2.Дидактические карточки-задания | + | Используются со 2 по 4 классы | |
Игры и игрушки | Обучающие настольные игры | - | Используются со 2 по 4 классы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...