рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с содержанием образования по предметам и формами учебной деятельности, представленными в ООП НОО МОУ СШ№2 г. Сычевки, на основе планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» , Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011, (УМК «Школа России») и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (измен. 31.12.2015г.,18.05.2015г;
• СанПиН 2.4.2.2821-10
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
— воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
1 КЛАСС (66 ч)
Введение (1 ч) |
Знакомство с учебником и учебными пособиями. |
Что и Кто? (20 ч) |
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? |
Как, откуда и куда? (12 ч) |
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? |
Где и когда (11 ч) |
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми? |
Почему и зачем? (22 ч) |
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? |
2 КЛАСС (68 ч) |
Где мы живем? (4 ч) |
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. |
Природа (20 ч) |
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. |
Жизнь города и села (10 ч) |
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. |
Общение (7 ч) |
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. |
Путешествия (18 ч) |
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. |
3 КЛАСС (68 ч) |
Как устроен мир? (6 ч) |
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! |
Эта удивительная природа (18 ч) |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность (7 ч) |
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
Чему учит экономика (12 ч) |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
Путешествия по городам и странам (15 ч) |
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. |
4 КЛАСС (68 ч) |
Земля и человечество (9 ч) |
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. |
Природа России (10 ч) |
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. |
Родной край – часть большой страны (15 ч) |
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. |
Страницы всемирной истории (5 ч) |
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. |
Современная Россия (9 ч) |
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. |
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Рабочая программа по классам | ||||
Примерная программа | Рабочая программа | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1 | Человек и природа. | 139 | 139 | 38 | 34 | 37 | 30 |
2 | Человек и общество. | 89 | 89 | 18 | 21 | 18 | 32 |
3 | Правила безопасной жизни. | 25 | 25 | 6 | 8 | 9 | 2 |
4 | Проверочные работы. | 17 | 17 | 4 | 5 | 4 | 4 |
5 | Итого: | 270 | 270 | 66 | 68 | 68 | 68 |
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий*;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водные объекты, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- пчитать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств учебно-методического обеспечения |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Учебники Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 1 кл. Издательство "Просвещение" 2012г Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 2 кл. Издательство "Просвещение" 2012г Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 3 кл. Издательство "Просвещение"2012г Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 4 кл. Издательство "Просвещение"2012г Методические пособия Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 класс. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки:2 класс. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 3 класс. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 4 класс.
|
9 10 11 | Технические средства Экспозиционный экран. |
12 13 | Элетронно-звуковые пособия Видеофильмы по предмету |
Календарно-тематическое планирование
на_2016-2017_учебный год
предмет: окружающий мир_
класс 3б
№п/п | Тема урока | Основное содержание урока | Вид деятельности обучающихся | Количество часов Дата |
1 | Природа | Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. | -познакомятся с разнообразием природы; - выделять признаки живых существ; -раскрывать ценность природы для людей; -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | 1 |
2 | Человек | Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | -знать, чем человек отличается от других живых существ; -различать внешность человека и его внутренний мир; -перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение). - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | 1 |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | -объяснять смысл названия проекта «Богатства, отданные людям»; -называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям. - распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу) -выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы.
| 1 |
4 | Общество | Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | -определять место человека в окружающем мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; - описывать по фотографиям достоприме- чательности разных стран. -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; -формулировать выводы из изученного материала. | 1 |
5 | Что такое экология | Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | -обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; -изображать экологические связи с помощью моделей. -сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | 1 |
6=7 | Природа в опасности! | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры исчезнувших животных по вине человека .Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. | -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; -приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -объяснять, что такое ответственное отношение к природе. -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | 2 |
8 | Тела, вещества, частицы | Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | -раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. - классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | 1 |
9 | Разнообразие веществ | Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. | -раскрыть понятие «химия»; -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование -различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 1 |
10 | Воздух и его охрана | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха | -исследовать с помощью опытов свойства воздуха -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием.
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -высказывать предложения, делать выводы. | 1 |
11 | Вода | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | -исследовать с помощью опытов свойства воды -анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
12 | Превращения и круговорот воды | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | -моделировать круговорот воды в природе -различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему -высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя | 1 |
13 | Берегите воду! | Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе -извлекать из текста информацию в соответствии с заданием; -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели - высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
14 | Как разрушаются камни | Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. | Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента -моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении; -высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе; -готовить рассказ на основе наблюдений; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
15 | Что такое почва | Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
16 | Разнообразие растений | Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. | -приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. - подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
17 | Солнце, растения и мы с вами | Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | Обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
18 | Размножение и развитие растений | Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. | -объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. -наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений - Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
19 | Охрана растений | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; - приводить примеры растений из Красной книги России. - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе. -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | 1 |
20 | Разнообразие животных | Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. | Знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе. Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -Работать с электронным приложением к учебнику. -Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | 1 |
21 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов. | Учащиеся научатся классифицировать животных по типу пищи. - составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию - Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках, распределять обязанности в работе над проектом. | 1 |
22 | Размножение и развитие животных | Размножение и развитие животных разных групп. | Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. | 1 |
23 | Охрана животных | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | Объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников - Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | 1 |
24 | В царстве грибов | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. | Объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». - строить понятные для партнёра высказывания | 1 |
25 | Великий круговорот жизни | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. -Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | 1 |
26 | Организм человека | Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная | Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе | 1 |
27 | Органы чувств | Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | Рассказывать об органах чувств по плану самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -работать с терминологическим словарём. -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. | 1 |
28 | Надежная защита организма | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах | Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи -Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовят рассказ об уходе за кожей. | 1 |
29 | Опора тела и движение | Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека, осанка, важность выработки и сохранения правильной осанки. | Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку Находить упражнения для формирования правильной осанки. -Работать с терминологическим словарем. работать со взрослыми, слушать собеседника | 1 |
30 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта. | -объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. | 1 |
31 | Дыхание и кровообращение | Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота | -Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем. -измерять пульс - Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме | 1 |
32 | Умей предупреждать болезни | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. | Закаливать организм, предупреждать болезни Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. | 1 |
33 | Здоровый образ жизни | Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | Сформулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье. - работать с терминологическим словарём. -Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. -Работать в паре, составлять памятку. | 1 |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми | 1 |
35 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 1 |
36 | Огонь, вода и газ | Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. -Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. | 1 |
37 | Чтобы путь был счастливым | Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. | Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. | 1 |
38 | Дорожные знаки | Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. | 1 |
39 | Проект «Кто нас защищает» | Подготовка к выполнению проекта. | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д | 1 |
40 | Опасные места | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. | Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях. Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. | 1 |
41 | Природа и наша безопасность | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными | 1 |
42 | Экологическая безопасность | Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | -Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. | 1 |
43 | Для чего нужна экономика | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Раскрывать роль экономики в нашей жизни. -объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; -работать со взрослыми; - рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. | 1 |
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. | 1 |
45 | Полезные ископаемые | Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. | Различать важнейшие полезные ископаемые. -объяснять их значение в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. | 1 |
46 | Растениеводство | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. | Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются. Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. -Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений.
| 1 |
47 | Животноводство | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных. | Объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | 1 |
48 | Какая бывает промышленность | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | Различать отрасли промышленности. -обнаруживать взаимосвязи между ними. -различать продукцию каждой отрасли промышленности. Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. | 1 |
49 | Проект «Экономика родного края» | Подготовка к выполнению проекта. | -раскрывать роль экономики в жизни родного края; -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. -презентовать проект, выступать перед одноклассниками. - Коллективно создавать книгу « Экономика родного края». | 1 |
50 | Что такое деньги | Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков. | -Понимать роль денег. -объяснять, что такое деньги. -различать денежные единицы некоторых стран Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. -Работа в паре, сравнение монет разных стран. -практическая работа по различению денежных единиц. | 1 |
51 | Государственный бюджет | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. | -Объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем. - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | 1 |
52 | Семейный бюджет | Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. | Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. | 1 |
53 | Экономика и экология | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Моделировать экологические прогнозы. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе. -Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. - осуществлять сотрудничество со взрослыми | 1 |
54 | Золотое кольцо России | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности. | -Находить на карте города Золотого кольца России. -приводить примеры достопримечательностей этих городов. -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. -прослеживать маршрут путешествия по карте. | 1 |
55 | Проект «Музей путешествий» | Подготовка к выполнению проекта. | -Находить на карте города. - приводить примеры достопримечательностей этих городов. -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения. презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.
| 1 |
56 | Наши ближайшие соседи | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | -Находить и показывать на карте страны и их столицы. -приводить примеры достопримечательностей разных стран С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. -обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. | |
57 | На севере Европы | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. Соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. -Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города. | 1 |
58 | Что такое Бенилюкс | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. -работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности. - Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. | 1 |
59 | В центре Европы | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. -Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | 1 |
60-61 | По Франции и Великобритании (Франция) | Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции, Великобритании. -Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, Великобритании. Готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | 2 |
62 | На юге Европы | Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Рассказывать о стране по физической и политической картам. Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране . -Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. | 1 |
63-64 | По заметным местам мира | Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Ценить памятники истории и культуры. Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | 2 |
65-66 | Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценке своих достижений | Выполнять тесты с выбором ответа. Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. | 2 |
67-68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценке своих достижений | Самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | 2 |
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...