Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н.«Окружающий мир» , основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №43г. Борзя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_dmitrieva.docx | 67.35 КБ |
okruzh._mir.docx | 56.25 КБ |
okruzhayushchiy_mir.doc | 132 КБ |
okruzhayushchiy_mir.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир 3 класс
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Дата |
Приглашение к путешествию. |
| ||
Карты. |
| ||
Что такое погода. |
| ||
Народные приметы погоды. |
| ||
Климат. |
| ||
Пред_ ставление о климати_ ческих поясах. |
| ||
Почва. Состав почвы. |
| ||
Образова_ ние почв. Плодоро_ дие. |
| ||
Защита почв. |
| ||
Природные зоны суши Земли. |
| ||
Природные зоны. |
| ||
Где зародилось челове_ чество. |
| ||
Климат и природ_ ные зоны Африки. |
| ||
Климат и природ_ ные зоны Африки (продолже_ ние). 3 |
| ||
Родина че_ ловечества. Как появился человек. |
| ||
Жизнь древних людей. |
| ||
Самые древние го_ сударства. |
| ||
Лента времени. Материки и части света |
| ||
Расширение знаний о мире. |
| ||
Первые шаги в изучении природы. |
| ||
Ду_ ховная жизнь древ_ него челове_ ка. |
| ||
Географи_ ческое положение Европы. |
| ||
Первые люди на нашей Земле. |
| ||
Восточно_ Европей_ ская равнина. |
| ||
Степи. Раститель_ ный мир. |
| ||
Степи. Животный мир. |
| ||
Люди в степи. |
| ||
Лесостепь. |
| ||
Лесная зона. |
| ||
Сезонные изменения в лесу. |
| ||
Сезонные изменения в лесу (про_ должение). |
| ||
Как жили наши далекие предки. |
| ||
Расселение славян. «Путь из варяг в греки». |
| ||
Обо_ жествление природы. |
| ||
Родной край в далеком прошлом |
| ||
Первые русские князья. |
| ||
Принятие Русью хрис_ тианства. |
| ||
Расцвет Древнерус_ ского госу_ дарства. |
| ||
Древнерус_ ская культура. |
| ||
Ослабление Древнерус_ ского госу_ дарства. |
| ||
Ордынское нашествие. |
| ||
Угроза с запада. |
| ||
Залесская земля. |
| ||
Что такое природное сообщество. |
| ||
Законы лесной жизни. |
| ||
Природное сообщество луг. |
| ||
Природное сообщество озеро. |
| ||
Природное сообщество поле. |
| ||
Воз_ вышение Москвы. |
| ||
Куликовс_ кая битва. |
| ||
Стояние на реке Угре. |
| ||
Создание Московско_ го государ_ ства. |
| ||
Грозный царь. |
| ||
Развитие русской культуры. |
| ||
Русские первопро_ ходцы. |
| ||
Географи_ ческое положение Азии. Сибирь. |
| ||
Тайга. |
| ||
Природное сообщество болото. |
| ||
«Хожение за три моря». |
| ||
Смутное время. Спасители земли Русской. |
| ||
Расширение пределов страны. |
| ||
Природа тундры. |
| ||
Природа тундры (продолже_ ние). |
| ||
Арктичес_ кая пустыня. |
| ||
Народы Сибири. Рудознат_ цы. Послы. |
| ||
Россия накануне реформ. |
| ||
Повторение | |||
Повторение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию
связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
Все учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствуют федеральному компоненту Государственного Образовательного стандарта для начальной школы.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
2 класс
№ п/п | Тема урока | Предметные результаты | Виды деятельности | Дата |
Наша Родина – Россия. | Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн), знать название столицы. Характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи. |
| ||
Настоящее и прошлое Земли. | Различать старинные предметы быта и транспорта. Характеризовать предметы быта и технические изобретения с учетом их временной принадлежности (в далеком прошлом – в недавнем прошлом – в настоящем – в буду_ щем). Знакомиться с назначением старинных предметов быта. Устанавливать аналогии между современными и древними предметами быта человека, ныне живущими и вымершими животными |
| ||
Россия – родина космонавтики. | Называть дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года); фамилию и имя первого космонавта Земли; фамилию и имя первой женщины_космонавта Узнавать и показывать на рисунках и фотографиях Ю.А. Гагарина и других российских космонавтов. Определять качества характера, которыми должны обладать космонавты |
| ||
Материки и океаны. | Называть и находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли. Знакомиться с техническими средствами надводного и подводного плавания. Сравнивать океаны и моря, материки, острова и полуострова. |
| ||
Северный Ледовитый океан. | Называть и находить на карте Северный Ледовитый океан и 2–3 его моря (на выбор). Знать животных, обитающих на Северном полюсе (белый медведь, тюлени). Сравнивать океаны и моря. Выделять их существенные признаки. Показывать на карте территории России, омываемые Северным Ледовитым океаном. |
| ||
Органы чувств: зрение и слух. | Узнавать и называть органы зрения и слуха. Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение и слух. Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин) получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства |
| ||
Органы чувств: обоняние, вкус, осязание (урок-обобщение). | Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Характеризовать органы чувств в качестве защитников организма. |
| ||
Наблюдения рассуждения, выводы. | Осваивать способы получения информации об окружающем мире (наблюдать и проводить опыт). |
| ||
Инструменты и приборы. | Знакомиться с основными измерительными приборами (термометр, весы, сантиметровая лента). Изучать правила измерения температуры тела человека. Проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности. |
| ||
Книги и другие источники информации. | Различать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники ин_ формации (объекты живой и неживой природы). Использовать в практической деятельности источники информации |
| ||
Тела и вещества. | Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера) вещества. Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы |
| ||
Свойства газообразных веществ. | Называть газообразные вещества. Определять на рисунках расположение частиц в газообразном веществе. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании. Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме |
| ||
Свойства жидких и твердых веществ (урок_ обобщение). | Называть и приводить примеры твердых и жидких веществ. Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме |
| ||
Наука экология. | Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Знакомиться с правилами природоохранного и безопасного поведения в природе |
| ||
Звезда – Солнце. | Различать время суток; сезоны года. Определять расположение Земли в Солнечной системе (орбита Земли). Характеризовать Солнце как звезду (космическое тело), как источник тепла и света для Земли. |
| ||
Планеты Солнечной системы. | Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы. Представлять строение Солнечной системы, планеты, входящие в нее. |
| ||
Звезды и созвездия. | Различать звезды и созвездия. Находить на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, являющуюся ориентиром для путешественников |
| ||
Луна – спутник Земли. | Различать (на рисунках и ночном небе) естественный и искусственные спутники Земли. Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. Сравнивать по величине Солнце, Землю и Луну. |
| ||
Наблюдение за космическими телами (урок- обобщение). | Называть космические тела. Характеризовать понятия «год», «сутки», «месяц» временем обращения Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли. |
| ||
Наука о Земле. | Находить на карте и глобусе моря, океаны, материки и т.д.). Описывать легенду карты. Характеризовать географию как науку, изучающую Землю |
| ||
Горизонт. | Находить и указывать (на учебных рисунках, на открытой местности) горизонт и линию горизонта. |
| ||
Строение Земли. | Ознакомиться со строением Земли. Различать внутренние части (слои) Земли (ядро, мантия, земная кора); оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка – биосфера). |
| ||
Стороны горизонта. | Ориентироваться на местности относительно своего тела (вперед, назад, вправо, влево). Определять основные стороны горизонта: юг, север, запад, восток по Солнцу и Полярной звезде. Различать и показывать на картах основные и промежуточные направления сторон горизонта. |
| ||
Ориентирование по компасу. | Различать основные стороны горизонта (промежуточные направления). Знакомиться с правилами пользования компасом. Определять основные стороны горизонта по компасу. |
| ||
Определение сторон горизонта по народным приметам. | Иметь представление об основных народных приметах определения сторон горизонта в лесу и на открытом пространстве. Ориентироваться на местности по народным приметам. |
| ||
Глобус и географическая карта. | Сравнивать и различать глобус и карту. Иметь представление о тепловых поясах Земли. |
| ||
Рельеф Земли. | Различать главные формы рельефа. Определять на физической карте наиболее высокие горы и наиболее глубокие участки Мирового океана. |
| ||
Ландшафт Земли. | Сравнивать и различать ландшафты разных участков земной поверхности. Понимать и формулировать понятия «рельеф» и «ландшафт» |
| ||
Тепловые пояса Земли. | Знакомиться с тепловыми поясами Земли. Определять линии, ограничивающие тепловые пояса Земли. Показывать на глобусе и картах тепловые пояса Земли. |
| ||
Смена времен года. | Различать времена года, месяцы. Определять причины смены времен года на Земле Характеризовать признаки различных сезонов года в своей местности. |
| ||
Солнце – властелин времен года. | Называть времена года, месяцы; приборы, измеряющие время; причины смены времен года. Описывать особенности каждого времени года. |
| ||
Особенности Земли как планеты (урок_ обобщение). | Называть условия жизни на планете Земля: наличие воды, воздуха, света, тепла и живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе. Определять стороны горизонта по Солнцу и Полярной звезде. Ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года». Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. |
| ||
Энергия (тепло) Солнца. | Характеризовать Солнце как звезду, основной источник энергии на Земле. Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться (камень, вода). Делать на основе наблюдений выводы. |
| ||
Внутренняя сила Земли. | Различать и характеризовать стихийные бедствия: землетрясение, извержение вулканов, цунами. Объяснять причины возникновения землетрясений и вулканических извержений. |
| ||
Значение и свойства воды. | Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы. Характеризовать основные свойства воды |
| ||
Три состояния воды. | Определять три состояния воды. Различать и сравнивать их особенности. Понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояния в другое: воды в пар (испарение), воды в лед (замерзание), льда в воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация). |
| ||
Снег и лед. | Приводить примеры твердого состояния воды в природе (снег, лед). Соотносить природные явления и виды осадков. Обсуждать зимние виды спорта. Наблюдать в природе и на иллюстрациях формы снежинок. |
| ||
Жизнь животных и растений зимой. | Определять температуру замерзания воды и таяния снега. Характеризовать способности льда и снега удерживать под своей толщей тепло. Описывать на основе предложенного плана особенности состояния природы в зимнее время года. Обсуждать условия зимовки различных животных. Знакомиться со способами защиты от мороза различных животных. |
| ||
Вода – растворитель. | Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. |
| ||
Подземные воды Земли. | Различать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев и источников. Обсуждать значение подземных источников для живых организмов. Знакомиться с полезными свойствами минеральной воды. |
| ||
Источники воды в нашей местности (изучение краеведческого материала) | Называть природные источники воды в своей местности. Знать наиболее известные и крупные водоемы. Знакомиться с охраняемыми и целебными источниками. Различать два или несколько водоемов между собой по разным признакам. Распознавать виды местных животных, обитающих в водоемах. |
| ||
Атмосфера Земли: состав и значение воздуха. | Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Анализировать диаграмму состава воздуха. Выявлять значение кислорода в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). |
| ||
Свойства воздуха. | Определять свойства воздуха (прозрачен, не имеет запаха, не имеет постоянной формы, сжимается, проводит звук, переносит запахи). Измерять температуру воздуха. |
| ||
Движение воздуха. | Определять основные стороны горизонта. Определять с помощью флюгера направление ветра. Характеризовать причины возникновения ветра. |
| ||
Грозные ветры. | Различать разновидности разрушительных ветров. Осваивать правила поведения человека во время стихийных бедствий. Характеризовать проявления урагана и смерча. |
| ||
Сила воды, ветра и Солнца на Земле (урок_ обобщение) | Характеризовать значение воды, ветра и Солнца в природе и для человека. Объяснять основные правила безопасного использования электроприборов |
| ||
Круговорот воды в природе. | Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). Составлять простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. |
| ||
Загрязнение вод человеком. | Иметь представление о веществах, загрязняющих водоемы планеты: удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые металлы (например, ртуть). Составлять простейшую схему круговорота воды в природе при условии попадания в воду опасных веществ. |
| ||
Вода, ветер и рельеф (урок_ обобщение). | Определять причины разрушения рельефа местности. Характеризовать различные природные явления Земли; известные стихийные бедствия. Знать телефоны экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. |
| ||
Человек и неживая природа. | Характеризовать использование человеком различных природных объектов. Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. |
| ||
Жизнь – уникальная особенность Земли. | Различать основные группы живой природы (царства растений, животных, грибов, бактерий). Определять особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни. |
| ||
Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. | Описывать разные формы растений. Определять части растений. Различать водоросли, мхи, папоротники. Сравнивать их признаки. |
| ||
Хвойные и цветковые растения. | Сравнивать, характеризовать и приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Узнавать растения, описывать их внешний вид с использованием гербарного материала |
| ||
Дикорастущие и культурные растения. | Различать культурные и дикорастущие растения. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений (в природе родного края). Характеризовать растения, выращиваемые в саду, поле, огороде (в местных условиях). Выделять существенные признаки культурных и дикорастущих растений одного и того же вида. |
| ||
Условия для прорастания и роста растений. | Определять условия, необходимые для прорастания семян (вода, тепло, воздух) и роста растений (вода, тепло, воздух, свет). Проводить простейшие опыты и наблюдения. |
| ||
Что мы едим. | Характеризовать фрукты и овощи, произрастающие на местной территории, приводить примеры. Распознавать съедобные части культурных растений. Подводить растения со съедобными корнями под понятие «корнеплод». Сравнивать по величине плоды дикорастущих и культурных растений (яблоня, клубника). Объяснять причины их изменений. Различать понятия «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ» |
| ||
Растения- путешественники. | Характеризовать культурные и комнатные растения своей местности. Приводить 3–4 примера названий комнатных растений. Осваивать правила ухода за комнатными растениями. |
| ||
Грибы: съедобные и ядовитые. | Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2–3 примера грибов, растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. |
| ||
Значение растений и животных на Земле (урок_ обобщение). | Характеризовать признаки растений и животных. Определять условия, необходимые для жизни растений и животных. Устанавливать взаимоотношения растений и животных в природе. Выявлять значение растений и животных в природе; воздействие человека на мир растений и животных. |
| ||
Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | Различать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Распознавать по рисункам, в природе представителей моллюсков, насекомых и паукообразных. Сравнивать по внешнему строению насекомых и паукообразных. |
| ||
Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | Распознавать на рисунках, в природе различных представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся; ядовитых змей. Описывать и сравнивать их внешнее строение. Определять значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. |
| ||
Группы животных: птицы и млекопитающие. | Сравнивать внешнее строение и размножение птиц и млекопитающих. Характеризовать значение птиц и млекопитающих в жизни человека, в природе. Называть представителей охраняемых птиц и зверей местной фауны (1–2 вида). |
| ||
Особенности размножения разных животных. | Различать стадии развития и взросления животных основных групп (насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). Указывать (на рисунках, в природе) взрослых особей, детенышей (или личинок). Объяснять значение разного количества детенышей у животных в природе |
| ||
Животные и среда их обитания (урок_ обобщение). | Различать основные среды обитания животных. Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой его обитания. Описывать любое животное по плану. Выделять его существенные признаки, связанные со средой обитания. Объяснять значение смены окраски у некоторых животных. |
| ||
Питание животных. | Приводить примеры (по 2–3 вида растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных. Иметь представление о принципе построения пищевой цепи. Составлять простейшие цепи питания (обитателей водоема, леса, степи). Выявлять (на рисунках, схемах) пропущенные звенья в цепи питания. Классифицировать группы животных по характеру питания |
| ||
Дикие и домашние животные. | Различать диких и домашних животных (в том числе своего края, области); продукты животноводства (мясо, молоко, шерсть) и птицеводства (мясо, яйца). Приводить примеры (2–3 вида) птиц и зверей, обитающих в родном крае. Сравнивать и выделять существенные признаки домашних и диких животных. |
| ||
Бактерии: невидимые организмы. | Характеризовать царства бактерий как мельчайшие организмы. Определять значение бактерий для человека. Понимать назначение микроскопа. |
| ||
Гигиена – наука о чистоте и здоровье. | Обсуждать пути заражения человека вредными бактериями. Выявлять опасность попадания бактерий в открытые раны. Понимать и проявлять нацеленность на постоянное соблюдение правил гигиены. Знакомиться с некоторыми опасными заболеваниями, вызываемыми бактериями (ангина, пищевые отравления). |
|
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование.
1 класс
№ | Дата | Тема | Предметные результаты | Виды деятельности | ||
Что такое окружающий мир (21 час)
| ||||||
1 | Что такое окружающий мир | Знать понятия «окружающий мир», «объекты природы», «объекты, сделанные человеком». Описывать на основе предложенного плана изученные объекты. | Характеризовать признаки времен года, описывать сезонные изменения в природе; Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. | |||
2 | Где мы живем | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе. | Характеризовать признаки времен года, описывать сезонные изменения в природе; Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. | |||
3 | Природа и её изменчивость | Называть основные особенности каждого времени года. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений. | Наблюдать за окружающим миром. Называть окружающие предметы и их признаки. Описывать свою местность. Сравнивать, анализировать. | |||
4 | Природа – первый «учебник» человека | Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений. | |||
5 | Вселенная, или космос | Знать понятие Вселенной, космоса. Различать (узнавать) изученные объекты; понимать значение Солнца для жизни на Земле. | Группировать природные объекты. Характеризовать космические тела | |||
6 | Земля как планета. | Различать (узнавать) изученные объекты; Сравнивать природные условия на Земле и на Луне. Понимать чередование дня и ночи, смены времён года на Земле. Причины жизни на Земле. | Исследовать причины смены дня и ночи, времен года. Проведение опытов. | |||
7 | Луна – спутник Земли | Различать (узнавать) изученные объекты; Сравнивать природные условия на Земле и на Луне. Понимать чередование дня и ночи, смены времён года на Земле. Причины жизни на Земле. | Исследовать причины смены дня и ночи, времен года. Проведение опытов. | |||
8 | Значение воды на Земле | Осознавать значение воды на Земле, необходимость её охраны от загрязнения и экономного расходования. Общее представление о воздухе как о газообразном веществе. Устанавливать связь между деятельностью человека и состоянием природы. | Наблюдать, сравнивать. Исследовать необходимость значения воды, воздуха на Земле. | |||
9 | Значение воздуха на Земле | Осознавать значение воды на Земле, необходимость её охраны от загрязнения и экономного расходования. Общее представление о воздухе как о газообразном веществе. Устанавливать связь между деятельностью человека и состоянием природы. | Наблюдать, сравнивать. Исследовать необходимость значения воды, воздуха на Земле. | |||
10 | Разнообразие природы | Причины разнообразия природы нашей страны, области. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. Понятие о тепловых поясах. | Сравнивать, наблюдать. Характеризовать природу своего края. | |||
11 | Неживая и живая природа. Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; выделять признаки, присущие объектам живой и неживой природы; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы и объекты, созданные человеком. | Группировать предметы живой и неживой природы. | |||
12 | Живая природа. Животные | Узнавать компоненты окружающего мира, дифференцировать понятия «растения» и «животные». Классифицировать объекты живой природы. | Исследовать разные группы животных; классифицировать объекты живой природы. | |||
13 14 | Царства живой природы. Растения. Строение растений. Деревья, кустарники, травы | Знать научное понятие «растение». Определять основные части растений и их существенные признаки. Знать редкие виды растений. | Исследовать части растений; выделять их существенные признаки. | |||
15 | Зависимость растений от природных условий. Растения и человек. | Знать научное понятие «растение». Определять основные части растений и их существенные признаки. Знать редкие виды растений. Узнавать объекты живой природы, знать о ее разнообразии, изменчивости, о зависимости от неживой природы. Уметь приводить примеры представителей животного и растительного мира. Называть по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты. | Исследовать части растений; выделять их существенные признаки Различать представителей животного и растительного мира. Описывать растения и животное. | |||
16 | Животные | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Осознавать ценность природы; выполнять правила безопасного поведения в природе. Формировать поведение и разумное использование природных богатств. | Группировать предметы живой и неживой природы; | |||
17 | Разнообразие растений и животных | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Осознавать ценность природы; выполнять правила безопасного поведения в природе. | Различать представителей животного и растительного мира. Описывать растения и животное. | |||
18 | Природа и человек | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Осознавать ценность природы; | Характеризовать деятельность человека по его профессии. | |||
19 | Земная поверхность | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты Называть по описаниям, рисункам, фотографиям | Характеризовать деятельность человека по его профессии. | |||
20 | Труд людей. Проверь себя | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Называть по описаниям, рисункам, фотографиям | Характеризовать деятельность человека по его профессии | |||
21 | Поздняя осень | Называть основные особенности каждого времени года. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений . | Характеризовать признаки времен года, описывать сезонные изменения в природе; Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. | |||
Из истории Земли (11 часов) | ||||||
22 | Модели и изображения Земли | Познакомиться с глобусом – моделью Земли, картой. Использовать готовые модели (глобус) для нахождения полюсов, экватора, материков, океанов. Знать названия материков, океанов. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на глобусе и карте. | |||
23-24 | Географическая карта | Познакомиться с глобусом – моделью Земли, картой. Использовать готовые модели (глобус) для нахождения полюсов, экватора, материков, океанов. Читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на глобусе и карте. | |||
25 | Азбука географии | Познакомиться с глобусом – моделью Земли, картой. Использовать готовые модели (глобус) для нахождения полюсов, экватора, материков, океанов. Читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на глобусе и карте. | |||
26 | Тепловые пояса. | Знать материки и океаны, показывать их на карте. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на карте | |||
27 | Облик Земли постоянно меняется. | Знать материки и океаны, показывать их на карте. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на карте | |||
28 | Наш город | Накопить географические знания о родном городе и области. Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Получить дополнительную информацию о достопримечательностях родного края; находить на карте свой регион и его главный город. | |||
29 | Так или не так? Проверь себя. | систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. | Сопоставляют прочитанное и увиденное, выдуманное авторами, с реальной жизнью | |||
30 | Место и время | Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Работают в группе и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире | |||
3132 | Как открывали новые земли | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Исследовать условия, необходимые для жизни на Земле. | |||
Главная особенность Земли.(13ч)
| ||||||
33 | Появление и развитие жизни на Земле | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Исследовать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | |||
34 | Древние растения и животные | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Исследовать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | |||
35 | Современные растения и животные | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Исследовать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | |||
36 | Древняя и современная природа Земли. История Земли в схеме | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Исследовать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | |||
37 | Растительноядные и хищные животные | Различать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания Сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания | Найти различия и сходства между растительноядными и хищными животными по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания. | |||
38 | Природа зимой | Называть основные особенности каждого времени года. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений . | Характеризовать признаки времен года, описывать сезонные изменения в природе; Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать причины сезонных изменений; | |||
39 | Становление человека. Предки человека. Человек-охотник и кочевник | Различать прошлое, настоящее, будущее; использовать дополнительные источники информации; выяснять способы охоты, виды деятельности древнейшего человека. Анализировать причины расселения человека на новые земли и условия изобретения простейших орудий и оружия. | Проанализировать изменения человека, его образ жизни, способ питания. Получить дополнительную информацию о видах деятельности древнего человека. | |||
40 | Человек прямоходящий Орудия труда | Использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни развития человека на разных этапах. Сравнивать предков человека на разных этапах его развития. Различать прошлое, настоящее, будущее; приводить примеры орудий труда древнего человека. Сравнивать орудия труда древнего человека с современными. | Пронаблюдать изменения предков человека на разных этапах его развития. Сравнить орудия труда древнего человека с современными. | |||
41 | Родовой строй | Различать прошлое, настоящее, будущее; понятия «родовой строй», жизнь родовым строем, общиной. Наблюдать этапы развития человека. | Пронаблюдать изменения предков человека на разных этапах его развития. | |||
42 | Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки | Использовать дополнительные источники информации; приводить примеры, различать диких и домашних животных. Понимать происхождение домашних животных | Исследовать происхождение домашних животных. | |||
43 | Начало оседлой жизни | Использовать дополнительные источники информации; приводить примеры, различать диких и домашних животных. Понимать происхождение домашних животных | Исследовать происхождение домашних животных. | |||
44-45 | Земля рассказывает о себе. Что ты узнал о Земле и наших предках. Проверь себя. | Объяснять этапы развития жизни на Земле. Знать профессии археолог, палеонтолог, историк. | Различают диких и домашних животных. Получить дополнительную информацию о видах деятельности древнего человека. Пронаблюдать изменения предков человека на разных этапах его развития. | |||
Мы – часть окружающего мира (21 час) | ||||||
46 | Кто такие мы? | Рассуждать о месте, назначении человека на Земле; выяснять , какие причины влияют на эволюцию жизни общества. Находить причины влияющие на эволюцию жизни общества. | Исследовать причины, влияющие на эволюцию жизни общества. | |||
47 | Мы разные по внешнему виду и по возрасту | Находить причины, влияющие на образ жизни людей в разных природных условиях. Представлять жизнь людей разного возраста и внешности | Исследовать причины, влияющие на эволюцию жизни общества. | |||
48 | Мы живем в разных природных условиях. | Находить причины, влияющие на образ жизни людей в разных природных условиях. Представлять жизнь людей в разных природных условиях. | Исследовать жизнь людей в разных природных условиях | |||
49 | Люди живут в разных странах. Обычаи разных народов | Понимать многообразие и разнообразие государств; представлять разнообразие национальных характеров, обычаев, праздников. Различать государства, которые есть на Земле их праздники и обычаи. | Различать людей по возрасту, по национальностям. Получить дополнительную информацию о разнообразии национальных характеров, обычаев, праздников. | |||
50 | Мы живем в разном времени суток. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Соблюдать правила экологического поведения; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. | Исследовать причины сезонных изменений; проводить групповые наблюдения во время экскурсии; использовать средства дополнительной информации. | |||
51-52 | Мы заняты разным делом | Использовать простейшие взаимосвязи для объяснения необходимости бережного отношения к природе.Осознавать ценность и уникальность природы России и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | Получить дополнительную информацию о разнообразии профессий. | |||
| Охрана окружающей среды | Использовать простейшие взаимосвязи для объяснения необходимости бережного отношения к природе.Осознавать ценность и уникальность природы России и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | Соблюдать законы современной жизни, нравственные законы, правила личной безопасности и безопасности окружающих; оценивать характер отношения людей к природе. | |||
54 | Весна в природе | Называть основные особенности каждого времени года. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений . | Характеризовать признаки времен года, описывать сезонные изменения в природе; Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. | |||
55 | Россия - любимая наша страна. | Понимать многообразие и разнообразие государств; сравнивать их природу с природой России. Различать государства, которые есть на Земле | Исследовать многообразие и разнообразие государств; сравнивать их природу с природой России. | |||
56 | Транспорт и связь | Знать правила поведения в общественных местах и на улице. обобщить знания о видах транспорта и средствах связи | Демонстрируют в игре правила пользования различными видами транспорта. Моделируют ситуации, вязанные с правилами пользования телефоном | |||
57-58 | Что вы знаете о своей стране | Понимать богатство и уникальность природы России. Иметь видеть географические объекты, правильно их показывать | Обмениваются сведениями о родной стране, полученными из средств массовой информации | |||
59 | Из истории Древней Руси. Как жили наши предки. | Различать прошлое, настоящее, будущее; представлять быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность. Различать прошлое, настоящее, будущее; представлять быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность | Исследовать быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность. | |||
60-61 | Жизнь современного человека. | Соблюдать законы современной жизни, нравственные законы, правила личной безопасности и безопасности окружающих; оценивать характер взаимоотношений людей. Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | |||
62 | Законы современной жизни. | Знать правила поведения в общественных местах, на улице, в школе. Профессии. Правила вежливости. Знать правила поведения в общественных местах и на улице | Анализировать взаимоотношения людей в различных социальных группах. | |||
63 | Государственные праздники. | обобщить знания о государственных праздниках | Рассказывают о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации | |||
64 | Символы государства. | обобщить знания о символах государства | Объясняют основные изображения герба России, узнают среди гербов других стран, прослушивают и декламируют Гимн РФ | |||
65 | Что мы узнали на уроках окружающего мира | проверить и обобщить знания учащихся по пройденному материалу. | Выполняют самостоятельно практическую работу. Работают в группе и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире | |||
66 | Задание на лето. | пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, , правила рационального питания и личной гигиены; | Рассуждать о том, как лучше провести летние каникулы |
Учебно-методический комплект.
1.Учебник Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир.
2.Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014г.
3.Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир.
4.Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014г.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н.«Окружающий мир» , основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №43г. Борзя.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс призван решать следующие задачи:
• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
• формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
В 1 классе перед ребенком разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы. Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Содержание курса в 4 классе- следующий этап познания человеком окружающего мира. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Школьники знакомятся с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков «Обучение и развитие» с. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье,
чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение окружающего мира в классе начальной школы отводится:
в 1 классе всего 66 ч (2 ч в неделю;33 учебных недель)
в 2 классе всего 68ч (2 часов в неделю; 34 учебных недели).
в 3 классе всего 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
в 4 классе всего 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Общий объем учебного времени составляет 270 часов .
Ценностные ориентиры содержания учебного плана
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать своё место в окружающем мире, участвовать в его созидании и т.д.
Предмет помогает ученику в формировании личного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения, способного на созидание.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоение предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
-основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
-этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
-понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
-принятие установки на здоровый образ жизни;
-принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Обучающийся получит возможность для формирования
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности-неуспешности учебной деятельности;
-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
-строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
-диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;- контролировать действия партнера;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета | Планируемые предметные результаты | ||
| |||
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. | Выпускник научится: ·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; ·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; ·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; ·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; ·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; ·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; ·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; ·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; ·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; ·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: ·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; ·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; ·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; ·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; ·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; ·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
| |||
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. | Выпускник научится: ·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; ·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; ·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; ·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; ·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: ·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; ·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; ·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; ·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||
| |||
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...