«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Цели урока:
1. Образовательные:
· научить решать задачи на движение вдогонку;
· научить составлять задачи на движение вдогонку.
2. Развивающие:
· Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;
· Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.
·
3. Воспитательные:
· Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;
· Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;
· Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формирование УУД:
· Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
· Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
· Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
· Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki._urok_28.docx | 131.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФБГОУ ВПО
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
конспект урока математики в 4 классе
по теме:
«Движение вдогонку»
Студентки 5 курса, гр. НОЗ - 51
Института педагогики заочной формы обучения
Специальность «Педагогика и
методика начального образования»
Коженкиной Александры Сергеевны
Проверил: Зиновьева В. Н.
План-конспект урока по математике по теме: «Движение вдогонку»
Урок по образовательной системе «Школа 2100»
Цели урока:
- Образовательные:
- научить решать задачи на движение вдогонку;
- научить составлять задачи на движение вдогонку.
- Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;
- Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.
- Воспитательные:
- Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;
- Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формирование УУД:
- Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
- Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
- Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Оборудование:
- Карточки для работы на разных этапах урока;
- Презентация;
- Учебник и рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
- Самоопределение к деятельности.
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
- Что это?
- Задача.
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке?
- Решать задачи.
- Да, сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с темой движения, и будем решать задачи нового типа.
- Но для начала нам надо подкрепить наш вычислительный аппарат.
- Актуализация знаний.
- Представьте, что вы кругосветные путешественники. «Почему?» - спросите вы. Да, потому, что каждый из вас успел в своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь, равный окружности земного шара. Не верите? Давайте вместе и проверим.
t = 5 ч 1 день – 25 км V = 8000 км/год
V = 5 км/ч 360 дней - ? км S = 40000 км
S - ? км t - ? лет
- В течение дня вы проводите на ногах не менее 5 часов. При средней ходьбе человек проходит 5 км/ч. Сколько километров проходит человек за день?
- 25 км.
- Определите, какой путь проходит каждый из нас в течение года.
- 25 * 360 = 9000 (км)
- Какое правило используем для вычисления?
- Умножение суммы на число.
- Человек, никогда не покидавший родного города, ежегодно проходит пешком 8000 – 9000 километров. Окружность Земного шара имеет длину 40000 километров. Вычислите, во сколько лет совершаем мы пешеходное путешествие, равное кругосветному?
- 40000 : 8000 = 5 (лет)
- Будем считать, что человек начинает ходить с 2-х летнего возраста. Во сколько лет вы совершите 2 таких кругосветных путешествия?
- В 12 лет.
- Дожив до 60 лет, мы 10 раз обойдем вокруг Земного шара, т.е. пройдем путь, более длинный, чем расстояние от Земли до Луны.
- Какими понятиями мы пользовались?
- Скорость, время, расстояние.
- Как найти скорость?
- V = S : t
- Как найти время?
- t = S : v
- Как найти расстояние?
- S = v * t
- Сегодня, эти понятия помогут нам в решении задач.
- Внимание на доску:
- Что можете сказать об этих схемах?
- Два объекта движутся навстречу друг другу и в противоположных направлениях.
- Какие понятия помогут нам решить задачи по этим схемам?
- Внимание на доску:
Скорость сближения
Vсбл. = V1 + V2
Скорость удаления
Vудал. = V1 - V2
- Что такое скорость сближения?
- (Ответы детей)
- Что такое скорость удаления?
- (Ответы детей)
- Составьте выражение и найдите его значение:
Из пунктов А и В, удаленных друг от друга на 200 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 10 км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 4 часа? Когда произойдет встреча?
- Постановка учебной задачи.
- Какое задание выполняли?
- Находили расстояние между велосипедистом и автобусом через 4 часа после их выхода.
- Как они двигались?
- Одновременно вдогонку.
- Почему вы не смогли найти это расстояние?
- У нас нет алгоритма его выполнения.
- Что же нам сделать, чтобы решить задачу – поставьте перед собой цель.
- Нам надо построить алгоритм нахождения расстояния между объектами при движении вдогонку.
- Сформулируйте тему урока.
- Движение вдогонку.
- «Открытие нового знания».
№1, стр.97.
- Прочитайте задачу.
- Из пунктов А и В, удаленных друг от друга на 200 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 10 км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 1 час? Чему оно будет равно через 1 ч, 2 ч, 3 ч, t ч? Когда произойдет встреча?
Закончи построения на координатном луче и обозначь место встречи флажком. Заполни таблицу и запиши формулу зависимости расстояния d между автобусом и велосипедистом от времени движения t.
- Как найти время до встречи с помощью вычислений? Докажи.
- Запиши формулу зависимости между величинами и
- Какое расстояние было между велосипедистом и автобусом в самом начале?
- 200 км.
- Какова их скорость сближения? Заполните в учебнике.
- Vсбл. = 60 - 10 = 50 (км/ч)
- Что показывает скорость сближения 50 км/ч?
- Она показывает, что велосипедист и автобус за каждый час сближаются на 50 км.
- Как же узнать, каким оно стало через 1 час?
- Надо 50 км вычесть из 200 км, получим 150 км.
- Что же будет происходить дальше?
- Потом они сблизятся еще на 50 км, потом еще на 50 км и т.д.
- Как же определить расстояние через 2 ч, 3 ч?
- Надо из 200 вычесть 50 * 2, 50 * 3.
- Закончите заполнение таблицы.
- 200 - (60 - 10) * 2 = 100
- 200 - (60 - 10) * 3 = 50
- 200 - (60 - 10) * 4 = 0
- 200 - (60 - 10) * t = …
- Запишите формулу расстояния d между велосипедистом и автобусом в момент времени t.
- d = 200 - (60 - 10) * t, или d = 200 - 50 * t.
- Что произошло через 4 часа?
- Велосипедист и автобус встретились.
- Как это вычислить по формуле, не используя построений?
- Расстояние в момент встречи равно 0, значит, tвстр. = 200 : (60 – 10).
- Запишите это равенство, используя знак умножения.
- 200 - (60 - 10) * tвстр.
Полученные равенства фиксируются на доске:
d = 200 - (60 - 10) * t 200 = (60 - 10) * tвстр.
- Обозначьте первоначальное расстояние (200 км) буквой s, а скорости велосипедиста и автобуса (10 км/ч и 60 км/ч) – v1 и v2 и запишите полученные равенства в обобщенном виде.
Число 200 закрывается в равенствах на доске буквой s, а числа 10 и 60 – буквами v1 и v2. Получаются формулы, которые на данном уроке можно использовать как опорные конспекты:
d = s - (v1 - v2) * t s = (v1 - v2) * tвстр.
- Эти формулы можно перевести с математического языка на русский в форме правил:
- Чтобы при одновременном движении вдогонку найти расстояние между двумя объектами в данный момент времени, можно из первоначального расстояния вычесть скорость сближения, умноженную на время в пути.
- При одновременном движении вдогонку первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженной на время до встречи.
Данные правила не должны заучиваться формально – это малопродуктивно, а должны воспроизводиться как выражение в речи смысла построенных формул. При этом каждая из формул хранит в себе богатейшую информацию о том, как найти значение любой из входящих в нее величин. Например, из второй формулы следует, что время до встречи равно первоначальному расстоянию, деленному на скорость сближения, а скорость сближения, наоборот, - первоначальному расстоянию, деленному на время до встречи. Таким образом, построенные формулы помогают решить практически любую задачу на одновременное движение вдогонку, поскольку в них показана связь между всеми существенными его характеристиками.
- Первичное закрепление.
Организуется комментированное решение задач на использование введенных алгоритмов: сначала фронтально, затем в группах или парах.
№2, стр. 98.
- Решите задачу.
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идет со скоростью 80 м/мин, а Боря — со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
- 80 - 60 = 20 (м/мин) – скорость сближения мальчиков;
- 100 : 20 = 5 (мин).
100 : (80 - 60) = 5 (мин).
Ответ: Миша догонит Борю через 5 мин.
№4, стр. 98.
- Составьте по схемам взаимно обратные задачи и решите их:
1 и 2 выполняются фронтально.
3 и 4 выполняются в группах или парах.
- (115 – 25) * 3 = 270 (км);
- 115 – 270 : 3 = 25 (км/ч);
- 270 : (115 – 25) = 3 (ч);
- 270 : 3 + 25 = 115 (км/ч).
- Самостоятельная работа.
Учащиеся проводят самоконтроль и самооценку усвоения ими построенного алгоритма. Они самостоятельно решают задачу на новый вид движения, проверяют и оценивают правильность своего решения и убеждаются в том, что новый способ действий ими освоен. В случае необходимости ошибки корректируются.
№3, стр. 98.
- Решите задачу.
Из пунктов А и В одновременно в одном направлении выехали 2 поезда. Скорость первого поезда равна 80 км/ч, а скорость второго поезда, идущего вдогонку первому поезду, равна 110 км/ч. Встреча произошла через 4 ч после выезда поездов. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты А и В?
- 110 – 80 = 30 (км/ч) – скорость сближения поездов;
- 30 * 4 = 120 (км).
(110 – 80) * 4 = 120 (км).
Ответ: пункты А и В находятся на расстоянии 120 км друг от друга.
- Включение в систему знаний и повторение.
Выполняются задания на закрепление ранее изученного материала.
№6, стр. 98.
- Решите задачу.
В бочку с водой проведен шланг, через который в нее вливается 9 ведер воды в час. Через другой шланг водой из бочки поливают огород, расходуя при этом 16 ведер воды в час. Через сколько времени опустошится полная бочка, вмещающая 21 ведро воды, если оба шланга начнут использоваться одновременно?
- 16 – 9 = 7 (в./ч) – скорость уменьшения воды в бочке;
- 21 : 7 = 3 (ч).
21 : (16 – 9) = 3 (ч).
Ответ: полная бочка опустошится через 3 часа.
- Домашняя работа.
- Дома по новой теме нужно выучить опорные конспекты – то есть новую формулу и придумать и решить свою задачу на новый вид движения - движение вдогонку, аналогичную №2.
- Дополнительно по желанию можно выполнить задачу №7.
№7, стр. 99
В кухне у Вовочки было 18 мух. Вовочка бьет мухобойкой 5 мух в минуту, и в кухню в то же время влетают 2 новые мухи. Через сколько времени в кухне не останется мух?
18 : (5 – 2) = 6 (мин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по математике по образовательной системе «Школа 2100»
Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Урок 11(1.9)(математика 2класс ) (Образовательная система «Школа 2100», автор Т.Е.Демидова, С.А.Козлова) Тема: Высказывания
Тема: Высказывания.Цели:1. Помочь детям уяснить, что называют переменной и значениями переменной.2. Закреплять умение выделять высказывание, различать истинные и ложные высказывания.3. Закреплять умен...
«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...
Особенности преподавания математики в Образовательной системе «Школа 2100» по учебнику Демидовой Т.Е.
В работе раскрыты особенности преподавания математики в Образовательной системе "Школа 2100" средствами учебника Демидовой Т.Е. Объяснён принцип минимакса при планировании урока.Отмечена направленност...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Умножение. (Образовательная система «Школа 2100»)
Знакомство с действием умножения....
Конспект урока по математике по образовательной системе "Школа 2100". 1 класс. "Ломаная. Многоугольник"
Конспект польностью соответствует требованиям ФГОСНОО. Урок направлен на развитие УУД. Используются приемы ТРКМ....