Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конобрицкая Ирина Михайловна

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир  

2класс  «Школа 2100»

Тема: Экологические системы

Цели:

– Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

– Помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.

– Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме, почве. Понятие: экосистема

Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о роли живых организмов.

Оборудование: иллюстрации природных пейзажей, живых организмов, рисунки  города, леса, раздаточный материал, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι.Организационный момент

-Доброе утро, ребята!

Повернитесь друг  к другу, возьмите друг друга за руки  и пожелайте успешной работы.

Учащиеся поворачиваются друг другу в паре и желают успешной работы.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Посмотрите на доску.

Какие понятия вы можете объяснить?

(живая природа, неживая природа, экологические системы)

Какие объекты вы отнесёте к живой природе?

К неживой природе?

Как отличить живые организмы от неживых предметов?

Какое понятие у вас вызвало затруднение? (экологические системы) «экос»  -дом

Система – это части, связанных друг с другом в единое целое.

Хотите  ли вы узнать, что оно обозначает?

Какой будет тема урока?

Сформулируем цели нашего урока:

  • узнать, где каждому живому организму будет жить комфортно;
  • определить условия места обитания живого организма;
  • научиться находить связь между живыми и неживыми организмами в экосистемах;
  • узнать, что  является экологической системой.

Что  вам  поможет  в достижении  ваших целей?

(наши знания, учебник, совместная работа…..)

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

  • Моря, океаны, леса и поля,

 Ветра и туманы, дожди и снега:

Здесь все-для комфорта,здесь все-для жилья.

Красивая наша  планета ……..(Земля!)

Чем является планета для всех всех  живых организмов?(домом)

Попробуйте найти дом для этих живых организмов.

(Верблюд- верблюжья колючка- пустыня;

Медведь- берёза- лес;

Рыба- водоросли- море)

Почему живые организмы чувствуют себя здесь как дома?

Учитель фиксирует на доске:

--достаточно пищи,

-достаточно света и тепла

-есть защита от врагов.

Как они приспособились к условиям обитания и друг к другу?

  • -Как бы вы называли  это место, где живой организм чувствует себя как дома?
  • На доске: дуб, гусеницы, синица и ястреб.

Что вы видите?

Где вы можете встретить эти организмы?

Чем для них является лес?

Почему им там комфортно?

Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Как бы вы назвали эту связь?

А что будет если убрать из этой цепочки  любой организм?

-Как  вы  думаете, могут ли синицы съесть всех гусениц?

Здесь  есть условия  для  жизни:

-достаточно пищи,

-достаточно света и тепла

-есть защита т врагов.

Любой  живой  организм в  природе  встречается  только  там, где находит  все  условия  для  жизни: тепло, свет, защиту  от  врагов, достаточно  пищи  и  воды..

Место обитания (на доске)

Лес.

Домом, местом обитания.

Там  есть условия  для  жизни:-

-достаточно пищи,

-достаточно света и тепла

-есть защита т врагов.

Растёт  дуб, гусеница  питается  его  листьями, синица  питается  гусеницами, а ястреб – синицами.

(ученик устанавливает связи стрелками)

Животные  и растения

связаны  пищевыми цепочками.

Не могут, так как их число ограничивают ястребы. Кроме того, бабочки постоянно размножаются и увеличивают число гусениц.

В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения связаны пищевыми связями.

Пищевые  связи  (на  доске)

Работа в парах

А где в природе могут существовать такие пищевые связи?

Поработайте в парах и составьте пищевые цепочки.

трава  заяц  волк

зерно  мышь  лиса  

цветы  пчёлы  медведь  

Какие  пищевые цепочки у вас получились?

К какому выводу вы пришли, выполняя это задание?

Все организмы связаны между собой, живут там, где есть необходимые условия.

Как бы вы назвали такое содружество ?

Проверим наше предположение по учебнику. С 5

Что заметили?

Как вы понимаете фразу «Экосистема устроена чрезвычайно мудро».

Как долго может существовать экосистема?

- С  каким  новым  понятием  познакомились?

Какую  ставили цель: узнать, что называется экологической системой?

-Вы достигли своей цели?

На лугу, в озере……..

От условий.

 

Экологическая система.

 (экосистема) на доску

ΙΙΙ. Самостоятельное  применение знаний

( работа по рядам)

ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА. ЗВУКИ ЛЕСА

Представьте себя деревьями, потянитесь к солнышку . Покачайте ветвями на ветру. Вы – пауки. Плетёте сеть из тонкой невидимой нити.

А теперь вы - маленькие пугливые зайчики, спрятались под кустик, поднимаете то одно ухо, то другое. Покажите, как осторожно крадётся лиса, гордо шагает по лесу олень, неуклюже ковыляет медведь. А непоседливые птицы перелетают с ветки на ветку.

 Займите свои места.

В экосистеме каждый организм выполняет свою роль, свою работу.  Я предлагаю вам поработать в парах по рядам и узнать о роли организмов в экосистеме.     (СДЕЛАТЬ    КАРТОЧКИ)

1 ряд.

-Узнайте о роли растений из учебника (с. 5).

-Как ещё называют растения?

2 ряд.

-Узнайте о роли животных из учебника (с. 6).

-Как ещё называют животных?

3 ряд

-Работа с текстом  (учебник с. 6)

-  Прочитаем текст и узнайте, что было бы, если в природе были только «кормильцы» и «едоки».

Проверка выполнения  задания

-Какую роль  выполняют  растения  в экосистеме?

Как  их  назовём? Почему они играют главную роль в экосистеме?

-Какова  роль  животных  в  экосистеме?

-Как  их  назовём?

- Что было бы, если в природе были только «кормильцы» и «едоки»?

-Кто  же  помогает  в  уборке  мусора  в  экосистеме?

- Благодаря взаимодействию «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков» друг с другом и с неживой природой экосистема живет по своим природным законам и не нуждается в посторонней помощи, она  не  нуждается   ни  в  чём,  кроме  солнечного  света. Благодаря  этому  она  может  жить  очень  долго, если  ничего  не  помешает.

Карточка: распределить живые организмы по ролям.

ПРОВЕРКА

Теперь каждая  пара  проверит себя.

–У  вас  на столе  карточки  с  заданием. Распределите живые  организмы  по  группам

Едоки-----

Кормильцы------

Мусорщики----

( проверка  по  эталону)СЛАЙД

Кто  же  может  помешать  экосистеме?

-Как человек  может  помешать  экосистеме?

-Человек   берёт  из  природы  всё что  можно. Иногда  после  этого  экосистема  перестаёт  исправно  работать.  Люди  научились  определят, чего  не  хватает в нарушенных  экосистемах, и  стараются  их «вылечить».

-Как   мы  с вами можем  помочь природе?

Дети  представляют свои версии.

Они  снабжают  органическими веществами  всех  обитателей экосистемы, обогащают  воздух    кислородом, укрывают животных  от  ветра и солнца, дождя и снега.

«Кормильцами»( на доске) СЛАЙД

«Едоками» ( на доске) СЛАЙД

Скопилось бы  много  мусора.

Грибы, бактерии и мелкие животные.

СЛАЙД

Человек

Не  мусорить, не  ломать  деревья и т.д.

  - Я хочу  подарить вам  обитателя  экосистемы.

 ( семя фасоли).  Это будущее растение.

- Какова  его  роль  в  экосистеме?

- Как  его  назовём?

- А  какую роль  играют  растения в жизни  человека?

Учащиеся смотрят сюжет о развитии растения

Снабжает  органическими  веществами  всех  обитателей  экосистемы.

 «Кормилец»

Поглощает  углекислый газ, выделяет  кислород, пища, красота

ΙV. Рефлексия

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

- Что называем экосистемой?

- Что вы о ней узнали?

- Назовите  роли  обитателей экосистемы.

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?  

Лист самооценки.

Экологическая система

V. Домашнее задание.

По  желанию

1.Нарисовать рисунки с изображением экосистемы. Уметь по рисунку назвать «кормильцев», «едоков», «мусорщиков».

2.Выполнить задание  в тетради на с. 42- 43 (по желанию).

    3. Подготовить  интересный  вопрос  для  своего  товарища  по  новой  теме.

Лист самооценки ученика ________________________________________

Работа на уроке        

Оценка ученика

1. Помогал выполнять задания в группе        

2. Внимательно слушал учителя, одноклассника

3. Активно работал на уроке        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...