«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Цели урока:
1. Образовательные:
· научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
· научить составлять задачи на движение в противоположных направлениях.
2. Развивающие:
· Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;
· Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.
·
3. Воспитательные:
· Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;
· Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;
· Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формирование УУД:
· Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
· Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
· Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
· Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki._urok_27.docx | 129.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФБГОУ ВПО
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
конспект урока математики в 4 классе
по теме:
«Движение в противоположных направлениях»
Студентки 5 курса, гр. НОЗ - 51
Института педагогики заочной формы обучения
Специальность «Педагогика и
методика начального образования»
Коженкиной Александры Сергеевны
Проверил: Зиновьева В. Н.
План-конспект урока по математике по теме: «Движение в противоположных направлениях»
Урок по образовательной системе «Школа 2100»
Цели урока:
- Образовательные:
- научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
- научить составлять задачи на движение в противоположных направлениях.
- Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;
- Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.
- Воспитательные:
- Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;
- Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формирование УУД:
- Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
- Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
- Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Оборудование:
- Карточки для работы на разных этапах урока
- Презентация
- Учебник и рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
- Самоопределение к деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать.
- Актуализация знаний.
- Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. Для этого сначала найдите значения выражений:
500*60:100= (а) 36 542 _2 000 820
4000*3:100= (ч) * 30 329 621
953-720+42= (з) (и) (д)
275 | 300 | 1 671 199 | 300 | 120 | 1 096 260 |
з | а | д | а | ч | и |
- Итак, сегодня речь пойдёт о задачах, мы продолжаем знакомиться с темой движения.
- Какие знания и умения необходимы для успешного решения задач?
- Уметь правильно выбирать арифметические действия, при возможности используя формулы.
- Быстро и безошибочно производить вычисления.
- Для тренировки безошибочных вычислений какие бы вы предложили задания?
- Я предлагаю устный счёт.
84:6 | 14 | 130: 2 | 65 | 630:30 | 21 | ||
х7 | 98 | +35 | 100 | х 4 | 84 | ||
- 49 | 49 | +180 | 280 | -48 | 36 | ||
+15 | 64 | : 40 | 7 | : 18 | 2 | ||
: 16 | 4 | х 60 | 420 | х 450 | 900 | ||
х20 | 80 | : 3 | 140 | : 30 | 30 | ||
+23 | 103 | -58 | 82 | х14 | 420 | ||
*10 | 1030 | +718 | 800 | +80 | 500 | ||
1030+ | 800+ | 500= | 2330 |
- В Невельском районе Псковской области на берегу озера Сенница расположена деревня Дубокрай, известная древнейшими археологическими находками. На дне озера рядом с деревней в 1982 году А. М. Микляевым и другими петербургскими археологами была найдена древнейшая лыжа, дата изготовления которой была оценена в 2330 годом (2615—2160 лет) до н. э., сделана она из вяза, конечно, это не такая лыжа, какую используют наши спортсмены на Олимпиаде в Сочи, но возможно это её родоначальник.
- Для упражнения в правильном выборе арифметических действий какие задания могут быть полезны?
- Блицтурнир.
- Верно, начнем блицтурнир.
- Лыжник за t ч пробежал 10 км. Какова его скорость?
- v = 10 км : t ч
- За какое время биатлонист, двигаясь на лыжах со скоростью 30 км/ч, пройдёт s км?
- t = S км : 30 км/ч
- Конькобежец бежал со скоростью х м/мин и был на дистанции 5 мин. Какое расстояние он преодолел?
- S = x м/мин * 5 мин
- Бобслеист за 3 мин проехал s км. С какой скоростью он двигался?
- v = S км : 3 мин
- Саночник ехал по трассе со скоростью 135 км/ч, преодолевая расстояние в s км. За какое время он преодолел дистанцию?
- t = S км : 135 км/ч
- Сноубордист съезжает со склона скоростью 100 км/ч. Какое расстояние он преодолеет, если затратит на дорогу t мин?
- S = 100 км/ч * t мин
- Составьте выражение и найдите его значение:
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, вышли одновременно в противоположных направлениях 2 пешехода. Скорость первого пешехода 3 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 4 часа? Произойдет ли встреча?
- Постановка учебной задачи.
- Какое задание выполняли?
- Находили расстояние между двумя пешеходами через 4 часа после их выхода.
- Как они двигались?
- Одновременно в противоположных направлениях.
- Почему вы не смогли найти это расстояние?
- У нас нет алгоритма его выполнения.
- Что же нам сделать, чтобы решить задачу – поставьте перед собой цель.
- Нам надо построить алгоритм нахождения расстояния между объектами при движении в противоположных направлениях.
- Сформулируйте тему урока.
- Движение в противоположных направлениях.
- «Открытие нового знания».
№1, стр. 93.
- Прочитайте задачу.
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, вышли одновременно в противоположных направлениях 2 пешехода. Скорость первого пешехода 3 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 1 час? Чему оно будет равно через 1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч? Произойдет ли встреча? Закончи рисунок и заполни таблицу. Запиши формулу зависимости расстояния между пешеходами d от времени движения t.
- Какое расстояние было между двумя пешеходами в самом начале?
- 6 км.
- Какова их скорость удаления? Заполните в учебнике.
- Vуд. = 3 + 5 = 8 (км/ч)
- Что показывает скорость удаления 8км/ч?
- Она показывает, что 2 пешехода за каждый час удаляются на 8 км.
- Как же узнать, каким оно стало через 1 час?
- Надо 8 км прибавить к 6 км, получим 14 км.
- Что же будет происходить дальше?
- Потом они отдалятся еще на 8 км, потом еще на 8 км и т.д.
- Как же определить расстояние через 2 ч, 3 ч?
- Надо к 6 прибавить 8 * 2, 8 * 3.
- Закончите заполнение таблицы.
- 6 + (3 + 5) * 2 = 22
- 6 + (3 + 5) * 3 = 30
- 6 + (3 + 5) * 4 = 38
- 6 + (3 + 5) * t = d
- Запишите формулу расстояния d между 2 пешеходами в момент времени t.
- d = 6 + (3 + 5) * t, или d = 6 + 8 * t
- Произойдет ли встреча?
- Нет, поскольку пешеходы вышли одновременно в противоположных направлениях.
Полученное равенство фиксируется на доске:
d = 6 + (3 + 5) * t
- Обозначьте первоначальное расстояние (6 км) буквой s, а скорости 2 пешеходов (3 км/ч и 5 км/ч) – v1 и v2 и запишите полученное равенство в обобщенном виде.
Число 6 закрывается в равенствах на доске буквой s, а числа 3 и 5 – буквами v1 и v2. Получается формула, которую на данном уроке можно использовать как опорный конспект:
d = s + (v1 + v2) * t
- Эту формулу можно перевести с математического языка на русский в форме правила:
- Чтобы при одновременном движении в противоположных направлениях найти расстояние между двумя объектами в данный момент времени, можно к первоначальному расстоянию прибавить скорость удаления, умноженную на время в пути.
Данное правило не должно заучиваться формально – это малопродуктивно, а должно воспроизводиться как выражение в речи смысла построенной формулы.
- Первичное закрепление.
Организуется комментированное решение задач на использование введенных алгоритмов: сначала фронтально, затем в группах или парах.
№2, стр. 93.
- Решите задачу двумя способами. Объясните, какой из них удобнее и почему?
Из двух городов, находящихся на расстоянии 65 км друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой — 110 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
1 способ:
- 80 + 110 = 190 (км/ч) – скорость удаления автомобилей;
- 190 * 3 = 570 (км) – увеличилось расстояние за 3 ч;
- 65 + 570 = 635 (км).
65 + (80 + 110) * 3 = 635 (км).
2 способ:
- 80 * 3 = 240 (км) – проехал 1 автомобиль за 3 ч;
- 110 * 3 = 330 (км) – проехал 2 автомобиль за 3 ч;
- 65 + 240 + 330 = 635 (км).
65 + 80 * 3 + 110 * 3 = 635 (км).
Ответ: через 3 ч расстояние между автомобилями станет равно 635 км.
№4, стр. 94.
- Составьте по схемам взаимно обратные задачи и решите их:
1 и 2 выполняются фронтально.
3 и 4 выполняются в группах или парах.
- 10 + (15 + 20) * 2 = 80 (км);
- (80 – 10) : 2 – 20 = 15 (км/ч);
- 80 – (15 + 20) * 2 = 10 (км);
- (80 – 10) : (15 + 20) = 2 (ч).
- Самостоятельная работа.
Учащиеся проводят самоконтроль и самооценку усвоения ими построенного алгоритма. Они самостоятельно решают задачу на новый вид движения, проверяют и оценивают правильность своего решения и убеждаются в том, что новый способ действий ими освоен. В случае необходимости ошибки корректируются.
№3, стр. 94.
- Решите задачу двумя способами. Объясните, какой из них удобнее и почему?
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли 2 катера. Через 3 ч расстояние между ними стало равно 168 км. Найди скорость второго катера, если известно, что скорость первого катера составляет 25 км/ч.
1 способ:
- 168 : 3 = 56 (км/ч) – скорость удаления катеров;
- 56 – 25 = 31 (км/ч).
56 – 168 : 3 = 31 (км/ч).
2 способ:
- 25 * 3 = 75 (км) – проплыл 1 катер за 3 ч;
- 168 – 75 = 93 (км) – проплыл 2 катер за 3 ч;
- 93 : 3 = 31 (км/ч).
(168 – 25 * 3) : 3 = 31 (км/ч).
Ответ: скорость 2 катера равна 31 км/ч.
- Включение в систему знаний и повторение.
Выполняются задания на закрепление ранее изученного материала.
№6, стр. 94.
Из двух городов, удаленных друг от друга на 1680 км, вышли одновременно навстречу друг другу 2 поезда. Первый поезд проходит все это расстояние за 21 ч, а второй поезд — за 28 ч. Через сколько часов поезда встретятся?
1 способ:
- 1680 : 21 = 80 (км/ч) – скорость 1 поезда;
- 1680 : 28 = 60 (км/ч) – скорость 2 поезда;
- 80 + 60 = 140 (км/ч) – скорость сближения;
- 1680 : 140 = 12 (ч).
1680 : (1680 : 21 + 1680 : 28) = 12 (ч).
Ответ: поезда встретятся через 12 часов.
2 способ:
- 420 : (420 : 21 + 420 : 28) = 12 (ч);
- 672 : (672 : 21 + 672 : 28) = 12 (ч);
- 1260 : (1260 : 21 + 1260 : 28) = 12 (ч).
Время до встречи поездов не зависит от расстояния между городами ( лишнее данное).
- Домашняя работа.
- Дома по новой теме нужно выучить опорные конспекты – то есть новую формулу и придумать и решить свою задачу на новый вид движения - движение в противоположных направлениях, аналогичную №2.
- Дополнительно по желанию можно выполнить задачу №7.
№7, стр. 94
Подбери выражения, соответствующие данной задаче, и поставь рядом с ним знак "+". Остальные выражения зачеркни.
a * 3 + b * 3;
(a + b) * 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по математике по образовательной системе «Школа 2100»
Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Урок 11(1.9)(математика 2класс ) (Образовательная система «Школа 2100», автор Т.Е.Демидова, С.А.Козлова) Тема: Высказывания
Тема: Высказывания.Цели:1. Помочь детям уяснить, что называют переменной и значениями переменной.2. Закреплять умение выделять высказывание, различать истинные и ложные высказывания.3. Закреплять умен...
«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение вдогонку;· научить составл...
Особенности преподавания математики в Образовательной системе «Школа 2100» по учебнику Демидовой Т.Е.
В работе раскрыты особенности преподавания математики в Образовательной системе "Школа 2100" средствами учебника Демидовой Т.Е. Объяснён принцип минимакса при планировании урока.Отмечена направленност...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Умножение. (Образовательная система «Школа 2100»)
Знакомство с действием умножения....
Конспект урока по математике по образовательной системе "Школа 2100". 1 класс. "Ломаная. Многоугольник"
Конспект польностью соответствует требованиям ФГОСНОО. Урок направлен на развитие УУД. Используются приемы ТРКМ....