«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Коженкина Александра Сергеевна

Цели урока:

1.     Образовательные:

·        научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;

·        научить составлять задачи на движение в противоположных направлениях.

2.     Развивающие:

·        Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;

·        Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.

·

3.     Воспитательные:

·        Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;

·        Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;

·        Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Формирование УУД:

·        Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);

·        Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

·        Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);

·        Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki._urok_27.docx129.64 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФБГОУ ВПО

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.  К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

конспект урока математики в 4 классе

по теме:

«Движение в противоположных направлениях»

                                               

                                                 

                                                  Студентки 5 курса, гр. НОЗ - 51  

                                                                  Института педагогики                                                         заочной формы обучения

                                                              Специальность «Педагогика и

                                                                  методика начального образования»

Коженкиной Александры Сергеевны                                        

Проверил: Зиновьева В. Н.

Калуга, 2014.

План-конспект урока по математике по теме: «Движение в противоположных направлениях»

Урок по образовательной системе «Школа 2100»

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
  • научить составлять задачи на движение в противоположных направлениях.
  1. Развивающие:
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;
  • Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.
  1. Воспитательные:
  • Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;
  • Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Оборудование:

  • Карточки для работы на разных этапах урока
  • Презентация
  • Учебник и рабочая тетрадь

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно считать.

  1. Актуализация знаний.

  • Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. Для этого сначала найдите значения выражений:

500*60:100=   (а)            36 542        _2 000 820

 4000*3:100=        (ч)        *          30        329 621

953-720+42=        (з)        (и)        (д)

275                

300

1 671 199

300

120

1 096 260

з

а

д

а

ч

и

  • Итак, сегодня речь пойдёт о задачах, мы продолжаем знакомиться с темой движения.
  • Какие знания и умения необходимы для успешного решения задач?
  • Уметь правильно выбирать арифметические действия, при возможности используя формулы.
  • Быстро и безошибочно производить вычисления.
  • Для тренировки безошибочных вычислений какие бы вы предложили задания?
  • Я предлагаю устный счёт.

84:6

14

130: 2

65

630:30

21

х7

98

+35

100

х 4

84

- 49

49

+180

280

-48

36

+15

64

: 40

7

: 18

2

: 16

4

х 60

420

х 450

900

х20

80

: 3

140

: 30

30

+23

103

-58

82

х14

420

*10    

1030

+718

800

+80

500

       1030+

800+

500=

2330

  • В Невельском районе Псковской области на берегу озера Сенница расположена деревня Дубокрай, известная древнейшими археологическими находками. На дне озера рядом с деревней в 1982 году А. М. Микляевым и другими петербургскими археологами была найдена древнейшая лыжа, дата изготовления которой была оценена в 2330 годом (2615—2160 лет) до н. э., сделана она из вяза, конечно, это не такая лыжа, какую используют наши спортсмены на Олимпиаде в Сочи, но возможно это её родоначальник.
  • Для упражнения в правильном выборе арифметических действий какие задания могут быть полезны?
  • Блицтурнир.
  • Верно, начнем блицтурнир.
  • Лыжник за t ч пробежал 10 км. Какова его скорость?
  • v = 10 км : t ч
  • За какое время биатлонист, двигаясь на лыжах со скоростью 30 км/ч, пройдёт s км?
  • t = S км : 30 км/ч
  • Конькобежец бежал со скоростью х м/мин и был на дистанции 5 мин. Какое расстояние он преодолел?
  • S = x м/мин * 5 мин
  • Бобслеист за 3 мин проехал s км. С какой скоростью он двигался?
  • v = S км : 3 мин
  • Саночник ехал по трассе со скоростью 135 км/ч, преодолевая расстояние в s км. За какое время он преодолел дистанцию?
  • t = S км : 135 км/ч
  • Сноубордист съезжает со склона скоростью 100 км/ч. Какое расстояние он преодолеет, если  затратит на дорогу t мин?
  • S = 100 км/ч * t мин
  • Составьте выражение и найдите его значение:

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, вышли одновременно в противоположных направлениях 2 пешехода. Скорость первого пешехода 3 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 4 часа? Произойдет ли встреча?

  1. Постановка учебной задачи.
  • Какое задание выполняли?
  • Находили расстояние между двумя пешеходами через 4 часа после их выхода.
  • Как они двигались?
  • Одновременно в противоположных направлениях.
  • Почему вы не смогли найти это расстояние?
  • У нас нет алгоритма его выполнения.
  • Что же нам сделать, чтобы решить задачу – поставьте перед собой цель.
  • Нам надо построить алгоритм нахождения расстояния между объектами при движении в противоположных направлениях.
  • Сформулируйте тему урока.
  • Движение в противоположных направлениях.

  1.  «Открытие нового знания».

№1, стр. 93.

  • Прочитайте задачу.

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, вышли одновременно в противоположных направлениях 2 пешехода. Скорость первого пешехода 3 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 1 час? Чему оно будет равно через 1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч? Произойдет ли встреча? Закончи рисунок и заполни таблицу. Запиши формулу зависимости расстояния между пешеходами d от времени движения t.

  • Какое расстояние было между двумя пешеходами в самом начале?
  • 6 км.
  • Какова их скорость удаления? Заполните в учебнике.
  • Vуд. = 3 + 5 = 8 (км/ч)
  • Что показывает скорость удаления 8км/ч?
  • Она показывает, что 2 пешехода за каждый час удаляются на 8 км.
  • Как же узнать, каким оно стало через 1 час?
  • Надо 8 км прибавить к 6 км, получим 14 км.
  • Что же будет происходить дальше?
  • Потом они отдалятся еще на 8 км, потом еще на 8 км и т.д.
  • Как же определить расстояние через 2 ч, 3 ч?
  • Надо к 6 прибавить 8 * 2, 8 * 3.
  • Закончите заполнение таблицы.
  • 6 + (3 + 5) * 2 = 22
  • 6 + (3 + 5) * 3 = 30
  • 6 + (3 + 5) * 4 = 38
  • 6 + (3 + 5) * t = d
  • Запишите формулу расстояния d между 2 пешеходами в момент времени t.
  • d = 6 + (3 + 5) * t, или d = 6 + 8 * t
  • Произойдет ли встреча?
  • Нет, поскольку пешеходы вышли одновременно в противоположных направлениях.

Полученное равенство фиксируется на доске:

d = 6 + (3 + 5) * t

  • Обозначьте первоначальное расстояние (6 км) буквой s, а скорости 2 пешеходов (3 км/ч и 5 км/ч) – v1 и v2 и запишите полученное равенство в обобщенном виде.

Число 6 закрывается в равенствах на доске буквой s, а числа 3 и 5 – буквами v1 и v2. Получается формула, которую на данном уроке можно использовать как опорный конспект:

d = s + (v1 + v2) * t

  • Эту формулу можно перевести с математического языка на русский в форме правила:
  • Чтобы при одновременном движении в противоположных направлениях найти расстояние между двумя объектами в данный момент времени, можно к первоначальному расстоянию прибавить скорость удаления, умноженную на время в пути.

Данное правило не должно заучиваться формально – это малопродуктивно, а должно воспроизводиться как выражение в речи смысла построенной формулы.

  1. Первичное закрепление.

Организуется комментированное решение задач на использование введенных алгоритмов: сначала фронтально, затем в группах или парах.

№2, стр. 93.

  • Решите задачу двумя способами. Объясните, какой из них удобнее и почему?

    Из двух городов, находящихся на расстоянии 65 км друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой — 110 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?

1 способ:

  1. 80 + 110 = 190 (км/ч) – скорость удаления автомобилей;
  2. 190 * 3 = 570 (км) – увеличилось расстояние за 3 ч;
  3. 65 + 570 = 635 (км).

65 + (80 + 110) * 3 = 635 (км).

2 способ:

  1. 80 * 3 = 240 (км) – проехал 1 автомобиль за 3 ч;
  2. 110 * 3 = 330 (км) – проехал 2 автомобиль за 3 ч;
  3. 65 + 240 + 330 = 635 (км).

65 + 80 * 3 + 110 * 3 = 635 (км).

Ответ: через 3 ч расстояние между автомобилями станет равно 635 км.

№4, стр. 94.

  • Составьте по схемам взаимно обратные задачи и решите их:

1 и 2 выполняются фронтально.

3 и 4 выполняются в группах или парах.

  1. 10 + (15 + 20) * 2 = 80 (км);
  2. (80 – 10) : 2 – 20 = 15 (км/ч);
  3. 80 – (15 + 20) * 2 = 10 (км);
  4. (80 – 10) : (15 + 20) = 2 (ч).

  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся проводят самоконтроль и самооценку усвоения ими построенного алгоритма. Они самостоятельно решают задачу на новый вид движения, проверяют и оценивают правильность своего решения и убеждаются в том, что новый способ действий ими освоен. В случае необходимости ошибки корректируются.

№3, стр. 94.

  • Решите задачу двумя способами. Объясните, какой из них удобнее и почему?

От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли 2 катера. Через 3 ч расстояние между ними стало равно 168 км. Найди скорость второго катера, если известно, что скорость первого катера составляет 25 км/ч.

1 способ:

  1. 168 : 3 = 56 (км/ч) – скорость удаления катеров;
  2. 56 – 25 = 31 (км/ч).

56 – 168 : 3 = 31 (км/ч).

2 способ:

  1. 25 * 3 = 75 (км) – проплыл 1 катер за 3 ч;
  2. 168 – 75 = 93 (км) – проплыл 2 катер за 3 ч;
  3. 93 : 3 = 31 (км/ч).

(168 – 25 * 3) : 3 = 31 (км/ч).

Ответ: скорость 2 катера равна 31 км/ч.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Выполняются задания на закрепление ранее изученного материала.

№6, стр. 94.

Из двух городов, удаленных друг от друга на 1680 км, вышли одновременно навстречу друг другу 2 поезда. Первый поезд проходит все это расстояние за 21 ч, а второй поезд — за 28 ч. Через сколько часов поезда встретятся?

1 способ:

  1. 1680 : 21 = 80 (км/ч) – скорость 1 поезда;
  2. 1680 : 28 = 60 (км/ч) – скорость 2 поезда;
  3. 80 + 60 = 140 (км/ч) – скорость сближения;
  4. 1680 : 140 = 12 (ч).

1680 : (1680 : 21 + 1680 : 28) = 12 (ч).

Ответ: поезда встретятся через 12 часов.

2 способ:

  1. 420 : (420 : 21 + 420 : 28) = 12 (ч);
  2. 672 : (672 : 21 + 672 : 28) = 12 (ч);
  3. 1260 : (1260 : 21 + 1260 : 28) = 12 (ч).

Время до встречи поездов не зависит от расстояния между городами ( лишнее данное).

  1. Домашняя работа.
  • Дома по новой теме нужно выучить опорные конспекты – то есть новую формулу и придумать и решить свою задачу на новый вид движения - движение в противоположных направлениях, аналогичную №2.
  • Дополнительно по желанию можно выполнить задачу №7.

№7, стр. 94

Подбери выражения, соответствующие данной задаче, и поставь рядом с ним знак "+".  Остальные выражения зачеркни.

a * 3 + b * 3;

(a + b) * 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок 11(1.9)(математика 2класс ) (Образовательная система «Школа 2100», автор Т.Е.Демидова, С.А.Козлова) Тема: Высказывания

Тема: Высказывания.Цели:1. Помочь детям уяснить, что называют переменной и значениями переменной.2. Закреплять умение выделять высказывание, различать истинные и ложные высказывания.3. Закреплять умен...

«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение вдогонку;·        научить составл...

Особенности преподавания математики в Образовательной системе «Школа 2100» по учебнику Демидовой Т.Е.

В работе раскрыты особенности преподавания математики в Образовательной системе "Школа 2100" средствами учебника Демидовой Т.Е. Объяснён принцип минимакса при планировании урока.Отмечена направленност...

Конспект урока по математике по образовательной системе "Школа 2100". 1 класс. "Ломаная. Многоугольник"

Конспект польностью соответствует требованиям ФГОСНОО. Урок направлен на развитие УУД. Используются приемы ТРКМ....