Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Насирова Наталья Владимировна

 

Урок окружающего мира,

образовательная система «Школа 2100», 2 класс.

 

Урок изучения и первичного закрепления знаний по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира,

образовательная система «Школа 2100», 2 класс.

Автор - учитель начальных классов Насирова Наталья Владимировна

Тема: Природные зоны холодного пояса.

Цель: познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.

Задачи:

1) расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о    

 природных зонах холодного пояса;

2) развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы;

3) воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое;

4) формировать навыки самоконтроля и самооценки; умение работать в паре.

Предметные:

расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о    

  •  природных зонах холодного пояса;

Метапредметные:

  • познавательные УУД - формировать умение сравнивать, обобщать, группировать предметы и понятия; использовать в работе знаково-символические средства, строить свои рассуждения;
  • регулятивные УУД - формировать умение определять цель выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль по результату действий; оценивать правильность выполнения действий;
  • коммуникативные - формировать умение работать в паре, группе;  формулировать собственное мнение; участвовать в жизненных ситуациях;

Личностные:

  • Формирование положительной мотивации к обучению; умения оценивать жизненную ситуацию.

Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, карта «Природные зоны России», текст «Обитатели тундры»

у учащихся на партах – учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан -  М.: Баласс, 2012 г.

- «Дневники исследований», лесенки знаний;

- тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;

- предметные картинки (названия) «Животные и растения Тундры».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

План урока.

  1. Организационный момент - 1мин.

          Проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой.

  1. Проверка домашнего задания -  5 мин.

Фронтальная работа.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы  - 11 мин.
  1. Определение темы урока - 1 мин.
  2.  Целеполагание  - 3 мин.
  3. Знакомство с природными зонами холодного пояса - 7мин.

     

4. Изучение нового материала - 22 мин.

а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь - 10 мин.

б) Изучение особенностей Зоны тундры  - 10 мин.

в) Работа в парах - 2 мин.

5.Подведение итогов - 3 мин.

6. Рефлексия - 2 мин.

7. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока.

Ход урока.

УУД

  1. Оргмомент. ( 1мин)

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

2.Проверка домашнего задания.  (5 мин.)

Фронтальная работа.

Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке. (Природные зоны)

 (Слайд № 2) Рассмотрите рисунок и скажите, какие ошибки допустил художник?  

- Почему перечисленные вами животные не могут обитать в пустыне? (Выслушиваются ответы учащихся)

- Что же называют природными зонами? (Участки со сходными природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами)

-  Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?

( Работа по слайду № 3).

-  Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.      

 ( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария).

3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (13 мин.)

  1. Определение темы урока. (1 мин.)

- Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. Мы начнём путешествие по природным зонам планеты. А в каком тепловом поясе  мы побываем сегодня, вы узнаете из его описания:

"Солнечные лучи здесь не нагревают землю, так как падают под наклоном, скользя по поверхности. Ночь длится по полгода. Здесь всегда холодно." Верно, побываем мы в полярном поясе. Начнём с северного полушария.

Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны холодного (полярного) пояса).

  1. Целеполагание (3 мин.).

Как вы считаете, на какие из этих вопросов мы должны найти ответ на уроке:

1) Какие природные зоны расположены в полярном поясе?

2) Что такое карта?

3) В чём особенности климата этих зон?

4) Какие растения и животные обитают в этих зонах?

5) От чего зависит смена дня и ночи?

 Верно, исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира.

- С помощью чего мы сможем дать ответы на интересующие нас вопросы? (С помощью учебника, карты, дополнительной информации, исследований).

- Обратимся за помощью к карте. Как узнать по карте, какие природные зоны находятся в полярном поясе? (С помощью цвета)

- Прочитайте, что обозначают цвета, которые расположены в зоне полярного пояса (арктические пустыни и тундра). Здесь расположены 2 природные зоны.

- Так какие зоны нам предстоит исследовать? (зону Арктических пустынь и Тундру)

Возьмите лесенку знаний. Где вы поставите себя в начале урока?

( Работа по слайду № 4)

На этом уроке мы начнём заполнять дневники  наблюдений, куда  будем записывать данные о каждой природной зоне планеты. Это будет нашим большим исследованием.

  1. Знакомство с природными зонами холодного пояса. 

(7 мин.)

Начнём с Севера. Здесь находится природная зона, которая называется.... зона Арктических пустынь. (Слайд № 5)

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этой природной зоне. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Сначала давайте вспомним правила поведения в группе:

- Понять задание и подумать о решении самостоятельно

- Выслушать мнение каждого

- Найти общее решение

- Выбрать выступающего

Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?» (вывесить на доске план исследования:

 1) климат, 2) растительность, 3) животные).

 Запишите свои ответы в ваших «Дневниках исследований» пока только  в первой колонке.

(Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу)

Дневник  исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»  

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Арктические (ледяные) пустыни

1. Особенности климата:

1. Особенности климата:

2. Растительность:

2. Растительность:

3. Животные:

3. Животные:

Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы)

- Давайте ещё раз покажем на карте, где находится эта природная зона (1-2 ученика).

4. Изучение нового материала. (22 мин.)

а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь. (10 мин.)

-  В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот  текст и заполнить правую часть таблицы теми фактами, которые вы узнаете из текста. Работать также будете группами.

Зона Арктических пустынь.

Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.

Это – зона ледяных пустынь .

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.

Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до   0 С.            Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.

 Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.

Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников.

- Теперь пришло время проверить ваши исследования. (Рассказ групп об особенностях климата, растительности, животного мира. Дополнение другими группами.) (Слайды  № 6-8)

Какой информации в тексте было не достаточно? (О животных)

Эту информацию вы найдёте на доске. (Слайд № 9)

Запишите названия знакомых животных. Что вы о них знаете? (Кратко)

Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

Теперь вам предстоит составить пищевые цепочки из данных объектов, назовите их: планктон, птица, рыба. Поработайте в парах. Проверьте себя по рисунку на доске. Поднимите руки, у кого получилось также. (Слайд № 10)

Физкультминутка

б) Изучение особенностей Зоны тундры.  (10 мин.)

- Следующая природная зона, куда мы отправимся, - зона Тундры. Давайте ещё раз покажем зону Тундры на карте природных зон (1-2 ученика).

- Как вы думаете, отличается ли климат тундры от климата ледяных пустынь? (Предположения детей)

- С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к  экватору природные условия изменяются, становится теплее.)

- Наши исследования продолжаются. Сейчас мы продолжим работу над текстом. Но в этот раз разные группы получат разные задания. Группы 1-го ряда изучат климат тундры, группы 2-го ряда - растительность, а группы 3-го ряда - животный мир. Каждая группа делает записи в Дневниках наблюдений Зоны тундры, а потом нам расскажет свои выводы.

Дневник  исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»  

Что нового я узнал?

Тундра.

1. Особенности климата:

2. Растительность:

3. Животные:

Тундра (Климат).

           Климат  тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.

           Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.

Тундра (Растительность).

             Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы,  другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.                    

 Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.

Тундра (Животный мир).

           Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

        Обитают  в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых  здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.

        Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников;

-некоторые животные впадают в спячку и анабиоз  (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

Выступления групп. (Слайды  № 11-14) 

- Молодцы, ребята, отлично поработали!

 в) Работа в парах.  (Слайд  № 15)  (2 мин.)

- Следующее задание вы будете выполнять в парах: нужно установить пищевые связи между обитателями тундры. Посмотрите на рисунок. Назовите растения, которые вы узнали. А теперь - животных. Здесь возможны 3 цепочки, постарайтесь все составить. Приступайте к работе.

- Проверим цепи питания по слайду. Поднимите руки, у кого получилось так же. Молодцы!

- Теперь, пользуясь полученными знаниями, сравните эти природные зоны по плану: 1) климат, 2) растительность, 3) животные.

5. Подведение итогов. (3 мин.)

- Скажите, сколько природных зон расположено в полярном поясе? Назовите их.

-  В чём особенности климата этих зон? Как приспособились растения к жизни в таких суровых условиях? А животные?

6. Рефлексия. (2 мин.)

Понравилось ли вам быть исследователями?

В чём были затруднения?

Кто из ребят больше всех помог в открытии новых знаний?

Посмотрите на лесенку знаний. Где вы поставите себя в конце урока?

Где вы можете использовать полученные знания?

7. Домашнее задание. (1 мин.)

Подготовить сообщение об одном из животных полярного пояса.

Рабочая тетрадь, с. 45 задания №№1-3.

Спасибо за урок!

Формирование положительной мотивации к обучению - личностные УУД

Оценивание правильности выполнения действий - регулятивные УУД.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах, связях - ПУУД.

Определение цели выполнения задания -

Р УУД.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий - ПУУД.

Принятие и сохранение  учебной задачи - Р УУД.

Фиксация выборочной информации об окружающем мире - ПУУД.

Самоконтроль по результату -

 Р УУД.

Работа в группе -

К УУД.

Смысловое восприятие научного текста - П УУД.

Построение сообщения в устной форме -

Р УУД

Работа в паре -

К УУД.

Построение рассуждений -

 П УУД, формулировка собственного мнения -

К УУД.

Работа в группе -

К УУД.

Смысловое восприятие научного текста - П УУД.

Выделение существенной информации из сообщений разных видов - ПУУД.

Построение сообщения в устной форме -

Р УУД.

Работа в паре -

К УУД.

Самоконтроль по результату -

 Р УУД.

Сравнение предметов - познавательные УУД.

Оценка правильности выполнения действий -

Р УУД

Развитие способностей к самооценке - ЛУУД.

Список использованной литературы.

1. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А. С. , Учебник «Наша планета Земля»,  2 класс, 2 часть, -  М.: Баласс, 2012 г.

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. "Наша планета Земля", 2 класс. Методические рекомендации  для учителя по курсу окружающего мира.- Москва: Баласс, - 2010 г.

3. Ковалевская Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003 г.

 4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов: Учитель, 2003 г.

Приложение.

1. Карточка с названиями животных и растений для  работы в парах.

Задание №1:

ПТИЦА, ПЛАНКТОН, РЫБА.

Задание №2:

КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА, ЯГОДЫ, МХИ, ПЕСЕЦ, ВОЛК, ПОЛЯРНАЯ СОВА, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ЛЕММИНГ, КУРОПАТКА, МЫШЬ-ПОЛЁВКА, ЗАЯЦ.

2. Дневники исследования для работы в группах.

Задание №1:

Дневник  исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Арктические (ледяные) пустыни

1. Особенности климата:

1. Особенности климата:

2. Растительность:

2. Растительность:

3. Животные:

3. Животные:

Задание №2:

Дневник  исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»

Что нового я узнал?

Тундра.

1. Особенности климата:

2. Растительность:

3. Животные:

3. Тексты для чтения.

№1.

Зона Арктических пустынь.

Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.

Это – зона ледяных пустынь .

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.

Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до   0 С.            Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.

 Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.

Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников.

№2.

Тундра (Климат).

           Климат  тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.

           Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.

Тундра (Растительность).

             Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы,  другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.                    

 Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.

Тундра (Животный мир).

           Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

        Обитают  в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых  здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.

        Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников;

-некоторые животные впадают в спячку и анабиоз  (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

4. Рисунки лесенки знаний для самооценки работы.

                5. Иллюстрация для проверки домашнего задания.

Пустыня 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) №ДатаТема урокаТип урокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыЛичностныеМетапредметныеПредметные1. ...

«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...

«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение вдогонку;·        научить составл...

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...