Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Данилова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx40.43 КБ
Файл ktp.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа»;
  • с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам). В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • с авторской программой О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир». (Сборник рабочих программ «Перспективная начальная школа» 1-4 классы/ Сост. Р.Г, Чуракова -  М.: Академкнига/Учебник, 2012. – ч. 2: с.3);
  • с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея.

Цель курса состоит в формировании у школьника целостной картины, окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

 Задачи:

1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

3. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

4. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

5. Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов, Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2015г.

2.О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, С.А.Трофимов, Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2015г.

3.О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А. Трофимов, Окружающий мир. Хрестоматия. 1 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2014г.

4. Р.Г. Чуракова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 1 класс. Проверочные работы в тестовой форме - М: Академкнига/ Учебник, 2015г.

5.О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова «Окружающий мир» Рабочие программы 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Перспективная начальная школа» – М.: Академкнига/Учебник, 2012. –ч. 2

   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

по программе

  1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8 часов

Где живет семья Ивановых. Правила поведения в школе.

ОБЖ Правила поведения в школе.

1

Где живет семья Ивановых.

1

Мы познаем мир

1

Мы познаем мир

ПДД Дорога от дома до школы.

1

Мы познаем
окружающий мир с помощью органов чувств

2

Что нас окружает

2

Живая природа

12 часов

Животные - часть природы.

2

Дикие и домашние животные

2

Насекомые – часть природы

1

Растения – часть живой природы

Растения и их части.

1

Что общего у деревьев, кустарников и трав

2

Урок-экскурсия.

1

Природа и ее сезонные изменения

36 часов

Природа и ее сезонные изменения

ПДД Правила безопасного поведения на улице.

1

Путешествие в осеннее царство.

1

Жизнь растений осенью

2

Труд людей осенью  

ОБЖ при работе в саду

1

Как животные готовятся к зиме

Как животные готовятся к зиме. Перелетные и зимующие птицы

2

1

Пришла зима.

1

Снежные загадки

Зима пришла. Урок-экскурсия.

2

Жизнь лесных зверей зимой.

2

Как помочь птицам зимой.

2

Есть ли жизнь в воде подо льдом? ОБЖ Правила безопасного поведения у водоемов

2

Как зимуют травы, кустарники
и деревья

ОБЖ Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лёд, игра в снежки, снег несъедобен)

1

Учимся различать деревья и кустарники зимой

2

Пришла весна.

ПДД Поведение на улице.

1

Какие растения весной цвести
торопятся.

2

Жизнь растений весной. Урок-экскурсия.

1

Как животные весну встречают

2

Про больших и маленьких.

3

Лето пришло

1

В лес по ягоды пойдем

1

С лукошком за грибами.

2

Зеленая аптека

ОБЖ Поведение в лесу летом.

2

Природа и мы.

1

Наша родина – Россия

10 часов  

Красная книга России.

ОБЖ Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы. осы)

1

Наша родина – Россия

Родной край-часть России.

2

Государственная символика.

1

Москва – столица нашего государства.

2

Экскурсия в город.  ПДД Правила перехода проезжей части улицы

1

Обобщение «Мы и окружающий мир»

3

                                                                  Всего

66

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Человек и природа.

        Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

        Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

        Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

        Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

        Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

        Примеры явлений природы. Смена времен года.

        Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.

        Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы

(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

        Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).

        Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

      Человек и общество.

        Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

        Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

        Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

        Труд людей в осенний период года.

        Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы-  Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

       Правила безопасного поведения.

        Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

        Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

         Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

        Правила поведения при сборе лекарственных трав.

        Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

В области регулятивных УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

В области познавательных УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

В области коммуникативных УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-  Слушать и понимать речь других.

-  Выразительно читать и пересказывать текст.

-  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  • сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
  • различать предметы и выделять их признаки;
  • проводить групповые исследования;
  • проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков

  предметов с помощью органов чувств;

  • объяснять, как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
  • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
  • назвать условия, не обходимые для жизни растений и животных;
  • проводить несложные наблюдения за природными явлениями и

  проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;

  • называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
  • описывать сезонные изменения в природе;
  • наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
  • приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
  • приводить примеры домашних и диких животных; проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их

                основные отличительные признаки;

  • называть основные органы чувств человека и их основные функции;
  • называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на

                выявление признаков предметов;

  • оказывать помощь птицам в зимнее время года.

                 В результате изучения раздела «Человек и общество»

                Обучающиеся научатся:

  • проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
  • различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
  • оценивать необходимость подготовки к уроку;
  • знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
  • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
  • узнавать государственную символику России;
  • знать первый куплет и припев гимна России;
  • выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в

  школе: до урока, на уроке, на переменах;

  • подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
  • называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер

  своего дома, адрес школы;

  • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
  • узнавать государственную символику России;
  • рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  • выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
  • выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

  • называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
  • использовать мобильный телефон для связи с родителями;
  • называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
  • называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
  • приводить примеры несъедобных грибов своего края;
  • приводить примеры ядовитых ягод своего края.
  • Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  • установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой

  природе;

  • выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

Для реализации программы используется следующее оборудование:

- интерактивная доска

- мультимедийный проектор

- магнитная доска

- персональный компьютер с принтером (для учителя)

- ксерокс

- сканер

- CD/DVD-проигрыватель

- телевизор

- документ камера

        Использование оборудования отражается в журнале «Использование учебно-лабораторного оборудования», находящемся в кабинете и в поурочном планировании учителя.

СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО                        

на заседании кафедры                                                           Заместитель директора по УВР    

учителей начальных классов                                                 _____________С.Е. Данилова    

Руководитель                                                                           «  » августа 2016 г.

кафедры___________                                                                                      

          М.К. Кожевникова                                                                    

Протокол заседания кафедры                                                          

 от «  » августа 2016 г                                                     

                                                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

городского округа Рошаль Московской области

Календарно-тематическое планирование по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 1А класс  2016-2017 учебный год

Учитель – Данилова С.Е.

п\п

 Тема урока

(страницы учебника,

тетради)

     

Решаемые

проблемы

                        Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Элементы содержания

  Предметны            результаты

     УУД

Личностные результаты

Дата по плану

Дата по факту

 1

               2

         3

          4

                 5

              6

             7

     8

     9

                            Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов)

1

Где живет семья Ивановых. Правила поведения в школе.

(с. 3–5)

ОБЖ Правила поведения в школе.

 

Как безопасно дойти от дома до школ? Какой он мой класс?

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы

Ученик получит представление об адресе: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы.

Ученик получит возможность научиться описывать дорогу от дома до школы

Построение речевого высказывания в устной форме, умение осуществлять действие по образцу, умение слушать сверстника и учителя.

Развитие доброжелательности, мотивация к обучению.

2

Где живет семья Ивановых.

(с. 3–5)

3

Мы познаем мир

(с. 6–7)

Тетрадь (с. 5)

 

Как безопасно вести себя на природе? Что мы знаем о цвете, форме, размере?

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер)

Ученик получит представление о правилах поведения в природе.

Ученик получит возможность научиться определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

4

Мы познаем мир

(с. 6–7)

Тетрадь (с. 6)

ПДД Дорога от дома до школы.

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами

Передача своих впечатлений
об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. Мотивация к творческому труду, работа на результат.

5-

6

Мы познаем
окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8–9)                   Тест (с.3 №1)

Тетрадь (с.7-9)

Что такое органы чувств?

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа, язык, ухо.

Проведение простейших исследований с помощью опытов, наблюдений,

Ученик получит представление о названии органов чувств и их функции.

Ученик получит возможность научиться изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы,

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

7-8

Что нас окружает

(с. 10–11)

Тетрадь (с.3-4)

Тест (с.3-4 №2, №3)

Какие правила бережного отношения к окружающему миру? Чем похожи и отличаются объекты живой и неживой природы?

Как человек познает природу.

Неживая и живая природа (различение, краткая
характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы

Ученик получит возможность научиться различать объекты неживой и живой природы; выделять

из объектов неживой природы изделия человека.

Ученик получит представление о

о животных

Поиск и выделение необходимой информации, умение осуществлять действия по образцу, умение организовать свою деятельность.

Мотивация к бережному отношению к природе, развитие эстетических чувств, развитие личной ответственности за свои поступки.

                                                                               Живая природа (12 часов)

9-10

Животные - часть природы.

(с. 12–13)

Хрестоматия (с.4)

Тетрадь (с.10-11)

Тест (с.5-6)

Какие отличительные особенности животных?

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных.

Ученик получит представление о признаках живых организмов; отличительные признаки зверей.

Ученик получит возможность научиться приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, развитие самостоятельности.

11-12

Дикие и домашние животные

(с. 14–15)

Тетрадь (с. 12-13)

Тест (с.7)

Как отличить домашних животных от диких?

Отличительные признаки диких и домашних животных.

Ученик получит представление о названиях и внешних отличительных признаках 8–10 животных.

Ученик получит возможность научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. Мотивация к творческому труду, работа на результат.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

13

Насекомые – часть природы

(с. 16–17)

Хрестоматия (с.5)

Тетрадь (с. 14)

Тест (с.8)

Кто такие насекомые?

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Ученик получит представление о отличительных признаках насекомых.

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, развитие самостоятельности.

14

Растения – часть живой природы

(с. 18–19)

Растения и их части.

Хрестоматия (с.6-7)

Тетрадь(с.15)

Тест (с. 10 №2)

Чем отличаются растения от других объектов живой природы?

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения

Ученик получит представление об общих признаках для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений (на уровне рода)

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Мотивация к бережному отношению к природе, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению.

15-16

Что общего у деревьев, кустарников и трав

(с.20-21)

Тетрадь (с.16)

Хрестоматия (с.8-9)

Тест (с.10 №1)

Чем отличаются деревья, кустарники и травы друг от друга?

Деревья, кустарники,
травы. Их различия.

Ученик получит возможность научиться различать части растений, отображать их в рисунке нахождение отличительных признаков

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Передача своих впечатлений
об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах, мотивация к творческому труду, работа на результат.

17

Урок-экскурсия.

Как вести себя на экскурсии?

Деревья, кустарники,
травы, их наблюдение в ближайшем окружении.

18-19-

20

Как растения
расселяются
на новые места. Способы размножения растений.

(с. 22–23)

Хрестоматия (с.9-10)

Тест (с.12-13)

Тетрадь (с.17)

Как распространяются плоды и семена?

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Ученик получит представление о способах распространения семян.

Ученик получит возможность научиться анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Умение взаимодействовать со сверстниками, поиск и выделение необходимой информации, умение выполнять задания по заданному образцу, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

                                                                               Природа и ее сезонные изменения (36 часов)

21

Природа и ее сезонные изменения (с. 24–25)

ПДД Правила безопасного поведения на улице.

Что такое сезонные изменения в природе?

Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Времена года, их особенности

Ученик получит представление о основных признаках времен года,
название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, о сезонных изменениях в природе

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Формирование личностного смысла учения.

22

Путешествие в осеннее царство.

Тетрадь (с.18)

Хрестоматия (с.12-13)

Какие осенние явления мы знаем?

Осенние явления
в природе

Закрепить знания об осенних изменениях

в природе

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления, выделять их основные существенные признаки, выделять новое, использовать иллюстративный материал как план, умение взаимодействовать со сверстниками

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

23-

24

Жизнь растений осенью (с. 26–27)

Хрестоматия (с.14-15)

Тетрадь (с.19-20)

Какие изменения в жизни растений происходят осенью?

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени.

Ученик получит представление о изменениях в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период.

Ученик получит возможность научиться анализировать изменения природы
осенью

Формирование личностного смысла учения.

25

Труд людей осенью (с. 28–29)

ОБЖ при работе в саду

Что делают люди осенью?

Особенности времен года (на основе наблюдений). Признаки овощей и фруктов. Правила безопасности при работе в саду.

Ученик получит представление о труде людей осенью в саду, огороде, поле.

Ученик получит возможность научиться различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

26-27

Как животные готовятся к зиме

(с. 30–31)

Хрестоматия (с. 16-17;

С.20-22)

Тетрадь (с. 21)

Как животные готовятся к зиме?

Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме

Ученик получит представление о особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду

Обнаруживать простейшие взаимосвязи, использовать их для объяснения явлений, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Формирование личностного смысла учения.

28

Как животные готовятся к зиме. Перелетные и зимующие птицы (с. 30–31)

Хрестоматия (с. 18-19)

Тетрадь (с. 22-23)

Кто такие перелетные птицы? Какие птицы зимуют у нас?

Перелетные и зимующие птицы

Ученик получит представление о особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Ученик получит возможность научиться анализировать изменения природы

зимой

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

29

Пришла зима

(с. 32–33)

Тетрадь (с. 24-26)

Что происходит с природой с приходом зимы?

Времена года. Изменения в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Ученик получит представление об основных признаках времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на льду в зимнее время

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

30-31

Снежные загадки

(с. 34–35).

Зима пришла. Урок-экскурсия.

Хрестоматия (с.24-25)

Как изменяется вода?

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе

Ученик получит представление о правилах наблюдения и проведения опытов.

Ученик получит возможность научиться обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

32-33

Жизнь лесных
зверей зимой

(с. 36–37)

Хрестоматия (с. 26-29)

Тетрадь (с. 27-26)

Тест (с.15)

Что делают лесные звери в лесу зимой?

Жизнь лесных зверей
и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих, или зверей.

Ученик получит представление о зимовке животных; о работе лесника зимой.

Ученик получит возможность научиться оказывать помощь животным зимой

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

34-35

Как помочь птицам зимой.

(с. 38–39)

Хрестоматия(с.30-35)

Тетрадь (с.29)

Тест (с.14)

Как помочь птицам зимой?

Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время

Ученик получит представление о признаках,
по которым из всех
животных выделяется особая группа – птицы;  

виды зимующих птиц.

Ученик получит возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения

Обнаруживать простейшие взаимосвязи, использовать их для объяснения явлений.

Поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках,

поделках, устных рассказах, мотивация к обучению.

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

36-37

Есть ли жизнь в воде подо льдом? ОБЖ Правила безопасного поведения у водоемов

(с. 40–41)

Хрестоматия (с. 36-40)

Тетрадь (с. 30)

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения у водоемов

Ученик получит представление о признаках рыб; о жизни некоторых животных и растений подо льдом

Поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

38

Как зимуют травы, кустарники
и деревья

(с. 42–43)

Хрестоматия (с.40-41)

Тетрадь (с. 31)

ОБЖ Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лёд, игра в снежки, снег несъедобен)

Как зимуют травы, кустарники
и деревья?

Особенности жизни травянистых растений в зимний период.

Ученик получит представление о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений.

Иметь представление о внутреннем строении почки

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

39-40

Учимся различать деревья
и кустарники

Зимой

(44-45)

Хрестоматия (с. 42-44)

Как различить деревья и кустарники зимой?

Культура поведения
в природе.

Лиственные растения зимой.

Ученик получит представление об отличии деревьев и кустарников
зимой.

Ученик получит возможность научиться определять
разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Использование доступных источников

информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Формирование личностного смысла учения.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

41

Пришла весна

(46-47)

Тетрадь (с.32)

ПДД Поведение на улице.

Какие изменения происходят в природе зимой?

Явления природы. Весенние изменения в природе.

Ученик получит представление о правилах поведения на экскурсии; названия животных и растений родного края; раннецветущие растения.

Ученик получит возможность научиться анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

42-43

Какие растения весной цвести
торопятся

(с. 48–49)

Хрестоматия (с. 46-49)

Тетрадь (с.33)

Какие растения весной цвести
торопятся?

 Жизнь растений весной

Охрана природных богатств.

Ученик получит представление о раннецветущих растениях, причины раннего цветения растения.

Ученик получит возможность научиться отличать раннецветущие растения от остальных растений

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

44

Жизнь растений весной. Урок-экскурсия.

Как вести себя на экскурсии?

Какие растения весной цвести
торопятся?

Жизнь растений весной.

Ученик получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края

Формирование личностного смысла учения.

45-

46

Как животные весну встречают

(50-51)

Хрестоматия (с.50-61)

Тетрадь (с.34-35)

Как животные весну встречают?

Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы.

Охрана природных богатств

Ученик получит представление об изменениях в жизни животных весной.

Ученик получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку.

Ученик получит возможность научиться выполнять правила охраны животных в весеннее время, иметь представление о гнездовании птиц

Обнаруживать простейшие взаимосвязи, использовать их для объяснения явлений, умение взаимодействовать со сверстниками.

Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

47-48-49

Про больших и маленьких.

(с. 52–53)     Хрестоматия (с. 62-64)

Тест (с.16-17)

Кто такие млекопитающие?

Ознакомление с термином «млекопитающие»

Ученик получит представление о том, как появляется потомство у животных.

Ученик получит возможность научиться сравнивать потомство и животных-
родителей

Использовать иллюстративный материал как план, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, умение контролировать свою деятельность.

Формирование личностного смысла учения.

50

Лето пришло

(с. 54–55)

Хрестоматия (с.66)

Что происходит с природой летом?

Особенности времен
года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года

Ученик получит представление об основных изменениях с приходом лета в неживой и живой природе.

Ученик получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе в летний период

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, поиск и выделение необходимой информации, использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

51

В лес по ягоды пойдем

(с. 56–57)

Хрестоматия (с. 67-69)

Тетрадь (с. 36)

Что растет в лесу?

Ознакомление с разнообразием растений.

Ученик получит представление о питательных и целебных свойствах ягод, правила их сбора.

Ученик получит возможность научиться приводить примеры ядовитых ягод своего края

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, поиск и выделение необходимой информации.

Формирование личностного смысла учения.

52-53

С лукошком
за грибами.

(с. 58–59)

Хрестоматия (с.69-73)

Тетрадь (с. 37)

Какие грибы съедобные?

Какие грибы ядовиты?

Многообразие живой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба.

Ученик получит представление о признаках и названиях грибов, правила сбора грибов.

Ученик получит возможность научиться различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края

Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

54-55

Зеленая аптека

(с. 60–61)

ОБЖ Поведение в лесу летом.

Тетрадь (с.38)

Как вести себя в лесу? Что такое лесная аптека?

Как помогают лесные растения?

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу.

Охрана природных богатств. Разнообразие растительного мира

Ученик получит представление о лекарственных растениях, о целебной силе растений, правила сбора.

Ученик получит представление о приемах использования лекарственных растений

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты. умение взаимодействовать со сверстниками, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

Формирование личностного смысла учения.

56

Природа и мы

(с. 62–63)

Хрестоматия (с.74-75)

Тетрадь (с.39)

Как человек влияет на природу?

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Ученик получит представление о том, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты.

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

                                                                                Наша родина – Россия. (10 часов)

57

Красная книга России.

ОБЖ Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы. осы)

Что такое Красная книга?

Красная книга России,
ее значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги

Ученик получит представление о растениях и животных родного края,
занесенных в Красную книгу.

Ученик получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

58-59

Наша родина – Россия

(с. 64–65)

Родной край-часть России.

Что такое Конституция?

Какие достопримечательности есть в нашем городе?

Россия – наша родина.

Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название государства, его столицы.

города.

Ученик получит возможность научиться описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края

Умение работать с картой, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, умение взаимодействовать с учениками и сверстниками в учебной деятельности, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Развитие основ гражданской идентичности, мотивация к обучению, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

60

Государственная символика.

(с. 65–67)

Тест (с.18-19)

Что такое герб, гимн, флаг?

Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России.

Правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России.

Ученик получит возможность научиться описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России

Умение работать с картой, умение взаимодействовать с учениками и сверстниками в учебной деятельности, умение действовать по заданному алгоритму.

Развитие основ гражданской идентичности, мотивация к обучению, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

61-62

Москва – столица нашего государства.

(с. 68–71)

Тест (с.19-21)

Что такое столица?

Россия – наша родина.

Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль, главную площадь столицы.

Ученик получит возможность научиться описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Умение работать с картой, умение взаимодействовать с учениками и сверстниками в учебной деятельности, умение действовать по заданному алгоритму.

Умение работать с картой, умение взаимодействовать с учениками и сверстниками в учебной деятельности, умение действовать по заданному алгоритму.

Развитие основ гражданской идентичности, мотивация к обучению, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

63

Экскурсия в город                      (с.72–73)  ПДД Правила перехода проезжей части улицы

Как вести себя на улице?

Правила передвижения по городу. Виды городского транспорта.

Ученик получит представление о правилах поведения во время движения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус), иметь представление об основных достопримечательностях своего края.

Умение контролировать свою деятельность, выдвижение гипотез и их обоснование, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками, умение строить осознанное и произвольное высказывание.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

64-65-

66

Обобщение «Мы и окружающий мир»

 (с. 74–77)

Что мы узнали за год?

Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе

Ученик узнает о правилах членов клуба «Мы и окружающий мир». Ученик получит возможность научиться подписывать конверт и писать письмо

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Оценка своего и чужого поведения в природе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...