Технологическая карта урока по окружающему миру "В широкой степи" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лашкова Людмила

Класс: 4 Учебный предмет: окружающий мир Тема урока: В широкой степи. Тип урока: «Открытие» новых знаний Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, учить наблюдать, рассуждать, делать выводы. Планируемые результаты: Личностные умения: — формулировать правила бережного отношения к почве, растительному и животному миру зоны степей. Познавательные умения: — находить и показывать зону степей на карте; — характеризовать природные условия, животный и растительный мир; — приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; — определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи. Регулятивные умения: — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; — выполнять самоооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_v_shirokoy_stepi_4_klass.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Класс: 4
Учебный предмет: окружающий мир
Тема урока: В широкой степи.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:  сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой,  дополнительной литературой, учить наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты: 

Личностные умения:

— формулировать правила бережного отношения к почве, растительному и животному миру зоны степей.

Познавательные умения:

— находить и показывать зону степей на карте;

— характеризовать природные условия, животный и растительный мир;

— приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

— определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи.

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, в паре.

 Методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 4 класс, авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,      Рабочая тетрадь «Окружающий мир»

4 класс, авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,  диск «Окружающий мир 4 класс»
Техническое обеспечение: презентация к уроку, диск «Окружающий мир 4 класс», электронная доска.

Учитель: Л. А. Лашкова

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИИ

 Цель этапа: 
- мотивировать к изучению темы.

Прозвенел уже звонок, 
Начинаем наш урок! 
Постарайтесь всё понять, 
Ответы полные давать, 
И за работу получать 
Только лишь оценку пять! 
- Сегодня, ребята, мы продолжим увлекательное путешествие по нашей стране. В пути мы узнаем много интересного. 

Приветствие учителя, настрой на продуктивную работу.

Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы.
Коммуникативные:
- умение  слушать;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. 
Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:
- контролировать выполненную работу.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Какие природные зоны мы изучили? (арктическая или ледяная пустыня, тундра, зона лесов)

С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, из которой было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением (образные выражения на слайде) и расположить природные  зоны в порядке расположения с севера на юг. 

«Письма»
1 ряд: Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. (Зона лесов)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) 


Определите, в какой природной зоне
 существуют следующие взаимосвязи? (слайд)

а) сосна – мышь – ястреб (в лесу)

б) ягель – олень – волк (в тундре)

в) рачки – сайка – чайка (в арктической пустыне)

Работа в группах:

Каждая группа (ряд) читает своё «письмо», выбирает подходящее слово (карточки на доске).

Отчет группы: перечитать письмо для всех, дать ответ (взяв карточку), назвать образное выражение.

Три человека, которые отчитываются,  встают с карточками в порядке расположения зон с севера на юг.

Арктическая пустыня

Тундра

Зона лесов

Ответы детей

 Личностные:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:-  предвосхищение результата;
- планировать и выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении темы
Предметные умения:

- определять по описанию название природной зоны; узнавать  существующие взаимосвязи в природных зонах.

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Разгадайте кроссворд.

1.Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника)

2.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

3Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

4.В народе это дерево часто называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа)

5.Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха)

Ключевое слово: СТЕПЬ.

Предположите тему урока

Учитель: В широкой степи.

Записывают слова – отгадки в кроссворд.

СТЕПЬ

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы;

- формировать самостоятельное умение выделять и формулировать проблему при изучении темы: «В широкой степи».

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

 Вспомните план изучения природной зоны и определите задачи урока.

Цели  урока: после ответов детей – слайд

Узнать местоположение степей;

Климат степей;

Растительный мир степей;

Животный мир степей;

Занятия населения;

Экологические проблемы степей.

 Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы.

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

На все стороны путь 
Ни лесочка, ни гор. 
Необъятная гладь, 
Неоглядный простор. 

Это степная зона России (слайд)

Для того, чтобы узнать о зоне степей все то, что мы запланировали, разделимся на группы.

- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помощницы с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы. 
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей, расскажут о климате степи.

Карточка – помощница

1.На карте «Природные зоны» в учебнике (стр. 74-75) найти зону степей. Каким цветом она обозначена на карте? Где она находится по отношению к зоне лесов? Какая зона находится между зоной лесов и зоной степей?

Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

3. Рассказать о климате  зоны степей. Используйте учебник, стр. 90 - 91


-
Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей. 

Карточка - помощница

Прочитать учебник, стр. 92 – 93, начать с 3-го абзаца и до конца

1.Какие растения произрастают в степи?

2.Общая особенность растений.

3.Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).


- Зоологи подготовят рассказ о животных. 

Карточка - помощница.

Прочитать учебник на стр. 92, 1, 2 абзацы

1.Какие животные обитают в степи?

2.Отличительная черта степных животных.

3.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окраска)

Физминутка

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, учащиеся отчитываются о работе в группе и делают вывод

Отчет 1-й группы – диск, слайды 1, 2

Отчет 2 –й группы – диск, слайд4

Отчет 3-й группы – диск, слайды 6,7,8

После отчета групп – разговор о занятиях населения и экологических проблемах.

Перечитайте учебник на стр. 91, два верхних абзаца.

Догадались ли вы, каково главное занятие населения? (Земледелие)

Другие занятия населения - это животноводство, охота, земледелие,
добыча полезных ископаемых.

Отсюда вытекают экологические проблемы зоны степей.

Прочитать текст на карточке с дополнительным материалом.

Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?

 

     2 группа

 Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода; у некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах.  Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы.

3 группа

(Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов.  Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от  врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче. Некоторые из них (сурки, суслики, хомяки, полевые мыши) роют норы, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода,  запасают корм. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы).  Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней  бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). 

- оскудение почв;

- ухудшение почв из-за выпаса скота;

- браконьерство;

- загрязнение природы промышленными предприятиями.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Предметные:

- знакомство с географическим положением зоны степей, с климатическими особенностями, с растительным и животным миром, ролью человека.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Рабочая тетрадь, стр. 53, № 4

Взаимопроверка по образцу (Тарас)

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Этап 8   ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 

 Диск – задания для проверки знаний (соединить картинку с названием птицы; заполнение пропусков в тексте)

 

 

 

 

 

 

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:
- соблюдать правила поведения на уроке.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении  данной темы.
Предметные:

- уточнить полученные знания о растительном и животном мире спепей.

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 Игра «Да- нет»

1.Зона степей находится южнее лесных зон. (+)

2.В степи лето короткое, но жаркое. (-)

3.Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+)

4.У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья. (+)

5.Серая куропатка – хищник. (-)

6.Кобылка питается насекомыми. (-)

7. Почва степей богата перегноем. (+)

8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары. (-)

9.Основное занятие населения – земледелие.(+)

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а) ….

Я (не)  доволен (льна) своей работой, потому что …

Д/З: учебник, стр. 90 – 93, Прочитать «Странички умного Совенка», стр. 140 – 141

рабочая тетрадь, стр. 52 – 53, № 1, 2,3

Объединиться в группы по желанию – сделать модель цепи питания, характерной для степи (3-4 человека);

По желанию придумать свой кроссворд с ключевым словом «степь»

Дети хором или соглашаются с утверждением или нет, показывают зеленую или красную карточку.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания.

 

Письмо 1 ряду

Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью, потому что здесь достаточно тепло и много влаги.  В этой зоне растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Много животных.

Письмо 2 ряду

 Зимой в этой зоне полярная ночь.  Всюду снега и льды. Там, где нет снега и льда, видны голые каменные россыпи. Летом полярный день. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. К суровым условиям приспособились лишь немногие живые организмы. Территория зоны не имеет коренного населения.

Письмо 3 ряду

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе

Новое построение урока с понятийной гроздью....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе "Вода - растворитель"

технологическая карта урока с применением интерактивной доски...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед?  (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"

В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....