Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1 МОТИВАЦИИ |
Цель этапа: - мотивировать к изучению темы.
| Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять! - Сегодня, ребята, мы продолжим увлекательное путешествие по нашей стране. В пути мы узнаем много интересного. | Приветствие учителя, настрой на продуктивную работу. | Личностные: - проявлять интерес к изучению темы. Коммуникативные: - умение слушать; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - контролировать выполненную работу.
|
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Какие природные зоны мы изучили? (арктическая или ледяная пустыня, тундра, зона лесов) С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, из которой было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением (образные выражения на слайде) и расположить природные зоны в порядке расположения с севера на юг. «Письма» 1 ряд: Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. (Зона лесов) 2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи? (слайд)
а) сосна – мышь – ястреб (в лесу) б) ягель – олень – волк (в тундре) в) рачки – сайка – чайка (в арктической пустыне) | Работа в группах: Каждая группа (ряд) читает своё «письмо», выбирает подходящее слово (карточки на доске). Отчет группы: перечитать письмо для всех, дать ответ (взяв карточку), назвать образное выражение. Три человека, которые отчитываются, встают с карточками в порядке расположения зон с севера на юг. Арктическая пустыня Тундра Зона лесов
Ответы детей | Личностные: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения:- предвосхищение результата; - планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении темы Предметные умения: - определять по описанию название природной зоны; узнавать существующие взаимосвязи в природных зонах.
|
Этап 3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Разгадайте кроссворд. 1.Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника) 2.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница) 3Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) 4.В народе это дерево часто называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа) 5.Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха)
Ключевое слово: СТЕПЬ. Предположите тему урока Учитель: В широкой степи.
| Записывают слова – отгадки в кроссворд.
СТЕПЬ | Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы; - формировать самостоятельное умение выделять и формулировать проблему при изучении темы: «В широкой степи».
|
Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Вспомните план изучения природной зоны и определите задачи урока.
Цели урока: после ответов детей – слайд
| Узнать местоположение степей; Климат степей; Растительный мир степей; Животный мир степей; Занятия населения; Экологические проблемы степей. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы. |
Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | На все стороны путь Ни лесочка, ни гор. Необъятная гладь, Неоглядный простор.
Это степная зона России (слайд) Для того, чтобы узнать о зоне степей все то, что мы запланировали, разделимся на группы. - Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помощницы с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы. - Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей, расскажут о климате степи. Карточка – помощница 1.На карте «Природные зоны» в учебнике (стр. 74-75) найти зону степей. Каким цветом она обозначена на карте? Где она находится по отношению к зоне лесов? Какая зона находится между зоной лесов и зоной степей? Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? 3. Рассказать о климате зоны степей. Используйте учебник, стр. 90 - 91 - Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
Карточка - помощница Прочитать учебник, стр. 92 – 93, начать с 3-го абзаца и до конца 1.Какие растения произрастают в степи? 2.Общая особенность растений. 3.Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья). - Зоологи подготовят рассказ о животных.
Карточка - помощница.
Прочитать учебник на стр. 92, 1, 2 абзацы 1.Какие животные обитают в степи? 2.Отличительная черта степных животных. 3.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окраска)
| | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ |
Цель: усвоение учащимися нового способа действия. | Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, учащиеся отчитываются о работе в группе и делают вывод Отчет 1-й группы – диск, слайды 1, 2 Отчет 2 –й группы – диск, слайд4 Отчет 3-й группы – диск, слайды 6,7,8 После отчета групп – разговор о занятиях населения и экологических проблемах. Перечитайте учебник на стр. 91, два верхних абзаца. Догадались ли вы, каково главное занятие населения? (Земледелие) Другие занятия населения - это животноводство, охота, земледелие, добыча полезных ископаемых. Отсюда вытекают экологические проблемы зоны степей. Прочитать текст на карточке с дополнительным материалом.
Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?
| 2 группа Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода; у некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах. Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы. 3 группа (Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче. Некоторые из них (сурки, суслики, хомяки, полевые мыши) роют норы, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода, запасают корм. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы). Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). - оскудение почв; - ухудшение почв из-за выпаса скота; - браконьерство; - загрязнение природы промышленными предприятиями. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. Предметные: - знакомство с географическим положением зоны степей, с климатическими особенностями, с растительным и животным миром, ролью человека. |
Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ |
Цель: переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Рабочая тетрадь, стр. 53, № 4
| Взаимопроверка по образцу (Тарас) | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - учёт правил в контроле способа решения, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Диск – задания для проверки знаний (соединить картинку с названием птицы; заполнение пропусков в тексте)
| . | Личностные: - соблюдать правила поведения на уроке. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении данной темы. Предметные: - уточнить полученные знания о растительном и животном мире спепей. |
Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Игра «Да- нет» 1.Зона степей находится южнее лесных зон. (+) 2.В степи лето короткое, но жаркое. (-) 3.Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+) 4.У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья. (+) 5.Серая куропатка – хищник. (-) 6.Кобылка питается насекомыми. (-) 7. Почва степей богата перегноем. (+) 8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары. (-) 9.Основное занятие населения – земледелие.(+)
Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а) …. Я (не) доволен (льна) своей работой, потому что …
Д/З: учебник, стр. 90 – 93, Прочитать «Странички умного Совенка», стр. 140 – 141 рабочая тетрадь, стр. 52 – 53, № 1, 2,3 Объединиться в группы по желанию – сделать модель цепи питания, характерной для степи (3-4 человека); По желанию придумать свой кроссворд с ключевым словом «степь»
| Дети хором или соглашаются с утверждением или нет, показывают зеленую или красную карточку. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания. |