Рабочая программа по окружающему миру "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой на 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_programma.docx | 77.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Туголуковская средняя общеобразовательная школа
М. Горьковский филиал
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы Протокол № 1 от 27. 08. 2016 г. | Утверждена приказом МБОУ Туголуковской СОШ № 79 от 30. 08. 2016 г. ___________/В. И.Фурсов/ | |||
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
для 4 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
учитель
Горнова Надежда Васильевна
2016 г.
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир»
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Определение последовательности исторических событий с помощью «ленты времени», выполнение задания на соотношение года с веком.
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Владение основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Обсуждение особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснение символического смысла основных изображений Государственного герба России.
Описание исторических и культурных памятников на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготовка рассказа о важнейших изученных событиях из истории Отечества.
Содержание учебного предмета
Мы – граждане единого Отечества. 11 ч.
Мы – граждане Отечества. Общество – это мы. Российский народ. Конституция России.
Права ребенка. Государственное устройство России. Союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Проектная деятельность «Если бы меня выбрали Президентом России». Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества».
Учащиеся научатся:
Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества, представления о российском народе
Различать права и обязанности гражданина России
Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям
По карте определять, с какими государствами граничит Россия
Использовать источники дополнительной информации
Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы
Подготовить рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
Характеризовать государственную символику России.
Устанавливать связь особенностей государственного устройства России
Характеризовать особенности субъектов РФ
Различать права и обязанности граждан России. Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
По родным просторам. 25 ч.
Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и паркам.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Контрольная работа по теме «По родным просторам».
Учащиеся научатся:
Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира
Различать информацию, которую можно получать с помощью карты
Находить на физической карте равнины и горы
Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых
Раскрывать значение рек в жизни людей
Находить по Физической карте озера России
Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)
Сравнить карту природных зон России с физической картой
Находить природные зоны.
Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа
По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России
Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы
Использовать подученные знания
Познакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги.
Учащиеся получат возможность научиться:
Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и климатическими условиями природных зон.
Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Путешествие по Реке времени. 25 ч.
В путь по реке времени. Путешествуем с археологами. По страницам летописи. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследницы Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси. На пути к единству. Начало Российской империи. Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Рассвет изобразительного искусства. Век бед и побед. Вставай страна огромная. Трудовой фронт России. Нет в России семьи такой. После великой войны. Достижения 1950-1970гг.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Проверочная работа по теме «Путешествие по Реке времени».
Учащиеся научатся:
На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти
Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике
Показывать на исторической карте места обитания разных племен, древние торговые пути
Презентовать рассказы об основании сибирских городов
Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке
Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства
Обобщить знания о великих русских художниках
Характеризовать особенности развития страны, созидательную деятельность страны.
Учащиеся получат возможность научиться:
Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху;
Обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
Приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом.
Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г. Характеризовать особенности развития страны в 19 - 20 веках
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России.
Мы строим будущее России. 9 ч.
Современная Россия. Хорошо честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя.
Проектная деятельность «Я строю будущее России».
Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России». Итоговая контрольная работа.
Учащиеся научатся:
Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.
Обсуждать значение понятия «социальная собственность»
Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России
Аргументировать необходимость личной ответственности
Использовать полученные знания.
Учащиеся получат возможность научиться:
Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе).
Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.
Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Правила дорожного движения. 10 ч.
Введение. Обеспечение безопасности пешеходов. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. Сигналы для регулирования дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Правила перехода улиц и дорог. Тормозной путь транспортных средств. Виды транспортных средств. Закрепление знаний по правилам дорожного движения (практическое занятие). Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Итоговое занятие. Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков-вопросов и ответов и т.д.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
Где должны ходить пешеходы. Почему нельзя ходить на проезжей части. Части улиц и дорог. Как надо переходить улицу. Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки. Назначение светофоров, сигналы. Как надо пересекать перекресток. Свой путь в школу и обратно. О переходе улицы группой. Места ожидания общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай. Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы. Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках. Для чего служит пешеходная дорожка. Правила движения пешеходов на загородной дороге. Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время. Сигналы регулировщика. Для чего служат дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта? Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте. Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути. Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение). Применять на практике полученные знания.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса учащиеся должны:
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть умениями (в рамках изученного материала):
Проводить наблюдения за природой родного края (на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц.
Различать план местности и географическую карту.
Читать план с помощью условных знаков.
Различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека.
Показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России.
Приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования.
Объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране.
Характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране.
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком).
Рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
Объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
Выполнять правила поведения в природе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название раздела, темы раздела | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | В том числе | |
Практические и лабораторные работы | Контрольные и проверочные работы | ||||
1 | Мы – граждане единого Отечества. | Классифицировать сообщества по выбранному критерию, права и обязанности граждан. Приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник». Оформлять Календарь памятных дат. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры. Знать права ребёнка, устройство России. Приводить конкретные примеры прав ребёнка. Употреблять специальную лексику соответствующих документов. Объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти. Определять понятие «государство». Перечислять особенности субъектов РФ. Показывать на карте границу РФ, страны ближнего зарубежья. Различать границы на суше и на море. Иметь представление о схеме языков народов России. Знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов. | 11 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
2 | По родным просторам. | Знать условные обозначения физической карты России, основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны, знать расположение месторождений полезных ископаемых, термины, обозначающие части реки, названия озёр России и области. Находить на физической карте России природные объекты и основные зоны России и области. Наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона. Показывать равнины и горы, месторождение основных полезных ископаемых, главные реки и озёра, основные зоны России на физической карте страны и области. Характеризовать крупнейшие равнины, горы, реки и озёра России, полезные ископаемые России и Тамбовской области, зоны России. Изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану. Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Знакомиться с растениями и животными Красной книги Тамбовской области. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. Рассказывать о заповедниках и национальных парках и об их охране. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. | 26 ч. | 5 ч. | 1 ч. |
3 | Путешествие по Реке времени. | Работать со схемой «Река времени». Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в музее. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науки. Показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древние русские города. Объяснять значение названия славянских племён. Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси. Узнавать архитектурный облик соборов. Составлять схемы родственных отношений древнерусских князей, правителей Москвы и царей. Характеризовать роль древнерусских князей, правителей Москвы и царей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Интерпретировать идейный смысл иконы «Троица» Андрея Рублёва и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности. Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Показывать на карте поволжские города. Называть памятники. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественной армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Объяснять значение в названия городов. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну, основные этапы Великой Отечественной войны и подвиги людей в тылу во время войны. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог и развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства России в 19 веке. Составлять рассказ о жизни и труде в тылу во время Вов. Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Вов 1941-1945 г.г. в своей семье. Записывать воспоминания старших родственников о военном времени. Приводить примеры разрушений и потерь в Вов. Рассказывать о земляках тружениках первой послевоенной пятилетки. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70е гг. Приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности, образовании и искусстве, в спорте. Рассказывать о земляках – тружениках второй половины 20 века. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. | 25 ч. | 1ч | 1 ч. |
4 | Мы строим будущее России. | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90 годах и положительный опыт в Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Приводить примеры преобразований и благотворного воздействия культурных растений, домашних животных на жизнь людей. Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных производств. Приводить примеры такого сотрудничества. Обсуждать значений понятий «социальная ответственность». Характеризовать выдающиеся явления в современной жизни страны. Приводить примеры таких явлений и событий. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. | 9 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Основы безопасности жизнедеятельности | Овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказать первую медицинскую помощь, обращаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. | ||||
Итого: | 70 ч. | 8 | 5 ч. |
Согласно календарному учебному графику МБОУ Туголуковской СОШ продолжительность 2016 – 2017 учебного года на первой ступени обучения составляет 34 учебные недели. В соответствии с базисным учебным планом календарно-тематическое планирование составлено по программе автора А. А. Плешакова на 34 учебные недели, из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Пояснительная записка к тематическому планированию по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классе
на 2016 – 2017 учебный год.
ОБЖ проводится интегрировано с предметом Окружающий мир один раз в неделю по 15 минут от урока, 34 занятия в год.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений. Реализация программы позволит:
прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС
Учащийся должен овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказать первую медицинскую помощь, обращаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития, учащихся начальной школы по классам обучения и включая в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;
что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья; как ухаживать за своим телом;
основные виды травм у детей; что такое первая медицинская помощь; как уберечь от порезов и ожогов;
общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
наиболее безопасный путь в школу и домой; правила перехода дороги; правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах; где можно и где нельзя играть;
правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий; что значит одеваться по сезону, правила поведения;
чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
основные животные и насекомые; правила безопасного поведения и меры защиты.
Практическая работа: к концу 4 класса учащиеся должны уметь:
составить порядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
безопасно обращаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой; правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства; принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
самостоятельно одеваться по сезону; самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми; оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
№ п.п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 16 |
1.1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 6 |
1.2 | Пожарная безопасность и поведение при пожаре | 2 |
1.3 | Безопасное поведение на воде | 2 |
1.4 | Безопасное поведение дома | 1 |
1.5 | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 2 |
1.6 | Безопасное поведение на природе | 2 |
1.7 | Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Правила поведения | 1 |
2 | Основы медицинских знаний и оказание 1 медицинской помощи. | 7 |
2.1 | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 |
2.2 | Основные виды травм детей мл. школьного возраста | 2 |
2.3 | Оказание первой помощи при укусах, порезах, ожогах | 1 |
2.4 | Первая мед. помощь при отравлении пищевыми продуктами. | 1 |
2.5 | Первая мед. помощь при отравлении газами. | 1 |
2.6 | Практические занятия по отработке навыков оказания 1 медицинской помощи. | 1 |
3 | Основы ЗОЖ | 5 |
3.1 | Основное понятие «здоровье, ЗОЖ. | 1 |
3.2 | Основы личной гигиены | 1 |
3.3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 1 |
3.4 | Пути укрепления здоровья. | 2 |
4 | Защита человека в ЧС. | 6 |
4.1 | ЧС мирового и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) | 1 |
4.2 | Основные мероприятия ГО по защите населения. | 1 |
4.3 | Подготовка к действиям в ЧС мирового и военного времени. | 1 |
4.4 | Практическое занятие. Подготовка к Дню защиты детей. | 3 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» в 4 классе
№ п/п | Дата | Темы разделов и уроков | Кол-во час | Вид контроля | Планируемые результаты | |||
по плану | по факту | предметные | метапредметные | личностные | ||||
Мы – граждане единого Отечества. 11 ч. | ||||||||
1 | 02. 09 | 02. 09 | Общество – это мы! | 1 | фронтальный | Предметные: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации. Различать права и обязанности гражданина, ребёнка; описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте. Описывать государственное устройство Российской Федерации. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата; уметь формулировать своё мнение и позицию; формировать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности; уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи. Познавательные: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе. Строить сообщения в устной форме. Проводить сравнение по заданным критериям. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Осознание норм поведения в природной и социальной среде. | Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
2 | 03. 09 | 03. 09 | Российский народ | 1 | текущий | |||
3 | 08. 09 | 08. 09 | Конституция России. | 1 | текущий | |||
4 | 09. 09 | 09. 09 | Права ребёнка. Тест по теме «Конституция РФ» ПДД «Юный пешеход» | 1 | фронтальный | |||
5 | 14. 09 | 14. 09 | Государственное устройство России. | 1 | текущий | |||
6 | 16. 09 | 16. 09 | Российский союз равных. | 1 | индивидуальный | |||
7 | 21. 09 | 21. 09 | Государственная граница России | 1 | работа в паре | |||
8 | 23. 09 | 23. 09 | Путешествие за границу России | 1 | текущий | |||
9 | 28. 09 | 28. 09 | Сокровища России и их хранители. ПДД «Путешествие в прошлое» | 1 | текущий | |||
10 | 30. 09 | 30. 09 | Творческий союз. | 1 | индивидуальный | |||
11 | 05. 10 | 05. 10 | Творческий союз. Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества» | итоговый | ||||
По родным просторам. 25 ч. | ||||||||
12 | 07. 10 | 07. 10 | Карта – наш экскурсовод. Практическая работа. | 1 | фронтальный | Предметные: Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Пользоваться физической картой, находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику; обозначать | Регулятивные: Понимать, принимать и формулировать учебную задачу; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; планировать свои высказывания и действия. Уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям; использовать внешнюю и внутреннюю речь для планирования и регуляции своей деятельности; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответом одноклассников; принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. | Личностные: понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы); способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; придерживаться правил работы в группе, |
13 | 12. 10 | 12. 10 | Карта Тамбовской области. | текущий | ||||
14 | 14. 10 | 14. 10 | По равнинам и горам. Практическая работа. Особенности поверхности Тамбовской области. | 1 | текущий | |||
15 | 19. 10 | 19. 10 | В поисках подземных кладовых. | 1 | работа в паре | |||
16 | 21. 10 | 21. 10 | Наши реки. Практическая работа «Наши реки». | 1 | индивидуальный | |||
17 | 26. 10 | Реки Тамбовской области. ПДД «Дорога, что ты расскажешь о себе?» | 1 | текущий | ||||
18 | 28. 10 | Озёра – краса России Практическая работа. | 1 | индивидуальный | на контурной карте изученные природные объекты. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Различать формы земной поверхности. Определять природные зоны на карте, характеризовать их, анализировать схему нагревания поверхности Земли Солнцем. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей неживой и живой природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям. Соотносить условия природных зон с хозяйственной деятельностью | Уметь осознанно строить речевое высказывание. Уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: Донести свою позицию до других. Формировать свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Признавать свои ошибки, озвучивать их. Готовить сообщения, выполнять проекты по теме. Вступать в беседу на уроках и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе. Формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности; уметь формулировать своё мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра. Познавательные: актуализация изученных способов действия, достаточных для «открытия» новых знаний. Ориентирование в условных обозначениях. Нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии; уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста. | доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая | |
19 | 09. 11 | Озёра Тамбовской области. | 1 | фронтальный | ||||
20 | 11. 11 | По морским просторам. Практическая работа | 1 | индивидуальный | ||||
21 | 16. 11 | С севера на юг ПДД «Участники дорожного движения» | 1 | текущий | ||||
22 | 18. 11 | В ледяной пустыне. | 1 | текущий | ||||
23 | 23. 11 | В холодной тундре. | 1 | индивидуальный | ||||
24 | 25. 11 | Среди лесов | 1 | текущий | ||||
25 | 30. 11 | Лесная зона Тамбовской области. | 1 | индивидуальный | ||||
26 | 02. 12 | В широкой степи ПДД «Транспорт на дорогах города» | 1 | обобщающий | ||||
27 | 07. 12 | В жаркой пустыне | 1 | текущий | ||||
28 | 09. 12 | У теплого моря | 1 | фронтальный | ||||
29 | 14. 12 | Мы – дети родной земли | 1 | тематический | ||||
30 | 16. 12 | Растительный и животный мир Тамбовской области. | 1 | текущий | ||||
31 | 21. 12 | Контрольная работа за полугодие по теме «По родным просторам» | 1 | индивидуальный | проживающих там народов. Объяснять экологические проблемы и предлагать пути их решения. Оценивать экологическую обстановку в своём крае и своё реальное участие в природоохранной деятельности. Различать заповедники и национальные парки России и своего региона, показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них, оценивать их вклад в охрану природы. | Уметь выделять нужную информацию, проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом. Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы. Проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты. Объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы. | социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, поведения. | |
32 | 23. 12 | В содружестве с природой. ПДД «Безопасность на дороге - зависит от нас» | 1 | текущий | ||||
33 | 28. 12 | Как сберечь природу России. | 1 | текущий | ||||
34 | 13. 01 | По страницам Красной книги. | 1 | индивидуальный | ||||
35 | 18. 01 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | тематический | ||||
36 | 20. 01 | Заповедник «Воронинский». ПДД «Средства регулирования дорожного движения» | 1 | итоговый | ||||
Путешествие по Реке времени. 25 ч. | ||||||||
37 | 25. 01 | В путь по Реке времени | 1 | фронтальный | Предметные: описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство). Называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории. | Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной | Личностные: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование целостного, социально | |
38 | 27. 01 | Путешествуем с археологами | 1 | текущий | ||||
39 | 01.02 | В путь по страницам летописи Практическая работа | 1 | текущий | ||||
40 | 03. 02 | Истоки Древней Руси | 1 | работа в паре | Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»; находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства; рассказывать об основных событиях истории своего края. Характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны. Описывать культурные достопримечательности своего края. Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории; государственную символику и государственные праздники современной России. | задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответом одноклассников; Коммуникативные: Уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы; уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи; формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности. Уметь формулировать своё мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра. Уметь слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. Готовность разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. | ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование | |
41 | 08. 02 | Мудрый выбор | 1 | текущий | ||||
42 | 10. 02 | Наследница Киевской Руси | 1 | индивидуальный | ||||
43 | 15. 02 | Москва – преемница Владимира | 1 | текущий | ||||
44 | 17. 02 | Начало Московского царства | 1 | индивидуальный | ||||
45 | 22. 02 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | работа в паре | ||||
46 | 24. 02 | На пути к единству. ПД «Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)» | 1 | индивидуальный | ||||
47 | 01.03 | Начало Российской империи. | 1 | текущий | ||||
48 | 03. 03 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!». | 1 | текущий | ||||
49 | 10. 03 | Отечественная война 1812 года. | 1 | индивидуальный | ||||
50 | 15. 03 | Великий путь | 1 | текущий | ||||
51 | 17. 03 | Золотой век театра и музыки | 1 | индивидуальный | ||||
52 | 22. 03 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | обобщающий | ||||
53 | 05. 04 | В поисках справедливости ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето)». | 1 | текущий | ||||
54 | 07. 04 | Век бед и побед | 1 | фронтальный | Определять последовательность исторических событий. Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации. | Познавательные: Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. | эстетических потребностей, ценностей и чувств. Положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны. Способность к самооценке. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Понимание значения семьи в жизни человека. | |
55 | 12. 04 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | групповой | ||||
56 | 14. 04 | Трудовой фронт России | 1 | текущий | ||||
57 | 19. 04 | «Нет в Росси семьи такой…» | 1 | индивидуальный | ||||
58 | 21. 04 | Я помню, я горжусь. | 1 | тематический | ||||
59 | 26. 04 | После Великой войны | 1 | текущий | ||||
60 | 28. 04 | Достижения 1950 – 1970-х гг. | 1 | индивидуальный | ||||
61 | 03. 05 | Наши земляки, прославившие свои имена. Проверочная работа по теме «Путешествие по Реке времени». | 1 | итоговый | ||||
Мы строим будущее России. 7ч. | ||||||||
62 | 05. 05 | Современная Россия. ПДД «Круговорот в стране дорожных знаков» | 1 | фронтальный | Предметные: характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 – 90 годов 20 века и первом 10-летии 21 века. Приводить примеры преобразований в | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответом одноклассников. Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; уметь осознанно строить речевое высказывание; уметь прогнозировать | Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; развитие познавательного интереса; | |
63 | 10. 05 | «Хороша честь, когда есть, что есть» | 1 | текущий | ||||
64 | 12. 05 | Виды сельскохозяйственной деятельности Тамбовской области. | 1 | индивидуальный | экономической, политической, социальной жизни. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни. Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примере деятельности сверстников. | результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; использовать речевые средства для представления результата; уметь формулировать своё мнение и позицию; формировать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности. Познавательные: выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения. | формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов; уметь применять правила охраны своего здоровья. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. | |
65 | 17. 05 | Умная сила России | 1 | работа в паре | ||||
66 | 19. 05 | Светлая душа России | 1 | текущий | ||||
67 | 24. 05 | Начни с себя | 1 | тематический | ||||
68 | 26. 05 | Итоговая контрольная работа | 1 | итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...