Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_okr.miru_.docx82.7 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/____________/

Протокол № ____ от

«___»___________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

____________/Тутова В.А../

 «___»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ СОШ №1

____________/Ярков Д.П../

Приказ № _____ от

«___»___________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

ступень: начальная

класс:    4 в

уровень: базовый

количество часов: 70ч

учитель: Тутова В.А.

Программа разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» под редакцией А.А.Плешакова «Программа для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир 1 – 4класс», Москва, издательство «Просвещение» 2013г. Разработана на основе программы по УМК «Школа России»

2016– 2017 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).

Цели и задачи учебного предмета.

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

 — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

 1) идея многообразия мира;

 2) идея целостности мира;

 3) идея уважения к миру.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся:

 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

3.Описание места учебного предмета в курсе.

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 70ч: (35 учебных недель).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

5.Содержание курса.

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности.экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Современная Россия (11 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Для реализации программного содержания используется :

  1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Учебник с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
  2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
  3. А.А. Плешаков и др. Окружающий мир, 4 класс. Тесты. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ          по окружающему миру 4 А класс

по

п/п

Дата

Тема

Количество часов

                       Элементы содержания

                                                    УУД

         Дата

   План Факт

1

2

3

4

5

6

План

Земля и человечество   9ч.

1

  Мир глазами астронома

1

Что изучает астрономия?

Что такое Солнечная система?

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:проводить сравнение по заданным критериям.Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач, работать в паре.

2

   Планеты  Солнечной системы

1

Какие планеты входят в состав Солнечной системы? Отчего происходит смена дня и ночи и времён года на планете Земля?

Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.    

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи  между  движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию.

3

Звёздное небо – Великая книга

 Природы

1

Почему звёздное небо называют Великой книгой Природы? Зачем нужно уметь читать Великую книгу Природы?

Регулятивные:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные:строить сообщения в устной форме.  Работать с терминологическим словариком, моделировать изучаемые созвездия

4

 Мир глазами географа

1

Что изучает география? Что представляют собой карта,   карта полушарий и глобус?

Регулятивные: понимать  учебные задачи   урока  и стремиться  их выполнить

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.  Извлекать информацию

о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.  

5

 Мир глазами историка

1

Что изучает история?

Что такое исторический источник?

Регулятивные:  понимать учебную задачу  и стремиться  её выполнить

Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений.  

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

6

 Когда и где?

1

Что означают слова и выражения «век» (столетие), «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры»?

С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Регулятивные:  различать способ и результат действия

Познавательные:   соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Анализировать  историческую карту, рассказывать по ней  об исторических событиях

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника., формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать  достижения на уроке.

7

 Мир глазами эколога

1

Почему человеку не удалось покорить природу? Почему и как людям приходится бороться  за сохранение природы?

Регулятивные:  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные:  ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Находить в Интернете информацию о способах решения  экологических проблем и экологических организациях  в России, готовить сообщения

Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

8

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты Всемирного наследия находятся в России?

Что такое Международная Красная книга?

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве

 Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии.  

9

Обобщение по разделу «Земля и человечество»  

1

Цель:

Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога.

Тест.» Земля и человечество»

Регулятивные:  самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия

 Познавательные:  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Вести устный диалог, слушать и слышать.

Природа России 10ч

10

 Равнины и горы России..

1

Что собой представляет поверхность территории России?

Регулятивные:  понимать учебные  задачи  урока и стараться  их выполнить.

Познавательные:  Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков.

Коммуникативные:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

11

 Моря, озёра и реки России

1

Какие водоёмы России являются самыми большими?

Регулятивные:Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Коммуникативные:  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

12

 Природные  зоны  России.

  Почему    в России существуют разные природные зоны?  Какие природные зоны существуют в России?

Регулятивные:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой  освещённости Земли  солнечными лучами. Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового  характера.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

13

Зона арктических пустынь

1

Местоположение зоны арктических пустынь.

Каков растительный и животный мир   природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек? .Экологические проблемы и охрана в зоне арктических  пустынь.

Регулятивные:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  

Познавательные:Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

.

Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы.

14

 Тундра

1

Местоположение зоны тундры.Каков растительный и животный мир   природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек?  .Экологические проблемы и охрана в зоне   тундры.

Регулятивные:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Познавательные:Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.  

15

Леса России

1

Местоположение зоны  тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги.. Каков растительный и животный мир   лесных зон? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек?  .Экологические проблемы и охрана в зоне   лесов.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Учиться высказывать предположение по иллюстрации.

Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливатьпричинно-следственные связи.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества   с учителем  и сверстниками . Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.        

16

Лес и человек

1

Какова роль леса в природе и жизни людей? Экологические проблемы и охрана  природы в лесных зонах. Познакомить с растениями и животными леса, занесёнными в Красную книгу России; с правилами поведения в лесу.

Регулятивные:Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Учиться высказывать предположение по иллюстрации.

Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливатьпричинно-следственные связи.

 Коммуникативные:Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.          

17

Зона степей

1

Познакомить с местоположением зоны степей, с её природными особенностями, с экологическими проблемами степной зоны и путями их решения, заповедниками степной зоны.

Регулятивные:  структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные:Вести диалог, слушать и слышать собеседника

18

Пустыни

1

Познакомить с местоположением зон полупустынь и пустынь, их природными особенностями; с освоением полупустынь человеком, экологическими проблемами и путями их решения

Регулятивные:  Различать способ и результат действия.

 Учиться высказывать своё предположение.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

19

 У Чёрного моря

Обобщение по разделу «Природа России»

1

  Познакомить с местоположением зоны субтропиков, её природными особенностями. Правилами безопасности во время отдыха  у моря., экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа.

Тест «Природа России»  

Регулятивные: Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.  

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать общие приёмырешения задач.

 Коммуникативные:  

 Формулировать своё мнение и позицию.

Родной край  - часть большой  страны 15 ч.

20

Наш край

1

Что можно рассказать о нашем крае, глядя на разные карты  (физическая, политико-административная)?

Региональный компонент. Моя Адыгея на карте.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме .

Коммуникативные:  Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.  

21

Поверхность нашего края

1

Какие основные формы поверхности в нашем крае? Познакомить  с

формами  земной поверхности в нашем крае, изменением поверхности  края в результате деятельности человека.

Р.К. Моя Адыгея.

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

 Коммуникативные:    Задавать вопросы, обращаться за помощью

22

 Водные богатства нашего края

1

  Какие водоёмы существуют в нашем крае, какое значение в жизни и деятельности человека они имеют?

Региональный компонент.

Озёра и реки Адыгеи.

Регулятивные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера  

Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.  

 Коммуникативные:  Формулировать своё мнение и позицию.

использовать речь для регуляции своего действия

23

 Наши подземные богатства

1

Какие полезные ископаемые есть в недрах нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.как человек их использует?

Региональный компонент.

Моя Адыгея.

Регулятивные: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Применять установленные правила.

Познавательные:Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.   Коммуникативные:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач    

 24

 Земля-кормилица

1

Познакомить с разнообразием  почв России.Какие типы почв в нашем крае? Как человек использует и охраняет почвы в нашем крае?  

Региональный компонент.

Моя Адыгея.

Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

 25

 Жизнь леса

1

Познакомить  с природным сообществом смешанного леса, с разнообразием растений и животных, экологическими связями в  сообществе.  

Регулятивные:  Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи  

Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию  

26

Жизнь луга

1

Познакомить  с природным сообществом  луга, с разнообразием растений и животных, экологическими связями в  сообществе.  

Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:   Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.

 27

Жизнь в пресных водоёмах

1

Познакомить  с природным сообществом пресных вод, с разнообразием растений и животных,  правилами поведения у водоёма, болотами и х охраной.  

Регулятивные: Различать способ и результат действия.  

Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

28,

29,

30

Экскурсии в природные сообщества родного края

3

Познакомить с природными сообществами, характерными для края.

Региональный компонент. Моя Адыгея.

Регулятивные:Различать способ и результат действия.  

Познавательные: сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

 31

Растениеводство в нашем крае

1

Познакомить  с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, с сортами культурных растений

Какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае?

Региональный компонент.

Моя Адыгея.

Регулятивные: Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.  

Познавательные:Ставить и формулировать проблемы.

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи  

Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

 32

Животноводство в нашем крае

1

Познакомить  с животноводством как отраслью сельского хозяйства, породами домашних животных

Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

Региональный компонент. Моя Адыгея.

Регулятивные:  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные:  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

 33

 Проверим себя и оценим свои достижения

Диагностическая работа

1

Цели:   Обобщить и проверить знания по изученному разделу. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.  

Тест. Родной край – часть большой страны»

Регулятивные: оценивать правильность и неправильность ответов

Познавательные:   самостоятельно готовиться к тестам, изучая

информацию учебника и дополнительную литературу

Коммуникативные:   сотрудничать со взрослыми  

 34

Презентация проектов:

 «Моя маленькая родина Адыгея-часть большой страны.

1

Цель:  презентовать свои сообщения      

Регулятивные:  понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять.

Познавательные:  готовить тексты сообщений, иллюстрации для презентации проекта, извлекать и обрабатывать информацию  Коммуникативные:   оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.    

                                                                                                     Страницы  Всемирной истории 5ч.

 35

 Начало истории человечества

1

На какие эпохи учёные делят историю человечества?

Цели:  познакомить с историей первобытного общества, первобытным искусством

 первобытные люди

Научаться рассказывать о первобытном  обществе, о первобытном искусстве, определять по  « ленте времени» длительность  периода первобытной истории

Регулятивные:Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

Коммуникативные:Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

36

 Мир древности: далёкий и близкий

1

Какие государства были во времена Древнего мира?

Цели:   познакомить с историей Древнего мира, с их культурой и религией

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

 Познавательные: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения. Работать с терминологическим словариком

Коммуникативные: сотрудничество с учителем, другими взрослыми и уч-ся

37

 Средние века: время рыцарей и замков

1

Какая эпоха в истории называется средними веками?

Регулятивные:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

38

 Новое время: встреча Европы и Америки

1

  Какую эпоху историки называют Новым временем?

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество.

Регулятивные:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные:   Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Когда началась история Новейшего времени? Сколько времени (приблизительно) она длится?

 Знакомство с исследованиями Арктики и Антарктики, развитием парламентаризма и республиканской формы правления, с достижениями современной науки и техники, Первой и Второй мировыми войнами, изобретением  ядерного оружия.

Тест. Страницы Всемирной истории.

Регулятивные:Определение последовательности промежуточных  целей с учётом  конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные:  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Страницы  истории России 20ч.

 40

 Жизнь древних славян

1

Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

Знакомство с жизнью древних славян , их жилищем, бытом, верованием.

Регулятивные: Определение последовательности промежуточных  целей с учётом  конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

Коммуникативные:Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

41

Во времена Древней Руси

1

Как было организовано управление в Древней Руси?

 В чём значение принятия Русью христианства?

Регулятивные: Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью

42

 Страна городов

1

 Как были устроены древние города на Руси? Что такое кремль? Когда было первое упоминание в летописи о Москве?

Регулятивные: Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.  

Коммуникативные:  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности  сотрудничества с партнёром.

43

 Из книжной сокровищницы

Древней Руси

1

Что из себя представляла славянская азбука и кто её создал? Что такое летопись?

Знакомство с рукописными книгами.

Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. .

Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.  

44

Трудные времена на Русской земле .

1

 Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам?

Почему шведы начали своё наступление в 1240 году?

Федеральная раздробленность Руси

Регулятивные:  Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию.    

45

Русь расправляет крылья

1

Как возрождалась Русь?Как происходило усиление   Московского княжества?

Регулятивные:  Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.  

Коммуникативные:  Формулировать свои затруднения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве.

46

 Куликовская битва

 1

В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Регулятивные: Вносить необходимые дополнения

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников

Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

47

 Иван Третий

1

 Когда и как Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости?

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV веках.

Регулятивные:  Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные:  Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные:  Задавать вопросы, обращаться за помощью

48

 Мастера печатных дел

1

 Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники?

Регулятивные: Проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничеств.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные:Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

49

Патриоты России

1

Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

Когда в России начали править цари из рода Романовых?

Регулятивные: Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; извлечение необходимой информации из текстов

Коммуникативные:  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

50

 Пётр Великий

1

  Какие главные перемены произошли в России при Петре I Великом? Почему для России был так важен флот?

Когда был основан Санкт-Петербург?

Регулятивные: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.  

Коммуникативные:Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

51

 Михаил Васильевич Ломоносов

1

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Регулятивные: Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить  

Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Извлечение необходимой информации из текстов, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблем  поискового характера

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

52

 Екатерина Великая

1

Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй? Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Коммуникативные:Задавать вопросы, обращаться за помощью.

53

Отечественная война 1812 года

1

 Почему война 1812 года называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Регулятивные: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников

Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

54

 Страницы истории ХIХ века

1

Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?

Регулятивные:выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различныхисточников.

Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью

55

 Россия вступает в ХХ век

1

 Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века? Что такое гражданская война?

Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение.

Познавательные:  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

56

 Страницы истории

1920 - 1930-х годов

1

 Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)?

Жизнь страны в 20-30 годы.

Регулятивные:   Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:  Формулировать своё мнение и позицию.

57-58

 Великая война и Великая Победа

2

 Когда началась и когда закончилась  Великая Отечественная война?

Региональный компонент.

«Мои земляки в годы Великой Отечественной войны».

Регулятивные:Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).  

Коммуникативные: Формулировать свои затруднения.

Достаточно точно,  последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

59

 Страна, открывшая путь в космос

1

 Какие важные события во второй половине ХХ века изменили судьбу России?

Тест. Страницы истории России.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Познавательные:  извлекать из дополнительной литературы информацию об космосе, работать с терминологическим словарём

Современная Россия  11ч.

60

 Основной закон России и права человека

1

Что такое Конституция? О чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

Регулятивные:  Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.    

Познавательные:

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

61

 Мы – граждане России

1

 Что значит быть гражданином? Какие права и обязанности есть у граждан России?

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Регулятивные:  Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

 Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

 62

 Славные символы России

1

    Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства?

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).

Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  

Познавательные:  Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

Коммуникативные:  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

63

 Такие разные праздники

1

Какое значение для государства  граждан России имеют государственные праздники?

Государственные праздники.

Представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Регулятивные:  Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). .

Коммуникативные:

 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

 64

Путешествие по России

( по Дальнему востоку , на просторах Сибири)

1

   Какие народы проживают на территории России? Какие обычаи и традиции есть у каждого народа? Почему нужно уважать их?

Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской части России, Цент Европейской части России, Юг Европейской части России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Регулятивные:  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что ещё неизвестно .Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные:Строить  монологическое высказывание, сотрудничество  учителя и уч-ся

65

 Путешествие по России ( по Уралу, по северу европейской России)

1

66

 Путешествие по России ( по Волге, по югу России)

 1

 67

 68

 Проверим себя  и оценим свои достижения

Итоговая диагностическая работа

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся

Тест. Современная Россия.

Регулятивные:формирование адекватной оценки своих достижений  

Познавательные :самостоятельно  выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.

Коммуникативные:  сотрудничать со взрослыми

 69

70

 Презентация проектов по выбору.

1.«Моя родина -  Россия»

2.«Великая война и Великая Победа»

3.«Патриоты России»

4.«Путешествие по России»

1

Цель:  презентовать свои сообщения.    

Регулятивные:  понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять.

Познавательные:  готовить тексты сообщений, иллюстрации для презентации проекта, извлекать и обрабатывать информацию  Коммуникативные:   оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...