Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиеся
сами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев и отработке навыков устной речи. К уроку поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
-- формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, правильно называть части дерева (строение).
- расширить и уточнить представления учащихся о деревьях;
2.Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, составление целого из частей;
- активизировать и расширить словарный запас обучающихся;
- формировать навыки учебной деятельности
3. Воспитательные:
- прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе, умение видеть в ней прекрасное.
- формирование норм нравственно-этического поведения при работе в парах и в группах.
Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствуют мотивации в обучении.
На уроке организованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. На уроке уделено внимание закреплению, отработке речевых навыков на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Подобранные задания способствовали достижению поставленных целей. На уроке реализованы следующие принципы:
1. Каждый ученик работал на своем уровне сложности. При решении заданий, мог сам выбрать ответ, оказать помощь, работать в группе, прислушиваться к мнению своих товарищей.
2. Принцип развития реализовывался через все задания.
3. Ученики применили приобретенные знания на практике.
4. Создана атмосфера творчества и доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_luchshiy_urok_2014_godkonspekt.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п.Восточный Сосьвинского городского округа
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Тема – «Деревья: лиственные и хвойные»
Подготовила Заверкина Наталья Алексеевна
учитель специальных (коррекционных) классов 8 вида
п.Восточный
2014г
Пояснительная записка
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В 2011 учебном году на базе МКОУ СОШ № 1 п.Восточного в связи со спросом населения поселка был открыт специальный класс для детей с умственной отсталостью с предельной наполняемостью 11 человек.
На конкурс «Мой лучший урок» представляю урок развития устной речи в 3 (специальном) коррекционном классе для детей с умственной отсталостью по теме «Деревья: лиственные и хвойные».
Адресую его, в первую очередь, молодым педагогам коррекционных школ VIII вида. Материалы данного урока, надеюсь, будут также интересны учителям начальных классов при подготовке к проведению уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, и непосредственно, учителям специальных классов для детей со сложными дефектами.
Содержание материала урока развития речи соответствует требованиям программы и интеллектуальным возможностям обучающихся. Урок имеет четкую структуру. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. С целью четкой координированности движений органов речи проводится этап – речевая разминка (отработка произносительных навыков).
При проведении урока имеются возможности для индивидуального подхода.
Доминирующим методом является беседа, эффективность которой выражается в четкой и конкретной постановке вопросов. Одной из задач использования именно этого метода является формирование диалогической речи, которая очень важна для социальной адаптации.
Задания, используемые на уроке, предполагают опору на все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.
На уроке чередуются различные виды деятельности (устные, практические). Своевременное проведение активной и пассивной паузы, гимнастики для глаз положительно влияют на формирование здоровьесберегающего образовательного пространства.
Тип урока: Повторение.
Цель урока: Уточнить и закрепить знания учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, правильно называть части дерева (строение).
расширить и уточнить представления учащихся о деревьях;
Коррекционно-развивающие:
корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, составление целого из частей;
активизировать и расширить словарный запас обучающихся;
формировать навыки учебной деятельности
Воспитательные:
прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе, умение видеть в ней прекрасное.
формирование норм нравственно-этического поведения при работе в парах и в группах.
Оборудование: проектор с мультмидийным оборудованием, индивидуальные карточки с заданием, картинки деревьев, карточки для дидактической игры.
Ход урока
1.Организационный момент:
Эмоциональный настрой.
-Я рада приветствовать вас,
Как в классе светло от сияющих глаз.
Давайте урок поскорее начнем,
Чтоб исследовать дом, в котором живём
2.Речевая разминка.
-Начнем мы с речевой разминки
Сядем тихо, очень дружно,
Это в школе очень нужно -
Не болтать и не лениться,
Мы пришли сюда учиться.
3.Введение в тему:
-Сейчас я буду загадывать вам загадки, а правильные ответы буду вставлять в кроссворд, отгадав ключевое слово, вы узнаете тему нашего урока.
1. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
2.Стоит Алена –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
3.Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
4.Ему немало сотен лет.
В тулуп зеленый он одет.
Хотя в глухой тайге растет,
Ему всегда большой почет.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, что ни говори,
Орешки вкусные внутри. (Кедр)
5.Сначала почки, а когда лопнут
появляются пушистые комочки. (Верба)
6.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. ( Сосна)
-Какое ключевое слово получилось? (Дерево)
-Сегодня на уроке мы будем говорить о деревьях.
4.Актуализация знаний.
-Перед вами картинки деревьев. Нужно разделить эти деревья на группы. По каким признакам мы это будем делать? (Лиственные деревья, и хвойные- у них листочки- хвоинки)
Перед вами две группы деревьев. Назовите 1 группу: береза, клен, дуб, осина, липа, ива, вяз).
Назовите 2 группу: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
-Как вы думаете, что общего у всех деревьев? (Строение)
-Посмотрите на картинку и назовите части дерева (его строение)
- Как вы думаете, может ли дерево расти без корней? (Дереву нужны корни, потому что они закрепляют его в почве и проводят воду с растворенными минеральными веществами к стволу и листьям.)
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает.
Вправо, влево наклоняет.
Раз- наклон, два- наклон,
Закачал листвою клён.
Руки выше, выше, выше,
С неба тучу достаем.
Руки ниже, ниже, ниже
Клен наш дождиком польём.
- А сейчас поиграем игру «Четвёртый лишний»
Делимся на две группы. На столе у вас лежат карточки с заданием, выполнив задание, меняетесь карточками и проверяете работу соседей, а затем обсудим все вместе. (Работа в группах)
-А какую пользу приносят деревья? (Ответы детей, затем показ слайдов)
Гимнастика для глаз.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Глазки свои хомка трет.
Поморгает раз, два, три
Вдох и выдох посмотри.
Далеко ручей бежит,
На носу комар сидит.
Смотрит хомка выше, ниже
Вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он все кругом.
Прыг и в норочку бегом.
-Ребята, давайте поиграем в игру «Собери дерево по частям». На столе лежат карточки с частями дерева, берёте нужную карточку, называете ее и прикрепляете к доске. (Вызываются ученики и собирают дерево по частям)
-Можем ли мы обходиться без деревьев и почему?
-Нужно ли беречь деревья? (ответы детей)
5.Итог урока.
-Чтобы вырастить большое дерево, потребуется много- много лет. А сколько деревьев срубают за год, даже страшно представить. Но человек обязательно должен посадить дерево вместо срубленного. И, если каждый из нас посадит в своей жизни хоть одно деревце, то считается, что прожил он свою жизнь не зря. По всему миру можно пустить такой клич:
Сажайте деревья, растите деревья!
Пусть будет их больше у рек, у дорог…
Безоблачна жизнь - и земля зеленеет
И нежен, рожденный в листве ветерок.
У деревца праздник - земля зеленеет,
Она ароматов и жизни полна.
Сажайте деревья, растите деревья!
Пусть будет прекрасной
Планета Земля!
-Если вы захотели посадить дерево поднимите, пожалуйста, зелёный листик.
- Домашнее задание: нарисовать дерево.
-Урок окончен. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема "Транспорт"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 3 класс....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Ель и сосна - хвойные деревья"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 4 класс....
Презентация к уроку развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Домашние птицы. Курица." 3 класс.
Сопровождение-презентация к уроку по теме "Домашние птицы. Курица." 3 класс...
Адаптированная программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающися 4 класса VIII вида
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для обучения учащихся 4 класса 8 вида....
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...