Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)
план-конспект урока (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.
Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о насекомых; расширять и обогащать представление непосредственно об окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры
Конспект урока
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко
по теме «Насекомые. Муха»
(3 класс)
Учитель начальных классов
Артеева Виктория Кимовна
Печора, 2016
Пояснительная записка
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.
Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о насекомых; расширять и обогащать представление непосредственно об окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.
На уроке используется технология коррекционно – развивающего обучения (авторская методика коррекционного обучения Е.Д. Худенко)
Цель: создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.
В связи с особенностями в развитии учащихся используется разно уровневое обучение. Класс разделён на типологические группы.
I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы, работоспособность хорошая, продуктивна, нет отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.
II группа– запоминание медленное, неустойчивое, ослаблена память, затрудняются делать выводы, обобщения. Задание на развитие (формирование) психических функций.
III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.
Ожидаемые результаты от урока:
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.
Учащиеся должны знать:
названия насекомых (иметь представление о мухе).
Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Сезонные изменения»
Тема: «Насекомые. Муха»
Тип урока: комбинированный
Цель: способствовать формированию знаний по теме «Насекомые. Насекомые – вредители. Муха»
Задачи:
образовательные:
- обогащать и активизировать знания учащихся по теме «Насекомые»;
- дать понятие о насекомых на основе знакомства с мухой;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
- закреплять навыки работы с текстом.
коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия»;
- корригировать и развивать связной устной речи при работе над деформированным текстом;
- корригировать слуховое восприятие и воображения посредством дидактических игр «Отгадай загадку»;
- корригировать и развивать мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством выполнения дидактических игр «Исключи лишнее», «Рассеянный художник».
воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний
3. Сообщение новой темы
4. Открытие новых знаний и способов действий
6.Итог
7.Рефлексия, оценки за урок
8. Домашняя работа
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная; групповая (работа в парах); индивидуальная
Продолжительность урока: 40 минут
Технологии: технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко; элементы здоровье сберегающей технологии; элементы технологии личностно-ориентированного обучения: разно уровневые задания; использование ИКТ.
Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;
учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.;
проектор, презентация; дидактический (раздаточный) материал: предметные картинки «Насекомые», индивидуальные карточки, карточки с деформированным текстом.
Словарь: муха, пчела, шмель, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, жук, оса, тараторка, болтушка, говорунья, трещотка, надоедливая, назойливая, противная, жужжащая.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1.Организационный момент Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учебу. Коррекция эмоционально-волевой сферы Артикуляционная зарядка Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата 2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия новых знаний Релаксация Релаксация Выполнение дыхательной гимнастики Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей 3. Сообщение новой темы 4. Открытие новых знаний и способов действийЦель: обобщить и систематизировать представления учащихся о насекомых (мухе), активизация словаря Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. (Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений). Открытие новых знаний и способов действий (продолжение) Зрительная гимнастика. Цель: снять зрительное напряжение Открытие новых знаний и способов действий (продолжение) | Психологический настрой на работу. Приветствие. На уроке наши глаза внимательно Смотрят и всё (видят). Уши внимательно слушают И всё (слышат) Голова хорошо (думает). Присаживайтесь на свои места. - На уроке нам придётся много говорить. - Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка. Погулять язык собрался: (открыть рот) Он умылся, (кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам) Причесался, (несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – «облизнуться») Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту). - Вспомним скороговорку. Говорим медленно, шёпотом, быстро. Слайд 2 Шмель жужжит Над пышной кашкой. Травку мелко шевеля. Станет розовая кашка Сладкой кашкой Для шмеля. - Молодцы, ребята! Старались чётко произнести все слова. 1. Упражнение «Исключи лишнее» (Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать) - Посмотрите на доску С.бака, бар . н, к . за, мур . вей -Прочитайте слова. - Вставьте пропущенные буквы. - Кто здесь лишний? Почему? - В какую группу можно объединить оставшихся животных? - Почему их так называют? 2. Упражнение «Рассеянный художник». (Коррекция воображения, анализа и синтеза) - На экране мы видим животных, но что-то наш художник тут напутал. Слайд 3 - Помогите найти соответствия между животным и тем, где можно встретить. Курица – в лесу. Собака – на муравейнике. Муравей – в конуре. Лиса – в хлеву. - Руслан (2 группа) расскажи ещё раз, где кого можно увидеть. Слайд 4
3. Упражнение «Когда это бывает?» (Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать, классифицировать). - А на доске следующее задание. Только самый внимательный с ним справится. - Расставьте слова в правильной последовательности. Снег Ручей Солнце Май Март Апрель - К какому времени года относятся все слова? - Какой сейчас месяц на календаре? - А какое число? - Послушаем голоса птиц. Слайд 5 (Звук «Птичьи голоса весной») - На дворе весенние деньки. Природа изменилась. Какие приметы весны вам известны? Составим предложения из данных слов. - Яркое солнышко пригревает. - Огромные сосульки висят. - Белый снег растаял. - Журчат звонкие ручьи. - Набухают нежные почки. - Распускаются молодые листочки. - Птицы радостнее стали петь. - Прочитаем предложения. Слайд 6 - Молодцы, ребята! - Сегодня мы отправимся в путешествие. - А куда, об этом вы скажите сами, прослушав стихотворение, которое нам расскажет Юлиана (1 группа) - Так куда мы отправимся в путешествие? Слайд 7 - Посмотрите, какой красивый, весенний луг. Всё покрыто зелёным ковром. Спокойно на лугу. Поют птицы. Свежий, целебный воздух. Хочется подышать свежим воздухом. Сделаем глубокий вдох носом. Выдохнем 3 раза ртом (выполняют несколько раз) - Ребята, на лугу много растений, поют птицы. А кого ещё можно увидеть и услышать? Слайд 8 - Возьмите конверты и, работая в парах, соберите картинки с изображением насекомых Словарная работа - Назовите, кто у вас на картинках получились (муха, пчела, шмель, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, жук, оса). - Ещё раз скажи, Руслан, как одним словом можно их назвать? Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки. Найди лишнее слово: Муха, пчела, шмель, кот Оса, волк, муравей, жук Кузнечик, соловей, бабочка, стрекоза - На планете огромное количество насекомых, и вы, наверное, замечаете, как они надоедают нам весной, летом, осенью. И на уроке будем говорить об одном из насекомых. Послушайте загадку, что приготовил Владислав.
- Ребята, о чём будем говорить на уроке? -Тема урока «Насекомые. Муха». Слайд 9 Надоедливое жужжание и щекочущие прикосновения мух выведут из себя даже очень уравновешенных спокойных людей. Отсюда и название мухи – “цокотуха”, то есть тараторка, болтушка, говорунья, трещотка. - Ребята, подберите названия признаков, которые подойдут мухе. Словарная работа тараторка, болтушка, говорунья, трещотка, надоедливая, назойливая, противная, жужжащая. Слайд 10 Поднимайте плечики раз, два, раз, два Прыгайте кузнечики Прыг – скок, прыг – скок, Сели, травушку покушали Тишину послушали Тише, тише высоко Прыгай на носках легко. Слайд 11 - Немного отдохнули, продолжаем работу. - Ребята, сейчас представьте, что вы начинающие биологи, которые постоянно изучают, рассматривают разных животных. И вы сегодня в парах будете изучать муху, а точнее на карточках подпишете, части тела мухи. Разделимся на пары и начинаем работать. - Карина (3 группа), покажи на слайде части тела мухи. Слайд 12 Слайд 13 - ”Мухи — разносчики заразы”. Чем могут “наградить” человека мухи? Дизентерией и холерой, брюшным тифом и туберкулезом, сибирской язвой и дифтерией, полиомиелитом и многими другими. Полный список включает более 30-ти болезней. - Ребята, следующее задание будет такое: составьте предложения, как можно бороться с мухами или кто уничтожает мух. Каждый получает карточки со словами. Огромную армию мух уничтожают жуки, пауки, стрекозы, жабы, муравьи. Борьбу с мухами ведут растения, гриб – мухомор. Человек сажает деревья, убирает мусор. Мухи – любимая еда птиц. Слайд 14 Проверим предложения. - Прочитаем на экране: как растения и грибы уничтожают мух. Слайд 15 Выполняем зарядку глазами В классе в разных уголках развешены мухи, ищем глазами - Ребята, вы замечали то, что мухи хорошо держатся на потолке, на стекле? Кто из вас знает – почему? Послушаем сообщение, которое подготовил нам Захар. Слайд 16, 17, 18 | Приветствуют учителя все поднимают руки, показывают «бинокль» все поднимают руки и показывают «локаторы» все поднимают руки и берутся за головы, поглаживают голову Выполняют зарядку для языка Проговаривают По очереди в разном темпе Карина вместе с учителем (3 группа) Читают Вставляют Отвечают Отвечают Рассуждают Читает
Выходят к доске, расставляют ( 2 группа) Отвечают Отвечают Слушают Составляют предложения Индивидуальная помощь учащимся 2, 3 группы в паре Читают Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы Давай пройдёмся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами поклониться Не для того, чтоб рвать и иль срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. На луг. Слушают голоса птиц Выполняют Отвечают Учащиеся 2 и 3 группы в парах собирают картинки насекомых (пазлы), по необходимости помогают учащиеся 1 группы. Насекомые Отвечают Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы - Не муха, а летает, С хоботом, а не слон Никто не приучает, А на нас сама садится. Муха небольшая, надоедливая, назойливая, противная, жужжащая, лёгкая. Выполняют Дети в парах на карточках отмечают части тела мухи. Выполняют Читают 3, 2 группа Выполняют Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы Оказывается у мух на конце лапок острые коготки, которыми они цепляются за неровности шершавой поверхности. Но даже если бы потолок был идеально гладким, мух это бы вряд ли смутило - между коготками ещё есть и подушечки-присоски, которые обеспечивают движение даже по стеклянной поверхности. На передних ногах у мух есть еще крохотные волоски — органы вкуса. Они различают то, что и мы - сладкое, горькое, кислое, соленое, но делают это гораздо чувствительнее нашего языка. | Личностные: создание ситуации успеха Коммуникативные: развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.
Познавательные: анализ, обобщение, упорядочивание, Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выражать свои мысли Личностные: создание ситуации успеха (инд. помощь) Коммуникативное: умение работать в паре, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: создание ситуации успеха Коммуникативные: работа в парах, развитие речи Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков Коммуникативные: планирование учебных действий Познавательные: анализ объекта с целью выделения существенных признаков Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания Познавательные: выделение признаков Коммуникативные: работа в паре, контроль оценки и действий партнёра, использовать приобретенные знания в практической деятельности Познавательные: работа с предложениями, поиск новой информации Познавательные: поиск новой информации Коммуникативное: умение слушать, развитие речи | |
5. Закрепление Самостоятельная творческая работа Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы | - Мы сегодня много узнали о мухе. Последнее задание, составить рассказ. Каждый берёт карточку: 1 группа – красную, 2 группа – зелёную, 3 группа – синюю. Первая группа Муха. Муха — это очень вредное__________, потому что на своих лапках она переносит____________. Сядет муха на __________и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от_________, мыть стол, тарелки,_________. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться ____________и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни. Вторая группа Муха. Муха — это очень вредное___________, потому что на своих лапках она переносит___________. Сядет муха на ___________и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу ____________, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться ______________и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни. (Слова для справок: насекомое, болезни, хлеб, чистотой, от мух) Третья группа Муха, вредное, очень, насекомое. Она, болезни, переносит, на, лапках, своих. С, бороться, мухами, чистотой, надо. Слайд 19, 20 | Учащиеся первой группы работают над деформированным текстом (дописывают слова), учащиеся второй группы работают над деформированным текстом (дописывают слова, используя слова для справок), учащиеся третьей группы составляют предложения из слов. | Познавательные: - обосновать своё суждение; - использовать ранее полученные знания, применять приобретенные умения Регулятивные: Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок | |
6. Итог Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии. | Ребята, о ком сегодня мы говорили? Что узнали о мухе? Прочитаем наши рассказы. | Мы говорили о мухе. Чтение рассказов у доски (выступления) Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику по подражанию, умение выступать | |
7. Рефлексия, оценки за урок Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Сейчас вы сами подведёте итог своей работы. - Разукрасьте кружочки в красный цвет - вам понравилось, зеленый – не очень, синий – совсем не понравилось. Попробуем оценить свою работу на уроке. | Разукрашивают | Регулятивные: анализировать и оценивать результат работы. | |
8. Домашняя работа | Найти рассказ о мухе – 1, 2 группа Найти картинки о мухе – 3 группа
| Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в своей системе знаний. |
Литература
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида
- Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М.: Академия, 2002.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5-7 классы) - М.: Просвещение, 1991.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема "Транспорт"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 3 класс....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Ель и сосна - хвойные деревья"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 4 класс....
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) коррекционная школа. Тема: Виды обуви
Урок разработан для надомного обучения...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...