Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)
план-конспект урока (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

         Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

         Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о насекомых; расширять и обогащать представление непосредственно об окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект урока

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения  Е.Д. Худенко

по теме «Насекомые. Муха»

(3 класс)

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2016

Пояснительная записка

        Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

        Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

         Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о насекомых; расширять и обогащать представление непосредственно об окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.

        На уроке используется технология коррекционно – развивающего обучения (авторская  методика коррекционного обучения Е.Д. Худенко)

        Цель: создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.

        В связи  с особенностями в развитии  учащихся используется  разно уровневое обучение. Класс разделён на типологические группы.

I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы,   работоспособность хорошая,   продуктивна,   нет  отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.

II группа– запоминание медленное,   неустойчивое,   ослаблена память,   затрудняются делать выводы,  обобщения.  Задание на развитие (формирование)  психических функций.

III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.

Ожидаемые результаты от урока:

Учащиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

активно участвовать в беседе;

связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

Учащиеся должны знать:

        названия  насекомых (иметь представление о мухе).

Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Сезонные изменения»

Тема: «Насекомые. Муха» 

Тип урока: комбинированный

Цель: способствовать формированию знаний по теме  «Насекомые. Насекомые – вредители.  Муха»

Задачи:

образовательные:

- обогащать и активизировать знания учащихся по теме «Насекомые»;

- дать понятие о насекомых на основе знакомства с мухой;

- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

- закреплять навыки работы  с текстом.

коррекционно-развивающие:  

- корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия»;

- корригировать  и развивать связной устной речи при работе над деформированным текстом;

- корригировать слуховое  восприятие и воображения посредством дидактических игр  «Отгадай загадку»;

- корригировать и развивать мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством  выполнения дидактических игр «Исключи лишнее», «Рассеянный художник».

воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к живой природе;

- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.

Структура урока: 

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний

3. Сообщение новой темы

4. Открытие новых знаний и способов действий

6.Итог

7.Рефлексия, оценки за урок

8. Домашняя работа

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная; групповая (работа в парах); индивидуальная

Продолжительность урока: 40 минут

Технологии: технологии коррекционно-развивающего обучения  Е.Д. Худенко;    элементы  здоровье сберегающей технологии; элементы технологии личностно-ориентированного обучения: разно уровневые задания; использование ИКТ.

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;

учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.;

проектор, презентация; дидактический (раздаточный) материал: предметные картинки «Насекомые»,  индивидуальные   карточки,     карточки с деформированным текстом.

Словарь:  муха, пчела,  шмель,  стрекоза,  бабочка,  кузнечик,  муравей,  жук,  оса, тараторка,  болтушка, говорунья, трещотка,  надоедливая, назойливая, противная, жужжащая.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: создать доброжелательную атмосферу,

мотивацию на учебу. Коррекция эмоционально-волевой сферы

Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия новых знаний

Релаксация

Релаксация

Выполнение дыхательной гимнастики

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

3. Сообщение новой темы

4. Открытие новых знаний и способов действийЦель: обобщить и систематизировать  представления учащихся о насекомых (мухе), активизация словаря

Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).

Открытие новых знаний и способов действий (продолжение)

 Зрительная гимнастика.

Цель: снять  зрительное напряжение

 Открытие новых знаний и способов действий (продолжение)

Психологический настрой на работу.

Приветствие.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и всё (видят).

Уши внимательно слушают

И всё (слышат)

Голова хорошо  (думает).

Присаживайтесь на свои места.

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).

- Вспомним скороговорку. Говорим медленно, шёпотом, быстро.

Слайд 2

Шмель жужжит

Над пышной кашкой.

Травку мелко шевеля.

Станет розовая  кашка

Сладкой кашкой

Для шмеля.

- Молодцы, ребята! Старались чётко произнести все слова.

1. Упражнение «Исключи лишнее» (Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать)

- Посмотрите на  доску

С.бака, бар . н, к . за, мур . вей

-Прочитайте слова.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Кто здесь лишний? Почему?

- В какую группу можно объединить оставшихся животных?

- Почему их так называют?

2. Упражнение «Рассеянный художник».

(Коррекция воображения, анализа и синтеза)

     - На  экране мы видим животных, но что-то наш художник тут напутал. Слайд 3

       - Помогите найти соответствия между животным и тем, где можно встретить.

Курица – в лесу.  Собака – на муравейнике.  Муравей – в конуре. Лиса – в хлеву.

     - Руслан (2 группа) расскажи ещё раз, где кого можно увидеть.   Слайд 4

 

3. Упражнение «Когда это бывает?»

(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать, классифицировать).

- А  на доске следующее задание. Только самый внимательный с ним справится.

- Расставьте слова в правильной последовательности.

Снег    Ручей   Солнце

Май   Март   Апрель

-  К какому времени года относятся все слова?

- Какой сейчас месяц на календаре?

- А какое число?

- Послушаем голоса птиц.

Слайд 5

(Звук «Птичьи голоса весной»)

- На дворе весенние деньки. Природа изменилась. Какие приметы весны вам известны?

Составим предложения из данных слов.

-  Яркое солнышко пригревает.

- Огромные сосульки висят.

-  Белый снег растаял.

- Журчат  звонкие ручьи.

-  Набухают нежные почки.

-  Распускаются молодые листочки.

- Птицы радостнее стали петь.

- Прочитаем предложения. Слайд 6

- Молодцы, ребята!

- Сегодня мы отправимся в путешествие.

- А куда, об этом вы скажите сами, прослушав стихотворение, которое нам расскажет Юлиана (1 группа)

- Так куда мы отправимся в путешествие?

Слайд 7

- Посмотрите, какой красивый, весенний луг.  Всё покрыто  зелёным ковром.  Спокойно на лугу. Поют птицы. Свежий, целебный воздух.  Хочется подышать свежим воздухом.

Сделаем глубокий вдох носом.

Выдохнем 3 раза  ртом (выполняют несколько раз)

- Ребята,  на лугу много растений, поют птицы. А кого ещё можно увидеть и услышать?

Слайд 8

- Возьмите конверты и, работая в парах, соберите картинки с изображением насекомых

Словарная работа

- Назовите, кто у вас на картинках получились (муха, пчела, шмель, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, жук, оса).

- Ещё раз скажи, Руслан, как одним словом можно их назвать?

Упражнение на  развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя    существенные признаки.

         Найди лишнее слово:

Муха, пчела, шмель, кот

Оса, волк, муравей, жук

Кузнечик, соловей, бабочка, стрекоза

- На планете огромное количество насекомых, и вы, наверное, замечаете,  как они надоедают нам весной, летом, осенью.

И на уроке будем говорить об одном из насекомых. Послушайте загадку, что приготовил Владислав.

 

- Ребята, о чём будем говорить на уроке?

-Тема урока «Насекомые. Муха».

Слайд 9

Надоедливое жужжание и щекочущие

прикосновения мух выведут из себя

даже очень уравновешенных  спокойных людей.

Отсюда и название мухи – “цокотуха”, то есть тараторка,  болтушка, говорунья, трещотка.

- Ребята, подберите названия признаков, которые подойдут мухе.

Словарная работа

тараторка,  болтушка, говорунья, трещотка,

надоедливая, назойливая, противная, жужжащая.

Слайд 10

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

Слайд 11

- Немного отдохнули, продолжаем работу.

- Ребята, сейчас представьте, что вы начинающие биологи, которые постоянно изучают, рассматривают разных животных. И вы сегодня в парах будете изучать муху, а точнее на карточках подпишете, части тела мухи.  Разделимся на пары и начинаем работать.

- Карина (3 группа), покажи на слайде части тела мухи.

Слайд 12

Слайд 13

- ”Мухи — разносчики заразы”.

Чем могут “наградить” человека мухи?

Дизентерией и холерой, брюшным тифом  и туберкулезом, сибирской      язвой   и дифтерией, полиомиелитом

и многими другими.

 Полный список включает более 30-ти болезней.

- Ребята, следующее задание будет такое: составьте предложения,  как можно бороться  с мухами или кто уничтожает мух.

Каждый получает карточки со словами.

Огромную армию мух уничтожают  жуки, пауки, стрекозы, жабы, муравьи.

 Борьбу с мухами ведут  растения, гриб – мухомор.

 Человек сажает деревья, убирает мусор.

Мухи – любимая еда птиц.

Слайд 14

 Проверим предложения.

- Прочитаем на экране: как растения и грибы уничтожают мух.

Слайд 15

Выполняем зарядку глазами

В классе в разных уголках развешены мухи, ищем глазами

- Ребята, вы замечали то, что мухи хорошо держатся на потолке, на стекле? Кто из вас знает – почему?

Послушаем сообщение, которое подготовил нам Захар.

Слайд 16, 17, 18

Приветствуют учителя

все поднимают руки, показывают «бинокль»

все поднимают руки  и показывают «локаторы»

все поднимают  руки и берутся за головы, поглаживают голову

Выполняют зарядку для языка

Проговаривают

По очереди в разном темпе

Карина вместе с учителем (3 группа)

Читают

Вставляют

Отвечают

Отвечают

Рассуждают

Читает

       

Выходят  к доске, расставляют ( 2 группа)

Отвечают

Отвечают

Слушают

Составляют предложения

Индивидуальная помощь учащимся 2, 3 группы  в паре

Читают

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами поклониться

Не для того, чтоб рвать и иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

На луг.

Слушают голоса птиц

Выполняют

Отвечают

Учащиеся 2 и 3 группы  в парах собирают картинки насекомых (пазлы), по необходимости помогают учащиеся 1 группы.

Насекомые

Отвечают

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

- Не муха, а летает,

С хоботом,  а не слон

Никто не приучает,

А на нас сама садится.

Муха небольшая, надоедливая, назойливая, противная, жужжащая, лёгкая.

Выполняют

Дети в парах на карточках отмечают части тела мухи.

Выполняют

Читают 3, 2 группа

Выполняют

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

Оказывается у мух на конце лапок острые коготки, которыми они цепляются за неровности шершавой поверхности. Но даже если бы потолок был идеально гладким, мух это бы вряд ли смутило - между коготками ещё есть и подушечки-присоски, которые обеспечивают движение даже по стеклянной поверхности. На передних ногах у мух есть еще крохотные волоски — органы вкуса. Они различают то, что и мы - сладкое, горькое, кислое, соленое, но делают это гораздо чувствительнее нашего языка.

Личностные: создание ситуации успеха

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

 

Познавательные:  анализ, обобщение, упорядочивание,

Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выражать свои мысли

Личностные: создание ситуации успеха (инд. помощь)

Коммуникативное: умение работать в паре, планирование  учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками

Личностные: создание ситуации успеха

Коммуникативные: работа в парах, развитие речи

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Коммуникативные: планирование учебных действий

Познавательные:  анализ объекта  с целью выделения существенных признаков

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания

Познавательные: выделение признаков

Коммуникативные: работа в паре, контроль оценки и действий партнёра, использовать приобретенные знания в практической деятельности

Познавательные:  работа с предложениями, поиск новой информации

Познавательные: поиск новой информации

Коммуникативное: умение слушать, развитие речи

5.  Закрепление

Самостоятельная творческая работа

Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы

- Мы сегодня много узнали о мухе.

Последнее задание, составить рассказ.

Каждый берёт карточку: 1 группа – красную, 2 группа – зелёную, 3 группа – синюю.  

Первая группа

                                      Муха.

        Муха — это очень вредное__________, потому что на своих лапках она переносит____________. Сядет муха на  __________и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от_________, мыть стол, тарелки,_________. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться  ____________и аккуратностью.         Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

                        Вторая группа

                               Муха.

        Муха — это очень вредное___________, потому что на своих лапках она переносит___________. Сядет муха на  ___________и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу ____________, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться  ______________и аккуратностью.         Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

(Слова для справок:  насекомое, болезни, хлеб, чистотой, от мух)

                       Третья группа

Муха, вредное, очень, насекомое.  Она, болезни, переносит, на, лапках, своих. С, бороться, мухами, чистотой, надо.

Слайд 19, 20

Учащиеся первой группы работают над деформированным текстом (дописывают слова), учащиеся второй группы работают над деформированным текстом (дописывают слова, используя слова для  справок), учащиеся третьей группы  составляют предложения из слов.

Познавательные:

- обосновать своё суждение;

- использовать ранее полученные знания, применять приобретенные умения Регулятивные:

 Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату

Коммуникативные:

адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

6. Итог

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии.

Ребята, о ком сегодня мы говорили?

Что узнали о мухе? Прочитаем наши рассказы.

Мы говорили о мухе.  

Чтение рассказов у доски (выступления)

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы.

Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику по подражанию, умение выступать

7.  Рефлексия, оценки за урок

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Сейчас вы сами подведёте итог своей работы.

- Разукрасьте кружочки в красный цвет  - вам понравилось, зеленый – не очень, синий – совсем не понравилось.

Попробуем оценить свою работу на уроке.

Разукрашивают

Регулятивные: анализировать и оценивать результат работы.

8. Домашняя работа

Найти рассказ о мухе – 1, 2 группа

Найти картинки о мухе – 3 группа

 

Познавательные: уметь самостоятельно работать,  ориентироваться в своей системе знаний.

Литература

  1. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида
  2. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства  с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида
  3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М.: Академия, 2002.
  4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5-7 классы) - М.: Просвещение, 1991.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция - М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...