Адаптированная программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающися 4 класса VIII вида
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для обучения учащихся 4 класса 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_bunkova_olga_yarkova_lf.rar | 51.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
Адаптированная программа учебного предмета
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и
явлений окружающей действительности»
для обучающейся 4 «д» класса
2014 - 2015 учебный год
Учитель: Яркова Лилия Федоровна
Квалификационная категория: первая
Программа составлена в соответствии с Программами Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.
Количество часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 68 часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «28» августа 2014г.
г. Советский
2014г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Программами Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.
Учебник: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Живой мир. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М.: Просвещение, 2014.
Цель программы обучения:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
- выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Бунькова Ольга, обучающаяся 4 «д» класса, решением районной ПМПК выведена на обучение по адаптированной основной образовательной программе VIII вида для детей с умственной отсталостью.
Индивидуальные особенности обучающейся: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития памяти, испытывает затруднения при запоминании, решении задач, не сформированы навыки счета.
У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:
• малая устойчивость,
• трудности распределения внимания,
• замедленная переключаемость.
Исходя из особенностей обучающейся, обозначены следующие направления коррекционной работы на уроках:
- расширение кругозора школьников;
- повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации не посредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему
- усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерно го и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных об ластях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями.
«Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2014-2015 уч. год (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138) на изучение предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор содержания учебного предмета осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
– идея многообразия мира;
– идея экологической целостности мира;
– идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание необходимо уделять знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Базовый | Минимальный |
Учащиеся должны уметь: - называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; - связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Учащиеся должны знать: - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь. | Учащиеся должны уметь: - называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Учащиеся должны знать: - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов. |
Содержание учебного предмета
Раздел | Кол. час. | Краткое содержание раздела | Коррекционно-развивающая направленность |
I четверть (18ч) | |||
Сезонные изменения в природе | 7 |
| Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие координации мелких движений. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании |
Неживая природа | 1 |
| Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. |
Живая природа | 10 |
| Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении |
II четверть (14ч) | |||
Сезонные изменения в природе | 7 |
| Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. |
Неживая природа | 2 |
| Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. |
Живая природа | 5 |
| Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении |
III четверть(20ч) | |||
Сезонные изменения в природе | 6 |
| Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении. |
Живая природа | 14 |
| Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. |
IVчетверть(16ч) | |||
Сезонные изменения в природе | 4 |
| Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении. |
Живая природа | 12 |
| Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
- Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
- Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 3-4 классов. – Москва «Просвещение» 2006.
- Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
- Сухаревская Е.Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
Материально-техническое обеспечение
- Маркерная доска
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
- Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
- Карта мира, карта России, карта округа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема "Транспорт"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 3 класс....
Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид
Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...
Рабочая программа "Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"в 3 классе
Развитие речи - одна из важнейших ппроблем в начальной школе. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обу...
Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».
Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...
Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»
Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...