Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.

Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

             2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие  познавательного интереса.

            3. Коррекция логического мышления.

            4. Воспитание любви к природе, наблюдательности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Колобушкина  Анжелика  Владимировна

МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида. г.Калязин Тверская область.

Учитель начальных классов      

Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.

Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

             2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие  познавательного интереса.

            3. Коррекция логического мышления.

            4. Воспитание любви к природе, наблюдательности.  

Ход урока.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в труде.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Изучение нового материала.

  - Ребята, сегодня  к нам пришли гости. Вы хотите узнать кто? Отгадайте загадку и узнаете.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень).

- Правильно. Но Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой своего младшего брата   Кто из вас догадался, что это за брат? Отгадайте загадку и узнаете.  (Месяц – сентябрь.)

                         Загадка.

        Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

        И на южный край земли потянулись журавли.

        Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?  (Сентябрь.)

- Молодцы. Как вы догадались? Младший брат Осени очень любит играть. Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

- Сколько времён года вы знаете?

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какой месяц был перед ним?

- Какой месяц будет следующий?

- Что выглядывает из-за туч?

- Какого цвета листья осенью?

- Какой ветер дует осенью?

- Что делает дождь?

- Что делают птицы?

- Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

3.Работа с демонстрационным материалом.

Картинки:

- Солнце.  (Солнце греет меньше).

- Шапка,  куртка, сапоги.  (На улице становится холоднее).

- Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. ( День становится короче, ночь – длиннее.)

- Зонт.  (Часто идут дожди).

- Дерево. (Начали желтеть и опадать листья).

- Птица. (Птицы улетают на юг).

Повторение признаков осени по опорным картинкам по цепочке, затем одним учеником.

Вывод: Осень только началась, в сентябре  ещё мало жёлтых листьев, ещё не очень холодно. Говорят, сентябрь – начало осени, или, по –другому, ранняя осень.

Учащиеся несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

4.Работа с пословицами.

Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Сентябрь – вечер года.

Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое движениями).

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Деревцо все выше, выше.

 Ветер тише, тише, тише.

5. Закрепление.

 - Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, с подарками.

Ученик читает стихотворение «Подарки осени» С.Прокофьева

Вопросы и задания

Какие плоды созревают в сентябре?

Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

Отгадать загадки:

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

Под осень лист берёзовый

Абсолютно  розовый. (Не  розовый, а жёлтый.)

                                            У сосны иголки,

Короче, чем у ёлки. ( Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

                                             Чтоб было осенью тепло,

                                             Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

6. Рефлексия. Подведение итогов.

        

 - Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение.

Используемая литература:

  1. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. М.: «Мозаика - Синтез», 2007
  2. Т.Н. Ильюшина Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста, В.: «Издательство Учитель», 2011
  3. Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи. М.: «Мозаика - Синтез», 2006
  4. С.Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
  5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев  и  отработке навыков устной речи. К уроку п...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...