Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Ель и сосна - хвойные деревья"
план-конспект урока (4 класс) на тему
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_el_i_sosna.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Класс: 4 а
Учитель: Кошелева Т.И.
Тема раздела: Деревья
Тема урока: Сосна, ель - хвойные деревья.
Цели и задачи:
1.Социально-образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение, закрепить умение работать с таблицами.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края.
Ход урока:
Уч: - Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь настроение у всех отличное. Начинаем урок развития речи с артикуляционной гимнастики.
1)Артикуляционная гимнастика (сначала читаются буквы, а затем – слоги).
И А О У Ы С
СИ СА СО СУ СЫ
Варианты прочтения:
*Читаем отрывисто.
*Читаем плавно.
*Поем песенку тихо.
*Поем песенку громко.
- Теперь все готовы говорить четко и правильно. Молодцы.
2) Работа с картинками.
- У вас на партах конверты с заданием. Достаньте картинки, положите перед собой.
- Как одним словом назвать эти предметы? (деревья)
- На прошлом уроке мы изучали тему «Деревья». Вспомните, какие части есть у всех деревьев?( ствол, ветки, корень, цветок или плод с семенами.)
- Покажите эти части на таблице. Проверяем.
- Чем могут отличаться деревья друг от друга? ( У лиственных деревьев - листья, а у хвойных – хвоя.)
- По этому признаку разделите деревья на две группы. Какие деревья вошли в группу хвойных? (ель и сосна)
Тема нашего урока «Ель и сосна –хвойные растения». (На доске записана тема. Дети на листочках дописывают тему урока)
- Сегодня мы должны узнать и запомнить чем похожи и чем различаются ель и сосна, будем наблюдать, сравнивать, играть, работать в группах, отгадывать и загадывать загадки, разыграем небольшую сказку.
- Вернемся к теме урока.
3) Словарная работа.
- Ель. Как называют это дерево, когда оно маленькое? Ёлочка.
- Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый. (слова выставляются на доске)
- Сосна. Как называют маленькую сосну? (сосенка) Как называется лес, в котором растут только сосновые деревья? (сосновый)
- Что вместо листьев у сосны и ели? (хвоя)
- Как называется одна иголочка? (хвоинка)
Поставьте в словах ударение.
Проверка. Отметка о результатах.
4) Просмотр видеосюжета.
- Лучше всего наблюдать за хвойными красавицами в лесу. Сейчас мы туда и отправимся.
- Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер ) Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес. Вдохните глубоко свежий воздух хвойного леса. (дыхательная гимнастика)
- Какие деревья вы увидели в лесу? (сосны и ели)
- Как называются эти деревья? (хвойные)
- Почему они так называются? (у них вместо листьев хвоинки)
5) Игра с мячом «Наоборот»
-Для того, чтобы сравнить ель и сосну вы должны уметь называть слова с противоположным значением. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Наоборот»
(Учитель кидает детям мяч, а они называют слово с противоположным значением: высокий-…, тонкий-…, крупный-…, молодой-…, теплый-…, короткий-…, сильный-…, широкий-…, большой-…)
Далее дети на карточках выполняют индивидуальные самостоятельные задания.
Проверка по слайду. Дети отмечают свои успехи.
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души.
И за парты вновь спешим.
6) Сравнение деревьев. Работа в таблицах.
1 и 2 группы работают с учителем фронтально, 3 группа самостоятельно по плану.
- Найдите и покажите ветку ели.
- Найдите и покажите ветку сосны.
Сравните хвоинки ели и сосны по цвету (зеленые), по запаху (ароматные), по длине (короткие и длинные). Запись в таблицу.
Составьте предложение по схеме:
У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).
Как растут ветки у ели и сосны?
Составьте предложение по схеме:
У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).
Как называется шишка ели? Сосны?
Сравните их по размеру. (крупные – мелкие)
Составьте предложение по схеме:
У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).
Проверка результатов по слайду. Отметка о результатах.
План работы 3 группы.
- Рассмотрите веточку ели.
- Рассмотрите веточку сосны.
- Сравните хвоинки ели и сосны по длине.
У ели хвоинки (какие)? , а у сосны(какие?) .
Запишите в таблицу.
- Сравните шишки ели и сосны.
А) по размеру.
У ели шишки (какие?) , а у сосны (какие?) .
Запишите в таблицу.
Б) У ели шишки называются (какие?) , а у сосны шишки называются (какие?) .
Запишите в таблицу.
7) Закрепление.
А) 1 и 2 группа – нарисуйте шишки ели и сосны по памяти.
3 группа – ветка ели и сосны.
Б) Отгадай загадку.(аудиалам)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)
Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
Картинки по слайдам (шишка и ветка ели или сосны – визуалам)
Игра «Волшебный мешочек» (кинестетам).
8) Работа в группах.
1 группа. Вставить пропущенные слова в текс про ель.
2 группа. Вставить пропущенные слова про сосну.
3 группа. Подготовить текст описание – загадка про ель и сосну.
План.
- Какое это дерево?
- Какие у дерева хвоинки?
- Какие ветки?
- Какие шишки?
Сначала отчет по загадкам. Другие дети отгадывают.
Затем 1 и 2 группа разыгрывают сказку (вставляют в пропуски свои ответы).
Жили-были в лесу две лесные красавицы, две подружки. Жили они дружно и весело.
Ель была важная, любила она себя похвалить. Говорила ёлка другим деревьям: «Я – хвойная красавица. У меня __________________иголки. Мои ветки ___________________. Шишки у
меня ___________________.»
Сосна тоже была хвастливая и тоже хвалилась: « Я – хвойная красавица. У меня __________________иголки. Мои ветки ___________________. Шишки у
меня ___________________.»
Жили ель и сосна дружно, весело, но каждый раз, когда приближалась зима начинали дрожать. И дрожали они не от холода, а от страха. Как вы думаете, чего они боялись?
- Как можно исправить эту ситуацию? Наряжать искусственную ёлку.
9) Рефлексия.
Мы сегодня с вами тоже нарядим искусственную елку. Как вы работали на уроке? Посмотрите на свои результаты в листках рефлексии - Если у вас все + то повесьте красный шарик, если есть – то повесьте желтый шарик.
Все молодцы. Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема "Транспорт"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 3 класс....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Посуда"
Методическая разработка урока развития устной речи...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев и отработке навыков устной речи. К уроку п...
КТП по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...