Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
план-конспект урока (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.
Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о животных; расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zhivotnye._yozh.docx | 56.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры
Конспект урока
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко
по теме «Дикие животные. Ёж»
(3 класс)
Учитель начальных классов
Артеева Виктория Кимовна
Печора, 2016
Пояснительная записка
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.
Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о животных; расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.
На уроке используется технология коррекционно – развивающего обучения (авторская методика коррекционного обучения Е.Д. Худенко)
Цель: создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.
I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы, работоспособность хорошая, продуктивна, нет отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.
II группа– запоминание медленное, неустойчивое, ослаблена память, затрудняются делать выводы, обобщения. Задание на развитие (формирование) психических функций.
III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.
Ожидаемые результаты от урока:
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.
Учащиеся должны знать:
названия животных (иметь представление о еже).
Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Дикие животные»
Тема: «Дикие животные. Ёж»
Тип урока: комбинированный.
Цели: обобщить и систематизировать представления учащихся о диких животных (еже).
Задачи:
образовательные:
- обогащать и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные»;
- дать понятие о животных на основе знакомства с ежом.
- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
- закреплять навыки работы с текстом.
коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия»;
- корригировать и развивать связной устной речи при работе над деформированным текстом;
- корригировать слуховое восприятие и воображения посредством дидактических игр «Отгадай загадку»;
- корригировать и развивать мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством выполнения дидактических игр «Исключи лишнее», «Рассеянный художник».
воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.
Продолжительность урока: 40 минут
Технологии: технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко; элементы здоровье сберегающей технологии; технология личностно-ориентированного обучения: разно уровневые задания; использование ИКТ.
Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;
учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.;
проектор, презентация;
дидактический (раздаточный) материал: предметные картинки «Животные», индивидуальные карточки, карточки с деформированным текстом.
Словарь: фырчал, ёж, ежиха, ежонок, ежата
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1.Организационный момент Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учебу. Коррекция эмоционально-волевой сферы Артикуляционная зарядка Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата 2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия новых знаний Релаксация Выполнение дыхательной гимнастики Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей Сообщение новой темы 4. Открытие новых знаний и способов действий Цель: обобщить и систематизировать представления учащихся о насекомых (мухе). Активизация активного словаря. Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. (Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений). Открытие новых знаний и способов действий (продолжение) Пальчиковое упражнение Цель: развитие мелкой мотрики | Психологический настрой на работу. Приветствие. На уроке наши глаза внимательно Смотрят и всё (видят). Уши внимательно слушают И всё (слышат) Голова хорошо (думает). Присаживайтесь на свои места. - На уроке нам придётся много говорить. - Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка. Погулять язык собрался: (открыть рот) Он умылся, (кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам) Причесался, (несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – «облизнуться») Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту). - Вспомним скороговорку. Говорим медленно, шёпотом, быстро. Слайд 2 Шмель жужжит Над пышной кашкой. Травку мелко шевеля. Станет розовая кашка Сладкой кашкой Для шмеля. - Молодцы, ребята! Старались чётко произнести все слова. 1. Упражнение «Исключи лишнее» (Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать (мышления). - Посмотрите на доску Овца, к.за, к.рова, в.лк -Прочитайте слова. - Вставьте пропущенные буквы. - Кто здесь лишний? Почему? - В какую группу можно объединить оставшихся животных? - Почему их так называют? 2. Упражнение «Рассеянный художник». (Коррекция воображения, анализа и синтеза) - На этом кадре мы видим животных, но что-то наш художник тут напутал. - Помогите найти соответствия между животным и тем, кто что даёт. Овца даёт молоко. Коза даёт яйца. Корова даёт шерсть. Слайд 3, 4
- Закройте глаза и послушайте, какие звуки вы слышите? - Какие звуки вы услышали? -Где вы можете их услышать?
Когда заходите в лес, какой воздух в лесу? Давайте подышим этим воздухом. Глубокий вдох (носом) Выдох (ртом) 3 раза Какие животные живут в лесу? Раз они живут в лесу, значит какие это животные? Почему их называют дикими? Один из лесных жителей появится, если вы отгадаете загадку: Лежала между елками подушечка с иголками. Тема нашего урока Дикие животные. Ёж. (открываю тему) Слайд 6 -Как вы догадались, что это ёж? - Подумайте и скажите, где ещё мы можем встретить иголки? Поднимите руку, кто из вас видел ежа? Что вам хотелось сделать? Словарь: фыр-чал ( все произносим) -Давайте, пофырчим как ёж. - Как ещё вёл себя ёж? -Для чего ежу нужны иголки? - Ребята, но не всегда иголки помогают ежу спастись от животных. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (н-р лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, он разворачивается и становится беззащитным. Собрать части тела ежа. - Посмотрите на доску. Каким одним словом мы можем их назвать? -Назовите их - С какой части тела начнём собирать ежа? У ёжа есть туловище, возьмём большой овал. У ежа есть голова, возьмём…… У ежа есть передние и задние лапки, возьмём… На лапках маленькие коготки. Что ещё не хватает у нашего ежа? Ежи плохо видят, но зато у них очень хороший слух и хороший нюх. Чем покрыто верхняя часть туловища?
Кто сможет выйти и назвать все части тела ежа? Слайд 7 Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнём, Назовите всех членов моей семьи. Слайд 8 Ёж - отец ….- мать 1 детёныш? (ёжик) Маленький (ежонок) Много - ежата. - «Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек Меж ладошек покатаю, А потом сожму рукой, - сжимают Ой, колючий ты какой! - разжимают Ёжик, ёжик, не колись! - гладят Ты со мною подружись!» - сжимают обеими руками Зимовье ежей. Ребята, посмотрите, как вы думаете какое время года изображено на картине? Слайд 9 - Как вы догадались, что это осень? - Как меняется погода с наступлением осени? - Что же делает ёж? С наступлением осени ёж реже выходит из своих нор и стараются утеплить своё жильё. Для этого собирают сухую траву, листья (картинки) и засыпает, накопив достаточный запас жира. Так ёжи готовятся к зимней спячке. Всю зиму, ребята, ежи спят. Просыпаются весной. - Какие животные тоже спят зимой? Какое сейчас время года? - А что ежи делают весной? (игрушка Еж) Вот и наш ёж проснулся и пришел к нам. Давайте, накормим его. Чем питаются ежи, нам поможет узнать…? Вы внимательно слушайте, после этого ответите на вопрос. Целый день Ежи Ежовичи Собирают фрукты - овощи. Сливы, яблоки и груши На пеньках и кочках сушат. Огурцы и помидоры Осторожно носят в норы Значит, если есть еда, Не страшны и холода.
Какую еду в стихотворении собирали ежи? Давайте выберим и угостим нашего ежа. Выбирают на подносе и перекладывают в корзинку с комментированием. Посмотрите, что ещё оосталось на подносе? ( грибы) Давайте тоже отдадим ежу. 6. А сейчас мы узнаем историю, которая приключилась с ежом. Для этого нам поможет опорная схема. (на картине: еж поранил лапку) Ребята, поможем ёжику? Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать? Они то знают можно ли справиться с бедой самим, либо необходима помощь доктора. Кто знает к какому доктору нужно обратиться?
Чтобы преступить к осмотру что нужно сделать доктору? Зачем? 2. Промыть прохладной водой рану ( очистить от грязи) и обязательно обработать перекисью водовода, чтобы поврежденное место окончательно очистить. А потом злёнкой или йодом. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет заживать долго, может покраснеть и долго болеть. | Приветствуют учителя все поднимают руки, показывают «бинокль» все поднимают руки и показывают «локаторы» все поднимают руки и берутся за головы, поглаживают голову Выполняют зарядку для языка Проговаривают По очереди в разном темпе Карина (3 группа) читает с учителем Читают Вставляют Отвечают Отвечают Рассуждают Слушают Отвечают
Отвечают Отвечают Отвечают Отвечают Отвечают Произносят Проговаривают Сворачивался в клубок, для защиты Отвечают (геом. Фигуры) 1 большой овал, 4 маленьких, 1 треугольник С туловища Выполняют глаз, носа, ушей, хвостика иголками Выходит Карина (3 группа) Выполняют Выполняют Отвечают Отвечают Весна Просыпаются Отвечают Отвечают обратиться за помощью к старшим Ветеринару Вымыть руки Чтобы микробы не попали к больному | Личностные: создание ситуации успеха Коммуникативные: развитие речи учащихся, коррекция артикуляции. Познавательные: анализ, обобщение, упорядочивание, Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выражать свои мысли Личностные: создание ситуации успеха (инд. помощь)
Коммуникативные: планирование учебных действий, владение диалогической речью, умение выражать свои мысли
Познавательные: анализ, обобщение, поиск новой информации Коммуникативные: развитие речи, Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания Познавательные: классификация Личностное: развитие мелкой моторики Познавательные: анализ, обобщение, поиск новой информации Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выражать свои мысли, практическая работа с учителем, исправление ошибок, использовать знания в практике | |
5. Закрепление Самостоятельная творческая работа Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы | - Мы сегодня много узнали о еже. Последнее задание, составить рассказ. Каждый берёт свою карточку: 1 группа –красную, 2 группа – зелёную, 3 группа – синюю. Слайд 10, 11 Первая группа Ёжик. Ёжик – один из самых известных лесных _____. Верхняя часть тела покрыта ________. Глаза у колючего - словно две чёрные _______. Лапки короткие, но _________. Видит он плохо. Любимая пища – это мыши, насекомые, ________. Всю зиму маленький житель леса________. Вторая, третья группа Ёжик. Ёжик – один из самых известных лесных _____. Верхняя часть тела покрыта ________. Глаза у колючего - словно две чёрные _______. Лапки короткие, но _________. Видит он плохо. Любимая пища – это мыши, насекомые, ________. Всю зиму маленький житель леса________.(Слова для справок: жителей, иголками, бусинки, быстрые, лягушки, спит) | Учащиеся первой группы работают над деформированным текстом (дописывают слова), учащиеся второй группы работают над деформированным текстом (дописывают слова, используя слова для справок), учащиеся третьей группы составляют предложения из слов. | Познавательные: обосновать своё суждение; использовать ранее полученные знания, применять приобретенные умения Регулятивные: выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок | |
6. Итог Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии. | Ребята, о ком сегодня мы говорили? Что узнали о еже? Прочитаем наши рассказы. | Мы говорили о еже. Чтение рассказов у доски. Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику по подражанию, развитие речи | |
7. Рефлексия, оценки за урок Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Сейчас вы сами подведёте итог своей работы. - Разукрасьте кружочки в красный цвет - вам понравилось, зеленый – не очень, синий – совсем не понравилось. Попробуем, поставить себе оценки за урок
| Раукрашивают | Регулятивные: анализировать и оценивать результат работы. | |
8. Домашняя работа | Найти загадки о еже – 1, 2 группа Найти картинки о еже – 3 группа
| Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в своей системе знаний. |
Литература
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида
- Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М.: Академия, 2002.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5-7 классы) - М.: Просвещение, 1991.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема "Транспорт"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 3 класс....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Ель и сосна - хвойные деревья"
По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 4 класс....
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) коррекционная школа. Тема: Виды обуви
Урок разработан для надомного обучения...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...
Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»
Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...