Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
план-конспект урока (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.  Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о животных; расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhivotnye._yozh.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект урока

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения  Е.Д. Худенко

по теме «Дикие животные. Ёж»

(3 класс)

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2016

Пояснительная записка

        Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

Цель учителя: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.  Задачи учителя: формировать элементарные представления и понятия о животных; расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас обучающихся.

        На уроке используется технология коррекционно – развивающего обучения (авторская  методика коррекционного обучения Е.Д. Худенко)

        Цель: создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.

         

I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы,   работоспособность хорошая,   продуктивна,   нет  отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.

II группа– запоминание медленное,   неустойчивое,   ослаблена память,  затрудняются делать выводы, обобщения.  Задание на развитие (формирование)  психических функций.

III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.

Ожидаемые результаты от урока:

Учащиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

активно участвовать в беседе;

связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

Учащиеся должны знать:

        названия  животных (иметь представление о еже).

Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Дикие животные»

Тема: «Дикие животные. Ёж»

Тип урока: комбинированный.

Цели: обобщить и систематизировать  представления учащихся о диких животных (еже).

Задачи:

образовательные:

- обогащать и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные»;

- дать понятие о животных на основе знакомства с ежом.

- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными;

- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

- закреплять навыки работы  с текстом.

коррекционно-развивающие:  

- корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия»;

- корригировать  и развивать связной устной речи при работе над деформированным текстом;

- корригировать слуховое  восприятие и воображения посредством дидактических игр  «Отгадай загадку»;

- корригировать и развивать мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством  выполнения дидактических игр «Исключи лишнее», «Рассеянный художник».

воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к живой природе;

- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.

Продолжительность урока: 40 минут

Технологии: технологии коррекционно-развивающего обучения  Е.Д. Худенко;    элементы  здоровье сберегающей технологии; технология личностно-ориентированного обучения: разно уровневые задания; использование ИКТ.

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;

учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.;

проектор, презентация;

дидактический (раздаточный) материал: предметные картинки «Животные»,  индивидуальные   карточки,     карточки с деформированным текстом.

Словарь:  фырчал, ёж, ежиха, ежонок, ежата

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: создать доброжелательную атмосферу,

мотивацию на учебу. Коррекция эмоционально-волевой сферы

Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия новых знаний

Релаксация

Выполнение дыхательной гимнастики

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

Сообщение новой темы

4. Открытие новых знаний и способов действий

Цель: обобщить и систематизировать  представления учащихся о насекомых (мухе). Активизация активного словаря.

Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).

Открытие новых знаний и способов действий (продолжение)

Пальчиковое упражнение

Цель: развитие мелкой мотрики

Психологический настрой на работу.

Приветствие.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и всё (видят).

Уши внимательно слушают

И всё (слышат)

Голова хорошо  (думает).

Присаживайтесь на свои места.

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).

- Вспомним скороговорку. Говорим медленно, шёпотом, быстро.

Слайд 2

Шмель жужжит

Над пышной кашкой.

Травку мелко шевеля.

Станет розовая  кашка

Сладкой кашкой

Для шмеля.

- Молодцы, ребята! Старались чётко произнести все слова.

1. Упражнение «Исключи лишнее» (Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать (мышления).

- Посмотрите на  доску

Овца, к.за, к.рова, в.лк

-Прочитайте слова.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Кто здесь лишний? Почему?

- В какую группу можно объединить оставшихся животных?

- Почему их так называют?

2. Упражнение «Рассеянный художник».

(Коррекция воображения, анализа и синтеза)

     - На этом кадре мы видим животных, но что-то наш художник тут напутал.

       - Помогите найти соответствия между животным и тем, кто что даёт.

Овца даёт молоко. Коза даёт яйца. Корова даёт шерсть.      Слайд 3, 4

 

- Закройте глаза и послушайте, какие звуки вы слышите?

- Какие звуки вы услышали?

-Где вы можете их услышать?

       

Когда заходите в лес,  какой воздух в лесу?

     Давайте подышим этим воздухом.

     Глубокий вдох (носом)

     Выдох (ртом) 3 раза

Какие животные живут в лесу?

Раз они живут в лесу, значит какие это животные?

Почему их называют дикими?  

Один из лесных жителей появится, если  вы отгадаете загадку:

Лежала между елками подушечка с иголками.

Тема нашего урока Дикие животные.  Ёж. (открываю тему)

Слайд 6

-Как вы догадались, что это ёж?

- Подумайте  и скажите, где ещё мы можем встретить иголки?

Поднимите руку, кто из вас видел ежа?

Что вам хотелось сделать?  

Словарь: фыр-чал ( все произносим)

-Давайте, пофырчим как ёж.

- Как ещё вёл себя ёж? -Для чего ежу нужны иголки?

- Ребята, но не всегда иголки помогают ежу спастись от животных.

Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (н-р лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, он разворачивается и становится беззащитным.

Собрать части тела  ежа.  

- Посмотрите на доску. Каким одним словом мы можем  их назвать?

-Назовите их

- С какой части тела начнём собирать ежа?

У ёжа есть туловище, возьмём большой овал.

У ежа есть  голова, возьмём……

 У ежа есть передние и задние лапки, возьмём…

 На лапках  маленькие коготки.

 Что ещё не хватает у нашего ежа?

Ежи плохо видят, но зато у них очень хороший слух и хороший нюх.  

 Чем покрыто верхняя часть туловища?

 

  Кто сможет выйти и назвать все части тела ежа?

Слайд 7

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.

Назовите всех членов моей семьи.

Слайд 8

   Ёж - отец

   ….- мать

  1 детёныш? (ёжик)  

   Маленький (ежонок)      

   Много - ежата.

 - «Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек

Меж ладошек покатаю,

А потом сожму рукой, - сжимают

Ой, колючий ты какой! - разжимают

Ёжик, ёжик, не колись! - гладят

Ты со мною подружись!» - сжимают обеими руками

Зимовье ежей.

Ребята, посмотрите, как вы думаете какое время года изображено на картине?

Слайд 9

- Как вы догадались, что это осень?

- Как меняется погода с наступлением осени?  

- Что же делает ёж?

С наступлением осени ёж реже выходит из своих нор  и стараются утеплить своё жильё. Для этого собирают сухую траву, листья (картинки) и засыпает,  накопив достаточный запас жира. Так ёжи готовятся к зимней спячке. Всю зиму, ребята, ежи спят.  Просыпаются весной.

 - Какие животные тоже спят зимой?    

 Какое сейчас время года? 

   - А что ежи делают весной?

(игрушка Еж)

   Вот и наш ёж проснулся и пришел к нам.

   Давайте, накормим его.

Чем питаются ежи, нам поможет узнать…?

  Вы внимательно слушайте, после этого ответите на вопрос.

 Целый день Ежи Ежовичи

 Собирают фрукты - овощи.

 Сливы, яблоки и груши

 На пеньках и кочках сушат.

 Огурцы и помидоры

 Осторожно носят в норы

 Значит, если есть еда,

 Не страшны и холода.

 

Какую еду в стихотворении собирали  ежи? Давайте выберим и угостим нашего ежа.

   Выбирают на подносе и перекладывают в корзинку с комментированием.

Посмотрите, что ещё оосталось на подносе? ( грибы)

Давайте тоже отдадим ежу.

6. А сейчас мы узнаем историю, которая приключилась с ежом.

Для этого нам поможет опорная схема.

(на картине:  еж поранил лапку)

Ребята, поможем ёжику?

Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать?

Они то знают можно ли справиться с бедой самим, либо необходима помощь доктора.

Кто знает к какому доктору нужно обратиться?

 

Чтобы преступить к осмотру  что нужно сделать доктору?

Зачем?

2. Промыть прохладной водой рану

( очистить от грязи) и обязательно обработать перекисью водовода, чтобы поврежденное место окончательно очистить.

 А потом злёнкой или  йодом. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет заживать долго, может покраснеть и долго болеть.  

Приветствуют учителя

все поднимают руки, показывают «бинокль»

все поднимают руки  и показывают «локаторы»

все поднимают  руки и берутся за головы, поглаживают голову

Выполняют зарядку для языка

Проговаривают

По очереди в разном темпе

Карина (3 группа) читает с учителем

Читают

Вставляют

Отвечают

Отвечают

Рассуждают

Слушают

Отвечают

         

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Произносят

Проговаривают

Сворачивался в клубок, для защиты

Отвечают (геом. Фигуры)

1 большой овал, 4 маленьких, 1 треугольник

С туловища

Выполняют

глаз, носа, ушей, хвостика

иголками

Выходит Карина (3 группа)

Выполняют

Выполняют

Отвечают

Отвечают

Весна

Просыпаются

Отвечают

Отвечают

обратиться  за помощью к старшим

Ветеринару

Вымыть руки

Чтобы микробы не попали к больному

Личностные: создание ситуации успеха

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

Познавательные:  анализ, обобщение, упорядочивание,

Коммуникативные: владение диалогической речью, умение выражать свои мысли

Личностные: создание ситуации успеха (инд. помощь)

 

Коммуникативные: планирование учебных действий, владение диалогической речью, умение выражать свои мысли

 

Познавательные: анализ, обобщение, поиск новой информации

Коммуникативные: развитие речи,

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания

Познавательные: классификация

Личностное: развитие мелкой моторики

Познавательные: анализ, обобщение, поиск новой информации

Коммуникативные:  владение диалогической речью, умение выражать свои мысли, практическая работа с учителем, исправление ошибок, использовать знания в практике

5. Закрепление

Самостоятельная творческая работа

Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы

- Мы сегодня много узнали о еже.

Последнее задание, составить рассказ.

Каждый берёт свою карточку: 1 группа –красную, 2 группа – зелёную, 3 группа – синюю.

Слайд 10, 11

Первая группа

Ёжик.

Ёжик – один из самых известных лесных _____. Верхняя часть тела   покрыта ________.  Глаза у колючего  - словно две чёрные  _______.  Лапки короткие, но  _________. Видит он плохо.   Любимая пища – это мыши, насекомые, ________. Всю зиму маленький житель леса________.

                        Вторая, третья  группа

  Ёжик.

Ёжик – один из самых известных лесных _____. Верхняя часть тела   покрыта ________.  Глаза у колючего  - словно две чёрные  _______.  Лапки короткие, но  _________. Видит он плохо.   Любимая пища – это мыши, насекомые, ________. Всю зиму маленький житель леса________.(Слова для справок:   жителей, иголками,  бусинки, быстрые, лягушки, спит)    

Учащиеся первой группы работают над деформированным текстом (дописывают слова), учащиеся второй группы работают над деформированным текстом (дописывают слова, используя слова для  справок), учащиеся третьей группы  составляют предложения из слов.

Познавательные:

обосновать своё суждение;

 использовать ранее полученные знания, применять приобретенные умения Регулятивные:

 выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату

Коммуникативные:

адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

6. Итог

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии.

Ребята, о ком сегодня мы говорили?

Что узнали о еже? Прочитаем наши рассказы.

Мы говорили о еже.  

Чтение рассказов у доски.

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы.

Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику по подражанию, развитие речи

7. Рефлексия, оценки за урок

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Сейчас вы сами подведёте итог своей работы.

- Разукрасьте кружочки в красный цвет  - вам понравилось, зеленый – не очень, синий – совсем не понравилось.

Попробуем, поставить себе оценки за урок

 

Раукрашивают

Регулятивные: анализировать и оценивать результат работы.

8. Домашняя работа

Найти загадки о еже – 1, 2 группа

Найти картинки о еже – 3 группа

 

Познавательные: уметь самостоятельно работать,  ориентироваться в своей системе знаний.

Литература

  1. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида
  2. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства  с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида
  3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М.: Академия, 2002.
  4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5-7 классы) - М.: Просвещение, 1991.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция - М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...