Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова); базисного учебного плана; «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой); «Примерных программ начального общего образования»; авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. и соответствует учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
- Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание)
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебного предмета (68 часов)
Введение
Земля - наш общий дом (11 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь
Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система
Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы.
«Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле
Солнце - источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.
Воздух - смесь газов.
Охрана воздуха.
Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле.
Универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в понятии «историческое время»;
- различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
- Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет;
- Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- Называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
- Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Как человек изучает Землю
Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли.
План. Карта (географическая и историческая).
Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
- Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- Различать географическую и историческую карты;
- Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Царства природы (27 ч)
Бактерии
Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии
Грибы.
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
- Объяснять особенности бактерий;
- Объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых.
Растения
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика.
Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.
Питание растений. Роль корня и побега в питании.
Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.
Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге.
Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
- Характеризовать значение растений для жизни;
- различать(классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Животные
Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.
Животные - живые тела (организмы).
Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Природные сообщества Цепи питания.
Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родногокрая.
Охрана животных. Заповедники.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать)цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Наша Родина: от Руси до России (12 ч)
Древняя Русь
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русский князья.
Московская Русь
Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV - первый русский царь.
Российская империя
Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.
Петр I Великий.
Екатерина II Великая.
Последний российский император Николай II.
Советская Россия. СССР. Российская Федерация
Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе: например; «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия. СССР», «Российская Федерация»; рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (11 ч)
Из истории имен
Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.
Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Какими людьми были славяне
Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Славянин - работник. Славянин - защитник. Славянин - помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.
Какие предметы окружали людей в старину
Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.
Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.
Русская трапеза
Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда.
Верования языческой Руси
Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица - народный праздник. Праздник Ивана Купалы.
Принятие христианства на Руси
Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение.
Универсальные учебные действия:
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились в старину (7 ч)
Что создавалось трудом крестьянина
Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепостного права.
Что создавалось трудом ремесленника
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткацкое ремесло. Русские оружейники.
Что создавалось трудом рабочего
Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.
Изобретения, которые появились в XIX-XXвеках
Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
В 3 классах (68 часов)
Календарные сроки | № урока | Тема | Кол-во часов | |||
По плану | Фактически | |||||
а | б | в, г | ||||
1.09 | 05.09 | 1.09 | 1 | Где и когда ты живёшь. | 1 | |
5.09 | 07.09 | 6.09 | 2 | Солнечная система. | 1 | |
8.09 | 12.09 | 8.09 | 3 | Солнечная система. Практическая работа «Смена дня и ночи». | 1 | |
12.09 | 14.09 | 13.09 | 4 | Условия жизни на Земле.Практическая работа: проращивание семян фасоли. | 1 | |
15.09 | 19.09 | 15.09 | 5 | Роль света и тепла в жизни растений. | 1 | |
19.09 | 21.09 | 20.09 | 6 | Вода – условие жизни на Земле. | 1 | |
22.09 | 26.09 | 22.09 | 7 | Воздух- условие жизни на Земле.Практическая работа: «Свойства воздуха». | 1 | |
26.09 | 28.09 | 27.09 | 8 | Человек познает мир.Экскурсия в природу. | 1 | |
29.09 | 03.10 | 29.09 | 9 | Человек познает мир.Практическая работа с картой. | 1 | |
3.10 | 05.10 | 4.10 | 10 | Человек познает мир. | 1 | |
6.10 | 10.10 | 6.10 | 11 | Контрольная работа по теме: «Земля наш общий дом, человек изучает Землю». | 1 | |
10.10 | 12.10 | 11.10 | 12 | Бактерии. | 1 | |
13.10 | 17.10 | 13.10 | 13 | Грибы. | 1 | |
17.10 | 19.10 | 18.10 | 14 | Грибы. | 1 | |
20.10 | 24.10 | 20.10 | 15 | Растения культурные и дикорастущие. | 1 | |
24.10 | 26.10 | 25.10 | 16 | Если бы на Земле не было растений | 1 | |
27.10 | 07.11 | 27.10 | 18 | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | |
7.11 | 09.11 | 8.11 | 17 | Разнообразие растений на Земле.Практическая работа с гербарием. | 1 | |
10.11 | 14.11 | 10.11 | 19 | Разнообразие растений на Земле. | 1 | |
14.11 | 16.11 | 15.11 | 20 | Как живёт растение. | 1 | |
17.11 | 21.11 | 17.11 | 21 | Как живёт растение. | 1 | |
21.11 | 23.11 | 22.11 | 22 | Размножение растений. | 1 | |
24.11 | 28.11 | 24.11 | 23 | Размножение растений.Опыты с живыми комнатными растениями. | 1 | |
28.11 | 30.11 | 29.11 | 24 | Размножение растений. | 1 | |
1.12 | 05.12 | 1.12 | 25 | Культурные растения в жизни человека. | 1 | |
5.12 | 07.12 | 6.12 | 26 | Культурные растения в жизни человека. | 1 | |
8.12 | 12.12 | 8.12 | 27 | Красная книга России. | 1 | |
12.12 | 14.12 | 13.12 | 28 | Красная книга Ростовской области | 1 | |
15.12 | 19.12 | 15.12 | 29 | Разнообразие мира животных. | 1 | |
19.12 | 21.12 | 20.12 | 30 | Разнообразие мира животных. | 1 | |
22.12 | 26.12 | 22.12 | 31 | Животные – живые существа (организмы). | 1 | |
26.12 | 28.12 | 27.12 | 32 | Контрольная работа по теме: «Царства природы». | 1 | |
12.01 | 11.01 | 10.01 | 33 | Беспозвоночные животные. | 1 | |
16.01 | 16.01 | 12.01 | 34 | Беспозвоночные животные. | 1 | |
19.01 | 18.01 | 17.01 | 35 | Позвоночные животные. | 1 | |
23.01 | 23.01 | 19.01 | 36 | Позвоночные животные. | 1 | |
26.01 | 25.01 | 24.01 | 37 | Природные сообщества. | 1 | |
30.01 | 30.01 | 26.01 | 38 | Почему люди приручили диких животных. | 1 | |
2.02 | 01.02 | 31.01 | 39 | Как люди узнают о прошлом. | 1 | |
6.02 | 06.02 | 2.02 | 40 | Восточнославянские племена. | 1 | |
9.02 | 08.02 | 7.02 | 41 | Первые русские князья. | 1 | |
13.02 | 13.02 | 9.02 | 42 | Первые русские князья. | 1 | |
16.02 | 15.02 | 14.02 | 43 | Первые русские князья. | 1 | |
20.02 | 20.02 | 16.02 | 44 | Как Москва стала столицей. | 1 | |
27.02 | 22.02 | 21.02 | 45 | Иван IV Грозный – первый русский царь. | 1 | |
2.03 | 27.02 | 28.02 | 46 | Петр I Великий. | 1 | |
6.03 | 01.03 | 2.03 | 47 | Екатерина II Великая. | 1 | |
9.03 | 06.03 | 7.03 | 48 | Последний российский император Николай II. | 1 | |
13.03 | 13.03 | 9.03 | 49 | Советская Россия. СССР. | 1 | |
16.03 | 15.03 | 14.03 | 50 | Контрольная работа по теме «От Руси до России». | 1 | |
20.03 | 20.03 | 16.03 | 51 | Из истории племен. | 1 | |
23.03 | 22.03 | 21.03 | 52 | Какими людьми были славяне. | 1 | |
3.04 | 03.04 | 23.03 | 53 | Какими людьми были славяне. | 1 | |
6.04 | 05.04 | 4.04 | 54 | Скажи, какой у тебя дом… | 1 | |
10.04 | 10.04 | 6.04 | 55 | По одежке встречают.Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | |
13.04 | 12.04 | 11.04 | 56 | По одежке встречают. | 1 | |
17.04 | 17.04 | 13.04 | 57 | По одежке встречают. | 1 | |
20.04 | 19.04 | 18.04 | 58 | Русская трапеза. | 1 | |
24.04 | 24.04 | 20.04 | 59 | Верования языческой Руси. | 1 | |
27.04 | 26.04 | 25.04 | 60 | Верования языческой Руси. | 1 | |
4.05 | 03.05 | 27.04 | 61 | Принятие христианства на Руси. | 1 | |
6.05 | 06.05 | 2.05 | 62 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | |
11.05 | 10.05 | 4.05 | 63 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | |
15.05 | 15.05 | 11.05 | 64 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | |
18.05 | 17.05 | 16.05 | 65 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | |
22.05 | 22.05 | 18.05 | 66 | Что создавалось трудом рабочего? | 1 | |
25.05 | 24.05 | 23.05 | 67 | Изобретения, которые совершил человек в XIX – XХ веках. | 1 | |
29.05 | 29.05 | 25.05 | 68 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...