Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._4_klass._shkola_rossii.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2011г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МОУ Стеклозаводской СОШ _____________/______________/ ФИО «__»____________2011г. | Утверждаю Директор МОУ Стеклозаводской СОШ _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Хмылевой Натальи Николаевны
Ф.И.О.
учителя начальных классов
I кв.категория
по окружающему миру в 4 классе «а»
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2011 г.
2011 - 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (в 2 частях), - М.: Просвещение, 2007.,с учетом методических рекомендаций авторов учебника и программы, особенностей данного класса и специфики преподавания учителя.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на практические и проверочные работы – по 2 часа в неделю.
Кроме этого выделены резервные 3 часа, на прохождение тем углубленного изучения предмета.
I четверть – 19 часов
II четверть – 15 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 17 часов
Логика изложения и содержания материала рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (проверочная работа) и устный опрос (собеседование).
Плановых проверочных работ – 4.
Практических работ – 4.
Для реализации Рабочей программы используется:
- Программа Плешаков А.А. «Окружающий мир». /Сборник программ «Школа России»/. - М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 310 с.
Цели обучения:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи программы обучения:
формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ. ЧАСОВ | Новые термины | СРОКИ | |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 19часов | ||||
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 11часов | по плану | фактически | ||
1. | Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. | 1 час | Солнечная система, Вселенная, небесные тела | 1.09 | |
Планеты солнечной системы. Практическая работа. | 1 час | Космич. простр. | 6.09 | ||
Звездное небо – великая книга природы. Практическая работа. | 1 час | Материки, страны | 8.09 | ||
Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | 1 час | Пояса, тропики | 13.09 | ||
Пояса Земли. | 1 час | 15.09 | |||
Мир глазами историка. История – путешествие в глубь времён. | 1 час | Век, тысячиле тие, летоисчисление | 20.09 | ||
Прошлое и настоящее глазами эколога. Экологические проблемы. | 1 час | Гринпис | 22.09 | ||
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Красная книга. | 1 час | Семь чудес света | 27.09 | ||
Обобщающий урок. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» | 1 час | 29.09 | |||
ПРИРОДА РОССИИ | 11часов | ||||
Анализ работ. Равнины и горы России. | 1 час | Равнины, горы | 4.10 | ||
Моря, озёра и реки России. | 1 час | Уровень моря | 6.10 | ||
Зона арктических пустынь. | 1 час | Зона арктич. пустынь. | 11.10 | ||
Тундра. | 1 час | Тундра | 13.10 | ||
Леса России. | 1 час | Лесная зона | 18.10 | ||
Лес и человек. Проверочная работа по теме. | 1 час | 20.10 | |||
Анализ работ. Зона степей. | 1 час | Степь | 25.10 | ||
Пустыни. | 1 час | Пустыня, барханы. | 27.10 | ||
У Чёрного моря. | 1 час | Субтропики | 1.11 | ||
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 15часов | ||||
Экологическое равновесие. | 1 час | Экологическое равновесие. | 10.11 | ||
Обобщающий урок по разделу «Природа России». Практическая работа. | 1 час | 15.11 | |||
РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ | 12часов | ||||
22, 23. | Наш край. Географическое положение, граница. Поверхность нашего края. | 2 часа | Регион, овраг, карьер | 17.11 22.11 | |
24. | Водоемы нашего края. Значение водоёмов, их охрана. | 1 час | Искусственные, естественные водоёмы | 24.11 | |
25. | Наши подземные богатства. Охрана подземных богатств. Практическая работа. | 1 час | Самоцветы | 29.11 | |
26. | Какие бывают почвы. Охрана почв. | 1 час | Виды почв | 1.12 | |
27. | Жизнь леса. Лес - природное сообщество. | 1 час | Природное сообщество | 6.12 | |
28. | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 час | 8.12 | ||
29. | Жизнь пресного водоёма. | 1 час | Пресный водоём | 13.12 | |
30. | Растениеводство в нашем крае. | 1 час | Отрасли с/х | 15.12 | |
31. | Незаметные защитники урожая. | 1 час | Ядохимикаты | 20.12 | |
32. | Животноводство в нашем крае. | 1 час | Отрасли ж\в | 22.12 | |
33. | Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверочная работа. | 1 час | 27.12 | ||
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ | 6часов | ||||
34. | Анализ работ. Начало истории человечества. | 1 час | Первобытные люди, археология | 29.12 | |
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ | 20часов | ||||
35. | Мир древности: далёкий и близкий. Древний Египет. Древняя Греция и Древний Рим. | 1 час | Египет, Греция, Помпей | 17.01 | |
36. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 час | Средневековье, буддизм, ислам | 19.01 | |
37. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 час | Новое время | 24.01 | |
38. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 час | Новейшее время, мировая война | 26.01 | |
39. | Обобщающий урок по разделу «Страницы Всемирной истории». | 1 час | 31.01 | ||
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА | 20часов | ||||
40. | Жизнь древних славян. | 1 час | Восточные славяне | 2.02 | |
41. | Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси. | 1 час | Князь, бояре, летопись | 7.02 | |
42. | Страна городов. | 1 час | Купец, ремесленник | 9.02 | |
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 час | Славянская азбука, письменность | 14.02 | |
44. | Трудные времена на Русской Земле. | 1 час | Военное дело на Руси | 16.02 | |
45. | Русь расправляет крылья. Московский князь Иван Калита. | 1 час | 21.02 | ||
46. | Куликовская битва. | 1 час | Куликовская битва | 23.02 | |
47. | Иван Третий. | 1 час | 28.02 | ||
48. | Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 час | Первопечатник, литеры | 1.03 | |
49. | Патриоты России. | 1 час | патриотизм | 6.03 | |
50. | Пётр Великий. | 1 час | Реформа | 8.03 | |
51. | М.В.Ломоносов. | 1 час | 13.03 | ||
52. | Екатерина Великая. | 1 час | Крепостные | 15.03 | |
53. | Отечественная война 1812 г. | 1 час | Отечественная война | 20.03 | |
54. | Страницы истории 19 в. | 1 час | Царь – освободитель | 22.03 | |
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 17часов | ||||
55. | Россия вступает в 20 в. | 1 час | Революция, гражд. война | 5.04 | |
56. | Страницы истории 20 – 30 г. | 1 час | Коммунисты | 10. 04 | |
57. | Великая война и Великая Победа. | 1 час | 12. 04 | ||
58. | Страна, открывшая путь в космос. | 1 час | Искусственный спутник | 17. 04 | |
59. | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа «Страницы истории Отечества». | 1 час | 19.04 | ||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 8часов | ||||
60. | Анализ работ. Основной закон России и права человека. | 1 час | Конституция, ООН, декларация, | 24.04 | |
61. | «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Конвенция о правах ребёнка. | 1 час | Конвенция | 26.04 | |
62. | Мы – граждане России. | 1 час | Президент, гражданин, Федеральное собрание | 1.05 | |
63. | Славные символы России. | 1 час | Госуд. Символы | 3.05 | |
64. | Такие разные праздники. | 1 час | Гос. праздники | 8.05 | |
65. | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, по Уралу) | 1 час | 10.05 | ||
66. | По северу европейской России. | 1 час | 15.05 | ||
67. | По Волге, по югу России. | 1 час | 17.05 | ||
68. | Обобщение по темам «Страницы истории России» и «Современная Россия» | 1 час | 22.05 | ||
69 | Викторина «По страницам истории» | 1 час | 24.05 | ||
70 | Резерв | 1 час | 29.05 | ||
71 | Резерв | 1 час | 31.05 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАМЫ
№п/п | вид работы | дата | дата |
1. | Проверочная работа по теме «Земля и человечество» | 29.09 | |
2. | Проверочная работа по теме «Лес и человек». | 20.10 | |
3. | Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны». | 27.12 | |
4. | Проверочная работа по теме «Страницы истории Отечества». | 19.04 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
IV КЛАСС, 68 часов
| 11 часов |
| 11 часов |
| 12 часов |
| 6 часов |
| 20 часов |
| 8 часов |
Земля и человечество (11 ч)
Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.[1]
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности).
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Изучают формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса; их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы:
знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (посёлка).
Практические работы: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Темы ориентированы на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию патриотических, гражданских и нравственных чувств.
Современная Россия (8 ч)
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика РоссииОсновной закон России. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные праздники. Путешествие по России. Символы России.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времён года;
- Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
- Что изучает история, как ведётся счёт лет в истории; особенности исторической карты;
- Некоторые современные экологические проблемы;
- Природные зоны России;
- Особенности природы своего края: форма поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- Проводить наблюдения природных тел и явлений;
- В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости;
- Приводить примеры животных и растений Красной книги;
- Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- Приводить примеры народов России;
- Самостоятельно находить в учебнике и других источниках сведения по определённой теме природоведческого и общественного характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта не существенных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
|
Литература для учащихся |
|
Методическая литература |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Дополнительная литература |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
- Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.
- Плешаков А.А. «Окружающий мир». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
- Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 210 с.
- Соловьёва Т.А. Исторические темы курса «Окружающий мир». Деятельностный развивающий подход. 4класс. – М.: ВАКО, 2006. – 210 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"
Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе. Программа "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру в помощь учителям начальных классов....