Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Сергеева Марина Михайловна

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  окружающему миру

3 класс

                 

Пояснительная записка

     Данная   рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. примерные программы начального общего образования по окружающему миру (журнал «Народное образование», №6, 2005 год) рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005, письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  4. авторская программа  по  окружающему миру (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть I, 2.  Окружающий мир.  Автор А. А. Плешаков);
  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»;

основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4;

  1. на основе новых СанПиН нормах « Санитарно – эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»( от 29.12.2010г.);
  1. на основе методических рекомендаций Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
  2. на основе  разработанных ОУ образовательной программы школы и  программы развития школы « Наша новая школа».

Данная программа определяет  общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения (предмет), которые определены ФГОС, Законом РФ « Об образовании» (статьи №14, 32).   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Количество учебных часов

В год – 68 часов, 34 недели по 2 урока  

В неделю – 2 часа

Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Само название  «Окружающий мир» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своей страны, своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. «Красной нитью» через всё содержание курса проходит тема гражданского образования школьников.  В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит четверная интеграция (курс  «Мир вокруг нас», курс «Мы – дети природы», курс «Экология для младших школьников» и курс «Основы безопасности жизнедеятельности), которая реализуется на уроках окружающего мира. Основным является курс «Мир вокруг нас», на изучение остальных курсов отводится 10-15 минут от общего времени урока. Если темы курсов не просто близки, а полностью совпадают, то они изучаются в единстве на протяжении всего урока.   Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зелёный дом» в целом, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе  у ребёнка происходит  становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая – «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествие по городам и странам», в которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.  

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что содержание, цели и задачи всех четырёх интегрированных курсов тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое, поэтому их изучение реализуется в одном курсе «Окружающий мир».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  4. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
  5. осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
  6.  создание   условий для формирования и развития у школьников:
  7. творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
  8. умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
  9. коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;
  10. общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Новизна и отличие данной рабочей программы от примерной заключается в её интеграции: включён курс «Мы – дети природы» и курс «Экология для младших школьников». В связи с эти были конкретизированы и детализированы темы курса «Окружающий мир» и требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, а также сочетается с внеучебной деятельностью.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, различным формам проведения уроков (уроки-сказки, уроки-игры, викторины, уроки-путешествия, экскурсии), использованию активных и интерактивных методов обучения. Следует также отметить, что в основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих целей учебного предмета. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом учитель выступает в роли организатора учебного процесса, а ученик – в качестве субъекта учения.  Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного достижения целей курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия предполагается проводить не только в классе, но и на улице, в парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса особое значение при реализации программы придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, тестовых заданий, перфокарт, графических диктантов, кроссвордов. По окончанию изучения больших тем программы проводятся проверочные работы.

На каждом уроке под руководством дети работают в тетради «Проверим себя». Основная цель работы с тетрадью – развитие у учащихся самоконтроля, интереса к результатам своего учебного труда. При этом тетрадь готовит детей к выполнению проверочных заданий различных типов, с которыми они постоянно будут встречаться в дальнейшем. Следует отметить, что в тетради представлены все типы заданий, применяемые в начальной школе для проверки знаний учащихся по образовательному компоненту «Окружающий мир» (с выбором ответа, на поиск ошибки, на завершение работы, со свободным ответом и др.). Тетрадь может применяться для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для работы в парах.  

Подведение итогов по интегрированному курсу «Окружающий мир» проводится также по результатам практической деятельности школьников. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведённом наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведении праздника, игры и др.

В содержание программы входят разделы:

«Как устроен мир?» - 5 часов.  Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – «ступеньки» познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: обогащение и конкретизация представлений детей о природном многообразии, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка деревьев или кустарников на пришкольном участке, изготовление простейших кормушек для птиц в классе или школьной мастерской.

«Эта удивительная природа» - 20 часов. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости, газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельностью людей. Охрана почвы.

Растение. Их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

«Мы и наше здоровье» - 8 часов. Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

«Наша безопасность» - 10 часов. Как действовать при возникновении пожара  в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очитки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

«Чему учит экономика?» - 15 часов. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный тру. Зависимость успехов труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI в.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

«Путешествие по городам и странам» - 10 часов. Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

 Планируемый уровень подготовки учащихся:

  1.  наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
  2. выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  3. проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  4. работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
  5.  работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Обучающиеся должны знать:
  2. человек — часть природы и общества;
  3. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  4. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  5. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
  6. группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  7. группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

съедобные и несъедобные грибы;

  1. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  2. взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  3. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  4. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  1. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  1. потребности людей; товары и услуги;
  2. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  3. некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  6. владеть элементарными приемами чтения карты;
  7. приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Универсальные учебные действия развиваемые в ходе обучения:

Личностные – использование приобретённых знаний в учении и повседневной жизни для исследования явлений окружающего мира

 Регулятивные:

  1. целеполагание, постановка учебной задачи;
  2. планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента;
  3. контроль правильных действий по алгоритму;
  4. коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок

Познавательные:

  1. применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей
  2. умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по разным признакам;
  3. анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
  4. синтез элементарной научной картины мира;
  5. моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
  6. осознанное и произвольное построение умозаключения;
  7. смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы – извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
  8. установление причинно-следственной связи;
  9. построение логической цепи рассуждения;
  10. самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач

Регулятивные:

  1. целеполагание (постановка учебной задачи);
  2. планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических действий;
  3. пошаговый контроль правильности практических действий, составление ответов рассуждений;
  4. разрешение простейших противоречий, коррекция ошибок

Коммуникативные:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. постановка вопросов для сбора и поиска информации;
  3. умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

Учебная грамотность как основа ключевой компетентности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  2. производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
  3. различать оценку личности и оценку действия;
  4. сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
  5. выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
  6.  задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
  1. отличать известное от неизвестного в специально созданной  учителем ситуации;
  2. указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  3. совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.


  1. проводить рефлексивный контроль

за выполнением способа действия/средства;

  1. определять критерии для оценки результатов деятельности и производить оценку;
  2. определять дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя;
  3. осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать их выполнение, определяя темп и сроки;
  4. определять границы собственного знания/незнания и осуществлять запрос на недостающую информацию (инициирование учебного взаимодействия со взрослым);
  5. определять возможные ошибки при выполнении конкретного способа действия и вносить коррективы;
  6. сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения;
  7. иметь собственную точку зрения и аргументировано  отстаивать ее;
  8. определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
  9. сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого на оценку учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.
  1. самостоятельно обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносить коррективы;
  2. самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный дефицит в предметных способах действия/средствах, соотнося их со схемой действия (т.е. только после выполнения задания);
  3. определять причины своих и чужих ошибок и подбирать из предложенных заданий те, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;
  4. перед решением задачи может оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он решение или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий;
  5. высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать поиск и пробы известных (или неизвестных) способов действий/средств.

  1. на основе выявленных дефицитов в отдельных содержательных линиях учебного предмета может построить индивидуальный план (маршрут) по преодолению этих дефицитов;
  2. самостоятельно определять, к чему есть больший познавательный интерес, и подбирать себе индивидуальные задания для расширения своего познавательного интереса («избирательная проба»);
  3. может сам регулировать процесс учения без помощи взрослого; при необходимости делать самостоятельный запрос на внешнюю оценку;
  4. вступать в письменный диалог с другим человеком для обсуждения своих проблем и достижений в учебе, делать запрос на необходимую помощь;
  5. индивидуально распознавать новую задачу;

    оформлять и предъявлять на внешнюю оценку свои достижения, обосновывать эти достижения, а также формулировать дальнейшие шаги по работе над остающимися проблемами и трудностями.

 

Информационная грамотность как основа ключевой компетентности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
  2. проводить самостоятельные наблюдения;
  3. формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  4. находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
  5. использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  1. использовать программный комплекс «КОД» для получения необходимой информации и установления коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.

  1. проводить наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;
  2. воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (в группе), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к предмету обсуждения;
  3. пользоваться толковым и орфографическим словарем при возникновении необходимости;
  4. извлекать и систематизировать информацию по двум и более заданным основаниям;
  5. точно излагать полученную информацию;
  6. задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  7. находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации;
  1. работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.

  1. осуществлять планирование информационного поиска:

- указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной  задачи;

- указывать, в каком типе источника следует искать заданную информацию и характеризовать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

  1. уметь извлекать первичную информацию:

-извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника;

- самостоятельно планировать и реализовывать сбор необходимой информации;

  1. уметь проводить первичную обработку собранной информации:

- систематизировать собранную информацию из разных источников (график, текст, рисунок, таблица);

- самостоятельно задавать простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме (с помощью таблицы);

- переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  1. уметь обрабатывать полученную информацию:

- делать вывод на основе полученной информации, приводить аргументы, подтверждающие вывод.

  1. осуществлять планирование информационного поиска:

- планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности;

- самостоятельно и аргументировано принимать решение о завершении информационного поиска (оценивать полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи);

- указывать те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников;

- обосновывать использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности;

  1. уметь извлекать информацию:

- самостоятельно планировать и осуществлять извлечение информации из статистического источника;

- искать информацию в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы;

  1. уметь обрабатывать полученную информацию:

- фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видеозаписи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления информации, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, и применять способ проверки достоверности информации;

- создавать гипермедиа сообщения, включающие текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения, звуки, ссылки между элементами сообщения.

Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
  2. инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;

договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

 строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников  учебного диалога.

  1. оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
  2. излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста;
  3. отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание и задавать такие вопросы;
  4.  начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами;
  5. отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;
  6. строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения;
  7. организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»;
  8. понимать позиции разных участников коммуникации и анализировать их логику мышления;
  9. уметь презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).

  1. осуществлять письменную коммуникацию:

- оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом;

- определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации;

  1. уметь публично представлять свои достижения и результаты:

- готовить план выступления на основе заданной цели;

- использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать вербальные и невербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; уметь вести устный диалог и полилог:

- высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относиться к мнению партнера, углублять аргументацию;

  1. участвовать в продуктивной групповой коммуникации:

- предлагать и разъяснять свою идею, аргументировать свое отношение к идеям других членов группы;

- задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга.

  1. осуществлять письменную коммуникацию:

- создавать письменный текст, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции;

- определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности;

- общаться в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог);

- фиксировать ход коллективной/личной коммуникации (аудио- видео и текстовая запись);

  1.  уметь публично представлять свои достижения и результаты:

- выступать с аудио-видео-поддержкой;

- применять в своей речи логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;

- с помощью взрослых (в группе) готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использовать их;

  1. участвовать в продуктивной групповой коммуникации:

- следить за соблюдением процедуры обсуждения, фиксировать и обобщать промежуточные результаты;

- называть области совпадения и расхождения позиций, выявлять суть разногласий, давать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ рабочей программы:

Образовательный процесс по окружающему миру организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

•        урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных  задач;

•        урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

•        урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

•        урок-проектирование – место для решения проектных задач;

•        учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;

•        групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

•        самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои лингвистические знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация рабочей учебной программы предполагает наличие учебного кабинета, оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. рабочее место учителя;
  3. комплект необходимой методической документации учителя начальных классов;
  4. УМК начального общего образования;
  5. интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
  6. компьютеры,   принтер,   сканер,  программное обеспечение начального общего образования,      комплект      учебно - методической документации.
  7. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

               Необходимые учебные пособия

Для проведения уроков по курсу необходимы:

  1. географические карты и планы разных масштабов; желательно в том числе — карты разных масштабов вашей местности;
  1. географические карты с разнообразными изолиниями;
  2. аэрофотоснимки (желательно);
  3. ящик с песком, ящик с глиной;
  4. объемные геометрические фигуры (можно из бумаги);
  1. образцы горных пород и минералов (в частности, гранит, базальт, песок, песчаник, глина, мрамор, известняк, пемза или туф); несколько образцов почвы;
  2. образцы других полезных ископаемых: нефть и то, что из нее получают (бензин, керосин, смолы), торф, уголь, образцы руд и металлов;
  3. разборная модель острова (объемный макет, представляющий собой гору, разрезанную на несколько слоев — можно из пенопласта или поролона) (желательно);
  4. фотокюветы или небольшие тазики для «мокрых» работ в группах;
  1. окаменелости с отпечатками древних растений и животных;
  2. лупы для работы в группах (желательно);
  1. нарезанные стекла толщиной 4-5 мм, примерно 5x10 см, по 4-5 штук на группу (желательно);
  1. видеофильмы о жизни в горах, в океанах и пр. (желательно);
  2. макет.

Макет, на котором учитель ставит разнообразные задачи детям в течение всего года, должен представлять собой вылепленный из пластилина рельеф, размещенный на куске фанеры или картона (в коробке) размером не менее 40 х 50 см. На поверхности рельефа можно разместить природные материалы, изображающие почву, растения и пр. В углубление можно налить воды, изображающей озеро. Гора лепится из разных слоев. Интересно чередовать слои разноцветного пластилина со слоями крупы — манки, пшена, — изображающими различные породы, образующие земную кору, для того чтобы можно было потом, выбрав керн («столбик» из составляющих землю пород), продемонстрировать слоистость земной коры, измерить толщину этих слоев. На поверхности рельефа нужно разместить ориентиры исходя из содержания задач (например, три похожих дерева в разных направлениях от домика, где живут человечки). Неподалеку от макета (например, на шторе) можно прикрепить бумажную звезду — круг с лучами (местное неподвижное «Солнце»). Вместо бумажного круга можно использовать лампу.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
  3. Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.3 класс.2009.
  4. Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
  5. «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

Используемая литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Плешаков А. А. Зелёный дом (система учебных курсов с экологической направленностью). / Сост. сборника программ И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Мир вокруг нас: Программа и темат. планирование для нач. шк.: Кн. для учителя / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.

  1. Мир вокруг нас: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.: ил. – (Зелёный дом).
  2. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 222 с.: ил. – (Зелёный дом).
  3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: просвещение, 2006.
  4. Зелёные страницы: кн. Для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом).
  5. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  6. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  1. Экология для младших школьников: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса / Г. Н. Гребенюк, Н. А. Иванова, Е. С. Овечкина и др. Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Издание 2. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 66 с.: ил.
  2. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2004, 320 с. – (Зелёный дом).
  3. Школьные олимпиады для начальных классов / О. А. Ефремушкина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 186, [2] с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
  4. Окружающий мир. Олимпиады. 3-4 классы. / Сост. Г. Т. Дьякова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 80 с.
  5. Николаенкова Е. И. Я иду на урок в начальную школу: Тесты по природоведению. – М.: Издательство «первое сентября», 2000.
  6. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Часть I, II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

 

Развернутое тематическое планирование

по предмету Окружающий мир  3 класса

на 2012-2013 учебный год.

Учитель:  Сергеева М. М.

Количество учебных часов по программе 68,

количество учебных часов в неделю 2

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
  3. Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.3 класс.2009.
  4. Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
  5. «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.


п\п

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид

контроля

Домашнее  задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Как устроен мир – 5 часов

1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Многообразие природы

Комбинированный

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

Учащиеся должны знать / понимать: название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, родного города; государственную символику России 

 

 

Фронтальный;  индивидуальный

 С. 4-6, зад.1-2, с. 8

04.09

04.09

2

Человек-часть природы

Изучение нового материала

Фронтальный;  индивидуальный

с. 10-15, зад.3, с. 8

06.09

06.09

3

Человек, семья, общество, народ.

Изучение нового материала

Фронтальный

с. 15-21, зад.1-2, с. 21

 

11.09

11.09

4

Мир глазами эколога

Комбинированный

Знать/понимать: основные экологические проблемы природы и современного общества 

Фронтальный;  индивидуальный

с. 22-26, сообщение*

13.09

13.09

5

 Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природе.

Комбинированный

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Знать/понимать: основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Должны уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения 

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

с. 27-30

18.09

18.09

6.

Охрана природы. Проверочная работа по теме: «Как устроен мир?»

Индивидуальный

С. 30-32, зад.4, с. 9

20.09

20.09

 7.

Экскурсия в парк. Тела, вещества, частицы

Изучение нового материала

Соль, сахар как примеры твердых веществ.

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха невидим, не имеет, запаха, летуч, легко

сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека

 

Фронтальный

с. 34-37,

с. 38*

25.09

25.09

8.

Разнообразие веществ

Изучение нового материала

Фронтальный

с. 39-43, задание

№ 2, с. 43*

27.09

27.09

9.

Воздух и его охрана. Состав, свойства

Изучение нового материала

 Знать/понимать: основные свойства воздуха

Фронтальный;  индивидуальный

с. 44-48

02.10

02.10

10.

Вода и жизнь.

Комбинированный

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды

Знать/понимать: основные свойства воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

Фронтальная

индивидуальная

с. 49-52, задание

 № 2, с. 52*

04.10

04.10

11.

Превращения и круговорот воды. Берегите воду.

Изучение нового материала

Фронтальный; индивидуальный

с. 53-56, задание 2, с. 56*

09.10

09.10

 12.

 Тест «Воздух, вода. ,Тела, вещества, частицы.»

Комбинированный

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

с. 57-61, задание 1, С. 60*

11.10

11.10

13.

Как разрушаются камни. Что такое почва

Изучение нового материала

 

Формы земной поверхности

Почва, ее значение для живой природы

 Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

 

с. 62-64, задание 2, с. 628

с. 65-68,

с. 69-70*

 16.10

 16.10

 14.

Разнообразие растений

Солнце, растения и мы с вами

Комбинированный

 

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

 Уметь: приводить примеры представителей разных групп растений и животных(2-3); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Фронтальный; индивидуальный

с. 71-75, рисунок*

с. 76-79, схема,

 с. 77

18.10

 

18.10

 

 15.

Размножение

и развитие растений

Изучение нового материала

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

 Уметь: использовать знания и умения для ухода за растениями; определять признаки различных объектов природы(цвет, форму, сравнительные размеры)  

Фронтальный; индивидуальный

с. 80-83, рассказ*, задание 3, с. 83

23.10

23.10

16.

Охрана

растений

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

с. 84-87. Рассказ «Берегите растения»

25.10

25.10

17.

Разнообразие животных

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

 Знать/понимать: общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 уметь: раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Фронтальный; индивидуальный

с. 89-95, задание 2,

с. 95

29.10

29.10

18.

Кто что ест. Цепи питания

Изучение нового материала

с. 96-99, модель цепи питания*

01.11

01.11

19.

Невидимая сеть и невидимые пирамиды

Изучение нового материала

 Знать/понимать:  общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации и родном крае, родной стране

 

Фронтальный; индивидуальный

с. 100-104, схемы цепи питания*

13.11

13.11

20.

Размножение

и развитие

животных

Изучение нового материала

с. 105-106, сообщение*. Задание, с. 106

15.11

15.11

21.

Охрана растений,

животных

Комбинированный

с. 106-111, рассказ «Берегите животных!», задание3, с. 116

20.11

20.11

22.

Птицы и звери

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

уметь: знания и умения для ухода за животными 

Фронтальный;  индивидуальный

с. 112-116, с. 116-117*

22.11

22.11

23.

В царстве

грибов

Изучение нового материала

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов

 уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,  для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

с. 118-122, с. 123*

27.11

27.11

24.

Великий

круговорот жизни

Изучение нового материала

Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

 уметь: использовать приобретенные знания и умения для ухода за животными и растениями

Фронтальный;  индивидуальный

с. 124-126, модель(№ 2, с. 126)

29.11

29.11

25.

Организм

человека

Изучение нового материала

Общее представление о строении тела человека. Системы органов опорно-двигательная, пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов

 Знать/понимать:  правила сохранения и укрепления здоровья;

уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта; для удовлетворения познавательных интересов

 

    

Фронтальный;  индивидуальный

с. 128-130, с. 131*

04.12

04.12

26.

Экскурсия в парк. Как мы воспринимаем окружающий мир

Комбинированный

Фронтальный

с. 132-135, задание 3, с. 135*

06.12

06.12

27.

Надежная защита организма

Комбинированный

Фронтальный;  индивидуальный

с. 136-139, задание 3, с. 139

10.12

10.12

28.

Опора тела

и движение

Изучение нового материала

Фронтальный

с. 140-142, с. 142-143*

13.12

13.12

29.

Наше питание

Комбинированный

Система органов, их роль в жизнедеятельности организма

Знать/понимать:  правила сохранения и укрепления здоровья;

уметь: использовать  знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

 

Фронтальный;  индивидуальный

с. 144-147

18.12

20.12

30.

О дыхании,

о движении крови

Нов. материал

Система органов

Фронтальный

с. 148-149

20.12

25.12

31.

Закаляй свой организм

Комбинированный

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный

с. 151-153

25.12

27.12

32.

Здоровый образ жизни. Обобщение

Комбинированный

Фронтальный;  (тест)

с. 154-157

27.12

29.12

33-34.

Огонь, вода

и газ

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

 Знать/понимать:  основные правила поведения в окружающей среде(на дорогах, водоемах, в школе); использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

с. 4-7, задание 2 «План эвакуации»

29.12

15.01

15.01

с. 8-13

35.

Чтобы путь был счастливым

Комбинированный

22.01

 36-37.

Дорожные

знаки

Комбинированный

Правила безопасного поведения на дорогах

 Знать/понимать:  правила сохранения и укрепления здоровья;

Фронтальный;  индивидуальный

с. 14-17, задание 2, с. 17*

24.01

29.01

 38.

Опасные места

Комбинированный

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года

 Знать/понимать:  основные правила поведения в окружающей среде(на дорогах, водоемах, в школе);

Фронтальный; индивидуальный

с. 18-22, задание 2, с. 22*

31.01

39-40.

О молниях, змеях, собаках и прочем

Комбинированный

с. 23-28, сообщение*, задание 2, с. 28

05.02

07.02

41-42.

Экологическая безопасность

Комбинированный

 Знать/понимать:  правила сохранения и укрепления здоровья;

Фронтальный;  индивидуальный

с. 29-34, задание 2, с. 34*

12.02

14.02

43.

Для чего нужна экономика?

Изучение нового материала

Экономика

 уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Фронтальный

с. 36-39. Задание 2, с. 39*

19.02

44.

Три кита экономики*

Изучение нового материала

Фронтальный

с. 40-47, задание 3. С. 47*

21.02

45-46.

Полезные ископаемые

Изучение нового материала

Полезные

ископаемые

 уметь: определять признаки различных объектов природы (цвет форму, сравнительные размеры)

Фронтальный;  индивидуальный

с. 48-52, сообщение 3, с. 52*

26.02

28.02

47.

Растениеводство

Изучение нового материала

Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края

 уметь: различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы

Фронтальный;  индивидуальный

с. 53-58, с. 58-59*, рисунок*

05.03

48.

Животноводство

Изучение нового материала

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

 уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

индивидуальный

с. 60-63, рисунок

07.03

49-50.

Какая бывает промышленность?

Изучение нового материала

Промышленность

 уметь: различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Фронтальный;  индивидуальный

с. 64-67, сообщение*, с. 67 задание 3

12.03

14.03

 51.

Что такое деньги?

Изучение нового материала

Деньги

 уметь: использовать приобретенные знания и умения   для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

с. 68-72. Задание 3, с. 71

19.03

52.

Государственный бюджет

Изучение нового материала

Бюджет

 уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Фронтальный;  индивидуальный

с. 73-76, задание 4, с. 76*

21.03

 53-54.

Семейный бюджет

Изучение нового материала

Семья – первый коллектив ребенка

 уметь: использовать приобретенные знания и умения   для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

с. 77-80, задание 3, с. 80*

02.04

04.04

 55-56.

Экономика

и экология

Изучение нового материала

Правила поведения в природе

 уметь: использовать приобретенные знания и умения   для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

с. 81-86

09.04

11.04

57.

Обобщение. Чему учит экономика

Комбинированный

Экономика

 уметь: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Фронтальная

индивидуальная

с. 85-86

16.04

58-59.

Золотое кольцо России

Изучение нового материала

Москва – столица России.

Города России. Санкт-Петербург

 Знать/понимать: название нашей родной страны и ее столицы; региона, родного города; показывать на карте границы России, некоторые города России; использовать приобретенные знания и умения   для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации  о родном крае, родной стране, нашей планете;

Фронтальная

индивидуальная

с.88-93, с. 94-99, сообщение3, с. 99*

18.04

23.04

60.

Наши ближайшие соседи*

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

 

Фронтальная

индивидуальная

с. 100-109, карта

25.04

61.

На севере

Европы

Изучение нового материала

с. 110-119, карта

30.04

62.

Что такое Бенилюкс?*

Изучение нового материала

Фронтальная

с. 120-126, карта

07.05


63.

В центре

Европы

Изучение нового материала

  уметь: показывать на карте изученные страны мира; использовать приобретенные знания и умения   для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации  о родном крае, родной стране, нашей планете; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Фронтальная

индивидуальная

 

 

 

с. 127-133, карта

14.05

64.

 Путешествие по Франции и Великобритании

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

 

с. 134-143, карта, задание 1, с. 143*

16.05

65.

На юге

Европы

Изучение нового материала

с. 144-150, карта, задание 4, с. 150

21.05

66-67.

 По знаменитым местам мира*

Изучение нового материала

с. 151-155, карта

23.05

28.05


68.

 Обобщение. Путешествие по городам и странам

 Повторение, обобщение изученного

  уметь: использовать приобретенные знания и умения   в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации  о   нашей планете;

30.05

Итого: 68 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....