Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6 часов резервного времени отводится для проведения экскурсий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс
Пояснительная записка.
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6 часов резервного времени отводится для проведения экскурсий.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.
Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...
Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей.
Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.
Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.
Блок – модуль № 5 дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.
Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
к концу 1 класса
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- солнце, его форма; луна и звезды;
- камни и их разнообразие;
- дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
- части растений;
- животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- признаки живой и неживой природы;
- основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
- виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
- разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- свойства снега и льда;
- признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
- правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
- как охранять окружающую среду от загрязнения;
- времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
- различные виды профессий;
- связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
- правила поведения на природе;
- разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
- правила личной гигиены;
- значение сна в жизни человека;
- назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
- о роли космоса в жизни человека;
- о роли экологии в жизни людей;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
- различать водоемы; части реки;
- выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
- различать время и времена года; изученные растения и животные;
- применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;
- объяснять причину возникновения дождя и ветра;
- различать цвета радуги, звук и свет;
- различать изученные группы растений и животных;
- различать изученные виды транспорта;
- выполнять правила личной гигиены;
- соблюдать правила поведения в природе;
- устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Содержание программы
Введение (9 часов)
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы; правила безопасности в пути.
Что и кто? (18 часов)
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 часов)
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (9 часов)
Почему и зачем? (17 часов)
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)
Заключение (1 час)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
I четверть (18 часов) | ||||
Введение (9 часов) | ||||
1-2 | Задавайте вопросы! | 2 | ||
3 | Наша школа (экскурсия) | 1 | ||
4-5 | Мир вокруг нас, его многообразие | 2 | ||
6 | Дорога от дома до школы (экскурсия). Правила безопасности в пути | 1 | ||
7 | Экскурсия в школьный парк | 1 | ||
8 | Экскурсия по родному селу | 1 | ||
9 | Экскурсия в школьный музей | 1 | ||
Что и кто? (18 часов). | ||||
10-11 | Что можно увидеть на небе днем и ночью. | 2 | ||
12 | Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит. Кремень. Известняк. П.р «Знакомство с разнообразием камней» | 1 | ||
13-14 | Что растет на подоконнике и клумбе? П. р. «Знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя» | 2 | ||
15 | Что это за листья? П. Р. «Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям» | 1 | ||
16 | Что такое хвоинки? П. р. «сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам)» | |||
17 | Что общего у разных растений? | 1 | ||
18 | Кто такие насекомые и рыбы? | 1 | ||
II четверть (14 часов) | ||||
19 | Кто такие насекомые и рыбы? | 1 | ||
20-21 | Кто такие птицы и звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. | 2 | ||
22 | Что такое зоопарк? | 1 | ||
23-24 | Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. П. р. «Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним» | 2 | ||
25 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||
26 | Что мы знаем о нашей стране и своем селе?. | 1 | ||
27 | На что похожа наша планета? П. р. « Знакомство с глобусом» | 1 | ||
Как, откуда и куда? (12 часов) | ||||
28 | Куда текут реки? Пресная и солёная вода.. | 1 | ||
29 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. | 1 | ||
30 | Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. П. р. «Сборка простейшей электрической цепи» | 1 | ||
31 | Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд? П. р. «Изучение свойств снега и льда» | 1 | ||
32 | Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. | 2 | ||
III четверть (18 часов) | ||||
33 | Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. | 1 | ||
34 | Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. П. р. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями» | 1 | ||
35 | Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. П. р. «Изготовление простейшей кормушки для птиц» | 1 | ||
36 | Как путешествует письмо? | 1 | ||
37 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания. | 1 | ||
38 | Откуда берется и куда девается бытовой мусор ? | 1 | ||
39 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||
Где и когда? (9 часов) | ||||
40 | Когда придет суббота? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. | 1 | ||
41 | Когда наступит лето? Времена года | 1 | ||
42 | Где живут белые медведи? | 1 | ||
43 | Где живут слоны? | 1 | ||
44 | Где зимуют птицы? | 1 | ||
45 | Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров? | 1 | ||
46 | Когда появилась одежда? Одежда людей в прошлом и теперь. | 1 | ||
47 | Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. | 1 | ||
48 | Когда ты станешь взрослым? Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? | 1 | ||
Почему и зачем? (18 часов) | ||||
49 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | ||
50 | Почему на Луне не живут люди? | 1 | ||
IV четверть (16 часов) | ||||
51 | Почему идёт дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. | 1 | ||
52 | Почему звенит звонок? Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши? | 1 | ||
53 | Цвета радуги. Почему радуга разноцветная? | 1 | ||
54 | Почему их так назвали? Объяснение названий растений и животных. Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах? | 1 | ||
55 | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | ||
56 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 | ||
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | ||
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? П. р. «Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)» | 1 | ||
59 | Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну. | 1 | ||
60 | Зачем строят корабли? Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. | 1 | ||
61 | Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего? | 1 | ||
62 | Почему поезда такие длинные? Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. | 1 | ||
63 | Зачем нужны самолеты? Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь. | 1 | ||
64 | Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. | 1 | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||
66 | Заключение. Как мы находили ответы на свои вопросы? | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....