Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Планета Знаний")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 класс
УМК: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова, Е.В.Саплина, А.И.Саплан. Окружающий мир. 1-4 кл.- М.: Астрель, 2012г
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
- различать план местности и географическую карту;
- читать план с помощью условных знаков;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- характеризовать основные виды почв;
- характеризовать распределение воды и суши на Земле;
- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять причины смены времён года;
- применять масштаб при чтении плана и карты;
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
2.Содержание программы
Содержание программы соответствует авторской программе Планета Знаний. Окружающий мир. Г.Г.Ивченкова. И.В.Потапов. 4 класс. (34 ч)
Содержание | Кол-во часов | Экскурсии | Практические работы |
Наш край | 22 | 3 | 9 |
Наша Родина на планете Земля | 12 | 6 | |
История нашей Родины | 34 | ||
ИТОГО | 68 | 3 | 15 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Наш край (22 ч) | |||||
1 | Что такое погода. | 1 | |||
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. | 1 | |||
3 | Предсказание погоды. | 1 | |||
4 | Экскурсия в смешанный лес. | 1 | |||
5 | Экскурсия к водоёму. | 1 | |||
6 | Экскурсия на луг или в поле. | 1 | |||
7 | Наша местность на плане и карте. | 1 | |||
8 | План местности. Практическая работа №1, №2. | 1 | |||
9 | Географическая карта. Практическая работа №3. | 1 | |||
10 | Равнины. | 1 | |||
11 | Горы. | 1 | |||
12 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | 1 | |||
13 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | 1 | |||
14 | Богатства недр. Практическая работа №4. | 1 | |||
15 | Разнообразие почв. | 1 | |||
16 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. Практическая работа №5. | 1 | |||
17 | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. | 1 | |||
18 | Какие растения растут в лесу. Практическая работа №6. | 1 | |||
19 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. | 1 | |||
20 | Водоём. | 1 | |||
21 | Искусственные сообщества. Поле. Практическая работа №7, №8. Животные — обитатели полей. | 1 | |||
22 | Сад. Практическая работа №9. | 1 | |||
Внеклассная деятельность учащихся. Проекты по теме «Изучай природу своего края» | |||||
Наша Родина на планете Земля (12 ч) | |||||
23 | Какую форму имеет Земля. Опыты. | 1 | |||
24 | Карта полушарий. Практическая работа №10. | 1 | |||
25 | Движение Земли. | 1 | |||
26 | В пустынях Африки. | 1 | |||
27 | Экваториальные леса Южной Америки. | 1 | |||
28 | Антарктида. Австралия. Евразия. | 1 | |||
29 | Карта России. Практическая работа №11. | 1 | |||
30 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №12. | 1 | |||
31 | Тундра. Практическая работа №13. | 1 | |||
32 | Зона лесов. Практическая работа №14. | 1 | |||
33 | Степи. Практическая работа №15. | 1 | |||
34 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | 1 | |||
Внеклассная деятельность учащихся. Проекты по теме «Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины» | |||||
История нашей Родины (34 ч) Наши верные помощники (1 ч) | |||||
35 | История на карте. Исторические источники. | 1 | |||
Древняя Русь (5 ч) Древнерусское государство (3 ч) | |||||
36 | Первые русские князья. | 1 | |||
37 | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 | |||
38 | Культура Древней Руси. | 1 | |||
Монгольское завоевание (2 ч) | |||||
39 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | 1 | |||
40 | Куликовская битва. Дмитрий Донской. | 1 | |||
Московское царство (6 ч) Московское государство (2 ч) | |||||
41 | Первый русский царь. Преобразования в государстве. | 1 | |||
42 | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. | 1 | |||
Россия в XVII в. (4 ч) | |||||
43 | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. | 1 | |||
44 | Русское государство при первых Романовых. | 1 | |||
45 | Расширение границ России в XVII веке. | 1 | |||
46 | Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа. | 1 | |||
Внеклассная деятельность учащихся. Проекты по теме «Культурное наследие древней Руси». | |||||
Российская империя (9 ч) Эпоха преобразований (1 ч) | |||||
47 | Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. | 1 | |||
Век Екатерины (2 ч) | |||||
48 | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. | 1 | |||
49 | Образование и наука в XVIII веке. | 1 | |||
XIX век: победы и открытия (6 ч) | |||||
50 | Война 1812 года. | 1 | |||
51 | Отмена крепостного права. | 1 | |||
52 | Наука и техника в XIX веке. | 1 | |||
53 | Город и горожане. Мода XIX века. | 1 | |||
54 | Культура XIX века. | 1 | |||
55 | Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа. | 1 | |||
Внеклассная деятельность учащихся. Проекты по теме «Город и горожане ХIХ века». | |||||
Российское государство (13 ч) Россия в начале XIX века (5 ч) | |||||
56 | Революция в России. | 1 | |||
57 | Россия в годы Советской власти. | 1 | |||
58 | Великая Отечественная война. | 1 | |||
59 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | 1 | |||
60 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. | 1 | |||
Современная Россия (8 ч) | |||||
61 | По северным городам России. | 1 | |||
62 | По городам Центральной России. | 1 | |||
63 | Города Урала и Сибири. | 1 | |||
64 | Дальний Восток. Южные города России. | 1 | |||
65 | Итоговая комплексная работа на межпредметной основе. | 1 | |||
66 | Россия в мировом сообществе. | 1 | |||
67 | Жизнь современного человека. | 1 | |||
68 | Повторительно-обощающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...