Рабочая программа 4 класс Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена для учащихся 4-го класса МКОУ Причулымской СОШ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, входящей в сборник программ образовательной системы «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП Окружающий мир 4 класс | 88.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Причулымская СОШ
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол № ___ от « » ___________ 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: _________ /Киселева Н.Н./ « » ____________ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ______________/Кураленко С.В./ Приказ № __________________ от « » _____________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КЛАСС 4 РАЗРАБОТЧИК БЕЛЛЕР НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА п. Причулымский 2014 г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 4-го класса МКОУ Причулымской СОШ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, входящей в сборник программ образовательной системы «Школа 2100», М: Баласс, 2011г.
Курс соответствует государственным стандартам образования нового поколения.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Сроки реализации данной программы 1 год.
Предполагаемые результаты:
В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
∙ название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
∙ государственную символику России; государственные праздники;
∙ основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
∙ общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
∙ правила сохранения и укрепления здоровья;
∙ основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
∙ историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
∙ историю возникновения и развития дорожных знаков;
∙ дорожную разметку и её предназначение;
∙ общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
∙ правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
уметь:
∙ определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
∙ различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
∙ различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
∙ приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
∙ показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
∙ описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
∙ применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
∙ пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;
∙ различать предупредительные сигналы транспортных средств;
∙ пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
∙ ориентирования на местности с помощью компаса;
∙ определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
∙ установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
∙ ухода за растениями (животными);
∙ выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
∙ оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
∙ удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, помогать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объем заданий учитель определял, исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель проводит блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимое для решения возникшей проблемы содержание. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Преимущество такой проверки знаний состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и проверочных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и проверочных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных и проверочных работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс) – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю. Материал проверочных работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний – он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана в соответствии с планируемыми результатами Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по математике, программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы по окружающему миру авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, входящей в сборник программ образовательной системы «Школа 2100», М: Баласс, 2011г.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?
Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений:
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета (68 час)
Человек и его строение (13 ч)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
- определять температуру тела человека с помощью термометра;
- распознавать органы человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья.
Происхождение человека (2 ч)
Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век).
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- теорию происхождения человека от человекообразной обезьяны;
- понятие эволюция;
уметь:
- объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Рукотворная природа (13 ч)
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;
- значение бережного отношения к воде и живой природе;
уметь:
- различать неживую и живую природу;
- давать краткую характеристику неживой и живой природы;
- отличать объекты природы от изделий труда человека;
- различать разные состояния воды;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Человек и его внутренний мир (10 ч)
Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка. Отношения с другими и к другим. Общение и его виды. Мимика, пантомимика. Правила приличия.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- понятия биологической и общественной природы человека;
- факторы, определяющие формирование личности человека;
- понятия: черты характера, оптимист, пессимист, эмоции;
уметь:
- объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки;
- слушать других участников диалога;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о характере человека.
Человек и общество (4 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- существование неотъемлемых личных прав человека;
- основные законы, регулирующие права человека, и их соблюдение;
уметь:
- уважительно относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Картина всемирной истории человечества (6 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха;
уметь:
- ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам;
- определять по году век, последовательность и длительность событий;
- работать с текстом учебной статьи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- определения последовательности событий.
Содержательные линии | Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения предмета ученик должен: | Использование приобрет. ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни. | |
знать/понимать | уметь | ||
Окружающий мир | - как человек познаёт природу, общество, самого себя; -основные правила поведения в окружающей среде; | - определять признаки различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры); - различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; | -обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. |
Природа | -отличие живой природы от неживой; -понимание связи неживой и живой природы; -особенности времён года; -основные свойства воздуха, воды; -формы поверхности; -общие условия, необходимые для жизни живых организмов; | - различать части растения, отображать их в рисунке ( схеме); - приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; | -установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе; -возможные способы участия в природоохранной деятельности; -ориентирование на местности; - определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; - уход за растениями, животными; |
Человек и природа | -строение и основные функции человеческого организма; -влияние деятельности человека на природу; -охрана природных богатств; | -показывать основные органы человеческого организма; -называть представителей растений и животных из Красной книги; | -выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; |
Общество | -название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут уч-ся; родного города; -государственную символику России; -государственные праздники; | -называть столицу нашего гос-ва; -приводить примеры государственных праздников; -общаться со сверстниками и взрослыми; - описывать изученные события из истории Отечества; | -удовлетворения познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете; -оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе; |
Земля-планета жизни. | -общие условия, необходимые для жизни живых организмов; -материки и океаны; -страны и народы мира; | -показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); -называть 2-3 страны, их главные достопримечательности, показывать расположение на карте; | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.), создание несложных моделей; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | |||||||||||
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТРОЕНИЕ (16 часов) | |||||||||||||||||||
1 | Как устроен организм человека | 2.09 | Урок изучения нового материала | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены | Знать: – строение тела человека; – органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; – определять температуру тела человека с помощью термометра; – распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником | Текущий (устный опрос) | Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма | с. 10–13; р/т с. 2 | |||||||||||
2 | Кожа – «погранич ник» организма | 9.09 | Комбинированный урок | Знакомство с понятиями: строение и роль кожи, терморегуляция | Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция. Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья чело-века | Текущий контроль (устный опрос) | Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов. Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах | с. 14-17; р/т с. 3-5 | |||||||||||
3 | Как человек двигается | 16.09 | Комбини-рованный урок | Опорно-двигательная система, работа мышц, правила предупреждения искривления позвоночника | Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц. Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника | Текущий контроль (тест) | Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека | с.18-21, № 13, 14 р/т с. 6-7 | |||||||||||
4 | Путешествие бутерброда | 23.09 | Комбини-рованный урок | Органы пищеварения, их роль в организме | Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения. Понимать связь строения и роли органов человека. Уметь выбирать продукты, полезные для организма | Текущий контроль (устный опрос) | Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий для всех живых существ: белки, углеводы, жиры | с. 22–27 № 4, 5, 6 р/т с. 8-9 | |||||||||||
5 | Как удаляются ненужные вещества | 30.09 | Комбини-рованный урок | Органы выделения, функции органов выделения | Знать органы выделения и их функции. Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности в организме человека | Текущий контроль (тест) | Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча? | с. 28–29, № 1, 2 р/т с. 10 | |||||||||||
6 | Для чего и как мы дышим | 7.10 | Комбини-рованный урок | Органы дыхания, правила гигиены кожи | Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях. Уметь применять правила гигиены органов дыхания | Текущий контроль (устный опрос) | Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких. Первая помощь при простудных заболеваниях | с. 30–33, № 8, 10 р/т с. 11-12 | |||||||||||
7 | Волшебная восьмерка | 14.10 | Комбини-рованный урок | Работа сердца, большой и малый круг кровообращения, польза физических упражнений для сердца | Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения. Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце | Текущий контроль (устный опрос) | Круги кровообращения. Артериальная и венозная кровь. Сердце – насос. Пульс – волна | с. 34–37, №4, 7, 8 р/т с. 13 | |||||||||||
8 | Что такое кровь? | 21.10 | Комбини-рованный урок | Состав крови, клеточное строение, взаимосвязь строения и функций клеток | Знать о клеточном строении крови | Текущий контроль (устный опрос) | Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Переливание крови. Бесстрашные защитники в крови организма | с. 38–39, № 2 р/т с. 14 | |||||||||||
9 | Почему наш организм работает слаженно | 28.10 | Комбини-рованный урок | Функции спинного и головного мозга | Знать о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме. Уметь соблюдать правила гигиены, режим дня | Текущий контроль (тест) | Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга | с. 40–43, № 6 р/т с. 15-16 | |||||||||||
10 | Окна в окружающий мир | 11.11 | Комбини-рованный урок | Роль органов зрения, гигиена зрения, профилактика близорукости | Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой. Уметь применять правила гигиены зрения | Текущий контроль (устный опрос) | Глаза – орган зрения | с. 44–47, № 5 р/т с. 17-18 | |||||||||||
11 | Многогранный мир чувств | 18.11 | Комбини-рованный урок | Органы чувств, роль органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха | Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса). Уметь применять правила гигиены слуха | Текущий контроль (устный опрос) | Органы чувств. Глаза – орган зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам | с. 48–51, р/т с.19-20 | |||||||||||
12 | Родители и дети | 25.11 | Комбини-рованный урок | Понятия: внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства | Знать о размножении как свойстве живых организмов. Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи | Текущий контроль (устный опрос) | Размножение – свойство живых организмов. Оплодотворение – соединение наследственного текста матери и отца. Индивидуальное развитие человека начинается с одной клетки. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся | с. 52–55, № 4, 5 р/т с. 21 | |||||||||||
13 | Отчего мы иногда болеем | 2.12 | Комбини-рованный урок | Понятие об инфекционных заболеваниях, прививках способы предупреждения негативных последствий при порезах и ссадинах | Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения. Уметь: – оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах); – применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка) | Текущий контроль (устный опрос) | Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги | с. 56–59, р/т с. 22 | |||||||||||
14 | Наши пред- ки – древесные жители | 9.12 | Комбини-рованный урок | Сходство и отличие человека и обезьяны | Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны. Уметь работать с учебником | Текущий контроль (устный опрос) | Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Длительный период детства | с. 60–63, № 6, 7 р/т с.23-24 | |||||||||||
15 | На заре человечества | 16.12 | Комбини-рованный урок | Этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия). Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела. Освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова | Знать понятие эволюция. Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного | Текущий контроль (тест) | Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Разум – способность мыслить и использовать предыдущий опыт для предсказания будущего. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Разделение труда. Происхождение семьи. Появление человека разумного | с. 64–67, № 4 р/т с.25-26 | |||||||||||
16 | Обобщаю щий урок по разделу «Человек и его строение» | 23.12 | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Обобщение знаний о строении тела человека, системах органов и их роли в жизнедеятельности | Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | Тематичес кий контроль: тест «Проверь себя» (р/т с. 27) | Болезни цивилизации. Условия жизни наших предков и современных людей. Скученность, теснота квартир и городов. Малоподвижный образ жизни. Загрязнение воды и воздуха. Аллергия, инфаркт, рак – болезни современной цивилизации. Нездоровый образ нашей жизни. Физкультура как спасение от болезней. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека | ||||||||||||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (18 часов) | |||||||||||||||||||
17 | Рукотворная жизнь | 13.01 | Урок ознакомления с новым материалом | Природа. Объекты живой и неживой природы. Понятия: сорт, порода. Способы выведения сортов культурных растений и пород домашних животных. Дикорастущие и культурные растения. Уход за растениями | Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя. Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека. Понимать связи неживой и живой природы | Приручение и разведение домашних животных. Животноводство и его роль в хозяйстве человека | с. 69-72, р/т с. 28 | ||||||||||||
18 | На службе у человека | 20.01 | Комбинированный урок | Сельское хозяйство, земледелие, животноводство | Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека. Иметь представление о способах повышения объемов продукции | Текущий контроль (устный опрос) | Разведение культурных растений. Полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство | с. 74-78, № 7 р/т с.29-30 | |||||||||||
19 | Покорение силы | 27.01 | Комбинированный урок | Понятие о рычаге, колесе, наклонной плоскости, способах их использования | Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным. Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни | Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 25) | Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком | с. 79–81, р/т с.31-32 | |||||||||||
20–21 | Как человек использует свойства воды | 3.02 10.02 | Комбинированные уроки | Свойства воды. Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы и их использование человеком, охрана | Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ. Уметь различать разные состояния воды. Понимать значение бережного отношения к воде | Текущий контроль (устный опрос). Самостоятельная работа, с. 29 | Вода, ее свойства (расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, плавучесть льда, растворимость). Простейший паровой двигатель, турбины. Растворы и их использование. Фильтрация. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода | с. 83-87, № 5,6,7,8 р/т с. 33 | |||||||||||
22 | Как человек использует свойства воздуха | 17.02 | Комбинированный урок | Свойства воздуха, способы использования свойств воздуха человеком | Знать понятие воздух, его состав и свойства. Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха | Текущий контроль (устный опрос) | Воздух, его свойства (упругость, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении). Воздушный шар. Ветер и его использование человеком | с. 89–92, р/т с.34-35 | |||||||||||
23 | Горные породы и минералы | 24.02 | Комбинированный урок | Понятие о свойствах горных пород и минералов. Способы их использования и добычи | Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования. Уметь применять полученные знания в жизни | Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 31) | Горные породы и их использование человеком. Полезные ископаемые. Глина, песок и их использование в производстве посуды, стекла и в строительстве. Гранит, известняк, мел. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2–3 названия), и их использование человеком | с. 92–97, р/т с.36-37 | |||||||||||
24 | Металлы | 3.03 | Комбини-рованный урок | Понятие металлы, их свойства | Знать понятие металл. Иметь представление о многообразии металлов. Уметь работать с учебником | Текущий контроль (тест, с. 37) | Металлы, их свойства, добыча и использование | с. 98–102, р/т с. 38 | |||||||||||
25 | Приручение огня | 10.03 | Комбини-рованный урок | Представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека | Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива. Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий | Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 39) | Торф, каменный уголь и нефть – источники топлива, их происхождение | с. 104–108, р/т с.39-40 | |||||||||||
26 | Невидимая сила | 17.03 | Комбини-рованный урок | Представление об электричестве как универсальном виде энергии | Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека. Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов | Текущий контроль (устный опрос) | Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты и их особенности | с. 108–111 р/т с.41-42 | |||||||||||
27–28 | Чудо-волны | 31.03 7.04 | Комбини-рованные уроки | Свойства звука и света. Использование этих свойств человеком | Знать понятие волна, природу звука и света. Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты | Текущий контроль (устный опрос). Самостоятельная работа, с. 45 | Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение) | с. 112-114 р/т с. 43 с.114-117 р/т с. 44 | |||||||||||
29–30 | Человек проникает в тайны природы | 14.04 21.04 | Комбини-рованный урок | Формирование представлений о современных технологиях, используемых человеком. Научно-техни-ческий прогресс. Его положительные и отрицательные аспекты. Экологические проблемы | Знать о тенденциях развития человеческого общества. Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении | Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 46, 47) | Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека | с. 118-121; р/т с. 45 | |||||||||||
31–32 | Как нам жить? | 28.04 5.05 | Комбини-рованные уроки | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
| Текущий контроль | Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Захват биосферы экосистемой человека. Развитие техники. Коренное отличие человека – преобладание в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека | с. 122-125 р/т с. 46 | |||||||||||
33 | Обобщение по разделу «Рукотворная природа» | 12.05 | Урок обобщения и систематизации знаний | Основные понятия, изученные в рамках данного раздела | Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела | Тематичес кий контроль: тест «Проверь себя», р/т с. 47 | |||||||||||||
34 | Обобщение по курсу «Человек и природа» | 19.05 | Урок обобщения и систематизации знаний | Основные понятия, изученные в курсе «Человек и природа» | |||||||||||||||
Раздел I. Человек | |||||||||||||||||||
Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | |||||||||||||||||||
35 | Вводный урок. Как работать с учебником? | 6.09 | Комбинированный урок | Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка. Отношения с другими и к другим. Общение и его виды. Мимика, пантомимика. Правила приличия | с. 2-7 | ||||||||||||||
36 | Кого можно назвать человеком? | 13.09 | Урок ознакомления с новым материалом | Биологическая (врожденная) и общественная (приобретенная) природа человека. Знакомство с научным объяснением того, какие факторы в большей степени влияют на формирование личности человека | Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека. Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других | 8-11 | |||||||||||||
37 | Посмотри в своё «зеркало». | 20.09 | Комбинированный урок | Первичное представление о понятии личность | Знать, что такое личность и какими признаками она определяется. Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его | Текущий контроль (устный опрос) | 12-15 | ||||||||||||
38 | Как понять, что творится у друга на душе? | 27.09 | Комбинированный урок | Понятие эмоции. Виды эмоций, особенности их проявления | Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления. Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога | Текущий контроль (устный опрос) | 16-18 | ||||||||||||
39 | Переживания, испытанные временем. Что такое настроение? | 4.10 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие настроение. Различие эмоционального состояния хорошего и плохого настроения Развитие умения определять эмоции окружающих по выражению их лиц. Представление о сопереживании | Знать, о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица. что такое настроение, каким оно может быть и из чего складывается. Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами понимать, в каком настроении находится человек, и выбирать правильную тактику своего поведения | 20-23 | |||||||||||||
40 | Как узнать человека? Что такое характер | 11.10 | Комбинированный урок | Характер как явление внутреннего мира человека. Понятия: черты характера, оптимист, пессимист | Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист. Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера | Текущий контроль (устный опрос) | с. 24-26 | ||||||||||||
Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | |||||||||||||||||||
41 | Что такое общество? | 18.10 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа | Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа. Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе | Текущий контроль (письменный опрос, № 32, 33) | Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка | с. 28-31 | |||||||||||
42 | Как жить в мире людей? | 25.10 | Комбинированный урок | Личные и общественные способы регуляции человеческого поведения. Золотое правило нравственности | Знать понятия: совесть, мораль, право. Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе |
| С. 32-35 | ||||||||||||
43 | Что такое «мое общество»? | 1.11 | Комбинированный урок | Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций | Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей. Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них | Текущий контроль (устный опрос) | С. 36-39 | ||||||||||||
44 | Права человека в обществе | 15.11 | Комбинированный урок | Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности | Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении. Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях | Текущий контроль | С. 40-43 | ||||||||||||
45 | Повторение по разделу «Человек». Проверочная работа № 1. | 22.11 | Контроль знаний | Знать основные понятия, изученные в данном разделе. Уметь применять полученные знания при решении учебных задач | Проверочная работа № 1. | ||||||||||||||
Раздел II. Человечество | |||||||||||||||||||
Глава 3. Человек и прошлое человечества | |||||||||||||||||||
46-47 | Всемирная история Первобыт ный мир – «детство» человечества | 29.11 6.12 | Комбинированный урок | Предмет изучения науки истории. Понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха. Целостная картина всемирной истории как смены нескольких исторических эпох Эпоха Первобытного мира. Первые человеческие общества – роды и племена. Первобытная мораль | Знать о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха. об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах. Уметь ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам; определять по году век, последовательность и длительность событий; работать с текстом учебной статьи объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание | Текущий контроль (письменный опрос, № 59) | Всемирная история человечества – возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете | С. 47-51 | |||||||||||
48-49 | Древний мир – время первых цивилизаций | 13.12 20.12 | Комбинированный урок | Эпоха Древнего мира (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества). Понятие цивилизация | Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация. Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение | Текущий контроль (устный опрос) | С. 52-29 | ||||||||||||
50-51 | «Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем» | 27.12 17.01 | Комбинированный урок | Эпоха Средних веков (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали) | Знать об эпохе Средних веков. Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (эн-циклопедической) литературой | Текущий контроль (устный опрос) | С. 60-67 | ||||||||||||
52-53 | Новое время: торжество Европы | 24.01 31.01 | Комбинированный урок | Эпоха Нового времени (временные границы, изменения в уровне развития техники в устройстве общества, особенности морали) | Знать об эпохе Нового времени. Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение | Текущий контроль (письменный опрос, № 73, 75) | Новое время – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время – эпоха тяжелых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой цивилизации | С. 68-73 | |||||||||||
54-55 | Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству | 7.02 14.02 | Комбинированный урок | Эпоха Новейшего времени (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали) | Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях. Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся | Текущий контроль: уплотненный опрос, № 80, 81 | С. 74-79 | ||||||||||||
Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | |||||||||||||||||||
56 | Короли, президенты и граждане | 21.02 | Урок ознакомления с новым материалом | Представление о том, что единое человечество складывается из граждан разных государств. Право каждого государства на суверенитет. Различия между государствами на уровне форм правления и политических режимов. Различные органы власти | Знать о существовании различных по формам правления и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей. Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное | Текущий контроль: работа в парах | Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей культуры, равноправие представителей разных рас и народов. Единое человечество состоит из граждан разных государств | С.80-85 | |||||||||||
57 | Расы и народы Земли | 28.02 | Комбинированный урок | Равенство всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности | Знать понятия: раса, народ, национальность. Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности | Текущий контроль: фронтальный опрос | Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова. Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры | С. 86-89 | |||||||||||
58–59 | Кто во что верит? | 7.03 14.03 | Комбинированные уроки | Понятия: вера, атеизм. Мировоззрение. Религиозный и атеистический типы мировоззрения | Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения. Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию | Текущий контроль (устный опрос). Индивидуальные задания, | С. 90-94 | ||||||||||||
60 | Религии мира – богатство человеческого духа | 21.03 | Комбинированный урок | Различные религии мира и их вклад в общемировую культуру. Равноценность каждой религии | Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека. Уметь уважительно и терпимо относиться к верующим различных религий, к людям с другим мировоззрением | Индивидуаль ные задания | С. 94-97 | ||||||||||||
Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (7 часов) | |||||||||||||||||||
61 | Мировое хозяйство | 4.04 | Урок ознакомления с новым материалом | Первичные представления об основных экономических понятиях. Товарно-денежный обмен. Основы мирового хозяйства. Право на владение собственностью | Знать основные экономические понятия: труд, деньки, собственность, доход. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, зарплата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. ООН. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. «Декларация прав человека». Все человечество объединяют глобальные проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества | С.98-101 | ||||||||||||
62 | Мировое сообщество государств | 11.04 | Комбинированный урок | Понятие мировое сообщество. ООН: история, структура, задачи. Основные права и свободы Всеобщей декларации прав человека | Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Текущий контроль (устный опрос) | С.102-105 | ||||||||||||
63 | Что человечество ценит больше всего? | 18.04 | Комбинированный урок | Понятие об общечеловеческих ценностях – одинаково важных для всех идей, правил | Знать об общечеловеческих ценностях. Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге | Текущий контроль (устный опрос) | С.106-109 | ||||||||||||
65 | Как нам жить? «Будет ли у нас завтра?» | 25.04 | Комбинированный урок | Общие проблемы – выживание. Основные проблемы человечества. Значимость усилий каждого человека в решении общих проблем | Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения. Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в общества; работать с различными источниками информации | Текущий контроль (устный опрос) | С.110-115 | ||||||||||||
66 | Обобщение по разделу «Человек и единое человечество» Проверочная работа № 2. | 2.05 | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Обобщение представлений о человеке как части единого человечества и человечестве как сообществе людей с различными религиозными, мировоззренческими установками | Знать основные понятия, изученные в рамках данного раздела. Уметь сознавать себя частью единого человечества; работать с учебной литературой, с различными источниками информации | Текущий контроль (устный опрос) | |||||||||||||
67–68 | Обобщение по теме «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!» | 16.05 23.05 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение представлений об основных понятиях курса. Работа с учебной литературой. Диалог | Знать основные понятия, изученные в рамках курса. Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям | Итоговый контроль: тест, с. 121 |
Описание материально-технического обеспечения
№п/п | Группа | Наименование | Количество | Примечание | |
1 | Уч-ся | учитель | |||
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |||||
1.1 | Н | Ноутбук | 1 | ||
1.2 | Н | Доска (интерактивная) магнитно-маркерная с антибликовым покрытием | 1 | ||
1.3 | Н | Проектор | 1 | ||
1.4 | П | Микроскоп цифровой | 1 | ||
2 | ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ | ||||
2.1 | Н | 1. Предустановленное системное ПО: Операционная система Microsoft Windows 7 Home Basic 32 bit. 2. Предустановленное офисное ПО: Microsoft Office Pro Plus 2010 RUS.2 | 1 | ||
3 | ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | ||||
3.1 | П | Инструктивно-методические материалы для учителя с рекомендациями по использованию микроскопа цифрового (брошюра+CD) | 1 | ||
4 | ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||||
4.1 | П | УМК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛАИ МЕФОДИЯ ()Версия 3.0 | 1 | ||
4.2 | П | Программно-методический образовательный комплекс (ПервоЛого 3.0) | 1 | ||
4.3 | Н | «Мир природы» Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе | 1 | ||
4.4 | Н | «Мир природы». Познавательные материалы об окружающем мире | 1 | ||
4.5 | П | «Я живу в России». Интерактивная программа | 1 | ||
4.6 | П | Интерактивная энциклопедия «Занимательная наука биология» | 1 | ||
4.7 | Н | Интерактивная энциклопедия науки и техники «Как устроены вещи» | 1 | ||
5 | ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» | |||||
5.1 | П | Гербарий для начальной школы (28 видов) | 1 | ||
5.2 | П | Набор муляжей овощей | 1 | ||
5.3 | П | Набор муляжей фруктов | 1 | ||
5.4 | П | Компас школьный | 1 | ||
5.5 | П | Глобус физический Земли | 1 | ||
5.6 | П | Коллекция «Нефть» | |||
5.7 | П | Коллекция «Торф» | |||
5.8 | П | Коллекция «Тканей и ниток» | |||
5.9 | П | Коллекция «Известняки» | |||
6 | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
6.1 | Н | Ученические столы 2-х местные (с регулируемой крышкой) с комплектом стульев | 11 (22) | ||
6.2 | Н | Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 3 | ||
6.3 | Н | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | 1 |
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
- Примерная программа начального общего образования по окружающему миру
- Программа «Окружающий мир» для 4 класса, авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, 2011.
- Ю.А. Барышева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. Окружающий мир, 4-й кл.: Методические рекомендации. М: Баласс,2011
УЧЕБНИКИ И РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 3-й класс. («Человек и человечество») Учебник в 2-х частях М: Баласс,2013
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 3-й класс. («Человек и природа») Учебник в 2-х частях М: Баласс,2013
- А.А. Вахрушев и др. Самостоятельные и проверочные работы к курсу «Окружающий мир. Человек и природа», 4-й кл.
- А.А. Вахрушев и др. Самостоятельные и проверочные работы к курсу «Окружающий мир. Человек и человечество», 4-й кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...