Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Шахматова Марина Николаевна

Эта програма по окружающему миру А.А.Плешакова 3 класс. содержит пояснительную записку, результаты, тематичческое планирование, тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_kl.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Верхние Белозерки

муниципального района Ставропольский Самарской области

СОГЛАСОВАНО                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ                         УТВЕРЖДАЮ                                      

Руководитель                                                                             Приказом и. о.  директора

 методического объединения                                                               Светлаковой И.В.

____________\_____________________                                             от_________№_______ __________№___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по окружающему миру

3 класс

программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру

Федерального государственного образовательного стандарта

 основного общего образования и авторской программы «Окружающий мир»

А.А.Плешаков

Составил программу учитель начальных классов: Шахматова М.Н.

2016-2017 учебный год

Составлен на основе

Программы «Школа России» - окружающий мир начальной школы

(I-IVклассы )

М.: «Просвещение», 2012г.

Количество часов по программе                     - 68час.

Количество часов по учебному плану            -68ча

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по окружающему миру (программа «Окружающий мир»  Плешаков А.А.; Москва; «Просвещение»; 2013г.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО КУРСУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

К концу 3 класса

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

• объяснять, что такое экология;

• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

• называть основные и промежуточные стороны горизонта;

• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

• рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

• устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

• характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;

• характеризовать органы растений и животных и их значение;

• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

• различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;

• характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

• выполнять основные правила личной гигиены;

• проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

• различать существенные и несущественные признаки;

• приводить примеры физических и химических явлений природы;

• рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

• рассказывать о четырёх царствах живой природы;

• рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

• рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

• объяснять особенности питания и дыхания растений;

• характеризовать условия прорастания семян;

• рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

• приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

• выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

• характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;

• рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

• различать символы государства;

• показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

• описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

• характеризовать главный закон страны;

• рассказывать об устройстве нашего государства;

• раскрывать основные права и обязанности ребёнка.

Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;

• устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;

• рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;

• рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

• объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

• приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

Содержание курса.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: coль сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник све и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление

о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд): использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. растительного и животного мира. Заповедники, национальны парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение отдельные представители растений и животных Красной книги. По сильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международная экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни. их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена  систем органов. Измерение температуры тела человека, часто пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения  прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, [истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денет в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей. День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их, обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских и народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (облает край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родно! края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведен из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яр события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российской империя. СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности,  основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

1.

Как устроен мир

(6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает?

2.

Эта удивительная природа

(18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.. 
Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

3.

Мы и наше здоровье

(10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

4.

Наша безопасность

(7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

5.

Чему учит экономика

(12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXIвеке.
 Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами

6.

Путешествие по городам и странам

(15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Тематическое планирование.

№ п\п

Наименоване разделов

Тема урока

Всего часов

1

Как устроен мир

  1. Что такое природа?
  2. Человек
  3. Общество
  4. Что такое экология?
  5. Природа в опасности. Практическая работа №1
  6. Проект «Богатства, отданные людям»

2.

Эта удивительная природа

  1.     Тела, вещества, частицы. Практическая работа №2
  2.     Разнообразие веществ
  3.      Воздух и его охрана  Опыт №1
  4.      Вода. Свойства воды. Практическая работа №3
  5.      Превращение и круговорот воды в природе
  6.      Берегите природу!
  7.      Что такое почва. Опыт
  8.      Разнообразие растений. Практическая работа №4
  9.     Солнце, растения и мы с вами. Опыт. Практическая работа №5
  10.     Размножение и развитие растений. Практическая работа №6
  11.     Охрана растений.
  12.     Разнообразие животных
  13.     Кто что ест. Практическая работа №7
  14.     Проект. «Разнообразие природы родного края»
  15.     Размножение и развитие животных. Практическая работа №8
  16.     Охрана животных
  17.     В царстве грибов.
  18.     Великий круговорот жизни. Моделирование «Цепи питания»

3.

Мы и наше здоровье.

  1. Организм человека.
  2. Органы чувств
  3. Надежная защита организма. Практическая работа №9
  4. Опора тела и движение.
  5. Наше питание. Органы пищеварения.
  6. Наши проекты. «Школа кулинаров»
  7. Дыхание и кровообращение
  8. Здоровый образ жизни. Умей предупреждать болезни
  9. Здоровый образ жизни. Умей предупреждать болезни

    10.Обобщение. Проверь себя

4.

Наша безопасность

  1. Огонь, вода и газ.
  2. Чтобы путь был счастливым
  3. Дорожные знаки.
  4. Наши проекты «Кто нас защищает»
  5. Опасные места
  6. Экологическая безопасность

     7.Экологическая безопасность

1ч.

5.

Чему учит экономика

  1. Для чего нужна экономика
  2. Природные богатства и труд людей – основа экономики
  3. Полезные ископаемые. Практическая работа №12
  4. Растениеводство. Практическая работа 13
  5. Животноводство.
  6. Какая бывает промышленность
  7. Что такое деньги (2ч)
  8. Государственный бюджет
  9. Экономика и экология. (2ч)

6.

Путешествия по городам и странам

  1. Золотое кольцо России (3ч)
  2. Наши проекты. «Музей путешествий
  3. Наши ближайшие соседи. Практическая работа №14
  4. На севере Европы
  5. Что такое Бенилюкс
  6. В центре Европы
  7. Путешествие по Франции
  8. Путешествие по Великобритании
  9. На юге Европы
  10. По знаменитым местам мира(2ч)
  11. Что мы узнали и чему научились за год (2ч)


Приложение


Учени….. 3 класса             _________________

Тест по теме: « Тела, вещества, частицы».

  1. Что называют телом?

а) всё, что сделано руками человека, называется телом;

б) любой предмет, любое живое существо называется телом;

в) любое растение, птицу или животное называют телом;

2. В какой строчке указаны только тела?

а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

б) парта, доска, стол, стул, лампа;

в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар;

3.В какой строчке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

в) кусок, сахара, капля росы, кристалл соли;

  1. В какой строчке указаны только газообразные вещества?

а) вода, крахмал, соль, перец;

б) кефир, ряженка, хлор, фтор;

в) азот, кислород, углекислый газ;

  1. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

а) в твёрдых телах;

б) в жидких телах;

в) в газообразных телах;

Тест по теме « Природа и мы».

  1. Подчеркни названия природных объектов:

ромашка линейка плитка

глина птица облака

тетрадь дерево дом

  1. К неживой природе относятся:

а) человек, животные, растения, грибы и микробы;

б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег;

  1. К живой природе относятся:

а) человек, животные, растения, грибы и микробы;

б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег;

  1. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются, плачут, растут, умирают;

в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают;

  1. Животные – это:

а) птицы, звери, ящерицы, черепахи, змеи, черви;

б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы

Тест по теме: « Вода и её свойства».

1.Лёд и снег – это вода …

а) в твёрдом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии;

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) вода сжимается при нагревании;

б) вода расширяется при нагревании;

в) изменений с водой при нагревании не происходит;

3. Почему зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) потому что вода, превращаясь в лёд, расширяется;

б) потому что вода, превращаясь в лёд, сжимается;

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано;

4.Ты вымыл пол в своей комнате. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на поверхности обуви людей, которые ходили по комнате;

  1. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Когда она вновь окажется на облаках? (Какая из цепочек превращений верна?)

а) Облако – капелька воды—поверхность океанов, морей, рек, суши——водяной пар – облако;

б) Облако –—поверхность океанов, морей, рек, суши— капельки воды—водяной пар – облако;

в) ) Облако – водяной пар—поверхность океанов, морей, рек, суши——капелька воды – облак

Тест по теме: « Берегите воду»

  1. Какое вещество ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) крахмал;

б) воду

в) соль;

  1. Без чего невозможно вырастить урожай на  полях?

а) без тракторов, комбайнов, полива;

б) без минеральных удобрений, труда людей, прополки сорняков;

в) без света, воздуха, воды;

  1. Какая вода нужна  людям?

а) прозрачная; б) бесцветная; В) чистая;

  1. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

5.  Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

а) фильтры б) пластиковые трубы; в) кислоты

Тест по теме: « Природа в опасности!»

  1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменений климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей;

  1. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные

б) бесцветные

в) чистые

  1. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

  1. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики;

  1. Что такое заповедники?

а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц, насекомых;

Тест по теме « Воздух и его охрана».

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод;

  1. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ;

  1. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;

б) Прозрачен, бесцветен, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении тепла и холода образуются ветры;

  1. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло;

  1. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.

б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создать пояса садов, парков и лесов.

Тест по теме: «Как разрушаются камни».

  1. Что происходит с водой при превращении её в лёд?

А) вода, превращаясь в лёд, расширяется;

Б) вода, превращаясь в лёд, сжимается;

В) с водой при превращении в лёд ничего не происходит;

  1. Что происходит с камнями при нагревании?

А) камни при нагревании расширяются;

Б) камни при нагревании сжимаются;

В) с камнями при нагревании ничего не происходит;

  1. За счёт чего в скалах и камнях образуются трещины?

А) за счёт нагревания скал, камней в тёплые солнечные дни;

Б) за счёт остывания скал камней по ночам;

В) за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней;

  1. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

А) животные;

Б) растения;

В) грибы и микробы;

  1. Что образуется при разрушении скал, камней?

А) песок и глина;

Б) мрамор и гранит;

В) вода и газ;

Тест по теме: « Что такое почва?»

  1. К какой природе можно отнести почву?

А) к живой природе;

Б) к неживой природе;

В) неживая и живая природа в почве соединяются;

  1. Из чего состоит почва?

А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

3. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину;

Б) воздух, воду, соли;

В) остатки растений и животных;

4. Что влияет на плодородие почвы?

А) наличие в почве перегноя;

Б) наличие в почве воды;

В) наличие в почве песка и глины;

5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

А) благодаря животным, обитающим в почве;

Б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

В) благодаря микробам, живущим в почве;

  1. Какие живые существа обитают в почве?

А) муравьи, мухи, тараканы;

Б) бабочки, жуки, мыши;

В) дождевые черви, кроты, медведки;

Тест по теме: «Разнообразие и жизнь растений».

  1. Как называется наука о растениях?

А) ботаника;

Б) зоология;

В) астрономия;

  1. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой,

цветковых растений двумя чертами.

Яблоня ель смородина

Сосна одуванчик можжевельник

3. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину;

Б) воздух, воду, соли;

В) остатки растений и животных;

4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать

сахар и крахмал?

А) наличие воды и углекислого газа;

Б) наличие почвы и воздуха;

В) наличие света, воды и углекислого газа;

5.Какое важное вещество образуется в листе

вместе с питательными веществами?

А) азот;

Б) углекислый газ;

В) кислород;

  1. Впиши пропущенные слова

Корни растений дышат ___________________, который содержится в почве.

Они всасывают из почвы _______________ и растворённые в ней ________________.

Тест по теме: « Разнообразие и жизнь животных»

  1. Как называется наука о животных?

А) ботаника;

Б) зоология;

В) астрономия;

  1. Животные это –

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы;

  1. Назови животное, которое относится к рыбам:

А) дельфин;

Б) бегемот;

В) карп;

  1. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

А) коровы, бегемоты, жирафы;

Б) волки, лисы, кабаны;

В) лоси, тюлени, киты;

  1. Какая из цепей питания указана правильно?

А) сосна ---- дятел ---- жук-короед;

Б) слизни---- капуста ---- жаба;

В) рожь ---- мышь ---- змеи ---- орлы;

  1. Что будет, если в цепи питания «рожь--- мышь --- лисы», люди уничтожат лис?

А) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

Б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

В) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечёт за собой уменьшение количества мышей;

Тест по теме « Размножение и развитие животных»

  1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери;

Б) птицы;

В) рыбы;

  1. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

А) куколка;

Б) птенец;

В) икринка;

  1. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

А) личинка;

Б) малёк;

В) головастик;

  1. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями;

  1. В какое время года охота и рыбная ловля бывает запрещена?

А) весной;

Б) осенью;

В) зимой;

Тест по теме: « Охрана растений и животных»

  1. Многие растения …, они применяются в медицине.

А) красивые;

Б) лекарственные;

В) высокие;

  1. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся … .

А) в заповедниках;

Б) на приусадебном участке;

В) на бульварах и скверах;

  1. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

А) в парках;

Б) в скверах;

В) в ботанических садах;

  1. Какие животные занесены в Красную книгу?

А) тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

Б) корова, лошадь, гусь, петух;

В) Свинья, овца, утка, индюк;

  1. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их.

А) белка, заяц, кабан;

Б) бобр, соболь, куница;

В) лось, лиса, волк;

  1. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

А) клесту, белке, дятлу;

Б) рябчику, лосю, зайцу;

В) рыси, медведю, ястребу;

Тест по теме «Организм человека».

  1. Зачем нужно знать свой организм?

А) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

Б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

В) чтобы умело использовать свои возможности;

  1. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

А) физиология;

Б) зоология;

В) анатомия;

  1. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

А) глаза, лёгкие, желудок, кожа;

Б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

В) печень, селезёнка, уши, желчь;

  1. Сколько органов чувств ты знаешь?

А) 7;

Б) 6;

В) 5;

  1. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

А) без кишечника;

Б) без головного мозга;

В) без желудка;

  1. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

В) стройный, сильный, ловкий, статный;

  1. Соедини линиями:

глаза

Орган осязания

уши

Орган вкуса

нос

Орган зрения

кожа

Орган обоняния

язык

Орган слуха

  1. Напиши, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение и слух?

Тест по теме «Кожа и опорно-двигательная система»

1.Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод?

А) осязанием;

Б) обонянием;

В) вкусом;

2.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

А) жир делает кожу мягкой и упругой;

Б) жир делает кожу крепкой и сильной;

В) жир делает кожу ловкой и стройной;

3.Какие предметы ухода за кожей названы правильно?

А) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

Б) мочалка, мыло, полотенце, крем;

В) гуталин, обувная щётка, клей;

4.Какова роль скелета человека?

А) скелет защищает внутренние органы от повреждений;

Б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

В) скелет является опорой тела;

5.Назови орган, расположенный внутри черепа.

А) почки;

Б) головной мозг;

В) селезёнка;

6.От чего зависит осанка человека?

А) от скелета и мышц;

Б) от связок и сухожилий;

В) от хрящей и костей;

Тест по теме «Органы пищеварения. Кровеносная система».

  1. Для чего человеку нужна пища?

А) с пищей человек получает питательные вещества;

Б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

В) с пищей человек получает воду и витамины;

  1. Где начинается пищеварение?

А) во рту;

Б) в желудке;

В) в кишечнике;

  1. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

А) благодаря крови;

В) благодаря нервным волокнам;

Г) благодаря мышцам;

  1. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

А) кислород;

Б) углекислый газ;

В) азот;

  1. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

А) в носу;

Б) в бронхах;

В) в лёгких;

  1. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

А) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

Б) через кожу, почки, лёгкие;

В) через сердце, желудок, желчный пузырь;

Тест по теме «Огонь, вода, газ».

  1. Соедини стрелочками номера телефонов и названий справочных служб:

01 газовая служба

  1. пожарная охрана
  2. скорая помощь
  1. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

А) убежать

Б) закричать, позвать на помощь

В) вызвать пожарников по телефону 01

  1. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

А) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

Б) Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

В) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?

А) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

Б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

В) выйти из квартиры;

5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

А) открыть окно;

Б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04;

В) зажечь спичку.

Тест по теме «Правила поведения на дорогах»

1. Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) собранным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным;

2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

а) с 10 лет;

б) с 14 лет;

в) с 18 лет;

3. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга;

  1. Знаки в виде красного треугольника, это …

а) запрещающие знаки;

б) информационно- указательные знаки;

в) предупреждающие знаки;

5. Дорожный знак «кирпич» означает:

а) «движение прямо»

б) «место остановки автобуса»

в) «движение запрещено»;

6. Какое из утверждений верное?

а) самые важные дорожные знаки - предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя об опасности;

б) самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

в) все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

Тест по теме «Полезные ископаемые»

  1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;

б) геологи;

в) строители;

2.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глина;

б) гранит, торф;

в) каменный уголь, поваренная соль;

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) оловянная и медная руды;

б) каменный уголь, природный газ;

в) графит, сера;

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) мрамор, гранит;

б) природный газ, нефть;

в) золото;

5.Зачем собирают металлолом?

а) для сохранения запасов руды;

б) для очищения территории от мусора;

в) чтобы участвовать в соревновании;

Тест по теме «Растениеводство»

1.Укажи строчку, в которой правильно указаны отрасли растениеводства.

А) полеводство, овцеводство, кактусоводство;

Б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

В) полеводство, овощеводство, оленеводство;

2.Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.

А) картофель, подсолнечник, лён, земляника;

Б) кабачок, патиссон, огурец, капуста.

В) овёс, рожь, ячмень, пшеница.

3.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры.

А) капуста, картофель, лён, овёс.

Б) лук, чеснок, перец, апельсин.

В) яблоня, груша, черешня, малина.

4.Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

А) ткач, газосварщик, геолог;

Б) комбайнер, овощевод, хлопкороб;

В) инженер, механик, докер;

5.Какое растение даёт нам белый хлеб?

А) рожь;

Б) овёс;

В) пшеница;

6.Из семян какой культуры получают масло?

А) из семян подсолнечника;

Б) из семян гречихи;

В) из семян ячменя.

Тест по теме «Животноводство»

1.Что даёт животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лён, кормовые травы;

2.Домашние сельскохозяйственные животные – это …

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в)птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;

3.Домашние птицы – это…

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) павлины, орлы, беркуты;

в) индейки, куры, гуси;

4.Пчёл разводят на …

а) ферме;

б) пасеке;

в) птицефабрике;

5.Для корма домашних животных заготавливают …

а) картофель, зерно, тимофеевку;

б) арбузы, дыни, тыкву;

в) василёк, подснежник, гиацинт;

6.Какие отрасли животноводства особенно развиты в вашем крае?

а) птицеводство;

б) рыбоводство;

в) овцеводство;

Тест по теме «Деньги. Бюджет»

1.Что такое «бартер»?

а) так называется процесс купли- продажи товара.

б) это прямой обмен одних товаров на другие.

в) это один из видов дохода.

2.Что использовалось раньше в качестве денег?

а) телевизоры и чайники;

б) морские раковины, шкурки пушных зверей;

в) рисунки на бумаге;

3.Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из доходов предприятий и фирм;

в) из налогов граждан и организаций;

4.Что такое гонорар?

а)бюджет;

б)доход;

в)расход;

5.Выигрыш по лотерейному билету – это …

а) доход;

б) расход;

в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...