Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/ Нагина Н.А/ ФИО Протокол заседания ШМО №1 от «29» августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1 __________/Рыбасова Т.В./ ФИО «30» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1 _________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ № 142 от «01»сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 4»В» класс
МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Мельниковой Ирины Михайловны,
учителя начальных классов, ВКК
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
- Содержание учебного предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями Программы ООП НОО МКОУ Калачеевская СОШ №1, авторской программы учебного курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Содержание предмета «Окружающий мир» для 4 класса включает следующие разделы:
Земля и человечество (10)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (8 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
С целью реализации задач ФГОС НОО по сближению урочной и неурочной форм проведения занятий и внедрения системно-деятельностного подхода в программе выделен внутрипредметный модуль «Любимый наш край» - 17 часов.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Формы контроля | 1 четверть | 2четверть | 3четверть | 4 четверть |
Тест | 1 | 1 | 1 | 2 |
Проект | 1 | 2 | ||
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 2 |
Экскурсия | 1 | 2 | 3 |
3. Календарно - тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание |
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 часов) | |||
1 | 06.09 | Мир глазами астронома | С. 4-8; с.7,задания 4- 6 |
2 | 13.09 | Планеты Солнечной системы | С. 9-15; тетрадь с.10,задание 5; с.11,задание 6 |
3 | 20.09 | Звёздное небо – великая книга природы | С.16-21; тетрадь с.12,задание 3. |
4 | 27.09 | Мир глазами географа | С.21-28; тетрадь с.15-16 задание 4. |
5 | 04.10 | Мир глазами истории | С29-35; тетрадь с.17 задание 4; с. 18 задание 5. |
6 | 11.10 | Когда и где? | С.36-40; тетрадь с.20,задание 4. |
7 | 18.10 | Мир глазами эколога. | С.41-47; тетрадь с.22,задания 4,5,6. |
8 | 25.10 | Сокровища Земли под охраной человечества Итоговый тест за I четверть | С.48-53; тетрадь с.25,задания 5-6. |
9 | 08.11 | Сокровища Земли под охраной человечества | С.54-56; тетрадь с.27,задания 3, 4. |
ПРИРОДА РОССИИ (11 часов) | |||
10 | 15.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России | С.60-65; тетрадь с.32-33 задания 3-5. |
11 | 22.11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа на тему «Моря, озёра и реки России» | С.66-70; тетрадь с.35, задания 4;5; 6. |
12 | 29.11 | Природные зоны России. | С.71-75; тетрадь с.38, задания 3-5. |
13 | 06.12 | Зона Арктических пустынь | С.76-83; тетрадь с.41-42, задания 5-7. |
14 | 13.12 | Тундра | С.84-94; тетрадь с.43, 45-46, задания 2,3,7,8. |
15 | 20.12 | Леса России. Итоговый тест за II четверть | 95-102; тетрадь с.49-50, задания 4-7. |
16 | 27.12 | Лес и человек | С.103-109; тетрадь с.51-52, задания 4-6. |
17 | 17.01 | Зона степей | С.110-117; тетрадь с.54-56, задания 3, 4, 8, 9. |
18 | 24.01 | Пустыни | С.118-125; тетрадь с.59-60, задания 7-8. |
19 | 31.01 | У Чёрного моря | С.126-134; тетрадь с.60,63, задания 2, 8, 9. |
20 | 07.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | |
РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (13 часов) | |||
21 | 14.02 | Наш край. Урок – путешествие | С.138; тетрадь с.66, задания 4-6. |
22 | 21.02 | Поверхность нашего края. Урок - проект | С.139-144. Выполнить рисунок или модель поверхности своего края. |
23 | 28.02 | Поверхность нашего края (экскурсия) | |
24 | 07.03 | Водные богатства нашего края. Урок – путешествие Практическая работа на тему «Водоёмы нашего края» | С.145-148; тетрадь с.70, задание 4 |
25 | 14.03 | Наши подземные богатства. Урок - практикум | С.149-159; тетрадь с.71, 73, задания 2, 4. |
26 | 21.03 | Земля-кормилица. Практическая работа по теме «Земля-кормилица» | С.160-163; тетрадь с.74, задание 1. |
27 | 04.04 | Жизнь леса. Урок - исследование | С.164-169; тетрадь с.76-77, задания 2, 3. |
28 | 11.04 | Жизнь луга. Урок - экскурсия | С.170-177; тетрадь с.78, 79, 81, задания 2. 3, 7. |
29 | 18.04 | Жизнь в пресных водоёмах. Урок - экскурсия | С.178-186; тетрадь с.82-85, задания 2, 3, 5, 8. |
30 | 25.04 | Экскурсия к водоёму | Составить или подобрать загадки, скороговорки о сказочных героях водоёма, нарисовать их. |
31 | 16.05 | Растениеводство в нашем крае. Урок – проект. Практическая работа на тему «Растениеводство» | С.187-194; тетрадь с.88, задание 4. Подготовить сообщение на тему «Культурные растения моего края». |
32 | 23.05 | Животноводство в нашем крае. Урок – проект. | С.195-203; тетрадь с.91, задание 3. |
33 | 30.05 | Обобщающий урок – игра «По родному краю». | |
СТРАНИЦЫ МИРОВОЙ ИСТОРИИ (6 часов) | |||
34 | 08.09 | Начало истории человечества | С.4-7; тетрадь с.4 задания 3, 4. |
35 | 15.09 | Мир древности: далёкий и близкий | С.8-14; тетрадь с.6 задания 3, 4. |
36 | 22.09 | Средние века: время рыцарей и замков | С. 15-21; тетрадь с.7 задание 1. |
37 | 29.09 | Новое время: встреча Европы и Америки | С.22-27; тетрадь с.9-10 задания 1, 3, 6. |
38 | 06.10 | Новейшее время: история продолжается сегодня | С.28-32. Написать сочинение на тему «Что я могу сделать для своей эпохи?» |
39 | 13.10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» | |
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (20 часов) | |||
40 | 20.10 | Жизнь древних славян | С. 34-39; тетрадь с.14 задание 3. |
41 | 27.10 | Во времена Древней Руси | С.40-45; тетрадь с.16 задания 2, 3. |
42 | 10.11 | Страна городов | С. 46-54; тетрадь с.17 задания 1, 2. |
43 | 17.11 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | С. 55-58; тетрадь с.19 задание 3. |
44 | 24.11 | Трудные времена на Русской земле | С. 59-64; тетрадь с.21-22 задания 2, 5. |
45 | 01.12 | Русь расправляет крылья | С.65-69. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля. |
46 | 08.12 | Куликовская битва | С. 70-74; тетрадь с.26 задание 4. |
47 | 15.12 | Иван Третий | С.75-81; тетрадь с.26, 28 задания 1, 5. |
48 | 22.12 | Мастера печатных дел | С.82-86; выполнить задания. |
49 | 29.12 | Патриоты России. Экскурсия в школьный краеведческий музей | С.87-91; тетрадь с.30 задание 2. |
50 | 19.01 | Пётр Великий | С. 94-100; тетрадь с.34-35 задание 6. |
51 | 26.01 | Михаил Васильевич Ломоносов | С. 101-104 |
52 | 02.02 | Екатерина Великая | С. 105-111. Подготовить сообщения об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове. |
53 | 09.02 | Отечественная война 1812 года | С. 112-119; тетрадь с.40 задание 3. |
54 | 16.02 | Страницы истории XIХ века | С. 122-126; тетрадь с.42-43 задания 2, 4. |
55 | 23.09 | Россия вступает в ХХ век | С. 127-133; тетрадь с.46-47 задания 3, 5. |
56 | 02.03 | Страницы истории 20-30 годов. | С. 136-139; тетрадь с.49 задание 3. |
57 | 09.03 | Великая Отечественная война и Великая Победа | С. 140-146; тетрадь с.50 задание 1. |
58 | 16.03 | Великая Отечественная война и Великая Победа Экскурсия в школьный краеведческий музей | Подготовить сообщение о герое Великой отечественной войны. |
59 | 23.03 | Страна, открывшая путь в космос | С. 147-152; тетрадь с.53 задание 4. Подготовить сообщения о космонавтах. |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов) | |||
60 | 06.04 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | С. 156-163; тетрадь с.55, 58-59 задания 1, 4, 5, 8. |
61 | 13.04 | Мы - граждане России. Урок - викторина | С. 164-167; тетрадь с.62 задание 5. |
62 | 20.04 | Славные символы России | С. 168-174 |
63 | 27.04 | Такие разные праздники | С. 175-179; тетрадь с.65 задания 2, 3. |
64 | 04.05 | Путешествие по России | Подготовить сообщение по своей теме. |
65 | 11.05 | Путешествие по России. Итоговый тест за IV четверть | |
66 | 18.05 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение | |
67 | 25.05 | Презентация проектов | |
68 | 09.05 | Резервный урок |
Внутрипредметный модуль по окружающему миру «Любимый наш край»
№п/п | № урока | Тема урока | Дата |
1 | 21 | Обобщающий урок - викторина по теме «Природные зоны России». | 14.02 |
2 | 22 | Урок – путешествие «Наш край» | 21.02 |
3 | 23 | Поверхность нашего края. Урок - проект | 28.02 |
4 | 24 | Водоёмы нашего края. Урок – экскурсия. Практическая работа на тему «Водоёмы нашего края» | 07.03 |
5 | 25 | Наши подземные богатства. Урок - практикум | 14.03 |
6 | 26 | Земля-кормилица. Практическая работа по теме «Земля-кормилица» | 21.03 |
7 | 27 | Жизнь леса. Урок - исследование | 04.04 |
8 | 28 | Жизнь луга. Урок - экскурсия | 11.04 |
9 | 29 | Жизнь пресного водоёма. Урок - экскурсия | 18.04 |
10 | 30 | Растениеводство в нашем крае. Урок - проект Практическая работа на тему «Растениеводство» | 25.04 |
11 | 31 | Незаметные защитники урожая. Урок - исследование | 16.05 |
12 | 32 | Животноводство в нашем крае. Урок – проект. | 25.05 |
13 | 33 | Обобщающий урок по теме «Родной край». Урок - викторина | 30.05 |
14 | 49 | Патриоты России. Экскурсия в краеведческий музей | 29.12 |
15 | 58 | Великая война и Великая Победа Экскурсия в школьный краеведческий музей | 16.03 |
16 | 61 | Мы - граждане России. Урок - викторина | 13.04 |
17 | 67 | Презентация проектов | 25.05 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
Средства ИКТ:
компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран.
Экранно-зуковые средства:
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», мультимедийные презентации
Учебно-методическая литература:
УМК для учителя | УМК для учащихся |
Программа «Окружающий мир». А.А.Плешаков. | Учебник «Окружающий мир»4 класс для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях.Ч. 1.Ч.2.(А.А.Плешаков).-М.: Просвещение, 2012.Школа России. |
Учебник «Окружающий мир» 4 класс для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях.Ч. 1.Ч.2.(А.А.Плешаков).-М.: Просвещение, 2011.Школа России. | Рабочая тетрадь. 4 класс посособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Издательство «Просвещение». 2012.(А.А.Плешаков). |
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. – Издательство «ВАКО»,Москва 2013.(Н.Ю.Васильева) Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011 | Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир.4 класс/Сост.И.Ф.Яценко – М.;ВАКО, 2016 |
Рабочая тетрадь. 4 класс посособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Издательство «Просвещение». 2012.(А.А.Плешаков). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...