открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
окружающий мир в 3 классе на тему "луг- природное сообщество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I i
I /
-
Урок природоведения в 3 классе
.,
Тема:
Луг - природное сообщество.
Разнообразие обитателей луга. Луг и человек
Цели:
• Сформировать у детей представление оприродном сообществе- луг:
растениях и животных луга, их взаимосвязи.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать мышление, память, речь детей.
Оборудование:
Индивидуальные карточки, картинки с изображением луга, гербарии
растений луга, рисунки с изображением растений и животных луга, учебник
А. Плешакова "Природоведение", 4 .. кл.
Ход урока
1. Организация класса
11. Проверка домашнего задания
- Урок начнем с проверки домашнего задания.
- С какоЙ=..темоЙ вы познакомились на прошлом уроке="прироДовел;ения?
-"Луг-п~~одноес~бщество"~ - w. _ ~
• По к&1>точкам БYiE/.УТ работать 4 человека. ."".,
Образец карточек:
Карточка N 1 :
Запиши, что дает нам лес
лес - (ответ: 1. лекарственные растения, грибы, ягоды; 2. кислород; 3-
фильтр, защита от пыли;4- строительство; 5- отдых; 6- круговорот воды;
7 - защита от выдувания).
Карточка N 2: ..
Напиши памятку "Как собирать грибы"
Ответ:
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.
Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
- Чтобы !:Те повредит!> грибницу, надо срезать грибы ножом.
- Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться
ядовитые.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека
яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что,они нужны лесу.
Остальные работают со мной, отвечают на вопросы .
..• •• _~~_ ••.. _ .~_ •. __ ._. _ ._. __ ..•..•...•. __ -:- _ • ._.~ ... _ •. , _ ~ __ • _ ._ .. __ •• _ . _ .~_~ _ •.....• _. ~ .~._. •.•• __ •.•• '_'0 __ ' о _. • _
-~--
- Какие ярусы в лесу?
- Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?
- Как разные животные леса поделили между собой лесные этажи?
- Какую роль в жизни леса играют грибы?
- Что такое лесная подстилка?
- Какое значение для леса имеет лесная подстилка?
- Почему лес называют природным сообществом?
Молодцы! Я, вижу, что к уроку вы готовились тщательно, подготовили
подробные ответы на вопросы.
Оценка за ответы.
Карточки можете сдать.
111. Изучение I;I0BOro материала
1. Введение в тему.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего
урока?
"Нынче удались цветы повсюду,
Вволю им дaH~ покрасоваться
Я смотрю на землю, KaK~ чудо,
Просто не мо§налюбовася.
Вот раскрылсялютик милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке!"
О чем это стихотворение?
Ребята, а что такое луг в вашем представлении?
Итак, тема нашего урока "Луг - природное сообщество".
2. Особенности природного сообщества- луг.
Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.
Вот посмотрите на картинку, на ней изображен луг.
Чем отличается луг от леса?
В каждом крае-есть немало мест, где растут только одни травянистые -
растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно
называют - лужайками, большие- лугами.
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых
лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные
территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем.
Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и
называются - заливные.
. _._ ..... .. __ .. __ ~ .. _ .. ~. __ ... -.--0-.----.--- ... - .. - ...
----' . .=..~ _ ::-.
. __ ._- -- ._-_.~---::::::=:-------- .• -_ ....•...... _~-=_ --_ .. ----~-----_ .. _ - ----=-----
•. _ '- ••••• ,_; ••. .0:.' _ .~!- _ .~"""",-_._,:"",:,-~~~
1
iYra можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю
пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги
бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и
яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат
пчелы, гудят шмели.
3. Растения луга
а. кормоеые
• Какие растения луга вы знаете?
Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.
Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на
пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются
ценными кормовыми растениями.
• Что вы знаете об этих растениях?
Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют
длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.
Легче всего узнать среди них ежу сборную. Соцветие этих растений очень
своеобразно - оно состоит точно из отдельных комков. Каждый такой комок-
это плотное скопление мелких комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у
нее нет соцветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом.
Характерный облик имеет и тимофеевка луговая. На верхушке стебля
мы видим узкое соцветие-султан (его называют ложным колосом).
- ~ _ :
• По каким же признакам вы узнаете на лугу ежу сборную? Тимофеевку
луговую?
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой
и мышиныи горошек.
• Кто из животных больше всего любит клевер?
Про клевер нам расскажет ... (1 ученик у доски).
"Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у
красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет
белый клевер, всегда много пчел.
Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не
созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
А вот белый клевер - растение многолетнее. Из года в год будет он расти на
одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер
лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот
меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер,
меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите,
что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера
спасаются от ночного холода".
- Сколько лет живет красный клевер? А что вы узнали о белом клевере.
- Как листья клевера спасаются от ночного холода?
- Ребята, кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек?
- Почему оно так называется? Какая особенность есть у этого цветка? (Он
не мог бы жить самостоятельно, ему нужна опора, поэтому он своими
усиками обвивает растение).
Мышиный горошек - это растение, очень похожее на горох. Только листочки
у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На
концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой
усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него.
Так и растет - ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и
приходится ему опираться на "соседей". Цветы у мышиного горошка синие
или фиолетовые. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с
большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень
хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.
- Каков внешний вид цветка?
- Какую пользу приносит мышиный горошек животным и человеку?
В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах
начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым
кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому
за лето их скашивают два, а то и три раза.
Я думаю, вы видели, ка -у нас в C~ косят траву.
Алсак именно? :- _ $
-
Послушайте стихотворение А. Кольцова "Косарь" (читает учитель)
Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи - получается
копна, уж потом в скирды, стога.
На лугу очень много цветущих растений - синих, желтых и красных. К
ним относятся и одуванчики, и ромашки, и колокольчики и многие другие.
Следующий наш рассказ о цветущем растении - одуванчике.
"Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное".
Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти
цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет .....
"Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти
золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их
называют по разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками.
Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью
одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют
- .... - ---~~-~._-
-
- -
"'~-' - .. --~. --_ .•..
.• - • __ - •.•.••••• ._ .0-0- _ •. __ ._- =---~~.-.------__::=::::::::::.-.-
___ о - __ ••• _._
.. =,,: _ ~
удуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по
f;lBKYCY. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая
.s; головка одуванчика - это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо
I
каждого из них появляется пуховичок-парашютик. На таких пуховичках -
парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена,
но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в
)1 плотную трубочку."
(комментарии, оценка ученику).
•
•
Какие имена получил одуванчик? Почему?
Как распространяются семена этого растения?
Еще один красивый цветок растет на наших лугах - это купальница.
"Наша купальница растет в Европейской части страны и очень робко
заглядывает в Сибирь, а потому ее и называют купальницей европейской.
Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В
Сибири же растет другая купальница - купальница азиатская (жарки).
Цветы у жарков не желтые, а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что
по всему лугу зажглось много-много ярких огоньков. В ненастную погоду
мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая пыльцу и нектар,
пчелы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь цветка.
Купальницу еще называют З<.ШОТОЙ розо!t: Это растение занесено в KpacHjp
книгу. - ~ _ ~ _ . -
• Какие бывают купальницы? Чем они отличаются? Что представляет
собой цветок купальницы?
Ь. ядовитые растения
• Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть,
что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.
Как вы думаете, почему?
На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех
ядовитый.
По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений -
вех. Это высокое, часто выше-метра, растение с полым стеблем и множеством
мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет
в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает
смерть.
- Опишите внешний вид этого растения.
- Чем оно опасно?
--
~
-
-----~---_.~----_._----_._- -
. ..,-.r=-
. - .- . ..- ".
=
~..
I
с лютиком нас познакомит ...
"На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик
едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.
За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех
лютиков ядовит - попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и
название лютик обозначает жестокий.
Иногда лютики называют еще куриной слепотой.
А откуда это название?
в сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые.
И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят
ночь. Очень рано" отправляются на покой" и лютики - еще задолго до
наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле.
Отсюда и пошло название цветов - куриная слепота.
- Почему лютики называются "куриной слепотой"?
- Чем это растение опасно?
Работа в тетради
• Откройте тетради. Запишите число, тему "Природно - сообщества - луг" .
~ ~ :2 _ ~
• На как~руппы деJrятся луговые цветы? =
• Зарисуйте в тетради схему.
Растения луга
кормовые ядовитые
в скобочках напишите по .два примера каждой группы растений.
4. Физкультминутка
5. Животные луга
Богат и разнообразен также животный мир лугов.
- Каких животных луга вы знаете?
- Откройте учебник на странице 130-131. Назовите тех животных, которых
мы еще не перечислили.
с. насекомые
Отгадайте загадку
"На лужайке жарко стало.
Дремлет каждая травинка.
- .. -- -------=:=
...•.... --_._ .....•. _.
------- .- ._ .. ~----------
-
~ _ .. - .. ~----- .. - - =-- --
.• • 4'_~-
L вдруг застрекотала швейная -машинка
/!Сгорбив худенькие спинки,
11 Подымая плечики,
V На невидимой машинке шьют в траве ... "
~ ПравИПЬНО,RYзnечu«u
- А что вы о них знаете?
- На спинке у кузнечика сложены крылышки. На одном из них - жесткая
жилка с зазубринками.
Когда захочется ку~нечику застрекотать, приподнимет он чуть свои
крылышки и жилкой быстро-быстро по краю другого крылышка водит.
Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки. Оказывается, своей
песней кузнечик сообщает важные новости другим кузнечикам.
- Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать)
- На передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Как вы думаете,
что это такое? (уши)
• Что вы запомнили об этом насекомом?
А это кто "сверху полукруглый панцирь, ярко-красный с черными точками. И
такой гладкий, что блестит на солнце? А спереди голова плоская и тоже
блестящая, но не красная, а черная и с большими белыми пячнами. И УlJ1КИ
тоже черные". &0 это? (БQ;жья коровка) *::
~ ~ =
~ ~
~ =
Божьи коровки "бывают красными с черными точками, желтыми с черными
пятнами, желтыми с белыми пятнышками и даже совсем черные. Но почти
все они поедают тлей. Бывали случаи, когда божьи коровки целые сады
спасали от нашествия тлей! За это им очень благодарны люди.
• А кто из вас знает, почему божью коровку не клюют птицы?
А теперь мы посмотрим видеофильм .() .жизни пчел и муравьев.
Просмотр фильма _
• Что интересного вы узнали об этих насекомых?
В зелени трав находятся питающиеся растениями гусеницы бабочек. Здесь
же находят корм разноцветные бабочки: махаон, зорька, голубянка.
На лугу живут очень интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и
жуки-могильщики. О них выможете прочитать в учебнике на с .....
Прочитает ...
d. птицы
Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на
лугу?
Перепел - наряд у перепела скромный, но для глаз удивительно приятный:
по коричневому фону разбегаются беловатые и черные пестринки, горлышко
---- ...
.. -~--
---
~.
.- ------
~.
~
--
_ .. ... --0-
_ ... _-_ ..... -.
~'-~--_ .... -.-- ---._- --
.z::~ - _.-
шоколадное. Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие
семена, насекомых тоже не про пускает, охотно купается в пыли. Когда
придет пора строить гнездо, выкопает перепелка неглубокую ямку, натаскает
туда травинок ~ вот и все гнездо.
Коростель - питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает
семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет
в густой траве,откладывает в него до 1 О яиц. Птенцы у коростеля
удивительные: на цыплят похожи, но черные.
Трясогузка - сверху она серая, брюшко белое, а на груди будто черный
фартук. Бегает трясогузка по берегу и хвостом неустанно дергает вверх-вниз,
поэтому ее и назвали трясогузкой. Корм она собирает у воды, часто даже в
мелкую воду заходит, разных водных насекомых хватает. На зиму улетает
она на юг, а весной возвращается одной из первых к ледоходу.
• Что нового вы узнали о луговых птицах? .
е. звери
Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете?
... расскажет нам о кроте.
"Крот всю жизнь про водит под землей, он редко выходит на поверхность.
Как землекоп, он не знает себе равных. Все в нем приспособлено для
подземной жизни: гладкий, короткий мех (чтобы за землю не цепляться, но
он быстро вытирается - линяет крот з раза в год), передние лапы -
настоящие лопаты, кисть вывернута наружу, чтобы удобнее было копать.-=-
Крот делает подземные хсды авух видов: гнездовые, в которыан отдыха"
и кормовые. Чуткet"обоняни~азывает кроту, в каком направkении копать,
чтобы добраться до дождевого червя, гусениц и куколок бабочки и другого
корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и
мху. В спячку кроты не впадают. В малоснежье они гибнут. У крота много
врагов: лесная куница, сова, лисица и другие. Крот приносит большую
пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует ее
увлажнению. Но все же крот причиняет и вред: повреждает корневую
систему растений, поедает дождевых червей".
- Как приспособлен крот для подземной жизни?
- Какой он приносит вред, а какую пользу?
- Откройте учебник на с. 132 и прочитайте рассказ о животных луга.
- Что нового вы узнали?
- Как животные приспособлены к жизни на лугу?
Работа в тетради
Самостоятельно составьте схему: "Животные луга", приведите по 2 примера.
Проверка.
6. Луга и человек
• Прочитайте про себя параграф "Луга и человек". Будьте готовы ответить на
--- ~- .--------- - _ - :тrтп-' .--~ ----=----- ._-~---:- ~--- .... -.--- ._~
/
I
. зопросы, выписанные на доску.
• Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на
лугу.
- Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?
- Расскажи о том, как используются луга в сельском хозяйстве?
- Как нужно охранять луга?
Ответы детей
Перед ответом на п-ыи вопрос, учитель читает стихотворение:
"На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное "стой".
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели". ~ ;
- ~ ~
• О чем это стихотвореёие? Как ж&:rадо охранять луга? Что мы можем
сделать, чтобы сохранитьфауну и флору лугов?
7. Итог
IV. Закрепление пройденного
Какие растения луга вы знаете? Что о них запомнили? Какие живые существа
встречаются на лугу? Что вы о них знаете?
Почему луг называют природным сообществом? Как связаны между собой
обитатели луга? Какое влияние человек оказывает на луг? Как нужно
охранять луг?'
У. Самостоятельная работа
• Выполним самостоятельную работу на листочке. Составь 3 цепи питания,
которые складываются на лугу. Листочки после выполнения сдать.
VI. Домашнее задание-
Выполнить рисунки на тему: «Луг - природное сообщество».
УН. Итог урока. Выставление оценок.
• С каким природным сообществом мы познакомились на уроке? (Учитель
выставляет оценки с комментарием)
• Урок окончен.
\
---~-- ~_._-------_._-..------_._-_._ ...
-
~~~~~·~·------d·---~·· ~~~~~~
~. --
~-, .. _A...""
~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...