открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

окружающий мир  в 3 классе на тему  "луг- природное сообщество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

I i
I /

-


Урок природоведения в 3 классе


.,

Тема:

Луг - природное сообщество.

Разнообразие обитателей луга. Луг и человек

Цели:

• Сформировать у детей представление оприродном сообществе- луг:
растениях и животных луга, их взаимосвязи.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать мышление, память, речь детей.

Оборудование:

Индивидуальные карточки, картинки с изображением луга, гербарии
растений луга, рисунки с изображением растений и животных луга, учебник
А. Плешакова "Природоведение", 4 .. кл.

Ход урока

1. Организация класса

11. Проверка домашнего задания

  • Урок начнем с проверки домашнего задания.
  • С какоЙ=..темоЙ вы познакомились на прошлом уроке="прироДовел;ения?

        -"Луг-п~~одноес~бщество"~         -         w. _        ~

        •         По к&1>точкам БYiE/.УТ работать 4 человека.                 ."".,

Образец карточек:

Карточка N 1 :

Запиши, что дает нам лес

лес - (ответ: 1. лекарственные растения, грибы, ягоды; 2. кислород; 3-
фильтр, защита от пыли;4- строительство; 5- отдых; 6- круговорот воды;
7 - защита от выдувания).

        Карточка N 2:        ..

Напиши памятку "Как собирать грибы"
Ответ:

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.
Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

  1. Чтобы !:Те повредит!> грибницу, надо срезать грибы ножом.
  1. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться
    ядовитые.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека
яд
.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что,они нужны лесу.

Остальные работают со мной, отвечают на вопросы .

..•         •• _~~_ ••.. _        .~_ •. __ ._. _        ._. __ ..•...... __ -:- _        •        ._.~ ... _ •. , _        ~ __ • _        ._ .. __ •• _        . _        .~_~ _        ....._.         ~         .~._.         .•• __ •.•• '_'0 __ '         о         _.         •         _


-~--


  • Какие ярусы в лесу?
  • Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?
  • Как разные животные леса поделили между собой лесные этажи?
  • Какую роль в жизни леса играют грибы?
  • Что такое лесная подстилка?
  • Какое значение для леса имеет лесная подстилка?
  • Почему лес называют природным сообществом?

Молодцы! Я, вижу, что к уроку вы готовились тщательно, подготовили
подробные ответы на вопросы.

Оценка за ответы.

Карточки можете сдать.

111. Изучение I;I0BOro материала
1. Введение в тему.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего
урока?

"Нынче удались цветы повсюду,
Вволю им дaH~ покрасоваться

Я смотрю на землю, KaK~ чудо,
Просто не мо
§налюбовася.

Вот раскрылсялютик милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке!"
О чем это стихотворение?

Ребята, а что такое луг в вашем представлении?

Итак, тема нашего урока "Луг - природное сообщество".

2. Особенности природного сообщества- луг.

Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.
Вот посмотрите на картинку, на ней изображен луг.

Чем отличается луг от леса?

В каждом крае-есть немало мест, где растут только одни травянистые -
растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно
называют - лужайками, большие- лугами.

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых
лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные
территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем.
Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются
. Эти луга так и
называются -
заливные.

        . _._ .....         .. __ .. __ ~ .. _ .. ~. __ ... -.--0-.----.--- ... - .. - ...

                ----' . .=..~ _        ::-.


.         __ ._- -- ._-_.~---::::::=:-------- .-_ ....•...... _~-=_         --_ .. ----~-----_ .. _         - ----=-----

        . _        '- ••••• ,_; . .0:.' _        .~!- _        .~"""",-_._,:"",:,-~~~



1

iYra можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю

пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги
бывает луг р
анним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и
яркой п
естротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат
пчелы
, гудят шмели.

3. Растения луга

а. кормоеые

        •         Какие растения луга вы знаете?

Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.
Среди
них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на
пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются
ценными кормовыми растениями.

        •         Что вы знаете об этих растениях?

Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют
длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.

Легче всего узнать среди них ежу сборную. Соцветие этих растений очень
своеобразно - оно состоит точно из отдельных комков. Каждый такой комок-
это плотное скопление мелких комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у
нее нет соц
ветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом.

Характерный облик имеет и тимофеевка луговая. На верхушке стебля
мы видим узк
ое соцветие-султан (его называют ложным колосом).

        -         ~ _        :

•         По каким же признакам вы узнаете на лугу ежу сборную? Тимофеевку

луговую?

Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой
и м
ышиныи горошек.

•         Кто из животных больше всего любит клевер?

Про клевер нам расскажет ... (1 ученик у доски).

"Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у
красн
ого. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет
белый кле
вер, всегда много пчел.

Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не
созр
еют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.

А вот белый клевер - растение многолетнее. Из года в год будет он расти на
одном и том же месте, да
же если у него не созреют семена. Белый клевер
лучше к
расного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот
меньше красн
ого клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер,
мень
ше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите,
что листочки клевера пр
иподнялись кверху и сложились. Так листья клевера


спасаются от ночного холода".

  • Сколько лет живет красный клевер? А что вы узнали о белом клевере.
  • Как листья клевера спасаются от ночного холода?
  • Ребята, кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек?
  • Почему оно так называется? Какая особенность есть у этого цветка? (Он
    не мог бы жить самостоятельно, ему нужна опора, поэтому он своими
    усиками обвивает растение).

Мышиный горошек - это растение, очень похожее на горох. Только листочки
у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На
концах листьев у мышиного го
рошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой
усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него.
Так и растет - ведь стебелек у м
ышиного горошка совсем слабенький, вот и
при
ходится ему опираться на "соседей". Цветы у мышиного горошка синие
или фиолетовые. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с
большим уважением к мышин
ому горошку. К тому же растение это очень
хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

  • Каков внешний вид цветка?
  • Какую пользу приносит мышиный горошек животным и человеку?

В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах
на
чинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым
кормом для скота. Луговые растения
развиваются особенно быстро, поэтому
за л
ето их скашивают два, а то и три раза.

Я думаю, вы видели, ка -у нас в C~ косят траву.

Алсак именно?         :- _        $

-

Послушайте стихотворение А. Кольцова "Косарь" (читает учитель)

Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи - получается
копна,
уж потом в скирды, стога.

На лугу очень много цветущих растений - синих, желтых и красных. К
ним относятся и одуванчики, и
ромашки, и колокольчики и многие другие.

Следующий наш рассказ о цветущем растении - одуванчике.

"Носит одуванчик желтый сарафанчик,
По
драстет, нарядится в беленькое платьице,
Ле
гкое, воздушное, ветерку послушное".

Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти
цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет .....

"Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти
з
олотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их
называют по разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками.
Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью
одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют


- .... - ---~~-~._-


-

        -         -

"'~-' - .. --~. --_ ...

                                .• - __ - •.•.•••••         ._ .0-0- _ •. __ ._- =---~~.-.------__::=::::::::::.-.-

        ___ о         -         __ ••• _._

        .. =,,: _                ~


удуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по
f;lBKYCY. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая

.s; головка одуванчика - это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо

I

 каждого из них появляется пуховичок-парашютик. На таких пуховичках -
парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена,
но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в

        )1         плотную трубочку."

(комментарии, оценка ученику).


Какие имена получил одуванчик? Почему?
Как распространяются семена этого растения?

Еще один красивый цветок растет на наших лугах - это купальница.

"Наша купальница растет в Европейской части страны и очень робко
заглядывает в Сибирь, а потому ее и называют
купальницей европейской.
Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В
Сибири же растет другая купальница
- купальница азиатская (жарки).
Цветы у жарков не желтые, а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что
по всему лугу зажглось много-много ярких огоньков. В ненастную погоду
мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая пыльцу и нектар,
пчелы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь цветка.
Купальницу еще называют
З<.ШОТОЙ розо!t: Это растение занесено в KpacHjp

        книгу. -         ~ _        ~ _        . -

        •         Какие бывают купальницы? Чем они отличаются? Что представляет

собой цветок купальницы?

Ь. ядовитые растения

        •         Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть,

что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

Как вы думаете, почему?

На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех
ядовитый.

По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений -
вех. Это высокое, часто выше-метра, растение с полым стеблем и множеством
мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет
в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает
смерть.

  • Опишите внешний вид этого растения.
  • Чем оно опасно?

--

~

-

-----~---_.~----_._----_._- -

. ..,-.r=-


. - .- . ..- ".


=


~..


I


с лютиком нас познакомит ...

"На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик
едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех
лютик
ов ядовит - попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и
название лютик обозначает жестокий.

Иногда лютики называют еще куриной слепотой.

А откуда это название?

в сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые.
И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят
ночь. Очень рано" отправляются на покой" и лютики - еще задолго до
наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле.
О
тсюда и пошло название цветов - куриная слепота.

  • Почему лютики называются "куриной слепотой"?
  • Чем это растение опасно?

Работа в тетради

• Откройте тетради. Запишите число, тему "Природно - сообщества - луг" .

        ~         ~         :2 _        ~

        На как~руппы деJrятся луговые цветы?         =

• Зарисуйте в тетради схему.

Растения луга
кормовые ядовитые

в скобочках напишите по .два примера каждой группы растений.

4. Физкультминутка

5. Животные луга

Богат и разнообразен также животный мир лугов.

  • Каких животных луга вы знаете?

  • Откройте учебник на странице 130-131. Назовите тех животных, которых
    мы еще не пе
    речислили.

с. насекомые

Отгадайте загадку

"На лужайке жарко стало.
Дремлет кажда
я травинка.

- .. -- -------=:=
...•.... --_._ ...... _.

------- .- ._ .. ~----------

-

~ _ .. - .. ~----- .. - - =-- --


.•         •         4'_~-


L вдруг застрекотала швейная -машинка
/!Сгорбив худенькие спинки,

11 Подымая плечики,

V На невидимой машинке шьют в траве ... "

~         ПравИПЬНО,RYзnечu«u

  • А что вы о них знаете?
  • На спинке у кузнечика сложены крылышки. На одном из них - жесткая
    жилка с зазубринками.

Когда захочется ку~нечику застрекотать, приподнимет он чуть свои
крылышки и жилкой быстро-быстро по краю другого крылышка водит.
Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки. Оказывается, своей
песней кузнечик сообщает важные новости другим кузнечикам.

  • Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать)
  • На передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Как вы думаете,
    что это такое?
    (уши)

• Что вы запомнили об этом насекомом?

А это кто "сверху полукруглый панцирь, ярко-красный с черными точками. И
такой гладкий
, что блестит на солнце? А спереди голова плоская и тоже
б
лестящая, но не красная, а черная и с большими белыми пячнами. И УlJ1КИ

        тоже черные". &0 это? Q;жья коровка)         *::

        ~         ~         =

        ~         ~

        ~         =

Божьи коровки "бывают красными с черными точками, желтыми с черными

пятнами, желтыми с белыми пятнышками и даже совсем черные. Но почти
все они поедают тлей. Бывали случаи, когда божьи коровки целые сады
спасали от нашествия тлей! За это им очень благодарны люди.

• А кто из вас знает, почему божью коровку не клюют птицы?
А теперь мы посмотрим видеофильм
.() .жизни пчел и муравьев.
Просмотр фильма _

• Что интересного вы узнали об этих насекомых?

В зелени трав находятся питающиеся растениями гусеницы бабочек. Здесь
же нахо
дят корм разноцветные бабочки: махаон, зорька, голубянка.

На лугу живут очень интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и
жуки-
могильщики. О них выможете прочитать в учебнике на с .....
Прочитает ...

d. птицы

Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на
лугу?

Перепел - наряд у перепела скромный, но для глаз удивительно приятный:
по коричневому фону разбегаются беловатые и черные пестринки, горлышко

---- ...


.. -~--

---

~.


.- ------

~.


~

--


        _ ..         ... --0-

_ ... _-_ ..... -.

~'-~--_ .... -.-- ---._-                --

.z::~        -         _.-


шоколадное. Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие
семена, насекомых тоже не про пускает, охотно купается в пыли. Когда
придет пора строить гнездо, выкопает перепелка неглубокую ямку, натаскает
туда травинок ~ вот и все гнездо.

Коростель - питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает
семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет
в густой траве,откладывает в него до 1
О яиц. Птенцы у коростеля
у
дивительные: на цыплят похожи, но черные.

Трясогузка - сверху она серая, брюшко белое, а на груди будто черный
фартук. Бегает трясогузка по берегу и хвостом неустанно дергает вверх-вниз,
поэтому ее и назвали трясогузкой. Корм она собирает у воды, часто даже в
мелкую воду заходит, разных водных насекомых хватает. На зиму улетает
она на юг, а весной возвращается одной из первых к ледоходу.

• Что нового вы узнали о луговых птицах? .

е. звери

Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете?

... расскажет нам о кроте.

"Крот всю жизнь про водит под землей, он редко выходит на поверхность.
Как землекоп, он не знает себе равных. Все в нем приспособлено для
подземной жизни: гладкий, короткий мех (чтобы за землю не цепляться, но
он быстро вытирается - линяет крот з раза в год), передние лапы -
настоящие лопаты, кисть вывернута наружу, чтобы удобнее бы
ло копать.-=-
Крот делает подземные хсды авух видов: гнездовые, в которыан отдыха"
и кормовые. Чуткet"обоняни~азывает кроту, в каком направkении копать,
чтобы добраться до дождевого червя, гусениц и куколок бабочки и другого
корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и
мху. В спячку кроты не впадают. В малоснежье они гибнут.
У крота много
врагов: лесная куница, сова, лисица и другие. Крот приносит большую
пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует ее
увлажнению. Но все же крот причиняет и вред: повреждает корневую
систему растений, поедает дождевых червей".

  • Как приспособлен крот для подземной жизни?
  • Какой он приносит вред, а какую пользу?
  • Откройте учебник на с. 132 и прочитайте рассказ о животных луга.
  • Что нового вы узнали?
  • Как животные приспособлены к жизни на лугу?

Работа в тетради

Самостоятельно составьте схему: "Животные луга", приведите по 2 примера.
Проверка.

6. Луга и человек

• Прочитайте про себя параграф "Луга и человек". Будьте готовы ответить на

        ---         ~- .--------- - _        - :тrтп-' .--~ ----=----- ._-~---:- ~--- .... -.--- ._~


/


I

. зопросы, выписанные на доску.

• Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на
лугу.

  • Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?
  • Расскажи о том, как используются луга в сельском хозяйстве?
  • Как нужно охранять луга?
    Ответы детей

Перед ответом на п-ыи вопрос, учитель читает стихотворение:

"На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
О
ставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых нами понято
Б
ыло едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.
В
нас молчало безумное "стой".
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели".         ~         ;

        -         ~         ~

О чем это стихотвореёие? Как ж&:rадо охранять луга? Что мы можем

сделать, чтобы сохранитьфауну и флору лугов?

7. Итог

IV. Закрепление пройденного

Какие растения луга вы знаете? Что о них запомнили? Какие живые существа
встречаются на лугу? Что вы о них знаете?

Почему луг называют природным сообществом? Как связаны между собой
обитатели луга? Какое влияние человек оказывает на луг? Как нужно
о
хранять луг?'

У. Самостоятельная работа

• Выполним самостоятельную работу на листочке. Составь 3 цепи питания,
которые склады
ваются на лугу. Листочки после выполнения сдать.

VI. Домашнее задание-

Выполнить рисунки на тему: «Луг - природное сообщество».
УН. Итог урока. Выставление оценок.

С каким природным сообществом мы познакомились на уроке? (Учитель
выставляет оценки с комментарием)

Урок окончен.


\

---~-- ~_._-------_._-..------_._-_._ ...

-

~~~~~·~·------d·---~·· ~~~~~~

        ~.         --

~-, .. _A...""

~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...