рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Светлана Георгиевна Киляшова

рабочая программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по    окружающему миру для  3 д класса

Киляшовой Светланы Георгиевны,

учителя  начальных классов

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 года №68-ЗРТ «Об образовании»;
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года
  • примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданных на основе федерального государственного образовательного стандарта, М.: «Просвещение», 2011 год;
  • авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ //М.: «Просвещение», 2011 год;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • учебного плана  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 3 класса начальной школы А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой «Окружающий мир», / /М.: «Просвещение» , 2013 год.

Место учебного предмета «Окружающий  мир» в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир» входит в состав образовательной области «Обществознание и естествознание».

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего  на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 3 классе  68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

По учебному базисному плану гимназии на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, 68  часов в год.

  «Окружающий мир» интегрирован с курсом  ОБЖ. Элементы основ безопасности жизнедеятельности преподаются в качестве модулей, включённых в содержание предмета «Окружающий мир».

                       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

                                                                учебного предмета

У учащихся будут сформированы:

Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Учащийся научится

Регулятивные

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

Учащийся научится

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  • перечислять правила ответственного туризма;
  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
  • показывать на карте водные объекты;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
  • характеризовать природные сообщества на примере леса;
  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

Учащийся получит возможность научиться:

  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
  • определять значение своего имени;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  • характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;
  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

Содержание обучения

Радость познания (13 ч)

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре. Особенность познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов.

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете.

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света. Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и особенностях их культуры.

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию. Правила туризма. Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.

Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта.  Правила пользования личным и общественным транспортом.    

ОБЖ   Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

Мир как дом (20 ч)

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

Твёрдые тела, жидкости, газы. Вещества. Вода – растворитель.

Солнце, его значение для жизни на Земле. Звёзды и планеты.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода, её состояния. Её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей. Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.

Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе. Способы изображения животных в разных видах народного творчества. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Лес – единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.       Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.

Водоём – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга.  Круговорот веществ в водоёме. Влияние человека на водное сообщество.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Дом как мир (24 ч)

Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме.

Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни семьи. Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме – характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Традиции гостеприимства. Лифт — наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака и святости отцовства и материнства в народных пословицах, старинных обрядах и обычаях. Традиции воспитания девочки и мальчика. Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя.

Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек.

Общее представление о строении тела человека. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма.

ОБЖ  Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.

Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании.      Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

Правила здорового образа жизни. Бережное отношение к инвалидам.

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье. Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран.

Образ достойной, уважаемой старости, представленной в народных сказках, пословицах, в произведениях живописи.

История рода А.С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта.

В поисках Всемирного наследия (11 ч)

Понятие «Всемирное наследие». Его эмблема.

Ансамбль Московского Кремля и озеро Байкал как объекты Всемирного культурного наследия.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды.

Природные и культурные достопримечательности Греции, её столица. Греция  и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь.

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира.

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена.

Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества.

   ОБЖ   Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.

      Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

Тематическое планирование

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

уроки

практические, самостоятельные

работы, экскурсии

Радость познания.

13

8

5

Мир как дом.

20

14

6

Дом как мир.

24

18

6

В поисках Всемирного наследия.

11

9

2

Итого

68

49

19

Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру и ОБЖ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

«Радость познания » (13 ч)

Свет знания.

1

Как изучают окружающий мир.

1

Книга – источник знаний.

1

Отправимся на экскурсию.

1

О чём рассказывает план?

1

Планета на листе бумаги.

1

Страны и народы на политической карте мира.

1

Путешествуя, познаём мир.

1

ОБЖ

Безопасное поведение на дорогах.

1

Транспорт.

1

ОБЖ

Мы – пассажиры.

1

Средства информации и связи.

1

ОБЖ

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

1

Мир как дом (20 ч)

Мир природы в народном творчестве.

1

Из чего состоит всё.

1

Мир небесных тел.

1

Невидимое сокровище.

1

Самое главное вещество.

1

Природные стихии в народном творчестве.

1

ОБЖ

Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

1

Кладовые земли.

1

Чудо под ногами.

1

Мир растений.

1

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

Мир животных.

1

Образы животных  в народном творчестве.

1

Невидимые нити в живой природе.

1

Лес – волшебный дворец.

1

ОБЖ Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению

1

Луг – царство цветов и насекомых.

1

Водоём – дом из воды.

1

Как сохранить богатства природы.

1

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

Дом как мир (24 ч)

Родной дом – уголок Отчизны.

1

Свой дом – свой простор.

1

Тепло родного дома.

1

ОБЖ Безопасное поведение дома.

1

В красном углу сесть – великая честь.

1

Побываем в гостях.

1

На свет появился – с людьми породнился.

1

Родословное древо.

1

Муж и жена – одна душа.

1

Святость отцовства и материнства.

1

Моё имя – моя честь.

1

Добрые дети – дому венец.

1

Детские игры – школа здоровья.

1

Строение тела человека.

1

Как работает наш организм.

1

Что такое гигиена.

1

Наши органы чувств.

1

Школа первой помощи.

1

ОБЖ Первая медицинская помощь при отравлении газами.

1

Здоровью цены нет.

1

Дом не велик, а стоять не велит.

1

Семейный бюджет.

1

Мудрость старости.

1

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

В поисках всемирного наследия (11 ч)

Всемирное наследие.

1

Московский Кремль.

1

Озеро Байкал.

1

Путешествие в Египет.

1

Путешествие в Грецию.

1

Путешествие в Иерусалим.

1

Путешествие в Китай.

1

Всемирные духовные сокровища.

1

ОБЖ Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

1

ОБЖ Чрезвычайные ситуации.

1

ОБЖ Впереди лето!

1

                                                                            итого

68

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...