Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Ивакина Светлана Александровна

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год,  примерной  программой по окружающему миру начального общего образования,  авторской программой О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой  «Окружающий мир»   (программа для 1-4 кл) / Проект «Перспективная  начальная школа»./ Программы по учебным предметам - М.: Академкнига,2011.

Программа учитывает  возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся,  способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При  реализации рабочей  программы по учебному предмету окружающий мир общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской  СОШ, учитывается, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) в 3 классе- 1,5 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

        Цель обучения  окружающему миру -  формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности; формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

       Достижение этой цели предпо­лагает решение следующих задач: развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества, формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе

 

Количество часов на год по  программе – 68ч, количество часов в неделю – 2, что соответствует учебному плану  Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_3_klass_fgos_2015.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год,  примерной  программой по окружающему миру начального общего образования,  авторской программой О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой  «Окружающий мир»   (программа для 1-4 кл) / Проект «Перспективная  начальная школа»./ Программы по учебным предметам - М.: Академкнига,2011.

Программа учитывает  возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся,  способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При  реализации рабочей  программы по учебному предмету окружающий мир общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской  СОШ, учитывается, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) в 3 классе- 1,5 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

        Цель обучения  окружающему миру -  формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности; формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

       Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества, формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе

 

Количество часов на год по  программе – 68ч, количество часов в неделю – 2, что соответствует учебному плану  Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год.

Основное содержание программы

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

 

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

  1. Человек и природа

52ч

52ч

  1. Человек и общество

12ч

12ч

  1. Правила безопасного     поведения

4 ч

Итого

68ч

68ч

Требования к планируемым результатам изучения программы. 

Личностные результаты

         Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- самоконтроль процесса и результатов деятельности ;

-  формирование базовых эстетических ценностей;

-  формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование ценностно-смысловой ориентации.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

-  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание курса:

        1.Человек и природа

        2. Человек и общество

        3. Правила безопасного поведения

Предметные результаты.

Раздел «Человек и природа»

            Обучающие научатся:

  •  характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства  воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой  и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.

           Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

          Обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

         Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).

Раздел «Правила безопасного поведения»

           Обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

            Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.

Номера

уроков

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плано

вые сроки

прохо

ждения

Скоррек

тиро-

ванные сроки

прохождения

Изображение Земли на глобусе 4ч

 1 триместр

1

   Наш мир знакомый и загадочный  

  Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Сравнивать глобус и карту полушарий

Находить условные знаки на карте полушарий

Извлекать дополнительную информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета

2

   Глобус - модель земного шара

3

   Материки и океаны на глобусе

4

  Формы поверхности Земли

 Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Различать холмистые и плоские равнины

Характеризовать формы земной поверхности

О чем рассказала карта 8ч

5

 Географическая карта

 Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Находить и показывать на карте географические объекты

 

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий)

Извлекать дополнительную информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета

 

 

 

6

 Учимся читать карту

7

 План местности

8

 Холмы и овраги

9

 Стороны горизонта

10

 Ориентирование на местности.

Компас

11

 Ориентирование на местности

(урок-экскурсия)

12

 Изображение Земли на глобусе

и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование)

Из чего все на свете 7ч

13

 Тела; вещества; частицы

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»

Классифицировать тела и вещества, приволить примеры естественных и искусственных тел

Формулировать выводы из изученного материала

Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

 

14

 Твердые вещества; жидкости и газы

15

 Вода – необыкновенное вещество

16

 Свойства воды в жидком состоянии

(заседание клуба)

17

 Термометр и его устройство

18

 Свойства воды в твердом состоянии

(заседание клуба)

19

 Свойства воды в газообразном

 состоянии.

Чудесные превращения воды в природе 6ч

 20

 Круговорот воды в природе

 Различать три состояния воды

Работать в паре; находить главные мысли учебного текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды

2 триместр

21

 Туман и облака

 Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

 Работать в паре; находить главные мысли учебного текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды

Высказывать предположение о том, почему нужно беречь воду, находить цифровые данные на этот вопрос

   

22

 Осадки

23

 Вода – растворитель (заседание клуба)

24

 Растворы в природе

25

 Почему воду надо беречь?

Воздух и его свойства 5ч

26

 Океан; которого нет на карте и глобусе

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Анализировать схему с целью определения состава воздуха

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха

Формулировать выводы из изученного материала

27

 Воздух – это смесь газов

28-29

 Свойства воздуха (заседание клуба)

Движение воздуха 5ч

30

 Температура воздуха

 Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Формулировать выводы из изученного материала

Работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях

Приводить примеры погодных явлений

31

Ветер.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

32

Что такое погода?

33-34

Заключительный урок.

Вода и воздух

Тайна недр 6ч

35

Горные породы

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах

Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые

Работать с терминологическим словарем

Высказывать предположение о причинах разрушения горных пород

Различать горные породы и минералы

36

Разрушение горных пород

37

Что такое минералы

38

Полезные ископаемые

39

Свойства полезных ископаемых

(заседание клуба)

40

Почему надо беречь

полезные ископаемые

Почва 3ч

41

Как образуется почва

 Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять

42

Почва и её свойства (заседание клуба)

Формулировать выводы из изученного материала

Высказывать гипотезы том, почему почва плодородна.

Исследовать состав почвы.

III триместр

43

Зачем и как люди заботятся о почве

(заседание клуба)

Формулировать выводы из изученного материала

Высказывать гипотезы том, почему почва плодородна.

Исследовать состав почвы.

 Природные сообщества 15ч      

44-45

Лес и его обитатели.

Безопасное поведение на тротуарах.

Формулировать выводы из изученного материала

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в лесах родного края

46

Луг и его обитатели

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в лугах родного края

Составлять памятку «Как вести себя на лугу»

47

Поле и его обитатели

48-49

Пресные водоемы и его обитатели

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в водоемах родного края

Научатся понимать:

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Научатся:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных);

раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

ухода за растениями (животными)

50

Болото и его обитатели

51

Значение лесов

Научатся понимать:

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.

52

Безопасное поведение в лесу.

Дорога и ее элементы, правила поведения на ней.

53

Луг и человек

54

Надо ли охранять болота?

55

Дары рек и озёр

56

Безопасное поведение у водоемов.

Где можно и где нельзя играть.

57

Человек-защитник природы

58

Природа будет жить

 Путешествие в прошлое 10ч

59

Лента времени

Научатся понимать:

название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

Научатся:

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);

границы России, некоторые города России;

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности с помощью компаса.

60-61

Золотое кольцо.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

62-63

Путешествие по Санкт-Петербургу. Поездка на трамвае и других видах транспорта.

64-67

Достопримечательности родного края. Правила поведения на улице и дороге.

68

Заключительный урок

                                         

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Согласовано

На заседании ШМО

учителей нач.классов

Протокол №______от «____»________2015г.

_____________И.А.Кошевая

Согласовано

Зам.дир.по УВР

__________ ___Попова С.Б..

«_____» ______________2015г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...