Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для начальных класса разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Основной образовательной программы МБОУ Есинская СОШ
2.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2015-2016 учебный год
3. Положения о рабочей программе МБОУ Есинская СОШ (приказ №11 от 30.06.2014г.)
4. Тематическое планирование составлено на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа 21 века». Руководитель проекта - член - корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Москва: Вентана - Граф, 2012)
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения:
-формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
-ознакомить с взаимосвязями человека и природы; человека и общества;
-усвоить знания об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
-освоить общенаучные и специфические методы познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
-воспитывать любовь к природе, своей малой Родине, своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
-формировать навыки безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-создавать психолого-педагогические условия для индивидуального прогресса в сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, с сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе:
На начало учебного года в классе 14 обучающихся: 9 девочек и 5 мальчиков. Большинство не имеют хронических заболеваний. Уровень подготовленности, первоначальные знания о явлениях окружающего мира у всех детей разные. В целях развития личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность по данному предмету необходимо организовывать парно-групповую работу, взаимопомощь, взаимопроверку. Приучать более подготовленных детей к систематическому общению с учебником, справочным материалом, рабочей тетрадью, формировать привычку работать самостоятельно, систематизировать и обобщать знания по заданию учителя. Повышать интерес к предмету, приучая детей к систематическим наблюдениям за объектами окружающей природы, к природоохранной деятельности. На уроках использовать краеведческий материал.
Успешность самостоятельной работы определяется методическими приемами, способствующими формированию у обучающихся универсальных учебных действий, а также доступностью содержания заданий и упражнений и степенью понимания каждым учеником того, что и как ему требуется выполнить, чтобы получить правильный результат.
Прогнозируемый результат: сформировать интерес к познанию окружающего мира , потребность в бережном отношении к окружающей природе, к живым существам.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Используемая линия учебников:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание пятое, переработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2ч. М.«Вентана – Граф», 2014г.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них в 1 классе- 66 часов, во 2 классе-68 часов, в 3 классе-68 часов, в 4 классе-68 часов.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Формы организации занятий и системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
Формы организации учебного процесса:
- сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: интегрированных уроков, уроков – экскурсий, практических занятий и др. ( обучение строится на деятельностной основе);
- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Система оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценку успешности освоения содержания отдельных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегосяв способности к выполнению учебно- практических и учебно-познавательных задач;
- оценку динамики образовательных достижений учащихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений
Оценка достижений учащихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Сроки проведения педагогической диагностики:
I этап – 2-я неделя сентября (стартовая диагностика);
II этап – конец 2-ой четверти ; ( завершение букварного периода)
III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая (итоговая диагностика).
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель текущего опроса – проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее – проверить , как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля являются различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика – как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений ( о природе, обществе, культуре, из истории); объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи-непохожи; одинаковые- разные; существенное-несущественное).
Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у выпускника начальной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях – как учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задания 7 и 8 неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.
Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные формы и виды контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результат своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы ( в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75 % правильных ответов.
Варианты оценивания:
Уровневая шкала | Процентная балльная шкала | ||
Низкий | Выполнены отдельные задания | 0-60 % менее 17 баллов | оценка «2» |
Средний
| Выполнены все задания, с незначительными погрешностями
| 60-77 % 18-22 балла | оценка «3» |
77-90 % 23-26 баллов | оценка «4» | ||
Высокий | Все предложенные задания выполнены правильно | 90-100% 27-30 баллов | оценка «5» |
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. В содержании предмета интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.
При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
В программе учебного предмета «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержательные линии на уровне введения:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.
Данный курс носит интегративный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов ( изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности) , и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждение результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов.
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствует формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «историческое время»;
- различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё;
- характеризовать условия жизни на земле: вода, воздух, тепло, свет;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоёмы;
- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
- объяснять особенности бактерий;
- объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых
- характеризовать значение растений для жизни;
- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия. СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
- ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Равитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории , культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей:
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
-Формирование основ российской гражданской идентичности.
-Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
-Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
-Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
-Воспитание любви к родному краю.
-Воспитание любви к своей семье.
-Воспитание гуманного отношения к людям.
-Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
-Понимание роли человека в обществе.
-Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
-Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-Формирование основ экологической культуры.
-Понимание ценности любой жизни.
-Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
-познавательные - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.;
- регулятивные - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные - способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
-Осознание целостности окружающего мира.
-Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
-Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
-Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
-Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
-владение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
-Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
-Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
-Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ
Основное содержание (270 часов)
Что такое окружающий мир(15–20 часов)
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.
Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.
Практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Младший школьник (10–15 часов)
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила организации домашней учебной работы: подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание и др. Дорога от дома до школы; правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.
Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание). Телефоны экстренной помощи.
Семья – первый коллектив ребенка. Труд в семье, обязанности членов семьи, их взаимоотношения. Отдых в семье. Хозяйство семьи, доходы и расходы семьи, деньги.
Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Экскурсии по школе; в спортивное учреждение, места отдыха горожан (сельчан).
Практические работы: измерение массы своего тела, роста; измерение времени по часам; составление режима дня; первая помощь при легких травмах.
Природа (60–70 часов)
Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры). Связи между неживой и живой природой (значение солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды: научные прогнозы (общее представление), народные приметы; значение предсказаний погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека.
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ; легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; легко сжимается; благодаря наличию в нем кислорода является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика).
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва, ее значение для живой природы, хозяйства человека; состав; плодородие как главное свойство почвы.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различение наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2–3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края (при наличии условий).
Практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).
Человек и природа (15–20 часов)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории (при наличии условий).
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Межпредметные связи с «Технологией (Трудом)».
Общество (55–60 часов)
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей). Важнейшие события, происходящие в стране.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей (по выбору), их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
История Отечества. Что такое история. Счет лет в истории. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с Искусством и Литературным чтением).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с лентой времени (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.
Родной край – малая Родина (10–15 часов)
Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: достопримечательности родного города (села); в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий).
Практические работы: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.
Земля – планета жизни (15–20 часов)
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2–3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.
Национально-региональные этнокультурные особенности содержания введено в следующих разделах и темах:
1 класс: Раздел «Времена года»
« Сентябрь – первый месяц осени» ( уртeн айы –праздник урожая хакасов, традиции школы, аала празднования праздника урожая).
«Октябрь уж наступил» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
«Ноябрь – зиме родной брат» ( Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
«Дикие животные» (местный материал о диких животных, зоопарк г. Абакана)
«Что мы знаем о птицах» (местный материал о птицах)
«В декабре, в декабре все деревья в серебре» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
«Январь – году начало, зиме середина» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
«Март – капельник» ( Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
Раздел «Природа живая и неживая».
« Что нам осень подарила» (Использование местного материала – растения сада и огорода)
«Грибная пора» (местный материал о грибах)
«Какая бывает вода» (топонимика аала- названия речек аала, района, РХ)
«Наш уголок природы» (Местный материал – домашние животные. Ведение домашнего хозяйства).
Раздел «Моя Родина»
«Семья» (рассказы о рождении своей семьи, о традициях, реликвиях семьи).
«О маме» (составление древа семьи).
«Где ты живешь»? (Прошлое и настоящее деревни. Памятные места деревни)
«Дом, в котором ты живешь» (путешествие в прошлое своих предков, моя родословная)
Раздел «Значение труда для человека и общества»
«Как из зерна получилась булка» ( о передовых механизаторах аала, полеводстве аала в прошлом и настоящем).
«Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей» (Местный материал – работники библиотеки, клуба, ф/пункта, магазина, почтальон и т.д.)
Раздел « Природа вокруг нас»
«Человек и домашние животные» (местный материал о домашних животных, домашнее хозяйство)
«Хвойные деревья» (местный материал о хвойных деревьях).
Раздел «Наша Родина – Россия, Российская Федерация»
«Наша страна – Россия» (Символика РХ: флаг, герб)
«Народная сказка» (Хакасские народные сказки)
Считалки, скороговорки, стихи на хакасском языке.
Материалы по экономическому, социальному и культурному развитию аала, Аскизского района, Республики Хакасия
Материал по символике Аскизского района, Республики Хакасия
Местный материал по природе, истории аала.
Национальные блюда хакасов.
2 класс
Раздел «Что окружает человека»
«Окружающий нас мир» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
Раздел «Кто ты такой?».
Тема « Я, ты. Он, она… Все мы люди» (Использование местного материала – фотографии людей разных национальностей, проживающих в аале, районе, РХ)
Тема « Наши помощники – органы чувств» (Названия органов чувств на хакасском языке)
Тема «Поговорим о здоровье» ( Питание хакасов в прошлом и настоящем)
Тема «Физическая культура» (Местный материал – национальные игры хакасов).
Тема «Почему нужно правильно питаться» ((Питание хакасов в прошлом и настоящем).
Раздел «Кто живет рядом с тобой?»
Тема «Что такое семья» (составление древа семьи)
Тема « О правилах поведения» (Местный материал – работники библиотеки, клуба, ф/пункта, магазина, почтальон и т.д.).
Тема «Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась» (история возникновения аала, Аскизского района)
Тема «Города России» (Города Республики Хакасия).
Тема «Как трудятся россияне» ( о передовых механизаторах, чабанах аала Анхаков, учителя школы).
Тема « Все профессии важны» ( профессии жителей аала, выпускники школы, кем они стали)
Раздел « Мы – жители Земли»
Тема «Твое первое знакомство со звездами» ( Названия некоторых звезд на хакасском языке, быль о звездах)
Тема « В некотором царстве…» (Звери и птицы родного края).
Тема «Разнообразие растений» (Растения родного края, местный материал).
Тема «Лес и его обитатели» (Обитатели леса родного края).
Тема «Деревья леса» (местный материал – деревья местности).
Тема «Кустарники леса» (местный материал – кустарники местности)
Тема «Водоемы и их обитатели» (Местный материал – обитатели местного водоема)
Тема «Луг и его обитатели» (Местный материал – обитатели луга)
Тема «Поле и его обитатели» (Местный материал – обитатели поля)
Тема «Наша страна – Россия» (Символика РХ: флаг, герб)
Считалки, скороговорки, стихи на хакасском языке.
Материалы по экономическому, социальному и культурному развитию аала, Аскизского района, Республики Хакасия
Материал по символике Аскизского района, Республики Хакасия
Местный материал по природе, истории аала.
Национальные блюда хакасов.
3 класс
Тема «Где и когда ты живешь» Местный материал по природе, истории аала.
Тема «Природные тела и природные явления» Названия звезд на хакасском языке.
Тема «» Вода условие жизни на земле. Водоемы нашей местности.
Тема «План и карта» Карты нашей местности Аскизского района
Тема «Грибы» Грибы нашей местности
Тема «Животные часть природы» Животные нашей местности.
Тема «Человек и животные» Домашние животные нашей местности.
Тема «Заповедники» Заповедники РХ
Тема «Как в старину трудились наши предки» Труд древних хакасов
Тема «Какие предметы окружали русских людей» Быт хакасов
Тема «Русская трапеза» Национальные блюда хакасов.
4 класс
Урок№22. Что нужно знать о болезнях. Народные лекарственные средства (травы)
Урок№33. Природные зоны России. Природные зоны Хакасии.
Урок№37. Почвы России. Охрана почв в лесостепной зоне Хакасии.
Урок№38. Рельеф России. Рельеф Хакасии.
Урок№39. Как возникли и строились города. Хакасская традиционная архитектура.
Урок№45. Что такое культура? Традиционная культура народов Хакасии
Урок№54. Обрядовые праздники. Обрядовые праздники в культуре народов Хакасии
Урок№61. Героические страницы нашей Родины. Наши земляки – участники ВОВ, труженики тыла.
Урок№67. Мы живем в Российском государстве. Символы Республики Хакасия.
Планируемые результаты освоения предмета:
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
- различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
получат возможность научиться:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать своё учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права граждан России и права ребенка;
- оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое-настоящее- будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой;
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся получат возможность научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры;
- проводить несложные опыты и наблюдения ( в соответствии с программой);
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся научатся:
называть (приводить примеры):
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
получат возможность научиться:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебники.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание пятое, переработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2014.
Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2ч. М.«Вентана – Граф», 2014г.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г.
Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | |
план | факт | ||||
1 | Человек – часть природы. | 1 | 03.09 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
2 | Человек – живой организм. Нервная система | 1 | 08.09 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
3-4 | Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. | 2 | 10.09 15.09 | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) | |
5 | Пищеварительная система. | 1 | 17.09 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
6 | Дыхательная система. | 1 | 22.09 | Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | |
7 | Кровеносная система. | 1 | 24.09 | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | 29.09 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |
9-10 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Слух. | 2 | 01.10 06.10 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
11 | Обобщение. Человек-часть природы. | 1 | 08.10 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | |
12 | Мир чувств. | 1 | 13.10 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
13 | Обрати внимание на внимание. | 1 | 15.10 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
14 | Помни о памяти. | 1 | 20.10 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | |
15-16 | Правила здоровой жизни. Как закаливать свой организм. | 2 | 22.10 27.10 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | |
17 | Поговорим о вредных привычках. . | 1 | 29.10 | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |
18 | Когда дом становится опасным. | 1 | 10.11 | Оценка жизненных ситуаций и поступков. | |
19 | Какие опасности подстерегают детей на дороге. | 1 | 12.11 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
20 | Если случилась беда… Ядовитые растения. | 1 | 17.11 | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | |
21 | Что нужно знать о болезнях. Народные лекарственные средства (травы) | 1 | 19.11 | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | |
22 | Чем человек отличается от животных. | 1 | 24.11 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
23 | Человек умеет думать и говорить. | 1 | 26.11 | Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. | |
24 | От рождения до старости.
| 1 | 01.12 | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | |
25 | Почему пожилым людям нужна твоя помощь. | 1 | 03.12 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | |
26 | Поговорим о доброте. | 1 | 08.12 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
27 | Что такое справедливость. | 1 | 10.12 | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | |
28-29 | Умеешь ли ты общаться? Учимся вести беседу. Избегай общения с незнакомыми людьми. | 2 | 15.12 17.12 | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |
30 | Контрольная работа. Тема: «Человек – живое существо» | 1 | 22.12 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
31 | Гражданин должен знать свою Родину. | 1 | 24.12 | Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. | |
32-36 | Природные зоны России. Арктика. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Степь. Пустыня. Влажные субтропики Природные зоны Хакасии | 5 | 29.12 12.01 14.01 19.01 21.01 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | |
37 | Почвы России. Охрана почвы в лесостепной зоне Хакасии | 1 | 26.01 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
38 | Рельеф России. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Урал – Каменный пояс. Рельеф Хакасии | 1 | 28.01 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
39-40 | Как возникли и строились города. Хакасская традиционная архитектура. «Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному. | 2 | 02.02 04.02 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | |
41-43 | Россия и её соседи. Япония – страна восходящего солнца. Китай – страна природных контрастов. Финляндия – наш северный сосед. Королевство Дания. | 3 | 09.02 11.02 16.02 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
44 | Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края» | 1 | 18.02 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
45 | Что такое культура? Традиционная культура народов Хакасии | 1 | 23.02 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
46 | Как возникла письменность. Летопись – рукописная книга. | 1 | 25.02 | Слушать и понимать речь других. | |
47-51 | Образование – часть культуры общества. О первых школах и книгах. Чему и как учились при Петре I. Как развивалось образование после Петра I. Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов. Школа в XIX веке. | 5 | 01.03 03.03 08.03 10.03 15.03 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. | |
52-54 | Русское искусство до XVIII века. Русская икона. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси. Обрядовые праздники в традиционной культуре хакасов | 3 | 17.03 05.04 07.04 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
55 | Искусство России XVIII века. Архитектура. Живопись. Государственный публичный театр. | 1 | 12.04 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
56-58 | «Золотой век» русской культуры Поэты и писатели XIX века. ( Николай Александрович Некрасов. Лев Николаевич Толстой. Композиторы XIX века. Михаил Иванович Глинка. Пётр Ильич Чайковский) Художники XIX века (Василий Андреевич Тропинин Илья Ефимович Репин. Исаак Ильич Левитан.) | 3 | 14.04 19.04 21.04 | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | |
59 | Искусство России XX (20) века. | 1 | 26.04 | Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | |
60 | Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности» | 1 | 28.04 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
61-64 | Героические страницы нашей Родины. Как Русь боролась с половцами. Как русские воины победили шведских захватчиков. Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва. Наши земляки - участники ВОВ, труженики тыла. | 4 | 03.05 05.05 10.05 12.05 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
65 | Обобщающий урок. Тема: «Героические страницы нашей Родины» | 1 | 17.05 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
66-67 | Мы живем в Российском государстве. Символы государства. Символы Республики Хакасия. | 2 | 19.05 24.05 | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | |
68 | Контрольная работа. Итоговое тестирование | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...