Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа предназначена для обуающихся 2 класса (УМК "Начальная школа XXI века")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
(2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Окружающий мир» для 2 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012/, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Основная образовательная школа №6». В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Цель данной программы - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:
-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Основные принципы отбора материала:
-интеграции: соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
-педоцентрический: отбор наиболее актуальных знаний для ребенка этого возраста;
-культурологический: развитие общий культуры школьника;
-экологизации: экологическое образование школьника;
-поступательности: постепенность, последовательность и перспективность обучения;
-краеведческий: использование местного окружения, экскурсии на природу, музеи в места трудовой деятельности
Общая характеристика учебного процесса:
-программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;
-в комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми;
Формы организации занятий:
-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);
-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;
-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:
1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой».
2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».
3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».
4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».
5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе: «человек – природа – общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает возможность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и логическое развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Содержание программы (68ч)
Введение. Что нас окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (8 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что дает природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники – органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством), Помощь человеку, попавшему в беду. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живёт рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия – твоя Родина (26 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России.
Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга.
Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья: Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы – жители Земли (26 ч)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение – живые существа.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов.
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.
Экскурсии.
В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом места окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Сроки реализации программы «Окружающий мир»: программа рассчитана на год обучения: 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты изучения курса
(регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир)
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит работа в малых группах)
Предметные результаты
К концу обучения во втором классе ученик научится:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
узнавать государственную символику РФ и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РФ, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящие к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методическое сопровождение
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия для учителя
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Примерная основная образовательная программа МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6».
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2007.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.
Виноградова Н.Ф. Рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012
Окружающий мир. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой. В 2 ч.: составитель Е.Б. Бугрова. – Волгоград: Учитель - АСТ,2012
Литература для учащихся
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.
Виноградова Н.Ф. Рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.
Интернет-ресурсы:
www festival. ru;
www.it -n. ru
учебно-тематическое планирование (68ч, 2ч в неделю)
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | УУД | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | корректировка | ИКТ |
1 | 1 четверть (16ч) Введение (2ч) | Что такое окружающий мир? | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 6–7, 12.Р. т., | |||
2 | Что изучает история? | Уметь составлять словесный портрет. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т.,с.10– 12.Р. т., с. 12–13, № 1, 2 | ||||
3 | Кто ты такой? (2ч) | Человек – живой организм | Уметь проводить наблюдения; делать выводы. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч, с. 17, з, Р. т., с. 15, № 1–3, 4 |
4 | Наши помощники – органы чувств | Уметь проводить наблюдения; делать выводы; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 20, 22, з., с. 23 | ||||
5 | Ты и твое здоровье (10ч) | Что такое здоровье? | Уметь сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь». Моделировать ситуацию: здоровье и осторожность. Знать, что такое режим дня и умеют его выполнять и анализировать. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 24, с.26, с. 27. Р. т., с. 23, № 22.Уч., с. 24–30.Р. т., с. 18–22. | |||
6 | Режим дня. Практическая работа №1 «Составление режима дня» | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 33 Р. т., с. 21–22 | |||||
7 | Физическая культура | Использовать информацию для решения учебных и практических задач; характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. | Текущий | Уч., с. 38– 39. Р. т., с. 23, 23 | ||||
8 | Урок-игра. Спортзал | Текущий | Уч., с. 42 | |||||
9 | Закаляться может каждый | Текущий | Уч., с. 43, с. 44, рассказ по рисунку | |||||
10 | Здоровье и питание Практическая работа №2 «Составление памятки о правильном питании» | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 23. 24, 25, № 24. Уч., с. 45, 47–51 | ||||
11 | Умеешь ли ты есть? | Дидактическая игра | Уч., с. 52, 53, 54, задания | |||||
12 | Здоровье и осторожность Практическая работа №3 «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах» | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 59. Р. т., с. 27–31. | ||||
13 | Здоровье и осторожность | Использовать информацию для решения учебных и практических задач; реализовывать в учебных, игровых, житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 28 | ||||
14 | Можно ли изменить себя? Проверочная работа №1 «Все ли ты знаешь о себе» | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. | Тематический | Уч., с. 60–62, «советы» | ||||
15 | Кто живет рядом с тобой… (8ч) | Что такое семья? Практическая работа №4 «Составление древа семьи» | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; составлять рассказы на заданную тему. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. | Творческая работа (рисунок) | Р. т., с. 28. Проверь себя, с. 30– 32 Уч., с. 69–70 | |||
16 | Кто занимается домашним хозяйством. | Анкетирование | Уч., с. 72, придумать историю. Уч., с. 70–73 |
17 | 2 четверть (16ч) | Чем семья занимается в свободное время. | Уметь составлять рассказ о своей семье. | Анкетирование | Р. т., с. 33. Уч., с. 73–75 | ||||
18 | Твои друзья – взрослые и сверстники | Использовать информацию для решения учебных и практических задач; выполнять правила поведения со взрослыми, сверстниками. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 37–38.Уч., с. 78, придумать рассказ. | |||||
19 | Твои друзья – взрослые и сверстники | Уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 40–41 | |||||
20 | Правила культурного поведения в театре | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 83, придумать рассказ Уч., с. 79–83 | |||||
21 | О дружбе. Практическая работа №5 «Напиши письмо другу» | Уметь подбирать пословицы и поговорки о дружбе; классифицировать качества по признаку: положительное-отрицательное (добрый-жадный, т.д.) | Творческая работа, работа в парах | Уч., с. 85, 87 | |||||
22 | О дружбе. Урок-игра. | Текущий | Р. т., с. 43–44, с. 45 | ||||||
23 | Россия – твоя Родина (19ч) | Родина – что же это такое? | Знакомиться с некоторыми возможными формами проявления любви к Родине; знать права и обязанности граждан России. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 90–91 З., с. 93 | ||||
24 | Родной край – частица Родины. | Использовать знания для поиска дополнительной информации; уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 50 | |||||
25 | Из истории нашей Родины | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями; моделировать воображаемые ситуации: путешествие по стране. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с.100– 102 | |||||
26 | Из истории нашей Родины Проверочная работа №2 «Мы жители России» | Уметь искать информацию, оценивать ее. | Текущий | Уч., с. 104–105 Р. т., с. 53, № 12 | |||||
27 | Из истории нашей Родины | Уметь сравнивать; соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий | Уч., с.107– 111.Р. т., с. 52, № 5–8 | |||||
28 | Зачем человек трудится | Уметь сравнивать; соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 52, № 9, 10 | |||||
29 | Из истории нашей Родины | Уметь сравнивать; соотносить информацию с имеющимися знаниями; знать флаг и герб своей страны. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 54, 57, № 22. | |||||
30 | Из истории нашей Родины | Уметь сравнивать; соотносить информацию с имеющимися знаниями; ориентироваться в положениях «Конституция РФ». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 55 | |||||
31 | Хлеб – главное богатство России | Уметь сравнивать; соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с.103–104.Р. т., с. 52, № 10 | |||||
32 | Как работают в пекарне (на хлебозаводе). | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий | Р. т., с. 56, № 20 | |||||
33 | 3 четверть (22ч) | Все профессии важны. Экскурсия на почту. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Р. т., с. 54– 55, № 14, 17 | ||||
34 | О труде фермера и экономиста | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с.122– 123.Р. т., с. 53, № 13 | |||||
35 | О компьютерах и программистах Экскурсия в компьютерный класс | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий | Уч., с.124– 127.Р. т., с. 53, № 11 | |||||
36 | Знаменитые города России | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий | Уч., с. 94– 96, 98–99, 128. Р. т., с. 57, № 24 | |||||
37 | Города России. Москва – столица России | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, работа | Уч., с.133– 136 | |||||
38 | Путешествие | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с.136– 140 | |||||
39 | Древние города России | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с.142– 146. З., с. 146 | |||||
40 | Мы – граждане России | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 147 | |||||
41 | Народы России Проверочная работа №3 «Путешествие по родной стране» | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий, работа | Уч., с.148– 152.Р. т., с. 60–61 | |||||
42 | Мы – жители Земли (27ч) | Первое знакомство со звездами | Соотносить информацию с имеющимися знаниями; характеризовать планеты Солнечной системы. | Текущий, работа | Уч., с. 6–11 Р. т., с. 3 | ||||
43 | Солнце – звезда | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий | Уч., с. 12–17. Р. т., с. 6 | |||||
44 | Царство живой природы. Грибы. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями; классифицировать объекты природы по признаку принадлежности к царству природы. | Текущий, работа | Уч., с. 18–19.Р. т., с. 7, № 1–3.Уч., с. 22–25 Р. т., с. 8 | |||||
45 | Животное – живое существо | Соотносить информацию с имеющимися знаниями; уметь работать со схемами. | Текущий, работа | Уч., с. 26. Р. т., с. 9–11 | |||||
46 | Как животные защищаются и питаются | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 34–41. Р. т., с. 12–13 | |||||
47 | Растение – живое существо Практическая работа №6 «Как развиваются растения?» | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Текущий, творческое задание | Уч., с. 42–48 | |||||
48 | Какие бывают растения Практическая работа №7 «Гербарий» | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; различать понятия: сообщества, деревья, травы, растения. | Текущий, работа | Р. т., с. 13–14 | |||||
49 | Лес и его обитатели | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Текущий | Уч., с. 50–59. Р. т., с. 17–18 | |||||
50 | Человек и лес. Лесная аптека. Проект «Живительные силы лекарственных трав» | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Творческая работа | Уч., с. 60–62 | |||||
51 | Животные леса | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; моделировать цепи питания. | Текущий, работа | Уч., с. 70–74. Р. т., с. 19 | |||||
52 | Голоса леса Проверочная работа №4 «Лес и его обитатели» | Уметь сотрудничать в группе, в паре. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 75–82 | |||||
53 | Подземные жители. Экскурсия в парк. | Уметь сотрудничать в группе, в паре; конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения на природе. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 79, 84–86 Р. т., с. 21, 23 | |||||
54 | Водоем и его обитатели 4 четверть (14ч) | Вода Практическая работа №8 «Свойства воды» | Уметь сотрудничать в группе, в паре; искать информацию; проводить опыты. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 88–91 Р. т., с. 27, 28 | ||||
55 | Обитатели водоемов. Земноводные | Знакомиться с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания. | Текущий. Работа в тетради | Уч., с. 92–99 | |||||
56 | Река – пресная вода | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с. 99–102 Р. т., с. 30, 31 | |||||
57 | Растения рек и озер | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, работа в тетради | Уч., с.107–109. Р. т., с. 33, № 15, 16 | |||||
58 | Животные болот Проверочная работа №5 «Обитатели водоемов» | Уметь сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. | Текущий, работа в тетради | Уч., с.109–116. Р. т., с. 32, № 2–4 | |||||
59 | Жизнь луга, поля, сада | Жизнь луга. Его обитатели и растения Экскурсия на луг (заочная) | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Уч., с.117–123. Р. т., с. 37, № 6, 8 | ||||
60 | Животные луга | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий | Р. т., с. 35, 36. Уч., с. 124–131 | |||||
61 | Какие бывают поля. Поле и его обитатели. Растения поля Практическая работа №9 «Гербарий» | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, работа в тетради | Уч., с.132–140.Р. т., с. 39–41 | |||||
62 | Жизнь сада. Животные сада Экскурсия в плодовый сад (заочная) | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Текущий, творческая работа | Уч., с.142–146. Р. т., с. 42–43 | |||||
63 | Природа и человек | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями; моделировать ситуации: человек и природа; поиск информации. | Текущий | Уч., с.149–154 | |||||
64 | Проверочная работа №6 «Мы-жители Земли» | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Итоговый | ||||||
65 | Резерв | ||||||||
66 | Резерв | ||||||||
67 | Резерв | ||||||||
68 | Резерв |
Выполнение практической части
Практические работы
1 четверть: практическая работа №1 «Составление режима дня»; практическая работа №2 «Составление памятки о правильном питании»; практическая работа №3 «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»; практическая работа №4 «Составление древа семьи»
2 четверть: практическая работа №5 «Напиши письмо другу»
3 четверть: практическая работа №6 «Как развиваются растения?»; практическая работа №7 «Гербарий»; практическая работа №8 «Свойства воды»
4 четверть: практическая работа №9 «Гербарий»
Проверочные работы
1 четверть: проверочная работа №1 «Все ли ты знаешь о себе»
2 четверть: проверочная работа №2 «Мы жители России»
3 четверть: проверочная работа №3 «Путешествие по родной стране»; проверочная работа №4 «Лес и его обитатели»
4 четверть: проверочная работа №5 «Обитатели водоемов»; проверочная работа №6 «Мы-жители Земли»
Экскурсии
3 четверть: экскурсия на почту; экскурсия в компьютерный класс; экскурсия в парк
4 четверть: экскурсия на луг (заочная); экскурсия в плодовый сад (заочная)
приложение
Раздел программы | Характеристика деятельности учащихся |
Введение. Что окружает человека | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее |
Кто ты такой | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность |
Кто живёт рядом с тобой | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях |
Россия — твоя Родина | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям |
Мы — жители Земли | Характеристика планет Солнечной системы. Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные - дикорастущие растения. Правила поведения в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...