Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 89.71 КБ |
Предварительный просмотр:
II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ
1. Нормативные правовые документы:
- Государственный стандарт общего образования (ФГОС второго поколения);
- Программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс Москва «Просвещение» 2012г.
2.Цель и задачи.
Цель:
Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
3. Сведения о программе:
Программа для начальных классов «Школа России. Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва: «Просвещение», 2012г. Программа приведена в соответствие с Федеральным базисным учебным планом и федеральным компонентом Государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Учебная программа «Окружающий мир» 4класс, разработана под руководством и редакцией А.А.Плешакова, Москва «Просвещение», 2012г.
Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
4. Обоснование выбора программы:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
В программу не внесено изменений, т.к. логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования нового поколения; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) материала.
5. Место и роль учебного курса:
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
6. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год-2 часа в неделю (34учебные недели).
7. Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые;
- коллективные формы работы (урок-экскурсия, урок-игра).
8. Технологии обучения:
- игровые;
- ИКТ;
- личностно-ориентированное обучение;
- деятельностный подход в обучении школьников;
- здоровьесберегающие технологии.
9. Виды и формы контроля усвоения программы:
- текущий (практические работы, экскурсии, проекты);
- промежуточный (тесты по темам);
- итоговый (тест, ИКР);
10. Сведения об УМК:
Плешакова А.А. Программа Школа России «Окружающий мир» 4 класс Москва «Просвещение» 2011;
Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО» 2014
Плешаков А. А. «Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч– М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». – М.: Просвещение», 2014.
Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба» Москва «Просвещение», 2011.
Плешаков А.А. «Зелёные страницы» Москва «Просвещение», 2011.
Плешаков А.А. «Великан на поляне», Москва «Просвещение», 2011.
Плешаков А.А. Тесты «Окружающий мир 4 класс», Москва «Просвещение», 2014
Электронное приложение к учебнику.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ (ПРЕДМЕТНЫЕ УУД) |
Земля и человечество (9ч) Мир глазами астронома Планеты Солнечной системы. Звездное небо – великая книга природы. Мир глазами географа. Глобус и географическая карта Мир глазами историка Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями(глобусом и картой), создавать несложные модели Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. |
Природа России (10ч) Равнины и горы России Моря, озера и реки России Природные зоны России Зона арктических пустынь Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Характеризовать экосистемы Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения . Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Находить дополнительную информацию о изученных зонах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств Устанавливать признаки приспособленности животных и растений к условиям жизни. Практическая работа: находить и показывать на карте природных зон изучаемые объекты |
Родной край – часть большой страны (15ч) Наш край Поверхность нашего края Водные богатства нашего края Наши подземные богатства. Земля – кормилица Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водоемах Растениеводство в нашем крае Животноводство в нашем крае | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными |
Страницы Всемирной истории (5ч) Начало истории человечества Мир древности Средние века Новое время. Новейшее время: история продолжается сегодня. | Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Уметь пользоваться «лентой времени» Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени» Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» Рассказывать о Новом времени в истории Европы, Понимать значение развития предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Называть выдающихся людей Нового времени. Работать с географической картой Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков. Называть выдающихся людей Новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн |
Страницы истории России (20ч) Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий Мастера печатных дел. Патриоты России Петр Великий Михаил Васильевич Ломоносов Екатерина Великая Отечественная война 1812года Страницы истории XIX века Россия вступает в XX век Страницы истории 1920 – 1930-х годов Великая война и великая Победа Страна, открывшая путь в космос. | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «крещение» Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском. Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь» Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники» Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение» Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра Знать историю развития образования на Руси Знать реформы Екатерины Великой Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени. Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году |
Современная Россия (9ч) Основной закон России и права человека Мы - граждане России Славные символы России Такие разные праздники Путешествие по России | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России |
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Количество часов | Экскурсии | Диагностика | Контроль знаний | ||
П/р | Тесты | Проекты | ||||
Земля и человечество | 9ч | входная | 3 | 1 | ||
Природа России | 10ч | 8 | 1 | |||
Родной край – часть большой страны | 15ч | 3 | промежуточная | 7 | 1 | 1 |
Страницы Всемирной истории | 5ч | 1 | ||||
Страницы истории России | 20ч | 2 | 1 | |||
Современная Россия | 9ч | итоговая | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 68ч | 3 | 3 | 21 | 6 | 2 |
V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА НА КОНЕЦ ГОДА.
В результате изучения окружающего мира учащиеся получат возможность узнать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся научатся:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
.
VI. ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Основная литература:
Плешаков А.А «Окружающий мир» Учебник для 4 класса начальной школы в 2 ч. / А.А Плешаков – М. Просвещение, 2014.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Окружающий мир» в 2ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Александрова В.П. Поурочные разработки. 4 класс, Москва «Просвещение», 2014
Плешаков А.А. Рабочие программы «Окружающий мир» Москва «Просвещение», 2014
Плешаков А.А. Атлас-определитель. От Земли до неба. Москва. «Просвещение» 2011
Плешаков А.А «Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. - Москва «Просвещение», 2010
Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики»: пособие для учащихся. – Москва «Просвещение», 2010
Средства обучения:
таблицы:
- Луна. Природные явления.
- Неживая и живая природа. Зима.
- Небесные тела.
- Времена года. Осень.
- Многообразие растений
- Неживая и живая природа. Лето.
- Части растений.
- Времена года. Весна.
- Связи в живой природе.
- Земля.
- Деревья, кустарники, травы.
- Многообразие животных.
- Природные зоны.
- Пустыня.
- Тундра
- Зона лесов.
- Побережье Черного моря
Коллекции:
- Полезные ископаемые.
- Муляжи (овощи, фрукты)
- Семена плодов.
- Гербарий культурных и дикорастущих растений.
Учебно – практическое оборудование:
термометры ( водный, комнатный, уличный, медицинский);
лупа;
компас;
микроскоп;
лабораторное оборудование.
Компьютерные средства:
компьютер;
мультимедийный проектор;
электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»
Приложение к рабочей программе по окружающему миру для 4класса
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков «Окружающий мир» программа «Школа России»
№ | часы | дата | Тема урока | Терминология | Опыты и наблюдения | Планируемые результаты (УУД) | Ресурсы урока | |||||||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Земля и человечество (9ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1ч | Мир глазами астронома | Наблюдение погоды родного края. Приборы, используемые для наблюдения за погодой. | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; -способность к самооценке; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | презентация | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1ч | Планеты Солнечной системы | планеты | Практическая работа №1: поиск и показ на глобусе полюсов, экватора, океанов и материков. Демонстрация смены дня и ночи на теллурии моделирование планет Солнечной системы | DVD Карта звездного неба | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1ч | Звездное небо – великая книга природы | Практическая работа №2: знакомство с картой звёздного мира | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1ч | Мир глазами географа. | Глобус, карта | Практическая работа №3: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте | глобус | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1ч | Мир глазами историка. Входная диагностика. | наука, археология, история |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1ч | Когда и где? Работа с лентой времени. | Век, тысячелетие, летоисчисление. | Лента времени | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1ч | Мир глазами эколога | Красная книга | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||
8-9 | 2ч | Сокровища Земли под охраной человечества Тест №1 «Земля и человечество» | заповедник | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||
Природа России (10 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1ч | Равнины и горы России | Равнины, горы | Практическая работа №4: поиск и показ на физической карте равнин и гор Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на из выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | 1ч | Моря, озера и реки России | Моря, озера, реки. | Практическая работа №5: поиск и показ на физической карте озёр и рек. | презентация | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | 1ч | Природные зоны России | ||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1ч | Зона арктических пустынь | Арктика. | Практическая работа №6: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Моделирование цепей питания | презентация | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | 1ч | Зона тундры | Практическая работа №7: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания. | Карта, презентация, картины | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 1ч | Лесная зона России. | Лес | Практическая работа №8: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания. | Карта, презентация, картины | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | 1ч | Лес и человек | Карта, презентация, картины, тест | |||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1ч | Зона степей. | Практическая работа №9: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания | Карта, презентация, картины | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 1ч | Зона пустынь | пустыня | Практическая работа №10: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания | Карта, презентация, картины | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | 1ч | У Чёрного моря. Тест №2 «Природа России» | водоёмы | Практическая работа №11: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания | Карта, презентация, звуки моря | |||||||||||||||||||||||||||||
Родной край – часть большой страны(15 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 1ч | Наш край на карте Родины. | Практическая работа №12: знакомство с картой края. | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; -чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. . | Карта | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | 1ч | Поверхность нашего края | равнины | . | карта | |||||||||||||||||||||||||||||
22 | 1ч | Водоёмы нашего края. | водоемы | Практическая работа №13. показ на карте водоемов родного края. | картины | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | 1ч | Наши поземные богатства. | Полезные ископаемые | Практическая работа №14: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств Рег.к .Определение свойств полезных ископаемых своего края. | Набор полезных ископаемых | |||||||||||||||||||||||||||||
24 | 1ч | Земля - кормилица.. | Моделирование Круговорот веществ в природе. Рег.к. Какие почвы преобладают на территории Амурской области | |||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 1ч | Жизнь леса | Практическая работа №15: рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание. Моделирование цепей питания в сообществах. Рег.к. Растения Благвещенского районарайона | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 1ч | Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | 1ч | Жизнь луга. Растения и животные луга. | Практическая работа №16: рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание с помощью атласа-определителя. | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 1ч | Жизнь пресного водоёма. | Практическая работа №17: рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание .Моделирование цепей питания в сообществе | |||||||||||||||||||||||||||||||
29 | 1ч | Промежуточная диагностика | презентация | |||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 1ч | Растения и животные пресного водоёма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | 1ч | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. | Практическая работа №18: знакомство с культурными растениями (гербарные образцы). | Гербарные растения, т-6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 1ч | Животноводство в нашем крае | презентация | |||||||||||||||||||||||||||||||
33 | 1ч | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №3 «Родной край часть большой страны» | Тест -3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
34 | 1ч | Презентация проектов | презентации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Страницы всемирной истории ( 5 ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | 1ч | Начало истории человечества | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события , делать обобщения Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | Лента времени | ||||||||||||||||||||||||||||||
36 | 1ч | Мир древности: далёкий и близкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | 1ч | Средние века: время рыцарей и замков. | Лента времени | |||||||||||||||||||||||||||||||
38 | 1ч | Новое время: встреча Европы и Америки | Лента времени | |||||||||||||||||||||||||||||||
39 | 1ч | Новейшее время: история продолжается сегодня Тест №4 «Страницы всемирной истории» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Страницы истории России (20 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | 1ч | Жизнь древних славян. | Личностные Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||||||||||||||||||||||||||||
41 | 1ч | Во времена Древней Руси. | . | |||||||||||||||||||||||||||||||
42 | 1ч | Страна городов | города | Практическая работа №19 Показ изучаемых объектов на исторической карте, работа с лентой времени. | ||||||||||||||||||||||||||||||
43 | 1ч | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | 1ч | Трудные времена на Русской земле. | Древние славяне | |||||||||||||||||||||||||||||||
45 | 1ч | Русь расправляет крылья | . | |||||||||||||||||||||||||||||||
46 | 1ч | Куликовская | ||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | 1ч | Мастера печатных дел.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
книгопечатание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | 1ч | Патриоты России | смута | |||||||||||||||||||||||||||||||
49 | 1ч | Пётр Великий | ||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | 1ч | Михаил Васильевич Ломоносов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | 1ч | Екатерина Великая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | 1ч | Отечественная война 1812 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | 1ч | Страницы истории Россия в XIX века | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | |||||||||||||||||||||||||||||||
54 | 1ч | Россия вступает в XX век | Политические партии, царизм | Практическая работа №20 Работа с историческими источниками | ||||||||||||||||||||||||||||||
55 | 1ч | Страницы истории в 20–30-е годы XX века | неграмотность | |||||||||||||||||||||||||||||||
5657 | 2ч | Великая война и Великая победа | блокада | |||||||||||||||||||||||||||||||
58 | 1ч | Страна, открывшая путь в космос. | Космическая станция. | |||||||||||||||||||||||||||||||
59 | 1ч | Тест №5 «Страницы всемирной истории». | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Современная Россия ( 9ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 1ч | Основной закон России и права человека. | Права человека | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на из выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. партнёра , обосновывать своё решение. | ||||||||||||||||||||||||||||||
61 | 1ч | Мы – граждане России | ||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | 1ч | Славные символы России. | Государственные символы | |||||||||||||||||||||||||||||||
63 | 1ч | Такие разные праздники | Практическая работа №21 Календарь гос. праздников. | |||||||||||||||||||||||||||||||
6466 | 3ч | Путешествие по России. Итоговая диагностика | достопримечательность | |||||||||||||||||||||||||||||||
67 | 1ч | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6 «Современная Россия. Презентация проектов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | 1ч | Резерв | ||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...