Конспект урока по окружающему миру на тему «Пришла Весна»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1-3
Тема: «Пришла Весна»
Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.
Планируемые результаты:
Предметные:
· - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;
Личностные:
· -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
· - воспитывать бережное отношение к животным.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayuschiy_mir.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока.
Окружающий мир
Выполнила студентка 45 группы
Корчак Дарья
Проверил:
Иванов И.А
Оценка:____________
Дата:____________
Подпись:____________
Челябинск 2016
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1-3
Тема: «Пришла Весна»
Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.
Планируемые результаты:
Предметные:
- - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;
Личностные:
- -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
- - воспитывать бережное отношение к животным.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.
Этапы урока. Методы и приемы. | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Планируемые результаты ( УУД) |
1. Орг.момент. | 1 мин | Ребят, сегодня урок проводить буду я. А как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку. Растаял снег среди полей,(сл.1-4) Сбегает под гору ручей, И пробивается трава. В лесу фиалки распустились, И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева. -Кто же я ? (весна) | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость. Регулятивные: контролируют свои действия |
2. Мотивационный этап. Словесный: отвечать на вопросы. | 5 мин | - На экране слова: март, апрель, декабрь, май.(сл.5) -Какое слово лишнее? -Что объединяет эти слова? (-Эти слова обозначают весенние месяцы.) Ещё природа не проснулась(сл.6) Но сквозь редеющего сна Весну прослушала она И ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев - Почему же природа улыбнулась весне? (Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе.) -Тема сегодняшнего урока: «Пришла Весна» | Высказывать свое мнение. Слушать стихотворение. Тема, цель урока. | |
3. Изучение нового материала Словесный: отвечать на вопросы. Словесный: называют признаки природы. Практич.: работа с учебником. Словесный: отвечать на вопросы. Словесный: рассказ о бабочках. Словесный: отвечать на вопросы. Словесный: рассказ о птицах. Словесный: узнавать о приметах птиц. Практич.: работа с тетрадью. | 30 мин | -Вы знаете, что природа бывает живая и неживая. Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой. -Назовите признаки наступления весны в неживой природе. - Почему потеплело? - Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? - И так первый признак весны - какой? - Что же происходит со снегом? -Первоцветы) - Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? - Какое общее название есть у всех растений, которые цвести торопятся? - Почему их назвали первоцветами? -Можно ли собрать маленький букетик первоцветов? Если я сорву цветок,(сл.7) Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберём цветы Опустеет вся планета И не будет красоты. Работа с учебником. Ребята, мне сказала ваша учительница, что у вас есть учебники, в которых на стр. 50 есть очень интересный рисунок, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолётика , и глазами Маши и Миши. - Что мы можем увидеть с вертолета? - Какой цвет преобладает? -А что видят Маша и Миша? - А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? - Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые. - А каких животных мы относим к насекомым? - Как зимовали насекомые? - Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий) - Где их сейчас больше всего? - Почему? - Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? - Каких бабочек можно увидеть ранней весной? Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память) А) Чтение текста «Каких бабочек можно увидеть ранней весной»(сл.8-11) - Что нового узнали о бабочках? - А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края? - Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница,(сл.12) которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику. Б) Разговор о птицах. - Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? - Почему? - Откуда возвращаются птицы? - Как называют этих птиц? - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах? - Когда же они возвращаются? - С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? - Кто видел грачей? - Когда прилетели? - Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей. Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (сл.13) - А как вы думаете, все птицы прилетают сразу? - В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки, соловьи, иволги)(сл14-20) - Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу. Любопытно, что весной все грачи белоносые. Вслед за грачами прилетают скворцы.) Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых. Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки. В )А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут только ученики, которые не отвлекаются, хорошо слушают, чтобы все-все запомнить. слышно, как поют синицы – скоро будет тепло, холода полностью отступят; прилетели дрозды – морозов больше не будет; птицы летят большими стаями – весна будет дружной; птицы рано вернулись домой – урожай в этом году будет хорошим; кукушка сидит на сухом старом дереве – ждите сильного мороза; воробьи купаются вначале весны – весной будет хорошая погода; в марте вы видите на дереве дятла – весна придет поздно; в начале весны вороны купаются в воде – скоро придет тепло; птицы возвращаются с теплых краев упитанными – весна будет долгой и холодной; журавли летят низко и не издают ни звука – ждите неприятностей; у дома вы видите много синиц – погода весной будет холодной; птицы начинают вить гнезда на солнечной стороне – весна и лето будут прохладные, а если на северной, то теплые. - Кто знает приметы, связанные с ласточками? Если ласточки весело щебечут — будет ясная погода. — Ласточка день начинает, а соловей кончает. — Ласточки вылетают — погоду обещают. — Ласточки высоко летают — на сухую погоду. — Ранние ласточки — урожайный год. — Прилетели ласточки — спеши заканчивать посев. — Если ласточки гнездятся с северной стороны здания — на жаркое лето. — Ласточка прилетела — скоро гром загремит. — Ласточки вечером летают низко — завтра будет облачная погода - Почему? - Почему поздно прилетает кукушка? Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку: - Без рук, без топорёнка Построена избенка.(сл.21) Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда.(сл 22-27) - А что такое гнездо? Гнездо - это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему? Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по материалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру. - Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц. - Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками – для тепла и мягкости. Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда? - А где вьют гнезда скворцы? Гнезда свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц. - Какую пользу приносят птицы? - Как беречь птиц? Работа в печатной тетради, задание 24. - Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом. - Почему для кукушки гнездо не нарисовано? 2.) Фронтальная беседа - Почему говорят «Птицы - наши друзья»? - Можно ли разорять гнёзда? - Разорители гнёзд – враги природы! Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд. - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны? - Что вы знаете об этом? Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? - Какие животные еще пробуждаются от спячки? - Как вы думаете, почему они пробуждаются? Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать. Какое важное событие происходит у животных весной? - Почему весной? - Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных? - Каким рождается ежонок? -Почему бельчонку не холодно в дупле? - Почему зайчонок не знает своей мамы? Ребята, природа это настоящее и будущее людей. Приходя в природу не делай того, что счёл бы неприличным делать в гостях. Всё живое имеет право на благополучное существование, и никто не должен лишать животное построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать свободу и жизнь. Никогда не обижай- Ни пчелу, ни мушку, Ни улитку, Не жучка - тёмненькое брюшко. Ни кузнечика В траве скачущего ловко, Ни блестящую в листве, Божью коровку. Ни синицу, ни дрозда, Ни крота слепого Ни за что и никогда Не обижай живого! Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной, полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи , цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года. | Назвать признаки неживой природы. Отвечать на вопросы. Назвать признаки живой природы. Отвечать на вопрос. Слушать стихотворение. Работать с учебником. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о бабочках. Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о птицах. Приметы о птицах. Слушать приметы о ласточках. Высказывать собственное мнение. Работать с тетрадью. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. П: строят речевое высказывание. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения П: строят речевое высказывание. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. П: строят речевое высказывание. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения П: строят речевое высказывание П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. П: строят речевое высказывание. П: строят речевое высказывание |
6. Итог урока. Рефлексия. | 5 мин | Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку. - С чем познакомились? -Чему учились на уроке? -Что узнали нового? У вас на партах – фишки. Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял. Желтый– я испытывал затруднение. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь. Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете. -Молодцы. Урок закончен. | Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание согласно требования | Коммуникативные: формулируют собственное мнение. Регулятивные: адекватно воспринимают качественную оценку своей работы. Личностные: показывают отношение к предмету |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"
Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".
Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....
Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "В гости к весне" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру.Тема: "В гости к весне" Цели деятельности учителя: рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:...
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В гости к весне"
УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В гости к весне. Экскурсия"
УМК "Школа России"...