Конспект урока по окружающему миру на тему "В гости к весне"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_goste_k_vesne.docx30.75 КБ
Файл dlya_proverochnoy_raboty.docx12.67 КБ
Файл proverka_na_nachalo_uroka.docx13.06 КБ
Файл dlya_soobshcheniy.docx13.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Горячева С. Л.

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «В гости к весне»

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять по внешним признакам период наступления весны детей.  

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать признаки живой и неживой природы;
  • Уметь обнаруживать взаимосвязь между живой и неживой природой.
  • Знать определение понятий «ледоход», «половодье», «раннецветущие растения».

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение;
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, учебник Плешакова А. А., 2 класс 2 часть, стр.86-89, карточки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Добрый день, ребята! Мы начинаем урок окружающего мира.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

Словесный метод

беседа

4 мин

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- проверим ваши знания. Небольшой тест по Водным богатствам. На выполнение теста вам 2 минуты. Не забудьте с обратной стороны написать фамилию и имя.

- Время истекло проверяем. Поменяйтесь с соседом по парте своей работой, возьмите простой карандаш, и исправьте ошибки, сверяясь со слайдом. Если нет ошибок -5, одна ошибка 4, 2 ошибки 3, если более, то 2.

- Есть те, кто получил 3 или 2?

- В чем была ваша проблема?

- Водные богатства.

Проверка домашнего задания

Л.: применение полученных знаний на практике

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

3 мин

- Итак, мы продолжаем. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, послушайте стихотворение.

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – Весна.

- О чем это стихотворение?

- Верно. Сколько весенних месяцев существует?

- Перечислите их.

-Верно. Таким образом, Тема сегодняшнего урока  «В гости к весне». Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- совершенно верно.

Внимательно слушают стихотворение

- О весне.

- 3.

- Март, апрель, май.

- О том, что происходит в каждом месяце весны, как изменяется природа.

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Практический метод

Работа с книгой,

Словесный метод

беседа

Динамическая пауза

20 мин

1 мин

- Сейчас у нас какое время года?

- Что изменилось по сравнению с зимой?

- Все верно. Давайте откроем учебник на странице 86 и прочитаем, что происходит весной. На чтение вам 2 минуты.

- Все ли вы назвали?

- Верно. А сразу ли происходят такие изменения?

- А постепенно это как?

- Верно. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте отгадать, в какой месяц происходят такие явления.

Дует теплый южный ветер,

 Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

- Верно. Ребята, что значит, выражение снег худеет?

- Так, давайте подведем небольшой итог, что в марте происходит?

- Хорошо. Следующая загадка.

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

- Что происходит в этом месяце?

- Совершенно верно. Природа уже потихоньку просыпается. Ребята, а вы знаете, как правильно называется явление, когда лед трескается и ломается на водоемах?

- Чтобы это узнать, откройте страницу 87 и прочтите второй и третий абзац.

- Итак, как правильно называется такое явление?

- Что это? Как вы поняли?

 И последняя загадка.

- правильно. Вы когда-нибудь видели ледоход?

- Я вам покажу короткий видеофрагмент ледохода.

- вот так, проходит ледоход. В каком месяце он идет?

- И последняя загадка.

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?..

- Верно. Что происходит в этом месяце?

- Верно. В этом месяце распространено такое явление как половодье. Вы знаете, что это такое? Если нет, то прочитайте четвертый и пятый абзац на странице 87.

- Так, и что же такое половодье?

- Верно. А почему вода покидает свои берега?

- Совершенно верно. А почему половодье может длиться долго? Почему вода быстро не высыхает?

- Верно!

- Вы большие молодцы.

- Сейчас мы говорили о неживой природе. То есть о какой? Какие вы знаете признаки неживой природы?

- Верно. Теперь мы с вами поговорим о живой природе. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Конечно. Ранней весной, как только сходит снег, и почва прогревается,  появляются первые травы. Их называют раннецветущие. Как вы думаете почему?

- Давайте прочитаем первый абзац и узнаем, так ли это, а так же ответим на вопрос, почему именно раннецветущие травы появляются раньше всех. На это вам 1 минута.

- Итак, подтвердились ли ваши предположения?

- А почему именно травы вырастают первыми?

- верно, то есть им достаточно того, что есть. Вода, тепло и солнце. Но ведь растениям, как и нам нужно питание. Животные просыпаются и начинают охотиться или искать в земле остатки пищи, а как поступают эти травы?

- Прочитайте второй абзац на странице 88.

- И что же вы узнали?

- Совершенно верно! Давайте посмотрим, какие раннецветущие травы растут весной. (Чистяк, мать-и-мачеха, медуница, печеночница благородная хохлатка)

- Видели ли вы в наших лесах такие травы? Какие именно?

- Хорошо. Теперь, когда вы пойдете в лес и увидите такие цветочки, вы будете знать их названия.

- Весна.

- Солнце стало ярче, снег растаял, скоро набухнут почки и распустятся цветы, лед сходит с рек и озер.

Работа с текстом

Самостоятельно читают текст

- Дни стали длиннее, облака белые и легкие, небо стало выше.

- Нет, постепенно.

- с каждым месяцем что-то меняется.

Отгадывают загадки

- Март.

- Значит, он тает.

- Дует теплый ветер, солнце ярче светит, тает снег, прилетают птицы.

- Апрель.

- Тает лед на водоемах, просыпаются звери из спячек, птицы начинают петь.

- Нет.

Читают и ищут ответ на вопрос.

- Ледоход.

- Ледоход – это когда льдины быстро плывут по течению, трескаются и сталкиваются.

- Нет.

Смотрят видеофрагмент

- В апреле.

- Май!

- появляется трава, цветут первые цветы, цветут ранние растения, пчелы начинают опылять растения, грозы.

Читают и ищут ответ на вопрос.

- Половодье – это явление, при котором река выходит из берегов.

- Потому что в водоемах есть еще лед и от этого водоем переполняется.

- Потому что почва еще внутри мерзлая, влажная и вода стоит в почве и долго испаряется.

- Не дышит, не растет.

- О растениях.

- Потому что они цветут рано, самые первые.

- Да.

- Потому что им достаточно солнца и тепла, почва влажная.

- Не знаем.

Самостоятельно читают

- У этих трав есть свои кладовые, в которые они с осени заготавливают запасы. Они находятся в утолщенной подземной части.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: смысловое чтение

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: смысловое чтение

Р.: саморегуляция

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Л.: применение полученных знаний на практике

Л.: применение полученных знаний на практике

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений

6 мин

- Сейчас, я предлагаю вам составить мини-сообщения о раннецветущих травах. Я вам дам опоры, а вам надо просто рассказать. Как вы могли заметить у них причудливые и говорящие названия. Поэтому сейчас вы будете работать по группам из четырех человек, вам надо рассказать историю происхождения названия одной из трав.

- На выполнение этой работы вам 2 минуты. Время пошло! (Даю карточки)

- Какие вы молодцы! Замечательные у вас получились иллюстрации и рассказы.

Работа в группах.

Слушают инструктаж учителя.

Прослушивание сообщений.  

Л.: анализ объекта с целью выделения существенных признаков

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

К.: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

3 мин

- Чтобы закрепить новый материал, вы в парах сопоставляете месяц и события и явления, которые в нем происходят.

- На это вам 2 минуты, потом будем проверять.

- Время истекло! Проверяем. Что соответствуем марту?

- Апрелю?

- Маю?

- у кого по-другому?

- Хорошо.

Работа с раздаточным материалом.

- Карточка №2

- Карточка №1

- Карточка №3

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

Р.: взаимопроверка

7. Включение в систему знаний

Словесный метод

Беседа

1 мин

- Итак, давайте подведем итоги. Какую тему мы сегодня изучали?

- Что мы узнали о явлениях, которые происходят в неживой природе?

- Что такое ледоход?

- А что такое половодье?

- Хорошо, что вы узнали из живой природы?

- Какие раннецветущие растения вы запомнили?

- Молодцы. Записываем домашнее задание. Прочитать этот параграф и ответить на вопросы в конце. (с.86-89)

- В гости к весне.

- Что в апреле происходит ледоход, а в мае половодье.

- Это когда льдины быстро плывут по течению.

- Это когда вода выходит из берегов.

- Что самыми первыми появляются раннецветущие растения.

- Медуница, мать-и-мачеха, хохлатка и т.д.

Записывают домашнее задание.

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Сложно ли вам было работать в группах или парах? Если да, то, что было трудным для вас?

- Хорошо. Все ли задуманное мы выполнили?

-  Хорошо. Урок окончен.

- Распределять работу.

- Да.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

Март

№2 

Дует теплый ветер, солнце ярче светит, тает снег, прилетают птицы, день начинает увеличиваться по своей продолжительности.

Апрель

№1

Тает лед на водоемах, просыпаются звери из спячек, птицы начинают петь, бегут ручьи, начинаются ледоходы.

Май

№3

Появляется трава, цветут первые цветы, ранние растения, пчелы начинают опылять растения, грозы, начинается половодье, птицы вьют гнезда и звонко поют.

Март

№2 

Дует теплый ветер, солнце ярче светит, тает снег, прилетают птицы, день начинает увеличиваться по своей продолжительности.

Апрель

№1

Тает лед на водоемах, просыпаются звери из спячек, птицы начинают петь, бегут ручьи, начинаются ледоходы.

Май

№3

Появляется трава, цветут первые цветы, ранние растения, пчелы начинают опылять растения, грозы, начинается половодье, птицы вьют гнезда и звонко поют.

Март

№2 

Дует теплый ветер, солнце ярче светит, тает снег, прилетают птицы, день начинает увеличиваться по своей продолжительности.

Апрель

№1

Тает лед на водоемах, просыпаются звери из спячек, птицы начинают петь, бегут ручьи, начинаются ледоходы.

Май

№3

Появляется трава, цветут первые цветы, ранние растения, пчелы начинают опылять растения, грозы, начинается половодье, птицы вьют гнезда и звонко поют.

Март

№2 

Дует теплый ветер, солнце ярче светит, тает снег, прилетают птицы, день начинает увеличиваться по своей продолжительности.

Апрель

№1

Тает лед на водоемах, просыпаются звери из спячек, птицы начинают петь, бегут ручьи, начинаются ледоходы.

Май

№3

Появляется трава, цветут первые цветы, ранние растения, пчелы начинают опылять растения, грозы, начинается половодье, птицы вьют гнезда и звонко поют.

Март

№2 

Дует теплый ветер, солнце ярче светит, тает снег, прилетают птицы, день начинает увеличиваться по своей продолжительности.

Апрель

№1

Тает лед на водоемах, просыпаются звери из спячек, птицы начинают петь, бегут ручьи, начинаются ледоходы.

Май

№3

Появляется трава, цветут первые цветы, ранние растения, пчелы начинают опылять растения, грозы, начинается половодье, птицы вьют гнезда и звонко поют.



Предварительный просмотр:

Проверка знаний по теме: «водные богатства»

1) Что не относиться к водоемам?

1. бассейн

2. река

3. озеро

4. океан

2) Что называют устьем реки?

1. место впадения в другую реку или море

2. самое узкое место реки

3. реку, которая впадает в другую реку

4. начало веки

3) Как называют начало реки?

1. исток

2. рукав

3. устье

4. приток

4) Чем отличается озеро от реки?

1.озеро шире реки

2. вода в озере не течет

3. озеро глубже реки

4. река длиннее озера

5) Как определить какой берег левый?

1. левый берег круче

2. встать лицом против течения реки, слева будет левый берег

3. встать лицом по течению реки, слева будет левый берег

4. встать лицом к реке, слева будет левый берег

Проверка знаний по теме: «водные богатства»

1) Что не относиться к водоемам?

1. бассейн

2. река

3. озеро

4. океан

2) Что называют устьем реки?

1. место впадения в другую реку или море

2. самое узкое место реки

3. реку, которая впадает в другую реку

4. начало веки

3) Как называют начало реки?

1. исток

2. рукав

3. устье

4. приток

4) Чем отличается озеро от реки?

1.озеро шире реки

2. вода в озере не течет

3. озеро глубже реки

4. река длиннее озера

5) Как определить какой берег левый?

1. левый берег круче

2. встать лицом против течения реки, слева будет левый берег

3. встать лицом по течению реки, слева будет левый берег

4. встать лицом к реке, слева будет левый берег

Проверка знаний по теме: «водные богатства»

1) Что не относиться к водоемам?

1. бассейн

2. река

3. озеро

4. океан

2) Что называют устьем реки?

1. место впадения в другую реку или море

2. самое узкое место реки

3. реку, которая впадает в другую реку

4. начало веки

3) Как называют начало реки?

1. исток

2. рукав

3. устье

4. приток

4) Чем отличается озеро от реки?

1.озеро шире реки

2. вода в озере не течет

3. озеро глубже реки

4. река длиннее озера

5) Как определить какой берег левый?

1. левый берег круче

2. встать лицом против течения реки, слева будет левый берег

3. встать лицом по течению реки, слева будет левый берег

4. встать лицом к реке, слева будет левый берег

Проверка знаний по теме: «водные богатства»

1) Что не относиться к водоемам?

1. бассейн

2. река

3. озеро

4. океан

2) Что называют устьем реки?

1. место впадения в другую реку или море

2. самое узкое место реки

3. реку, которая впадает в другую реку

4. начало веки

3) Как называют начало реки?

1. исток

2. рукав

3. устье

4. приток

4) Чем отличается озеро от реки?

1.озеро шире реки

2. вода в озере не течет

3. озеро глубже реки

4. река длиннее озера

5) Как определить какой берег левый?

1. левый берег круче

2. встать лицом против течения реки, слева будет левый берег

3. встать лицом по течению реки, слева будет левый берег

4. встать лицом к реке, слева будет левый берег



Предварительный просмотр:

Мать-и-мачеха

Этот первоцвет так назвали, потому что его листья олицетворяют мать и мачеху. Сверху листья мягкие и нежные, что показывает мать, а с другой стороны холодные и жесткие, что показывает мачеху. Есть много легенд, которые рассказывают о появлении этого цветка.

Печеночница обыкновенная

Средневековые лекари верили, что по внешнему виду растения можно судить о том, какие органы оно способно лечить. Название растение получило из-за формы его листьев. Существуют также другие варианты – ветреница чистая, ветрушка, завитки.

Ветреница

Русское название ветреница, возможно, дано, потому, что цветение растения совпадает с периодом весенних ветров. При малейшем дуновении цветки на длинных цветоносах приходят в движение. С латинского языка переводиться как «дочь ветров».

Хохлатка

В переводе со шведского языка «хохлатый жаворонок». Название растение связано с интересной формой его цветка, который похож на голову жаворонка. А в народе раньше цветок называли головастиком. Называют хохлатки так же курочками и петушками. По одной из легенд в хохлатку был превращён петух, который не давал одной старой зловредной ведьме спать на рассвете.

Медуница

Цветок имеет название медуница неспроста: цветы медуницы богаты сладким нектаром, привлекающим пчел, — мёдом. Так, медуницу у нас именуют еще лёгочной травой. Так как с помощью медуницу можно вылечить кашель. 

Чистяк

Русское название связано с тем, что под солнечными лучами цветки чистяка сияют, как хорошо начищенное золотое изделие. Чистяк имеет ярко-желтый цвет и растет в сырых местах. Назван весенним, потому что цвете рано по весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "В гости к весне"

Данный урок можно провести во 2 классе по программе "Школа России", используя современную образовательную технологию "Обучение в сотрудничестве". Форма работы - групповая. Урок составлен в соответстви...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...