Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Предмет:окружающий мир

Класс:2г

Тема урока:Ориентирование на местности.

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

Планируемые результаты:

  • предметные:уч-ся научатся пользоваться компасом,ориентироваться по нему;ориентироваться по местным признакам;познакомятся с понятием горизонт;научатся различать стороны горизонта;

  • личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

Тип урока:изучения нового

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  окружающего мира    

                   

Челябинск 2016

Предмет:окружающий мир

Класс:2г

Тема урока:Ориентирование на местности.

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

Планируемые результаты:

  • предметные:уч-ся научатся пользоваться компасом,ориентироваться по нему;ориентироваться по местным признакам;познакомятся с понятием горизонт;научатся различать стороны горизонта;
  • личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

Тип урока:изучения нового

Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин.

-Здравствуйте,садитесь.

Приветствуют учителя.

2

Мотивационный

2мин

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

Ребята, я очень рада вас видеть. А вы умеете надувать воздушные шарики? Давайте с вами это представим. Надули?

Что дальше мы должны сделать?

- Правильно завязать. А теперь улыбнитесь вашего соседу по парте и подарите шарик и с хорошим настроением продолжим наш урок.

(учащиеся показывают смайлики )

Слушают учителя

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3

Актуализация знаний.

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.:уст.упр

5 мин.

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?Какую тему?

О чём мы начали говорить?С чем познакомились?

Отвечают на вопросы..

4

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.:уст. упр.

.

10 мин.

- Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.

«Бывало в сказках старый столб –

Вещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя удача

На всём твоём пути…

Так помоги решить задачу,

Куда ему идти?»

- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)

Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).

-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.

На доске появляется карточка ориентиры.

-Как понимаете? (знакомые предметы).

-Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?

Улица Тургенева, магазин «Атолл», магазин «Магнит».

-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? (Ответы детей).

-Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до стадиона «Ленина».

(ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.)

В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в

пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?

-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).

-Как понимаете ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

Прочитаем текст в учебнике на с.74.

-Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности)

Слушают учителя.Отвечают на вопросы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его

5

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: устное

писм.упр

практ.работа

20 мин

-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?

Вызываю 3 учеников.

-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,

второму – на юг,

третьему – на восток.

ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

– Существует такой прибор.

Загадка: Качается стрелка туда и сюда.

Укажет нам север и юг без труда.

(компас)

-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?

Нам растолкует словарь Ожегова.


Компас – прибор, указывающий направление сторон света.

-Прочитаем текст в учебнике на с.75.

По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.

1.-Откройте коробочки. Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?

Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на

острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.

2.Работа в тетради. Уточним знания.

-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).

-Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)

- Прочитаем в учебнике с.75.

3.Работа по группам.

-Положите компас на парту. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь.

-Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С.

-Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки.

Не допускать ошибки:

-не поворачиваться самому, а крутить компас

-не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.


Слушают учителя.Отвечают на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: выполнять учебный действия в материализован., громкоречевой и умственной форме.

Л: учебно-позновательный интерес к новому материалу

6

Физминутка.

1 мин.

Светофор.

Выполняют упражнения

Л:сохранение здровья

Решение частных задач

Практич.:.устное упр

работа с учебником.

Работа с учебником

-Определите в классе предметы, которые находятся:

1 стол – в северном направлении

2 стол – в восточном направлении

3 стол – в южном направлении

ВЫВОД: -Для чего служит компас? (определение сторон горизонта)

Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.

Игра «Ориентирование на местности» или «Охота на лис». Спортивное соревнование с применением компаса. Смысл игры найти контрольную точку на местности и получить приз.

Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.

Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.

А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?

Дети приготовили сообщения.

1 стол – по Солнцу.

2 стол – по Звёздам, Полярной звезде.

3 стол – по Луне.

Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.

«Дневная путеводная звезда».

Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.

-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?


Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

-Но не будете, же вы ждать ночи?

По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.

По местным признакам.

-Назовите известные признаки рисунку.

-Читать с.76.

  • Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
  • Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
  • Хвойные склоняются в солнечную сторону;
  • Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
  • После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.

5.Работа в группах.

Задания по карточкам:

  1. На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).
  2. Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направление на север и юг?(посмотреть много деревьев)
  3. Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются на юг).

-Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна.

Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д..



Читают учебник.Моделируют

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

7

Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

-Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.

-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?


-Я предлагаю каждой группе пойти в этом направлении и найти спрятанный конверт.

Открыв конверт, прочитайте слово.

ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ !

Отвечают на вопросы учителя.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

8

Домашнее задание

1 мин

Читать тексты в учебнике, работа в тетради.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: закрепление ориентирования по местным признакам и по компасу; умение ориентироваться по солн...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Ориентирование на местности", 2 класс, УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу; формирование навыка коммуникативного общения. Планируе...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Ориентирование на местности" (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему "Ориентирование на местности" (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Посмотри вокруг. Ориентирование на местности». 2 класс

Конспект урока по окружающему миру «Посмотри вокруг. Ориентирование на местности». 2 класс...