Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "По равнинам и горам"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Поперечная Екатерина
Класс 4
Тема: «По равнинам и горам»
Цели:
сформировать представление о равнинах и горах;
познакомить с равнинами и горами на территории России;
развивать познавательную активность, умения работать по карте;
наблюдать, обобщать, делать выводы.
Планируемые УУД:
· Регулятивные:
Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
· Познавательные:
Проводить сравнение, анализ, классификацию.
Строить логическую цепь рассуждений
Уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
· Коммуникативные:
уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Тип урока: комбинированный
Оформление доски: презентация + план урока
Оборудование: учебник, раб. тетрадь, карта России, солнце, карточки для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_ravninam_i_goram.doc | 90.5 КБ |
po_ravniam_i_goram.pdf | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Поперечная Екатерина
Класс 4
Тема: «По равнинам и горам»
Цели:
сформировать представление о равнинах и горах;
познакомить с равнинами и горами на территории России;
развивать познавательную активность, умения работать по карте;
наблюдать, обобщать, делать выводы.
Планируемые УУД:
- Регулятивные:
Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
- Познавательные:
Проводить сравнение, анализ, классификацию.
Строить логическую цепь рассуждений
Уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
- Коммуникативные:
уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Тип урока: комбинированный
Оформление доски: презентация + план урока
Оборудование: учебник, раб. тетрадь, карта России, солнце, карточки для рефлексии.
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | 1 мин. | Доброе утро, ребята! Проверили готовность к уроку, подровнялись, улыбнулись, садитесь. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. | Приветствуют учителя | К: планирование учебного сотрудничества |
Актуализация опорных знаний | 3 мин. | Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Давайте ответим на вопросы из рубрики «Вспомним». Прочитай 1 вопрос (на слайде). Кто сможет ответить на вопрос? Кто прочтет 2 вопрос? (на слайде) ответы детей. Кто прочитает 3 вопрос? (на слайде) ответы детей. Молодцы ребята! | Применяют полученные раннее знания при выполнении задания. | Р: контроль, коррекция, оценка |
Мотивация | 3 мин. | Посмотрите на слайд, кто громко и выразительно прочитает стихотворение? Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней! Как вы понимаете эти строчки? Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране! Мы пройдем по стране, изучая ее, с севера на юг и с востока на запад. Вот незадача, посмотрите, слоги в словах перепутались, восстановите и скажите, какая сегодня тема урока? Предположите цели на урок. Ребята, нам нужен экскурсовод. Что нам поможет в путешествии? (Карта России) А указывать нам путь будет один природный объект. Отгадайте про него загадку: Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит! (Солнце) Где встает солнце? (на востоке) | Выразительно читают стихотворение, анализируют смысл Принимают учебную задачу. Ставят цели урока Отгадывают загадку | П: анализ Р: принимают и сохраняют учебную задачу Р: целеполагание |
Изучение нового материала | 28 мин. | С Востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала давайте повторим условные обозначения на карте. - На что указывает цвет? (Цвет указывает где вода, а где суша) - Посмотрите на физическую карту России и скажите, какие еще цвета вы видите? (зеленый, желтый, коричневый, синий) - Рассмотрите внимательно схему (на слайде) Какие линии вы увидели в этой диаграмме? (сплошная и пунктирные) Что написано под сплошной линией? (моря и океаны) Эта линия называется уровень моря. Что находится ближе к уровню моря? (низменности) Каким цветом они обозначены? (зеленым) Что находится выше низменностей? (возвышенности и горы) Каким цветом они обозначаются? (желтым и коричневым) Отлично! Мы познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. Ну что, пора отправляться в путь! П-ов. Камчатка (солнце крепится над полуостровом Камчатка) Мы с вами на востоке России на полуострове Камчатка. (показать на карте) Откройте учебники на стр.50. Найдите полуостров на ваших картах. -Что вы скажите о поверхности полуострова? (по всему полуострову проходят горы) -Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. (фото) Какова его высота? (4688м.) (слайд с видами Камчатки) Вулканы Камчатки – Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов. Продолжим наше путешествие. Среднесибирское плоскогорье (солнце крепится над Среднесибирским плоскогорьем) -Где остановилось солнце? -Какие цвета присутствуют на этом участке? (зеленый, желтый, коричневый) -Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? -В словаре Ожегова есть точное толкование этого слова. …, прочитай пожалуйста. Давайте повторим определение хором. (на слайде фото) –Что вы можете сказать о поверхности? (много возвышенностей, холмов) В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: (схема на слайде) Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. Такая равнина называется возвышенностью. …, прочитай определение на слайде. Давайте хором повторим, что такое возвышенность. А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири. Алтай и Саяны (солнце крепится над Алтаем) -Посмотрите на карту. Какая здесь земная поверхность? (Горы, потому что изображены темно-коричневым цветом) -Как называются горы? (Алтай и Саяны) -Что вы можете сказать о высоте гор, опираясь на цвет, которым они изображаются на карте? (это высокие горы) -Как называется самая высокая гора Алтая? (гора Белуха, высота 4506м.) Ребята, обратите внимание: Алтай входит в список Всемирного наследия! (фото) Продолжим наше путешествие? Западно-Сибирская равнина (солнце крепится над Западно-Сибирской равниной) -Где мы оказались? (на Западно-Сибирской равнине) -Что нам рассказывает карта об этой равнине? (Занимает большую площадь, ровная поверхность, потому что окрашена в зеленый цвет) Ребята, такая равнина называется низменностью. …, прочитай определение. Давайте повторим хором, что такое низменность. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории – это болота. По этой равнине течет много рек. -Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот. Мы уже уточнили, что ее поверхность плоская. Давайте выясним, какие плоские поверхности есть в нашем классе? Ребята, одна из плоских поверхностей, как вы уже сказали, может быть стол. Если на стол вылить воду, что с ней произойдет? (она растечется) Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнцем на запад. Уральские горы (солнце крепится над Уральскими горами) -Что вы видите на карте? (горы) Внимательно рассмотрите карту, что вы можете сказать об этих горах? (Это Уральские горы, которые протянулись с севера на юг через всю территорию страны. Это невысокие горы, потому что изображены не темно-коричневым цветом) -Как называется самая высокая гора? (Народная, высота 1895м.) -Давайте сравним две горы Народную и Белуху. Что вы можете сказать? (Белуха выше, чем Народная) -О чем это говорит? (Горы Алтая – высокие, Уральские горы – невысокие). (фото Уральских гор) -Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему их так назвали? (они опоясывают всю страну, разделяя территорию России на европейскую и азиатскую части) -Уральские горы называют старыми, потому что их форма стала плосковершинной. Посмотрите на схему: (нарисовать на доске) -Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие, неострые, склоны пологие) Предлагаю сделать небольшой привал и отдохнуть: Физ. Минутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Вправо, влево повернись! Руки вверх, и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки! Ну что, снова отправляемся в путь! Восточно-Европейская равнина (солнце крепится над Восточно-Европейской равниной) -Где мы сейчас остановились? -Рассмотрите внимательно карту, что вы можете рассказать? (Это равнина, потому что на карте обозначена светло-зеленым цветом.) -Какого еще цвета пятна есть на карте? (желтые) -Давайте попробуем открыть тайну желтых пятен. (фото) -Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Поверхность неровная, встречаются возвышенности) -Что же обозначают желтые пятна? (Это возвышенности) …, прочитай определение. Давайте хором повторим определение возвышенности. -Давайте прочитаем материал о равнине на стр.54. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Русская равнина) Держим путь на юго-запад! Кавказские горы (солнце над Кавказскими горами) Что рассказывает нам карта? (Это горы, потому что обозначены коричневым цветом, их называют Кавказскими горами) -Какая гора самая высокая? (Эльбрус, ее высота 5642 м.) (фото) -Что вы можете сказать об этих горах? (они высокие, вершины покрыты снегом) -Рассмотрите схему: (нарисовать) Здесь изображены молодые горы. Как выглядят вершины молодых гор? (острые) -Ну что, ребята, наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с вами огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России? | Отвечают на вопросы Анализ схемы Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы, используя карту Отвечают на вопросы Усваивают новую информацию из рассказа учителя. Используя карту и ее условные обозначения, выделяют необходимую информацию Слушают новую информацию. Опытным путем, ищут ответ на вопрос. Используя карту, открывают новые знания. Используя карту и ее условные обозначения, выделяют необходимую информацию Усваивают новую инфомацию | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя П: выделение необходимой информации П: выделение необходимой информации П: анализ К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: выделение необходимой информации |
Решение частных задач | 5 мин. | Давайте поработаем с учебниками. Откройте стр.56. Читаем по 2 предложения. -Ребята, посмотрите на схему: из каких общих частей состоит холм и гора? -Чем они отличаются? Давайте на основе прочитанного материала составим определение, что такое холм, определение к слову гора. -О каких еще формах земной поверхности вы узнали? -Давайте перечислим все формы земной поверхности, о которых мы узнали сегодня на уроке. -Какие существуют виды углублений на земной поверхности? -Чем отличается овраг от балки? (У балки склоны поросшие растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны) Давайте поработаем над рубрикой «Обсудим»: Как особенности земной поверхности в том или ином регионе сказываются на жизни людей, их хозяйственной деятельности, обычаях и традициях? Отлично! Кто прочитает вывод на стр. 57? | Читают новый материал. Анализируют схему. Отвечают на вопросы. Строят суждения, опираясь на свои знания. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров П: анализ, синтез, сравнение К: осознанное построение реч. высказывания |
Самостоятельная работа | 3 мин. | Давайте выполним задание № 1 в тетради в группах. | Самостоятельно выполняют задание в группах | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
Итог урока | 5 мин. | Итак, ребята, давайте подведем итоги. Какие названия гор и равнин вам запомнились? Сегодня в нашем путешествии нам помогало солнце. Предлагаю вам оценить работу на уроке: Если вам понравилась работа на уроке и было интересно – нарисуйте солнце красного цвета; Если у вас еще остались вопросы – нарисуйте солнце желтого цвета; Если вам работа не понравилась и вы не поняли тему – нарисуйте солнце зеленого цвета. Поднимите ваши солнышки вверх! Отлично! Откройте дневники, запишем домашнее задание: стр.54-57 пересказ, ответить на вопросы, выучить вывод наизусть, а поможет вам в пересказе план, который у нас получился. Спасибо за работу на уроке! До свидания!
| Подводят итоги урока. | Л: самооценка |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Weather and Clothes"
Класс: 4Тема: «Weather and clothes»Урок №2Цель урока: формирование грамматического навыкаЗадачи:Практические:· Отработать звук [b]·...
Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Буква И"
Поперечная ЕкатеринаКласс: 1 «б» Предмет: письмо Тема: «Прописная И»Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и назван...
Учебно-методический комплект (конспект+презентация) "Архитектура Древней Эллады"
Конспект урокаПоперечной Екатерины дисциплина: изобразительное искусство Тема урока: Древняя Эллада. Архитектура клас...
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"По равнинам и горам" 4 класс УМК "Перспектива"
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"По равнинам и горам" 4 класс УМК "Перспектива"...
Конспект + презентация К.И.Чуковский "Федорино горе", 2 класс
Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»Цель: создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»; способствовать развитию образного и ассоциативного...