Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "По равнинам и горам"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Поперечная Екатерина Витальевна

Поперечная Екатерина

Класс 4

Тема: «По равнинам и горам»

Цели:

сформировать представление о равнинах и горах;

познакомить с равнинами и горами на территории России;

развивать познавательную активность, умения работать по карте;

наблюдать, обобщать, делать выводы.

Планируемые УУД:

·        Регулятивные:

Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

·        Познавательные:

Проводить сравнение, анализ, классификацию.

Строить логическую цепь рассуждений

Уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

·        Коммуникативные:

уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

 

 

Тип урока: комбинированный

 

Оформление доски: презентация + план урока

 

Оборудование: учебник, раб. тетрадь, карта России, солнце, карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_ravninam_i_goram.doc90.5 КБ
PDF icon po_ravniam_i_goram.pdf1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Поперечная Екатерина

Класс 4

Тема: «По равнинам и горам»

Цели:

сформировать представление о равнинах и горах;

познакомить с равнинами и горами на территории России;

развивать познавательную активность, умения работать по карте;

наблюдать, обобщать, делать выводы.

Планируемые УУД:

  • Регулятивные:

Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

  • Познавательные:

Проводить сравнение, анализ, классификацию.

Строить логическую цепь рассуждений 

Уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

  • Коммуникативные:

уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Тип урока: комбинированный

Оформление доски: презентация + план урока

Оборудование: учебник, раб. тетрадь, карта России, солнце, карточки для рефлексии.


Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Доброе утро, ребята! Проверили готовность к уроку, подровнялись, улыбнулись, садитесь. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствуют учителя

К: планирование учебного сотрудничества

Актуализация опорных знаний

3 мин.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Давайте ответим на вопросы из рубрики «Вспомним».

Прочитай 1 вопрос (на слайде). Кто сможет ответить на вопрос? Кто прочтет 2 вопрос? (на слайде) ответы детей.

Кто прочитает 3 вопрос? (на слайде) ответы детей.

Молодцы ребята!

Применяют полученные раннее знания при выполнении задания.

Р: контроль, коррекция, оценка

Мотивация

3 мин.

Посмотрите на слайд, кто громко и выразительно прочитает стихотворение?

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Как вы понимаете эти строчки?

Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране! Мы пройдем по стране, изучая ее, с севера на юг и с востока на запад.

Вот незадача, посмотрите, слоги в словах перепутались, восстановите и скажите, какая сегодня тема урока? Предположите цели на урок.

Ребята, нам нужен экскурсовод. Что нам поможет в путешествии? (Карта России) А указывать нам путь будет один природный объект. Отгадайте про него загадку:

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит! (Солнце)

Где встает солнце? (на востоке)

Выразительно читают стихотворение, анализируют смысл

Принимают учебную задачу.

Ставят цели урока

Отгадывают загадку

П: анализ

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Р: целеполагание

Изучение нового материала

28 мин.

С Востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала давайте повторим условные обозначения на карте.

- На что указывает цвет? (Цвет указывает где вода, а где суша)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, какие еще цвета вы видите? (зеленый, желтый, коричневый, синий)

- Рассмотрите внимательно схему (на слайде)

Какие линии вы увидели в этой диаграмме? (сплошная и пунктирные)

Что написано под сплошной линией? (моря и океаны)

Эта линия называется уровень моря.

Что находится ближе к уровню моря? (низменности) Каким цветом они обозначены? (зеленым)

Что находится выше низменностей? (возвышенности и горы) Каким цветом они обозначаются? (желтым и коричневым)

Отлично! Мы познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. Ну что, пора отправляться в путь!

П-ов. Камчатка

(солнце крепится над полуостровом Камчатка)

Мы с вами на востоке России на полуострове Камчатка. (показать на карте)

Откройте учебники на стр.50. Найдите полуостров на ваших картах.

-Что вы скажите о поверхности полуострова? (по всему полуострову проходят горы)

-Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. (фото) Какова его высота? (4688м.)

(слайд с видами Камчатки) Вулканы Камчатки – Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

Продолжим наше путешествие.

Среднесибирское плоскогорье

(солнце крепится над Среднесибирским плоскогорьем)

-Где остановилось солнце?

-Какие цвета присутствуют на этом участке? (зеленый, желтый, коричневый)

-Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»?

-В словаре Ожегова есть точное толкование этого слова. …, прочитай пожалуйста.

Давайте повторим определение хором.

(на слайде фото) –Что вы можете сказать о поверхности? (много возвышенностей, холмов)

В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: (схема на слайде)

Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. Такая равнина называется возвышенностью. …, прочитай определение на слайде. Давайте хором повторим, что такое возвышенность.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири.

Алтай и Саяны

(солнце крепится над Алтаем)

-Посмотрите на карту. Какая здесь земная поверхность? (Горы, потому что изображены темно-коричневым цветом)

-Как называются горы? (Алтай и Саяны)

-Что вы можете сказать о высоте гор, опираясь на цвет, которым они изображаются на карте? (это высокие горы)

-Как называется самая высокая гора Алтая? (гора Белуха, высота 4506м.)

Ребята, обратите внимание: Алтай входит в список Всемирного наследия! (фото)

Продолжим наше путешествие?

Западно-Сибирская равнина

(солнце крепится над Западно-Сибирской равниной)

-Где мы оказались? (на Западно-Сибирской равнине)

-Что нам рассказывает карта об этой равнине?

(Занимает большую площадь, ровная поверхность, потому что окрашена в зеленый цвет)

Ребята, такая равнина называется низменностью. …, прочитай определение. Давайте повторим хором, что такое низменность.

Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории – это болота. По этой равнине течет много рек.

-Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот. Мы уже уточнили, что ее поверхность плоская. Давайте выясним, какие плоские поверхности есть в нашем классе?

Ребята, одна из плоских поверхностей, как вы уже сказали, может быть стол. Если на стол вылить воду, что с ней произойдет? (она растечется)

Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

Продолжаем двигаться дальше за солнцем на запад.

Уральские горы

(солнце крепится над Уральскими горами)

-Что вы видите на карте? (горы)

Внимательно рассмотрите карту, что вы можете сказать об этих горах? (Это Уральские горы, которые протянулись с севера на юг через всю территорию страны. Это невысокие горы, потому что изображены не темно-коричневым цветом)

-Как называется самая высокая гора? (Народная, высота 1895м.)

-Давайте сравним две горы Народную и Белуху. Что вы можете сказать? (Белуха выше, чем Народная)

-О чем это говорит? (Горы Алтая – высокие, Уральские горы – невысокие).

(фото Уральских гор)

-Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему их так назвали?

(они опоясывают всю страну, разделяя территорию России на европейскую и азиатскую части)

-Уральские горы называют старыми, потому что их форма стала плосковершинной.

Посмотрите на схему: (нарисовать на доске)

-Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие, неострые, склоны пологие)

Предлагаю сделать небольшой привал и отдохнуть:

Физ. Минутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись!

Руки вверх, и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Ну что, снова отправляемся в путь!

Восточно-Европейская равнина

(солнце крепится над Восточно-Европейской равниной)

-Где мы сейчас остановились?

-Рассмотрите внимательно карту, что вы можете рассказать? (Это равнина, потому что на карте обозначена светло-зеленым цветом.)

-Какого еще цвета пятна есть на карте? (желтые)

-Давайте попробуем открыть тайну желтых пятен.

(фото)

-Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Поверхность неровная, встречаются возвышенности)

-Что же обозначают желтые пятна? (Это возвышенности)

…, прочитай определение. Давайте хором повторим определение возвышенности.

-Давайте прочитаем материал о равнине на стр.54. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Русская равнина)

Держим путь на юго-запад!

Кавказские горы

(солнце над Кавказскими горами)

Что рассказывает нам карта? (Это горы, потому что обозначены коричневым цветом, их называют Кавказскими горами)

-Какая гора самая высокая? (Эльбрус, ее высота 5642 м.) (фото)

-Что вы можете сказать об этих горах? (они высокие, вершины покрыты снегом)

-Рассмотрите схему: (нарисовать)

Здесь изображены молодые горы. Как выглядят вершины молодых гор? (острые)

-Ну что, ребята, наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с вами огромный путь от восточных границ до западных.

Что вы можете сказать о земной поверхности России?

Отвечают на вопросы

Анализ схемы

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы, используя карту

Отвечают на вопросы

Усваивают новую информацию из рассказа учителя.

Используя карту и ее условные обозначения, выделяют необходимую информацию

Слушают новую информацию.

Опытным путем, ищут ответ на вопрос.

Используя карту, открывают новые знания.

Используя карту и ее условные обозначения, выделяют необходимую информацию

Усваивают новую инфомацию

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

П: выделение необходимой информации

П: выделение необходимой информации

П: анализ

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: выделение необходимой информации

Решение частных задач

5 мин.

Давайте поработаем с учебниками. Откройте стр.56. Читаем по 2 предложения.

-Ребята, посмотрите на схему: из каких общих частей состоит холм и гора?

-Чем они отличаются?

Давайте на основе прочитанного материала составим определение, что такое холм, определение к слову гора.

-О каких еще формах земной поверхности вы узнали?

-Давайте перечислим все формы земной поверхности, о которых мы узнали сегодня на уроке.

-Какие существуют виды углублений на земной поверхности?

-Чем отличается овраг от балки? (У балки склоны поросшие растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны)

Давайте поработаем над рубрикой «Обсудим»:

Как особенности земной поверхности в том или ином регионе сказываются на жизни людей, их хозяйственной деятельности, обычаях и традициях?

Отлично! Кто прочитает  вывод на стр. 57?

Читают новый материал.

Анализируют схему.

Отвечают на вопросы.

Строят суждения, опираясь на свои знания.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: анализ, синтез, сравнение

К: осознанное построение реч. высказывания

Самостоятельная работа

3 мин.

Давайте выполним задание № 1 в тетради в группах.

Самостоятельно выполняют задание в группах

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Итог урока

5 мин.

Итак, ребята, давайте подведем итоги. Какие названия гор и равнин вам запомнились?

Сегодня в нашем путешествии нам помогало солнце. Предлагаю вам оценить работу на уроке:

Если вам понравилась работа на уроке и было интересно – нарисуйте солнце красного цвета;

Если у вас еще остались вопросы – нарисуйте солнце желтого цвета;

Если вам работа не понравилась и вы не поняли тему – нарисуйте солнце зеленого цвета.

Поднимите ваши солнышки вверх! Отлично!

Откройте дневники, запишем домашнее задание: стр.54-57 пересказ, ответить на вопросы, выучить вывод наизусть, а поможет вам в пересказе план, который у нас получился.

Спасибо за работу на уроке! До свидания!

 

Подводят итоги урока.

Л: самооценка


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Weather and Clothes"

Класс: 4Тема: «Weather and clothes»Урок №2Цель урока: формирование грамматического навыкаЗадачи:Практические:·        Отработать звук [b]·...

Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Буква И"

Поперечная ЕкатеринаКласс: 1 «б»   Предмет: письмо Тема: «Прописная И»Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и назван...

Учебно-методический комплект (конспект+презентация) "Архитектура Древней Эллады"

Конспект урокаПоперечной Екатерины     дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:     Древняя Эллада. Архитектура     клас...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"По равнинам и горам" 4 класс УМК "Перспектива"

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"По равнинам и горам" 4 класс УМК "Перспектива"...

Конспект + презентация К.И.Чуковский "Федорино горе", 2 класс

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»Цель: создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»; способствовать развитию образного и ассоциативного...