урок-проект
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
урок -проект для 3 класса по окружающему миру по теме "Игрушки делать- тоже ремесло"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.85 КБ |
igrushki.ppt | 1.15 МБ |
prilozhenie.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Игрушки делать – тоже ремесло.»
3 класс,
УМК «Начальная школа XXIвек».
Цель: познакомить с русской культурой, с народной игрушкой, как один из видов ремесла на Руси
Задачи:
- формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное;
-формирование художественного вкуса;
-понимание особенностей народного творчества.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределе- ние к деятельности (орг. момент) 1 мин. | Ребята, давайте проверим , готовы ли вы к уроку. Проверьте порядок на рабочем месте. Удачной работы. Сегодня у нас не просто урок, а урок –проект. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | Коммуникатив- ные |
2 | Постановка учебных задач и определение темы урока. 4мин. | Послушайте рассказ и скажите о какой удивительной профессии идет речь. - Задача ясна? Тогда слушайте…стр.109 Вы догадались, о каких ремеслах идет речь? - Почему использовали дерево на Руси? Что еще из него делали? -Мы изучали много ремесел. А как вы думаете о чем сегодня будем говорить? Какая тема урока. | Обсуждают вопросы, формулируют тему урока конструируют учебные задачи урока . Обработка дерева, древоделы -Дома, орудия, труда, бочки, корзины… -Игрушки делать - тоже ремесло | Регулятивные, познавательные (постановка и решение проблемы) |
3 | Открытие нового 7 мин | - Игрушки появились давно. Уже в 10 веке новгородские ремесленники делали игрушки для детей . Способ их изготовления передавался из поколения в поколение. Поэтому игрушки, сделанные разными мастерами из одного села похожи. О таких игрушках говорили «народные игрушки». И сегодня, говоря об игрушках разных уголков нашей страны мы еще соприкоснемся с народным творчеством. Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие. - Их покупали на ярмарках и базарах или делали дома из самых разных материалов: дерева, соломки, глины, ткани или ниток. Девочки наряжали своих тряпичных и соломенных куколок, как настоящих модниц. Деревянные игрушки «Карусель» и «Кузнецы» очень нравились мальчикам, потому что могли двигаться. Из дерева и глины мастерили свистульки в виде птицы, зверя или фигурки человека. Способ изготовления игрушки передавался из поколения в поколение: от деда- к внуку, от отца- к сыну. Ремесленники, которые вырезали матрёшек и медведей, лепили птичек, людей и коней, были во многих деревнях. И назывались эти игрушки по названию тех мест, где они изготавливались. Город мастеров Перед нами выставка игрушек. Какое настроение, чувства они вызывают? Для чего делали эти игрушки? А как вы думаете, легко ли делать игрушки? Давайте проверим и проведем исследование. Исследование проводим в три этапа. 1 этап. Подготовительный. На этом этапе мы должны поставить цель, гипотезу. Цель: что нужно знать, чтобы сделать игрушку? Гипотеза: Нужно ли для изготовления игрушки быть ремесленником? Каким методом можно проверить нашу гипотезу. Итак, мы поставили цель, выбрали метод, которым будем добиваться поставленной цели, нужно провести исследование. Переходим ко второму этапу. 2 этап .Исследовательский. На нем мы разделимся на группы, чтобы узнать , как можно больше об этом ремесле. | Из какого материала будет делать, для чего это игрушка..и т.д. Провести исследование | Познавательные, коммуникативные, личностные |
4 | Физ.пауза 2 мин. | Снятие усталости. | Взаимодействие и сотрудничество | |
5 | Исследование. Работа в группах 8 мин | 2 этап .Исследовательский. На нем мы разделимся на группы, чтобы узнать , как можно больше об этом ремесле. А теперь предлагаю отправиться в разные уголки нашей страны и представить уникальное творение мастеров. Предлагаю вас представить и прославить свой край ремесленников. Вы работаете в группах с предложенным материалом, соблюдая правила работы, распределяя роли по плану. Через 7 минут вы представляете информацию о своей игрушке в идее сообщения. План работы: 1.Место рождения игрушки 2.Материал для изготовления 3.Особенности изготовления 4.Отличительные черты(форма, узоры, украшения, цвета..) 5.Настроение и умение мастера. ГРУППЫ: -дымковская -филимоновская -федосеевская -романовская -сергиевопосадская. | Работа в группах по плану исследования. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Построение защиты своего исследования, остальные слушают и дополняют | Познавательные личностные |
6 | Обмен информацией. Представляют проекты 10 мин | Слушаем сообщение лидеров каждой группы. Вывод: каждая группа по плану рассказала об изготовлении игрушек. Про анализировав все ответы , что вы может сказать. Какой вывод сделаем? 3 этап. Заключительный. Давайте вернемся к нашей гипотезе. Нужно ли для изготовления игрушки быть ремесленником? Какие выводы можем сделать? | Анализируют результат приобретенных знаний и применение их в жизни. | |
7. | Практическая работа 7 мин | А теперь , давайте попробуем стать мастерам, изготовим игрушку Изготовление игрушки. Выставка работ. - Что можно сказать о качестве вашей работы? | Регулятивные, познавательные, коммуникативные. | |
8. | Рефлексия деятельности ( 3 мин | Я узнал… Интересно было.. В ходе работе удалось научиться.. Мне захотелось.. А какими вы сегодня были мастерами, работая в группах? Оцените свою работу. Выставьте их на листочках. Есть разногласия в оценивании? Спасибо за работу. | Старательным, трудолюбивым, терпеливым, ловким, работать с любовью, желанием. | Регулятивные- уметь оценивать правильность выполнения действия. |
9 | Домашняя работа 2 мин | Делали мастера игрушки и вспоминали сказки и свои придумывали. Я предлагаю выбрать и выполнить творческие задания. 1. рассказ, что ты умеешь мастерить 2.Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки». 3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке. | Производят выбор заданий. | Самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИГРУШКИ ДЕЛАТЬ- ТОЖЕ РЕМЕСЛО
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЬ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ИГРУШКУ
ГИПОТЕЗА НУЖНО ЛИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ БЫТЬ РЕМЕСЛЕННИКОМ
ПЛАН РАБОТЫ 1.МЕСТО РОЖДЕНИЯ ИГРУШКИ 2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 3.ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 5.НАСТРОЕНИЕ И УМЕНИЕ МАСТЕРА
Я узнал… Интересно было… В ходе работы удалось научиться… - Мне захотелось…
Домашнее задание: 1. Рассказ, что ты умеешь мастерить. 2. Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки» 3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке.
СПАСИБО ЗА УРОК
Предварительный просмотр:
Дымковская игрушка
Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки .
Это один из самых старинных промыслов Руси-- более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают белилами в два-три слоя. Затем расписывают. Для росписи применяются анилиновые красители и мягкие кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль.
Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.
ФЕДОСЕЕВСКАЯ ИГРУШКА
В деревне Федосеево сложился промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, даже примитивным, но лихим и ярким растительным орнаментом.
Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» ( изделия из щепы – тоненьких дощечек). Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок- столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки:мебель для кукол, лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели… разнообразные каталки.
Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков.
Сами распространёнными изделиями были кони-колёски, состоящие из одной фигурки или упряжки по 2-3 коня, с возком или без него… федосеевские кони вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощенная форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост, и ставили такие фигурки на струганную тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него человечка из дерева вырезанного посадить. Федосеевские игрушки- коняшки представляли собой смешную грубоватую рабочую лошадку-трудягу.
Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.
РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА
Романовская игрушка — традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек-свистулек, сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области, Россия.
Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются 17 веком и хранятся в фондах Липецкого областном краеведческом музее. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек того времени составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре. Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой (глазурью) или красились краской.»
Романовская игрушка – это игрушки-свистульки, с двумя, четырьмя, или более игровыми отверстиями. Очень разнообразна в сюжетном исполнении (более сорока сюжетов) – от глубоко традиционных птичек-свистулек, всадников до медведей; от простых собачек до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Игрушка покрывается поливой или красится краской, разведённой на яйце. Цвета, традиционно, неяркие, сдержанные. Обычно – это красный, жёлтый, зелёный; реже – синий, чёрный, малиновый.
СЕРГИЕВОПОСАДСКАЯ ИГРУШКА
В Сергиевом Посаде находится знаменитый музей игрушки. В нём хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. А также русская игрушка: народная, дворянская, индустриальная, детская. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)
В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проект
Урок литературного чтения во 2 классеТема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проекЦель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий....
Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...