Учебно-методический комплект по окружающему миру "Система кровообращения", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Система кровообращения».

Цели урока: узнать о работе системы кровообращения, о работе сердца, циркуляции и составе крови.

Планируемые результаты

  • предметные: научатся называть составляющие системы кровообращения, получат представление о работе сердца, циркуляции крови, составе крови, понимать необходимость использования знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, учащиеся получат возможность научиться использовать знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, карточки для групповой работы.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: актуализация знаний, устный опрос.

Словесн.: формулировка темы урока.

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: формулировка цели урока.

≈10

- Вспомним прошлый урок!

- Какие органы относятся к пищеварительной системе? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник)

- Раз это органы одной и той же системы, значит они связаны друг с другом и выполняют общую задачу.

- Какую? (все органы пищеварения, работая дружно, снабжают организм человека питательными веществами и водой)

- Как называется процесс, который позволяет человеческому организму получать питательные вещества и воду из поступающей в него пищи? (пищеварение)

- Чтобы пища попадала «в то горло», о каком правиле нужно помнить во время еды? (во время еды нельзя разговаривать и смеяться)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной системой нашего организма, а для того, чтобы узнать с какой, попробуйте угадать, о чём это я?

- Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это? (о крови)

- Как называется система в организме человека, которая обеспечивает перенос кровью кислорода, углекислого газа и питательных веществ? (система кровообращения)

- Откройте ваш учебник на странице 25. Прочитайте тему нашего урока (система кровообращения)

- Что значит слово «система»? (группа связанных друг с другом органов, выполняющих определённую задачу)

- Что значит слово «кровообращение»? (это процесс движения крови по организму)

- Чего вы ждёте от урока? (из чего состоит система кровообращения, как происходит движение крови по организму, каков состав крови)

- А ещё нам предстоит узнать, какое отношение к нашей теме имеют числа: 8, 75, 100 000 (появляются на доске)

- План наших действий готов. Приступаем к его реализации!

Отвечать на вопросы, актуализировать знания.

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Рассуждать, формулировать свои мысли, отвечать на вопросы.

Прогнозировать ход урока, предполагать цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: устный опрос.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: проверка прочитанного.

Практич.: тематическая игра.

Словесн.: беседа.

Практич.: практическое задание.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: работа со словарём.

Практич.: практическое задание.

Практич.: работа с учебником, работа в парах.

Словесн.: беседа.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: практическое задание, работа в группах.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: делать вывод.

≈25

- В теле человека находятся полости, занимаемые органами.

- Перечислите эти органы (сердце, почки, желудок, печень, лёгкие).

- Какой из перечисленных органов-часть системы кровообращения? (сердце)

- Глядя на схему в учебнике, назовите остальные составляющие системы (артерии и вены)

- Что объединяет артерии и вены?

- В чём их отличие? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в учебнике на странице 26 в первом абзаце. Прочитайте его.

- Итак, что объединяет артерии и вены? (кровеносные сосуды)

- В чём их отличие? (По артериям кровь движется от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества. По венам кровь движется от органов к сердцу, унося из них углекислый газ и отходы продуктов питания).

- А теперь немного разомнёмся и закрепим то, что вы прочитали о движении крови по артериям и венам.

- Представим, что я – сердце, кто-то один из вас – любой орган, например, печень, а все остальные – кровь. Сейчас кровь движется по артериям (от сердца к органу), а сейчас – по венам (от органа к сердцу) и т.д.

- Скажите, какое количество времени нужно крови в нашем организме, чтобы обежать его столько же раз, сколько обежали сейчас вы? (меньше 3 минут)

- Почему? (потому что один полный круг движения крови по организму занимает меньше минуты).

- Однако, кровь не может двигаться сама по себе. Её что-то заставляет двигаться. Что это? (сердце)

- Что такое сердце и как оно выглядит?

- Действительно, а как оно выглядит: так, так или так? (дети смотрят на картинки на доске и выбирают нужную)

- Какого размера ваше сердце?

- А моё?

- Сожмите вытянутую руку в кулак – вот примерно такого размера ваше сердце, а такого-моё.

- А где у нас всех сердце?

- А теперь сжимайте и разжимайте кулак – вот так работает наше сердце. Только через некоторое время ваша рука устанет, и вы прекратите её сжимать-разжимать.

- А сердцу нельзя прекращать свою работу. Оно работает день и ночь, без остановки.

- А что оно вообще никогда не отдыхает?

- Правильно, приложите руку к сердцу и послушайте: «Стук, короткая пауза, стук, короткая пауза».

- Так вот, когда вы слышите «стук» - это сердце выталкивает кровь, а короткая пауза-это сердце наполняется кровью, тогда оно и отдыхает.

- Вы согласитесь со мной, что сердце – это мышца?

- Кто может подтвердить? (Сердце – это насос, который заставляет двигаться кровь)

- Верно, сердечная мышца обеспечивает циркуляцию крови в организме.

- Какой новый термин вы услышали в моём предложении? (циркуляция)

- Обратитесь к словарю и выясните, что значит «циркуляция» (круговое движение, круговорот)

- Покажите на пальцах, что означает слово «циркуляция».

- А как происходит циркуляция крови в нашем организме, мы узнаем прямо сейчас.

- Посмотрите на картинку человеческого сердца! Что вы заметили? (сердце разделено перегородкой на две половины: левую и правую)

- Верно, эти две половины сердца работают как два насоса. Мы начнём путешествовать вместе с кровью из правой половины сердца, где собралась бедная кислородом кровь от всех органов.

- Проследите по схеме в учебнике, как движется кровь.

- А теперь друг другу расскажите и покажите, используя схему в учебнике, как движется кровь по нашему организму!

- Внимание на доску! Перед вами река, в ней плавают вот такие кораблики! Что это? (кровь)

- Что интересного вы обнаружили? (что кровь состоит из разных клеток).

- Как думаете, почему в крови столько разных клеток? (каждая из них выполняет свою функцию)

- Сейчас вам предстоит узнать, какую работу выполняют клетки крови. Одни из них переносят, другие – защищают, третьи – закрывают. Страница 28 в учебнике вам в этом поможет. Прочитайте.

- Теперь поработаем в группе и проверим, как внимательно вы прочитали текст в учебнике.

- Сейчас я буду говорить не с учениками, а с клетками крови. Если говорю о вас, поднимайтесь и отвечайте на вопросы!

- Какие клетки переносят? (поднимаются «красные кровяные клетки»)

- Что и куда? (кислород от лёгких ко всем клеткам организма, углекислый газ от клеток организма к лёгким)

- Какие клетки защищают? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- Что, от кого, как? (организм от болезней. Мы атакуем и убиваем микробов, поглощая их)

- Какие клетки закрывают? (поднимаются «кровяные пластинки»)

- Что, зачем, как? (рану, останавливаем кровотечение, накапливаясь в месте повреждения)

- Какие клетки придают крови красный цвет? (поднимаются «красные кровяные клетки»)

- Какие клетки способны двигаться против течения крови и даже проходить через стенки сосудов? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- Каких клеток больше всего? (поднимаются «красные кровяные клетки»)

- Какие клетки самые крупные? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- Спасибо, клетки крови!

- А какую роль выполняет плазма? (в ней свободно перемещаются клетки крови, она несёт клеткам питательные вещества, а из клеток забирает отработанные вещества)

- Сейчас мы узнаем, кто внимательно рассмотрел схему. Как называются мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)

- А теперь внимание на экран!

- Угадайте, какое понятие я имею ввиду, когда представляю это - сердце, артерии, вены, капилляры, циркуляция, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки, плазма.

Отвечать на вопросы учителя, формулировать свои мысли.

Работать с учебником.

Играть в тематическую игру.

Подводить итоги, отвечать на вопросы.

Сравнивать картинки, отвечать на вопросы.

Выполнять задание учителя.

Слушать учителя, узнавать новое, принимать информацию.

Работать со словарём.

Наглядно показывать циркуляцию крови.

Рассматривать картинку сердца, отвечать на вопросы.

Работать с учебником, работать в парах.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с учебником.

Работать в группах.

Выполнять практическое задание.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать схему в учебнике, беседовать.

Подводить итог, определять понятие.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Возвращаемся к «вашим ожиданиям» вы хотели узнать, из чего состоит система кровообращения.

- Узнали? Из чего? (сердце, артерии и вены)

- Как происходит движение крови по организму?

- Каков состав крови? (плазма, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки)

- В самом начале урока я показала вам числа и поставила цель узнать, что они означают.

- Где же в нашей теме место цифре 8? (движение крови по организму похоже на цифру 8)

- А что же такое 75? (ударов в минуту бьётся наше сердце в покое)

- А 100 000? (км-длина сосуда, состоящего из всех вен и артерий нашего организма)

- Оправдались ваши ожидания?

- Я желаю, чтобы ваша система кровообращения всегда работала как часики. Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, подводить итоги.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ

Слайд 4

Какое наше сердце?

Слайд 5

сердце

Слайд 6

сердце

Слайд 7

СЕРДЦЕ ВЕНЫ АРТЕРИИ КАПИЛЛЯРЫ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

Слайд 8

плазма красные кровяные клетки белые кровяные клетки кровяные пластинки

Слайд 10

Кровь движется по человеческому организму с разной скоростью. Быстрее всего она течет по артериям – ее скорость соответствует скорости пешехода на прогулке – 1,8 км в час (500 мм/сек). По венам кровь движется медленнее: примерно полкилометра в час (150 мм/сек). Для сравнения: частота пульса слона — 20 ударов в минуту, у лягушки (холоднокровное животное) — 30, у кролика — 200, а у мыши — 500 ударов в минуту. У взрослого человека сердце за день перекачивает около 10000 литров крови Объём крови у взрослого мужчины в среднем составляет 5-6 л .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...

Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...