Проект урока по окружающему миру на тему "Осень" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Проект урока по окружающему миру на тему "Осень" для 1 класса. Составлен по программе УМК "Планета знаний", но применим идля другтх УМК. Ставит основной предметной целью - установление взаимосвязей между живой и неживой природой, знакомство с видами перелетных и оседлых птиц. На уроке формируются умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты, устанавливать между ними причинно-следственные связи с опорой на иллюстрации, собственные знания и наблюдения; умение делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osen_1_klass.docx | 46.01 КБ |
ptitsy_rodnogo_kraya.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК «Планета знаний»
Авторы учебника и рабочей тетради:
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир», Издательство «Астрель»,Москва 2011г.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
Знают: о сезонных изменениях в живой и неживой природе; названия и внешние признаки распространенных видов птиц.
Различают объекты живой и неживой природы.
Имеют представление о перелётных и оседлых птицах.
Умеют: сравнивать объекты по внешним признакам; получать информацию с помощью рисунков; привлекать сведения из жизненного опыта; устанавливать причинно-следственные связи.
Тема урока: Осень.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся знают взаимосвязи живой и неживой природы; различают перелетных и оседлых птиц.
Личностные:
испытывают чувство ответственности и сопричастности родной природе.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты, устанавливать между ними причинно-следственные связи с опорой на иллюстрации, собственные знания и наблюдения; формировать умение делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные: формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Формирование умения строить фразы при ответах на вопросы; формирование умения работать в парах, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация «Птицы родного края», карточки с изображением
План урока:
Этап урока. | Хронометраж. |
Организационный момент. Актуализация знаний о птицах родного края. | 8 мин |
Определение учениками темы урока в ходе сравнения и классификации птиц. | 3 мин |
Совместное открытие новых знаний о взаимосвязях в живой природе. | 10мин |
Обобщение знаний о взаимосвязях в живой природе в ходе установления причинно-следственных отношений между объектами. | 5 мин |
Физкультминутка. | 1 мин |
Закрепление изученного о сезонных изменениях в природе. | 8 мин |
Рефлексия с опорой на систему вопросов. | 4 мин |
Домашнее задание. | 1 мин |
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Теоретическое обоснование. |
Организационный момент. Актуализация знаний. | - Вчера мы были на экскурсии в осеннем парке и видели много птиц. Кто может изобразить одну из них, чтобы остальные ребята угадали? Постарайтесь показать важные особенности этой птицы, чтобы мы могли определить, кто это. - Давайте посмотрим на фото других птиц. Узнайте их. Учитель показывает слайды № 1-6. - Кого из этих птиц можно назвать лишней? - Почему? - А заметили ли вы в парке вот эту птицу? Кто это? (Слайд № 7) - Каких птиц, обитающих в нашем крае, мы ещё не видели? - Почему? Мы были невнимательны? - Кто знает, как называют птиц, улетающих с наступлением осени? - Почему птиц назвали «перелетными»? - Как называют остальных птиц? - Давайте проверим наш вывод на странице 22 учебника. - Молодцы, вы правильно назвали! - Найдём значение слова «оседлые» в справочнике учебника на стр. 139. - Как вы поняли значение слова «оседлые»? Самостоятельная работа в тетради на стр. 19 вверху. - Кого ещё нельзя увидеть осенью? Закрась кружок красным. - Какую картинку отметили? Почему? | 2-3 ученика изображают разных птиц. При сильном затруднении учитель может на ушко подсказать движение. Просматривают фотографии, узнают и называют птиц. Сопоставляют изображения и свои знания об этих птицах, делают вывод: лишний попугай, он не из нашей местности. Узнают и называют птицу, вспоминают, что её не видели. Перечисляют птиц. Дети выдвигают предположения, обсуждают их, соглашаются или нет, делают вывод: некоторых птиц не видели, потому что они улетели. Названия данных групп птиц детям знакомы, поэтому они дадут точный ответ. Формулируют ответ, составляя связное предложение. Самоконтроль. Дети продолжают знакомиться с устройством учебника, учатся ориентироваться в нем. Формулируют ответ, составляя связное развернутое предложение. Рассматривают картинки в тетради, анализируют их, закрашивают. Отвечают на вопрос, аргументируя свой выбор. | Познавательные логические УУД - Синтез. Классификация - Задание «Определи кто это». |
Предметные знания - Определение птиц по внешнему виду, названия птиц. Познавательные логические УУД - Сравнение. Классификация - Задание «Кто лишний?». Познавательное общеучебное УУД - Умение на основе наблюдений и собственного опыта делать выводы. Предметные знания - названия групп птиц. Коммуникативное УУД – умение строить фразы в ответах на поставленный вопрос. Регулятивное УУД – Самоконтроль – сравнение собственных выводов с выводами в учебнике. Личностное УУД – действия смыслоопределения – формирование позитивной оценки себя, своей успешности. Познавательное общеучебное УУД – поиск и работа с информацией – работа со справочником. Коммуникативное УУД – умение строить фразы в ответах на поставленный вопрос – задание «Объясни значение слова». Удержание учебной задачи во время самостоятельной работы. Познавательное логическое УУД - Умение на основе анализа объектов делать вывод. | |||
Определение учениками темы урока в ходе сравнения и классификации птиц. | Слайд № 8 - Как назвать одним словом всех изображенных? - Какое фото «лишнее»? Почему? - Как назвать одним словом оставшихся животных? - На какие две группы мы можем их разделить? - Какой вопрос вы хотели бы задать о группах этих птиц? Подумайте, можно только один вопрос! - Как думаете, на какой вопрос нам предстоит найти ответ сегодня? | Сравнивают картинки, обобщают по принадлежности к миру животных. Классифицируют животных. - Птицы. - Оседлые и перелетные. (Слайд № 9) Предлагают свои варианты вопросов, выбирают тот, который интересен всем. - Почему некоторые птицы улетают, а другие нет? (Слайд № 10) | Познавательное логическое УУД - Синтез – задание «Назови одним словом». Познавательное логическое УУД - Классификация – задания «Найди лишнее», «Раздели на группы». Регулятивное УУД – самоконтроль – Задание «задай только один вопрос». Совместное определение темы урока. |
Совместное открытие новых знаний о взаимосвязях в живой природе. | - Что нужно птицам для жизни? Обозначим значками. - Чем питаются птицы? Работа по схеме: - Назовите любую оседлую птицу. Расскажите о её жизни, используя значки. Сможет ли она прожить в нашем крае зимой? - Теперь расскажите о перелётной птице. - Как ты думаешь, что может измениться в схеме? - Сравним схемы и сделаем вывод. | Перечисляют факторы и придумывают обозначения. ( На доску вывешиваются карточки) - еда - вода тепло - Составляют несколько предложений на заданную тему с опорой на схему. - Солнышку нарисовать мало лучиков, а тарелку пустой. Сравнивают схемы и приходят к выводу, что перелетным птицам не хватает зимой тепла, но особенно еды. | Предметные знания о связях живой и неживой природы, условиях жизни птиц. Познавательное общеучебное УУД – работа с информацией с опорой на условные знаки – задание «Расскажи о птице, опираясь на значки». Коммуникативное УУД – оформление собственных мыслей в устной форме. Регулятивное УУД – прогнозирование – вопрос «что может измениться?» Предметные знания о взаимосвязи живой и неживой природы. |
Обобщение знаний о взаимосвязях в живой природе в ходе установления причинно-следственных отношений между объектами. | Работа с иллюстрацией в учебнике на стр.23. - Назовите признаки осени, изображенные на картинке. - Почему насекомые исчезают с приходом осени? - Расскажите об осенних изменениях в природе последовательно, по порядку. | Отвечают на вопросы, с помощью учителя делают вывод: в природе всё взаимосвязано – осенью солнце слабее грет, становится короче день, желтеют и опадают листья, холодает, чаще льют дожди, насекомые прячутся, птицам нечего есть. (Слайд №11) | Познавательное логическое УУД – установление причинно-следственных связей – система вопросов. |
Физкультминутка. | - Совушка сова, большая голова, на суку сидит, головой вертит, Крыльями хлоп-хлоп, лапами топ-топ. Уф! - Сова - перелетная птица? - Самое красивое осеннее явление в природе – листопад. Покажите, как плавно кружатся и падают листья. | Дети выполняют движения, подражая сове. Подражают движениям падающих листьев. | |
Закрепление изученного о сезонных изменениях в природе. | Дети принесли с экскурсии красивые листья. - По каким признакам можно сравнить листья? - Расскажи о своих листочках соседу по парте. Попытайся сравнить их. Задание внизу со стр.23 учебника озвучивает учитель. - Кто правильно сравнил листья? Почему? - Как сравнить правильно? - А теперь послушай начало фразы, придумай ее продолжение и скажи соседу на ушко. Пусть начинает тот, кто в прошлый раз был вторым. «Если бы я был волшебником, то сделал бы так, чтобы осенью…» - Кому понравилось волшебство соседа? Спроси его разрешения и расскажи всем о его волшебстве. Работа в тетради на стр. 18 вверху. Самостоятельно. | Определяют критерии для сравнения – форма, размер, цвет. Работают в парах, составляют рассказ на заданную тему. Учатся сравнивать. Определяют ошибочность суждений из-за сравнения по разным признакам. Строят речевое высказывание по заданному правилу и на заданную тему. Работают в парах. Учатся справедливому сотрудничеству в паре. Разукрашивают рисунок. | Познавательное логическое УУД – сравнение – определение критериев для сравнения, сопоставление по ним объектов. Коммуникативное УУД – умение сотрудничать – работа в парах. Регулятивное УУД – оценивание – выявление причины ошибки. Коммуникативное УУД – Построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей – задание «продолжи фразу по е началу». Коммуникативное УУД – умение сотрудничать – работа в парах. |
Рефлексия с опорой на систему вопросов. | - На какие вопросы мы искали ответы на уроке? - Почему же улетают птицы? - На какие группы можно разделить птиц по этому признаку? - Распределите птиц в таблице. - Как мы можем помочь оседлым птицам? - За что бы вы похвалили на сегодняшнем уроке? | Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, осмысливают полученные знания. Осознание своей деятельности на уроке. | Познавательное общеучебное УУД – рефлексия – система вопросов. Личностное УУД – действия нравственно-этического оценивания. Личностное УУД – самопознание – вопрос «За что похвалишь себя?» |
Домашнее задание. | - Кому какая птица понравилась больше всего? - Поищите рассказы, сведения о ней в книгах, энциклопедиях, спросите у взрослых. -Посмотрите, какую необычную птицу нарисовали в учебнике на стр.23. Кто это? Из чего сделана? Какие ещё фигурки можно сделать из природного материала? Если хочешь, сделай их дома. - Спасибо за работу на уроке! (Слайд № 12) | Запоминают домашнее задание. Анализируют поделки на рисунке. | Предметные знания о птицах родного края. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Животные
Перелётные Осёдлые
Почему некоторые птицы улетают осенью, а другие нет?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")
В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами второго поколения ( проект урока, старто...
Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"
Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...
Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».
В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....
Проект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Деревья леса".
Проект урока, направленного на формирование читательской грамотности младших школьников.Учебный предмет «Окружающий мир», 2 класс.Тема урока: «Деревья леса».Цель: сформировать у учащихся умение ...
проект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"
В данной разрабртке постаралась проедусмотреть варианты формируемых у обучающихя УУД на каждом этапе урока...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...
Проект урока по окружающему миру. Тема : "Разнообразие животного мира" 2 класс "Школа России"
Урок построен , используя технологию критического мышления...