Урок окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира по УМК "Школа 21 века" Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_shag_iz_morya_na_sushu.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по образовательной системе «Школа 21 века» учителя начальных классов МБОУ СОШ № 6 им.И.Т.Сидоренко Семикозовой И.В. Тема : «Первый шаг из моря на сушу» | |
Цели (учебные): |
|
Планируемые результаты Метапредметные: Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении. Регулятивные: Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний. Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Познавательные: Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений Личностные: формирование позитивной самооценки. Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, рабочие листы, листы А-3 для кластера, маркеры, таблица «классификация животных» , карточки-помощницы. |
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности Ужасно интересно, Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем. | Уметь ориентировать-ся в окружающем мире |
2. | Актуализация и пробное учебное действие (Работа в группах) Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним, с какими животными мы уже познакомились и составим кластер. 1 группа «Царство Простейшие» 2 группа «Царство Многоклеточные» 3 группа «Тип членистоногие» 4 группа «Тип позвоночные» Установите связи между понятиями. - На какие классы можно разделить тип Членистоногие? - Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный скелет) - Каковы его особенности? 1) Мы сказали, что наружный скелет мешает росту животных. Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные. - Почему так происходит? Выскажите свои гипотезы. Ребята, оказывается в природе есть такие животные, у которых отсутствует внешний скелет, а вместо него есть другой. - Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? (о животных, имеющих внутренний скелет) | Актуализировать свои знания для выделения места затруднения |
3. | Выявление места и причины затруднения Вот сейчас нам предстоит выяснить какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.
| Прогнозировать результат |
4. | Построение проекта выхода из затруднения Ответ на этот вопрос вы найдёте в Учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы и в карточке-помощнице. Выполняя задание, заносите сведения в рабочие листы. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом. - Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит? - Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет? А теперь давайте попробуем ответить на вопрос : - Какой скелет лучше наружный или внутренний? Выполните задание в парах. В случаях затруднений можете пользоваться карточкой-помощницей. Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод. Какие преимущества у наружного скелета? У внутреннего скелета? - Какой вывод сделаем? - Назовите недостаток внутреннего скелета. - Что будет защищать тело этих животных? 4) Давайте узнаем у каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет. | Готовность и способ-ность к саморазвитию Сформированность мотивации к обучению |
5. | Реализация построенного проекта Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон) Распределите животных на две группы. - Какие возникли трудности при распределении? -Давайте найдем ответ в учебнике с.96 - Смогли ли мы разрешить наши сомнения? Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных? - Вот и мы сейчас проведём исследование. - Скажите, по какому признаку делили животных на группы? Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся. Давайте опять обратимся к учебнику с.98 - Как называется вторая группа животных? (земноводные) - Как Вы думаете, почему их так называют? | Формировать алгоритмы выполнения задания |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи Составим кластер Разделимся на 4 группы: 1 группа описывает рыб по плану ( где живут, как дышат, строение, чем питаются, как размножаются) 2 группа описывает земноводных по плану (где живут, как дышат, строение, чем питаются, как размножаются) 3 группа ( этапы развития лягушки) 4 группа ( этапы развития рыб) В результате мозгового штурма, вы составляете описание животных. Если есть сомнения, можно найти ответ в учебнике. Распределите обязанности и приступайте к работе. Через 5 минут вы поменяетесь картами понятий и дополните необходимыми сведениями. | Формировать умение слышать, слушать и по-нимать партнера, пла-нировать и согласован-но выполнять совмест-ную деятельность, рас-пределять роли, взаим-но контролировать дей-ствия друг друга |
Физкультминутка | ||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону Давайте проверим. - Выступает оратор -1 человек от группы, прикрепляет карту понятий на доску. Остальные могут дополнить. - Спасибо за выступление. Дайте самооценку своему ответу. -Расскажите, как вы работали в группе? Какие слова подбадривания говорили друг другу? Как это повлияло на результат работы? Что мешало работе? Какие выводы сделали? | Воспроизводить устные алгоритмы вы-полнения Самостоятельность мышления |
8. | Включение в систему знаний и повторений 1. Блиц опрос. Учитель. Как дышат водные животные? Дети. Водные животные дышат жабрами. Учитель. С какими трудностями сталкиваются живые организмы на суше? Дети. С сухостью и силой тяжести. Учитель. Что помогает насекомым и паукам преодолеть эти трудности? Дети. Им помогает наружный скелет. Учитель. А какой еще вид скелета бывает? Дети. Бывает еще внутренний скелет. Учитель. Какой скелет лучше? У каждого вида скелета есть свои преимущества. Выполните задание 2 на с. 26. (Ученики читают задание.) Выделите преимущества наружного скелета. 1-й ученик. Наружный скелет защищает от хищников. 2-й ученик. Дает опору мышцам. 3-й ученик. Уменьшает потери влаги. Учитель. Лишнее нужно зачеркнуть. Что зачеркнёте и почему? 1-й ученик. Зачеркиваем «не мешает росту», потому что наружный скелет мешает росту. 2-й ученик. Зачеркиваем «легок», потому что он тяжелый. 3-й ученик. Зачеркиваем «не мешает движению», потому что наружный скелет мешает движению. Учитель. Какие преимущества у внутреннего скелета? 1-й ученик. Не мешает росту. 2-й ученик. Дает опору мышцам. 3-й ученик. Легок. 4-й ученик. Не мешает движению. Учитель. Что зачеркнете? 1-й ученик. «Не защищает от хищников». 2-й ученик. «Не мешает потере влаги». 2.Беседа - Ребята, к какому классу, мы отнесем тритона? - Почему земноводные получили такое название? А знаете, что ещё этот класс животных называют АМФИБИИ, что в переводе с греческого обозначает «двоякодышащие» А теперь, используя ваши знания, дайте рабочее определение земноводным и рыбам по плану. Земноводные –это… Рыбы-это….. | Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения упражнений |
9. | Домашнее задание | |
10 | Итог урока. Тема сегодняшнего урока «Первый шаг из моря на сушу» - Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши. - Давайте проверим наши рабочие определения и сравним их с определениями в словаре учебника. - Правильно мы дали определения этим классам? - К какому типу относятся эти классы животных? (позвоночные) - Давайте найдём место этому типу животных в классификации животных. -Кому было непонятно, задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный листочек; - если вы испытывали затруднения – желтый; - если всё было легко – зелёный. Спасибо за урок! | Способность характе-ризовать и оценивать собственные знания и умения |
Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.»
Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним с какими животными мы уже познакомились и дополним схему.
Тема урока: | «Первый шаг из моря на сушу» | |
Цели (учебные): | Создавать условия для знакомства учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных. пробуждать интерес и любовь к природе. | |
Метапредметные цели: |
| |
Оборудование: |
| |
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
Ход урока. | ||
I.Орг.момент Психологический настрой урока.
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету. Ведь другой похожей нету. | ||
Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, И знанье новое открыл. И то, что мне пришлось узнать, Могу теперь всем рассказать.» | ||
II. Актуализация знаний. | Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним с какими животными мы уже познакомились и дополним схему. | Работа со схемой. |
(приложение 1 – схема «Классификация изученных животных» | ||
- На какие классы можно разделить тип Членистоногие? - Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный скелет) - Каковы его особенности? | Анализ схемы. Составление высказываний по теме. | |
III.1. Постановка проблемного вопроса. | 1) Мы сказали, что наружный скелет мешает росту животных. Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные. - Почему так происходит? Выскажите свои гипотезы. Ребята, оказывается в природе есть такие животные, у которых отсутствует внешний скелет, а вместо него есть другой. Этот вопрос заинтересовал и Лену с Мишей. Давайте прочитаем их диалог (Учебник с.96) - Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? (о животных, имеющих внутренний скелет) | Предлагают варианты. Работа с учебником. Делают выводы. |
2) Вот сейчас нам предстоит выяснить какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет. | ||
III. 2. Открытие нового знания | Ответ на этот вопрос вы найдёте в Учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы и в карточке-помощнице. Выполняя задание, заносите сведения в таблицу. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом. Ведь «ум – хорошо, а два – лучше». - Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит? - + и – внутреннего скелета. - Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет? | Работа в парах по выделению сведений о внутреннем скелете: - из чего состоит - достоинства (+) - недостатки (-) Самостоятельная работа с таблицей. |
3) А теперь давайте попробуем ответить на вопрос : - Какой скелет лучше наружный или внутренний? Печ.т. с.47 - №1 Выполните задание в парах. С случаях затруднений можете пользоваться карточкой-помощницей. Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод. Какие преимущества у наружного скелета? у внутреннего скелета? - Какой вывод сделаем? - Назовите недостаток внутреннего скелета. - Что будет защищать тело этих животных? 4) Давайте узнаем у каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет. | Работа по сравнению наружного и внутреннего скелета. Самостоятельная работа в парах. Каждый вид скелета имеет свои достоинства и недостатки. Не защищает тело. Кожа. | |
IV.1. Создание проблемной ситуации. | Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон) Распределите животных на две группы. - Как вы считаете, почему так много мнений? - какой возникает вопрос? | Работа с иллюстрациями. Распределение животных на группы. Формулирование проблемного вопроса. Выдвижение гипотез. Куда отнести тритона? |
5) Возможно, нам помогут Лена и Миша. -Давайте прочитаем их второй диалог. Учебник с.96 - Смогли ли мы разрешить наши сомнения? | Проверка своих предположений по учебнику. | |
-Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных? - Вот и мы сейчас проведём исследование. - Скажите, по какому признаку делили животных на группы? | ||
Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся. Давайте посмотрим в учебнике с.98 - как называется вторая группа животных? (земноводные) - как Вы думаете, почему их так называют? Запишем в таблицу. | Работа с учебником по определению названия нового класса животных. Работа с таблицей. | |
IV.2. Открытие нового знания | 6) Говоря о любом животном ответы на какие вопросы мы хотим узнать? | Определение задач урока в виде вопросов. |
- Где живут? - Как дышат? - Как выглядят: - Из каких частей состоит тело? - Чем покрыто тело? - Как передвигаются? - В чём отличия? - Чем питаются? - Как размножаются? - Какие есть органы чувств? - К какому классу относятся? | ||
7) Чтобы ответить на эти вопросы поработайте самостоятельно и внесите нужные данные в таблицу (приложение 3). У каждой колонки будет своё задание. В выполнении задания Вам поможет текст и иллюстрации в учебнике. А также карточка с заданием. 1 колонка – рыбы 2 колонка – земноводные 3 колонка – особое задание (этапы развития лягушки и рыбы) Давайте проверим. - Выступает 1 человек от колонки. Остальные могут дополнить. Не забывайте записывать информацию в таблицу. - Спасибо за выступление. Дайте самооценку своему ответу. | Открытие нового знания (работа в парах) находим необходимые сведения в тексте; - преобразование текста в таблицу (занесение в неё основных сведений) - построение ответа с помощью таблицы и умение сделать самооценку своего ответа | |
8) Давайте сравним эти два класса животных и сделаем вывод: куда отнести тритона? - Почему земноводные получили такое название? Это интересно: Ещё этот класс животных называют АМФИБИИ, что в переводе с греческого обозначает «двоякодышащие» | Нахождение ответа на проблемный вопрос в диалоге. | |
V. Применение знаний | Тема сегодняшнего урока «Первый шаг из моря на сушу» | |
- Как Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? | ||
Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши. | ||
- С какими классы животных мы сегодня изучали? Давайте посмотрим на свои таблицы и дадим определения : - классу рыб - классу земноводных - Давайте проверим наши определения и сравним их с определениями в словаре учебника. - Правильно мы дали определения этим классам? | Обобщение знаний на основе таблиц, составление определений класса животных, учитывая его отличительные признаки. | |
- К какому типу относятся эти классы животных? (позвоночные) | Определение места типа позвоночные в классификации животных (работа со схемой) | |
- Давайте найдём место этому типу животных в классификации животных. Запишем в таблицу. | ||
VI Итог урока. | Вернёмся к поставленным на уроке вопросам. | |
- На все ли вопросы смогли дать ответы? На них мы ответим на следующем уроке. | Аналитическая работа. | |
Вернёмся к началу урока. -Поднимите руку те, кто может сказать: «Сегодня я искал, творил И знанье новое открыл. И то, что мне пришлось узнать Могу теперь всем рассказать.» Очень хорошо. Тогда задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока. | Выделяем главное из пройденного и задаём вопросы друг другу. - Какие классы животных изучали? - В чём сходство рыб и земноводных? - Что составляет основу вн утреннего скелета? - Как называется тип животных, имеющих позвоночник? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли"
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли" в 4 классе по программе "Гармония"...
Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"
Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"...
Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9191184","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Тема: У Чёрного моря.Цель урока: сформировать представлен...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...
Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс
Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира "У Черного моря" 4 класс
Коспект урока по предмету окружающий мир по теме "К Черного моря" поможет учителю в подготовке к уроку. Данное занятие предназначено для учащихся 4 класса по программе "Школа Росс...