Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли" в 4 классе по программе "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_more._okeany_zemli.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
по теме «Жизнь в море. Океаны земли»
Учитель Данилина Е.В.
УРОК 35
ЖИЗНЬ В МОРЕ. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
Цели:
- познакомить учащихся с растениями и животными моря;
- рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;
- показать возможность негативного воздействия на море человеком;
- познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе», физическая карта, фотографии растений и животных морей, батискафа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. 3адание №5 (рабочая тетрадь, с. 4). Взаимопроверка. Ответы на экране (используется проектор).
Хищные животные:
2 - белый медведь
7 - орел
9 - снежный барс
3 - рысь
5 - лиса.
Растительноядные:
8 - дрофа
10 - суслик
4 - саранча
1 - северный олень
6 – верблюд
2.Экологическая игра (блиц-опрос).
- Предположите, какие будут последствия:
а) если растают льды Арктики;
б) если в степи весной развести костер;
в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;
г) если высушить все болота;
д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.
III. Сообщение темы урока.
- Отгадайте загадки:
Кругом вода,
А с питьем беда. (Море.)
- Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.
- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту Земли посмотреть
Земли на земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться - вода!
- Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.
IV. Океаны Земли. Жизнь в море.
- Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для этого нам нужно прочитать статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учебника.
Фронтальный опрос по прочитанному.
- Сколько на Земле океанов? Назовите их.
- Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия?
- Какие удивительные организмы обитают в океанах?
- Чем важны океаны для человечества?
- А сейчас для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат - батискаф. И спускаемся на дно океана со скоростью 3 метра в минуту (мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе»).
- Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. Разнообразен живой мир морей и океанов. От планктона – мельчайших водорослей и животных, до китов – морских гигантов.
В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.
В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.
- Давайте поближе познакомимся с обитателями морей. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых обитателях морей и океанов. Учитель демонстрирует фотографии на экране, используя проектор.
ВОДОРОСЛИ (Саша Б.)
Водоросли могут быть и крошечными, и длиной до 60 метров. Они прикрепляются ко дну коротенькими выростами. На конце выроста находится утолщение-подушечка, которая работает как присоска. Размножаются водоросли спорами. Почти все солнечные лучи поглощаются верхними слоями воды. Поэтому чем глубже слой морской воды, тем в нем холоднее и темнее. Поэтому больше всего морских растений находится на мелководье. Чем глубже растет водоросль, тем она бурее. В Черном море находят на глубине 200 метров водоросли красного цвета.
Многие обитатели водоемов питаются водорослями. С ними связано «цветение» воды в водоемах. Если водоем загрязнен сточными водами, водоросли настолько сильно размножаются, что могут лишить кислорода всех других обитателей водоема, и тогда они погибают.
Есть съедобные водоросли, из которых приготовляют пищевые добавки. Есть водоросли, которые используют для удобрения рисовых полей.
АКТИНИЯ (Маша)
Фантастическим цветком распускается в морских водах животное актиния. Примостившись к скалам, они порой образуют огромные поселения на мелководье. Ярко окрашенная в красный или зеленый цвет, с венцом из нежных прозрачных щупальцев, которых у нее 192, актиния действительно похожа на цветок. Раки-отшельники и некоторые виды крабов носят актиний на себе для самозащиты. Актинию можно держать в аквариуме, создав ей необходимые условия. Вот кто на животное совсем не похож, так это актиния. И без ног, и без сердца, и без головы. Ну, цветок и цветок! Торчит себе на одном месте, словно дремлет. Словно все-то ей безразлично. А так ли это? Вот приближается к актинии стайка шустрых мальков - все ближе, ближе. Мигом наша «спящая красавица» проснулась. Все свои щупальца напрягла цап! Прощай, малек, пойдешь ты хищнице на завтрак.
АКУЛА (Саша И.)
Из всех животных, плавающих в море, акула вызывает наибольший страх. Ученые считают, что акулы живут на земле уже около 100 миллионов лет. Бывают акулы совсем маленькие, размером не более карандаша и массой всего 200 грамм, другие имеют длину 20 метров и массу до 20 тонн. Эти хищницы имеют страшные зубы, которые остры, как бритва. Располагаются зубы акул в четыре-шесть рядов, а у некоторых видов и до двадцати рядов. В желудках этих прожорливых хищниц находят веревки, части погибших кораблей, металлические части машин, птиц, собак, буранов, даже других акул. Их кожа покрыта чешуей, нет у них, как у рыб, плавательного пузыря. Интересно, что размножаются акулы по-разному. Одни откладывают на дно яйца, другие рождают живых акулят.
Физкультминутка (упражнения для глаз)
V. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.
- Какие группы живых организмов обитают в морях? Учитель составляет из карточек схему на доске:
Животные морей
Рыбы Крабы
Млекопитающие Пресмыкающиеся Птицы Моллюски
киты черепахи чайки осьминоги
дельфины альбатрос мидии
моржи
тюлени
- Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (задание № 6 на с. 5).
Составить по рисунку список обитателей моря. Работа в парах. Самопроверка.
Ответы на доске: 1. Дельфин. 2. Кит. 3. Черепаха. 4. Медуза. 5. Водоросли. 6. Рыбы. 7. Планктон. 8. Кальмар. 9. Удильщик. 10. Актиния. 11. Альбатрос.
VI. Влияние человека на жизнь морских обитателей.
- В жизни животных, растений все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.
Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.
Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?
Учащиеся делятся своими мнениями.
VII. Итог урока.
Самостоятельная работа у доски 3 человека, остальные на листочках.
- Составьте цепи питания обитателей моря (по вариантам):
• водоросли планктон кит
• водоросли рыбы чайки
• водоросли планктон морские губки.
Проверка с использованием сигнальных карточек.
- Какие растения обитают в морях?
- Каких морских животных вам приходилось наблюдать?
- Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"
Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...
Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.
Урок был проведён в соответствии с требованиями ФГОС и построен, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему:"Материки и океаны"по программе "Школа 2100"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»
Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....
Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс
Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Сокровища Земли под охраной"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия; формирование знаний о красоте и неповторимости этих достопримечательностей.Планируемые результаты...