Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_4_klass.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»
Валуйского района Белгородской области
Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: Открытие нового знания
Используемые средства обучения: -учебник «Окружающий мир» 4 класс авторы: Плешаков А. А., Крючкова Е. А. в 2 частях - М.: Просвещение, 2014.
- «Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс» В 2 частях. Авторы: Плешаков А. А., Крючкова Е. А. М.: Просвещение, 2014.
- «Тесты. Окружающий мир 4 класс». Авторы: Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. М.: Просвещение, 2014.
Автор разработки: Черноусова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов
Применяемые методы, педагогические технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология сотрудничества, Объяснительно-иллюстративный метод; индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Форма организации: урок
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звучит в записи припев «Песни о России»: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней… – Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей Родины: по морям, рекам и озерам. | Слушают учителя, принимают участие Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, Органи зация рабоче го места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | – Покажите на карте известные вам равнины России. – Покажите на карте горы нашей страны. Предлагает задания по индивидуальным карточкам | Отвечают Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. | Устные ответы, выполненные задания на карточках |
III. Изучение нового материала | Работа с физической картой России. | – Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны. – Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте. – Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана. – Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся. – Что вы можете сказать о Черном море? – О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде? – Сколько же морей омывают российские берега? – А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? – В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. | Показывают Отвечают Показывают | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, | Устные ответы |
| Работа | – Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны. – Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. – Назовите самые крупные реки нашей страны. Предлагает прочитать статью о реках России | Читают текст | уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | ||
IV. Практическая деятельность | Работа с физической картой России | – Найдите на карте: 1) Реки Восточно-Европейской равнины. 2) Реки Западно-Сибирской равнины. 3) Реки Среднесибирского плоскогорья. – Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины. – Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте. – Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море. | Отвечают Показывают | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении | Устные ответы, выполненные задания |
| Игра «Географическое лото». Работа Работа в тетради. Задания | – Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья. – Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему? Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «Географическое лото» . – Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает. Читают, Выполняют | Коллективная. Индивидуальная | практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют | |
| ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся | – Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали? – Какие сведения показались наиболее интересными? – Какую роль играют водные просторы в жизни человека? Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли. И ночью, и днем В просторе морском Стальные идут корабли… | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: осуществляют оце-нивание собственной деятельности Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75 | Слушают, задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
Вариант I
Вариант II
Географическое лото
Восточно-Европейская равнина | Самое глубокое | Байкал | Самое большое |
Каспийское море | Река, впадающая | Волга | Самая длинная река России |
Обь | Самые высокие | Кавказские горы | «Плоская» равнина |
Западно-Сибирская равнина | В список Всемирного | Алтай | «Холмистая» равнина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Моря, реки и озёра России". Программа "Школа России" 4 класс....
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.
Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек на территории России....
Тест по окружающему миру по теме «Моря, озера и реки России» (4 класс, УМК « Школа России»)
Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
Урок "открытия новых знаний"....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Водные богатства» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Задачи урокаДидактические:1) ...
Конспект урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
Тема: Моря, озера и реки РоссииЦели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.Формир...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами и классификацией.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1) Анализировать иллюстрации и фотографии, различат...