Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_morya_reki_i_ozera.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная область: Окружающий мир (автор: А.А. Плешаков)
УМК: «Школа России»
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Моря, озера и реки России».
Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности; на понимание границы того, «что я знаю» и того «что я не знаю», формировать стремление к преодолению этого разрыва через осуществление самооценки; формировать уважительное отношение к родной стране.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: определять и формулировать учебную цель; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формировать представление детей о месте расположения морей, рек, озер и находить их на карте.
Оборудование урока: А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Часть1. проектор, компьютер, тесты, географические карты, карточки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к учебной деятельности | Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой | Готовятся к работе | Личностные самоопределение |
2 | Актуализация опорных знаний и умений | Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3 | Выявление и причины затруднения (постановка учебной проблемы) | Организует постановку темы и целей урока | Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели. | Коммуникативные постановка вопросов Познавательные общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Организует формулирование темы урока учащихся. Организует постановку цели, формулировку темы урока | С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель. | Регулятивные целеполагание, планирование деятельности. Коммуникативные постановка вопросов Познавательные общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы |
5 | Реализация построенного проекта (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи). | Организует реализацию построенного проекта | Познавательные уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку. | Выполняют задание самостоятельно на листочках. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки. Выполняют самооценку. | Регулятивные уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7 | Включение в систему знаний и повторение. | Организует выполнение задания. | Работают по вариантам | Регулятивные уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. По плану рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могут похвалить себя и своих одноклассников. Делают самооценку | регулятивные |
Технологическая карта
Урок окружающего мира
- Дидактическое обоснование: «Окружающий мир. 4 класс. А.А. Плешаков, УМК «Школа России»
- Тема урока: «Моря, озера и реки России».
- Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока.
- Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности; на понимание границы того, «что я знаю» и того «что я не знаю», формировать стремление к преодолению этого разрыва через осуществление самооценки; формировать уважительное отношение к родной стране.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: определять и формулировать учебную цель; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формировать представление детей о месте расположения морей, рек, озер и находить их на карте.
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, тесты, географические карты, карточки, презентация по теме «Реки, озера и моря России»
Технология | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Готовятся к работе | Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой | I.Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Я дарю вам свою улыбку Вы в ответ поделитесь своей Сразу станет на сердце теплей и светлей Ну, а мы сразу станем добрей. А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Откройте тетради, запишите число | Личностные самоопределение | |
II.Актуализация опорных знаний умений. Цели: - актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме; - вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выполняют под руководством учителя | Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | II. Проверка домашнего задания проводится в виде теста. Проверка самостоятельно (слайд 1) Предлагаю каждому заполнить розовое поле листа самооценки.
| Знать для чего мы изучаем географию нашей страны | Коммуникативные планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
III.Выявление и причины затруднения. (постановка учебной проблемы). Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели. | Организует постановку темы и целей урока | III. Возникли затруднения, какую тему хотели бы обсудить сегодня на уроке. | Коммуникативные постановка вопросов Познавательные общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы | |
IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока | С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель. | Организует формулирование темы урока учащихся. Организует постановку цели, формулировку темы урока | IV. Сформулируйте тему урока. Слайд № 2 Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Помогут карточки – помощницы) 1. Узнать… 2. Научиться… 1) узнать название морей, озер, рек 2) научиться находить моря, озера, реки на карте. Наметим план выхода из затруднения: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новое знание, какие знания нам пригодятся. План: 1.Моря, омывающие просторы России (исследуем карту). 2.Расположение озер, рек (исследуем карту). 3.Интересная информация о географических объектах (учебник, презентация) Что из изученного ранее нам пригодится? (умение работать с картой, учебником, умение находить главную мысль) | Регулятивные целеполагание, планирование деятельности. Коммуникативные постановка вопросов Познавательные общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы | |
V. Реализация построенного проекта (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи). Цели: - реализовать построенный проект; - зафиксировать новое знание в речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Физкультминутка: Цель: снятие физического и умственного напряжения | Организует реализацию построенного проекта | V. Найдите на карте Тихий океан. Какие моря входят в состав Тихого океана, омывают просторы нашей Родины? Назовите. Кто сможет показать на большой карте? Повторите еще раз. (слайд № 3-6). Найдите на карте С.Л.О. Какие моря входят в состав этого океана? Назовите. Кто сможет показать на карте? Сколько морей омывает нашу страну на севере? (слайд № 7-10) Посмотрите на карту, кто может ответить, какие моря омывают нашу страну на западе? В состав, какого океана они входят? Покажите на карте. (Слайд № 11-13) Что вы можете сказать о составе воды в морях? Сколько всего морей омывает просторы России? Где мы можем встретить пресную воду? Информацию об озерах и реках прочитаем в учебнике на с. 73. Назовите самое крупное озеро? Где оно расположено7 Покажите? Почему его называют морем? (слайд 15) Назовите самое глубокое озеро? (слайд16) Какое озеро называют Ладога – матушка, Онего – батюшка? Где они расположены? Назовите самые крупные реки? Найдите их на карте. Покажите, (слайд №18-22) Мы сейчас все дружно встанем. Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернись. Наклонись и поклонись. Начинаем мы опять по карте шагать. Чтобы все понятным стало Потрудились мы на славу. | Уметь находить океаны. | Познавательные уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно на листочках. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки. Выполняют самооценку. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку. | VI.У вас на столах лежат листы. Выполним задания. Самопроверка. (ставят + -). На доске вывешивается образец. - Какие ошибки допустили? - Оцените себя. - Как вы думаете, пригодятся вам эти знания в жизни? Вы молодцы. Вы научились находить, называть, определять географические объекты. | Регулятивные уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цели: - обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Работают по вариантам | Организует выполнение задания. | VII. Работа по вариантам. Давайте попробуем сделать задание более сложное. Для этого, какие умения будем использовать? (свои знание и умение читать карту) Разобрать один вариант совместно, а затем самостоятельно (проверка самостоятельно). | Регулятивные уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. По плану рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могу похвалить себя и своих одноклассников. Делают самооценку | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | VIII. - Какую тему сегодня проходили? Какую цель ставили? Достигли цели? Заполните голубое поле листка самооценки? Что вам в этом помогло, какие знания с помощью чего? - Как вы думаете, пригодятся вам эти знания в жизни? Вы молодцы. Вы научились находить, называть, определять географические объекты. Кому работа на уроке показалась интересной? Д.З. сделать сообщение о любом географическом объекте о котором говорили на уроке. | регулятивные |
Прогнозируемый результат: учащиеся научились находить и показывать по карте моря, озера и реки России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема "Золотое кольцо России". Урок иллюстрирован презентацией.
Урок - путешествие по городам Золотого кольца России знакомит учащихся с крупными старинными городами, их историей, экономикой, культурой....
Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».
Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...