Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mira_4_kl_.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» (4 класс)        

Предметная область: Окружающий мир

Тема: «Моря, озёра и реки России »

Тип урока: открытие новых знаний

Формируемые УУД: 

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, содействовать воспитанию ответственности за  бережное отношение к природе, грамотного поведения на водоемах.

Метапредметные: 

- регулятивные

 формировать умение понимать  учебную задачу и сохранять ее в процессе учебной деятельности, контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности,  адекватно оценивать свои достижения.

- познавательные 

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, формулировать выводы, классифицировать изучаемые объекты;   проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной  задачей;

- коммуникативные

формировать умения работать в паре, группе,  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; понимать и принимать цель совместной деятельности

Предметные

сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России; познакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.

Оборудование:  карточки с соответствиями, карта России, контурные карты,  табличка с темой урока, карточки с индивидуальным заданием ( контурные карты), видео, капельки, таблица для рефлексии, учебник, портреты Шелихова, Лаптевых, карточки с заданием для закрепления.

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

-Сядьте девочки,…. мальчики.

- Я сегодня шла в школу и услышала такой разговор школьников:

Ваня: Привет Петя!

Петя: Привет Ваня!

Ваня: Какие сегодня уроки?

Петя: Русский, математика, литературное чтение и окружающий мир

Ваня: Вот здорово, что сегодня есть окружающий мир! Самый простейший предмет, ничего учить не надо. Мы и так все знаем. В 5 классе его у нас не будет, значит, знания и не пригодятся.

Петя: Ага! Отдохнем на окружающем мире!

- Согласны вы с мальчиками? Объясните свой выбор.

Приветствуют учителя.

Ученики высказывают свои мнения.

2. Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа

-Ребята,  напомните мне название  раздела, который мы закончили недавно  изучать.

   -Вспомните и перечислите науки, которые занимаются изучением Земли и человечества?                

2. Работа в парах:

-Установите соответствия

  История              наука, изучающая взаимоотношения между

                             растительным и животным миром и

                             окружающей средой, в том числе влияние

                             деятельности человека на окружающую

                             среду и живую природу.

Астрономия        наука о прошлом людей

География             наука, изучающая природу земной поверхности,

                               население и его хозяйственную деятельность

Экология               наука о небесных телах.

-Проверим:  астрономия, история, экология, география.

-Объясните, чему нас научила география.

Индивидуальная работа

-На карточках укажите цифрами, перечисленные географические объекты России.

-Давайте проверим:

-Показать на карте Западно-Сибирскую равнину,

 -равнину на которой расположен наш город  (Восточно- Европейская),

 -Среднесибирское плоскогорье,

-горы, которые разделяют Европу от Азии,

-самые высокие горы России (Кавказские),

 -самую высокую гору России (Эльбрус),

 -назовите ее высоту (5642, 5621),

-Алтай и Саяны,

 -горы на п-ве Камчатка, чем они интересны ( 28 действующих вулкана).

Оцените свою работу:

Если не было ошибок –«5»

Если 1 ошибка – «4»

Если 2 ошибки – «3»

если больше ошибок – «2»

-Сделайте вывод

 -Молодцы, вы очень порадовали меня тем, что серьёзно относитесь к изучению окружающего мира.

Дети отвечают на вопросы фронтально:

- Земля и человечество.

 

-Астрономия ,     география ,     история,     экология.

Дети выполняют задание в паре.

Дети рассказывают: 

Мы узнали, что на планете Земля 5 океанов: Южный, Атлантический, Северный-Ледовитый. Индийский, Тихий; и 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида; а также на ней много других географических объектов. На карте все объекты указаны в маштабе. Маштаб  показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. На прошлом уроке мы узнали основные формы земной поверхности России: горы и равнины.

Вывод:

3. Физминутка

Девочка показывает движения

Дети выполняют танцевальные движения под песню «Я и солнышко»

4. Постановка учебной задачи

 -Посмотрите на экран и догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке, и какая наука нам даст новые  знания?

Дети смотрят видео о реках, морях и озерах России.

Будем говорить о водоемах России. Эти знания нам поведует наука география.

5. Сообщение темы и целей урока

Тема на доске: Моря, озера и реки России.

-Подумайте и сформулируйте цели нашей работы

Тема: «Моря, реки и озера России»

Цель: познакомится с морями, реками, озерами России и научиться их показывать на карте.

6. Изучение нового материала

  1. Фронтальная беседа

- Вспомните, воды какого океана омывают берега России с севера?

-А с востока?

-С Запада берега России омывают моря, которые относятся к Атлантическому океану

2. Самостоятельная работа в группах

-Рассмотрите карту.( с.58-59) Подпишите названия найденных вашей группой объектов на контурной карте. Представители групп покажут эти объекты на карте у доски.

1 группа – найдет на карте моря России Северного-Ледовитого океана. (на Севере России, с.66, предпоследний абзац).

Доп. материал сообщает ученик:

2 группа – моря Тихого океана (на Востоке России, с.66, предпоследний абзац)

Доп. материал сообщает ученик:

3 группа – моря Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское, с.66, последний абзац)

4 группа – озера России ( с.67, Каспийское-самое большое, Байкал- самое глубокое, Ладожское- самое большое в Европе, Онежское)

В России более 2 миллионов озер

Доп. материал сообщает ученик:

5 группа – о реках  (с. 68, 1-2 абзац, Свирь, Нева, Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур) .

  1. Работа с картой

  1. Рассказ учителя

На берегах рек строились города. Москва стоит на берегу реки Москва. А берегах каких рек стоит наш город?

- Могут ли водоемы таить в себе опасность?

-Что вы можете сделать для сохранения водоемов?

Вывод:

Моря, реки, озера – богатство России. Их необходимо беречь и охранять.

-Тихий, Атлантический, Северный-Ледовитый.

-  Тихого океана

Дети работают в группах.

Представители от групп показывают объекты на карте и рассказывают о них.

- Кур, Сейм, Тускарь.

-Дети отвечают.

7.Физминутка

Учитель читает высказывания, а дети или поднимают руки вверх, если согласны, или поднимают их перед собой, если не согласны.

-Самое большое озеро мира – Каспийское. (да)

-Берега России с севера омывают воды Тихого океана (нет, Северный-Ледовитый)

-Самое глубокое озеро мира – Ладожское. (нет, Байкал)

-Самое крупное озеро Европы – Ладожское (да)

-Онежское и Ладожское озера связаны между собой рекой Свирь. (да)

-Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит Москва (нет, Санкт-Петербург)

Дети поднимают руки вперед или вверх, исправляют ошибки.

8. Самостоятельная работа

-Зачеркни лишнее в каждом ряду и объясни почему так решил.

  1. Балтийское море, Каспийское море, Белое море.
  2. Волга, Енисей, Байкал, Лена.
  3. Байкал, Ладога, Онего, Свирь.

Дети высказывают свои мнения.

9. Итог урока

-Найдите и прочитайте вывод в учебнике на стр.69

10.Рефлексия.

Выставление отметок.

-Прикрепите свою капельку возле того высказывания, которое соответствует тому уровню на котором вы находитесь в конце сегодняшнего урока:

1. Знаю и объясню другому.

2. Знаю.

3. Сомневаюсь, что знаю.

4. Не знаю.

-Подумайте, кого из обучающихся нашего класса можно похвалить за урок и почему.

Выставляются отметки.

Дети прикрепляют капельки.

Ребята высказывают свои мнения.

11.Домашнее задание

С.66-69, по желанию, подготовить подробное сообщение о водоемах России с интересными фактами о них.

Дети записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"

Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Конспект урока окружающего мира "Мы – зрители и пассажиры" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Мы – зрители и пассажирыЦели урока:- изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуа­цию, о...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...

Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя:  формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...