Конспект урока окружающего мира "У Черного моря" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Коспект урока по предмету окружающий мир по теме "К Черного моря"  поможет учителю в подготовке к уроку. Данное занятие предназначено для учащихся 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.

Тема: У Чёрного моря.

Метапредметная тема: Знание и информация.

Цели:

предметная: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа;

метапредметная: формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки – помогайки, гербарий, учебник.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

- Ребята, когда я шла к вам на урок, ко мне подошёл Почтальон и попросил передать вам письмо. Сейчас я его прочту.  «Дорогие, ребята, я потерялся. Высылаю вам диск с записью того, что услышал и увидел. Может мне угрожает опасность? Помогите определить, где я и что меня окружает. Незнайка».

-В письме действительно есть диск, на нём написано: посмотрите и послушайте. Давайте включим? (включаю запись со звуками морского прибоя и криком чаек).

-Скажите, что увидели? (берег моря) А услышали?  (шум моря ,крик  чаек),

-Как вы думаете, где оказался Незнайка?  (на берегу моря)

-Какое море находится на территории нашей страны?  (Чёрное)

-Как думаете, какова тема нашего урока? (У Чёрного моря)

-А вдруг ему и вправду угрожает опасность, чтобы это узнать, с чем мы должны познакомиться?  (его местоположением, животным и растительным миром, деятельностью людей).

На слайде запись «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона»

-Обратимся к помощнице-карте, что она нам расскажет? (Эта удивитель-ная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье). В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В субтропическом.)   Как думаете, что обозначает приставка «суб»? (В переводе  с латинского это значит «под». Субтропический пояс расположен южнее умеренного пояса, значит,  солнце посылает сюда почти прямые лучи.)

-В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и  природы (С одной стороны – Кавказские  горы, а с другой – Чёрное море)

-Приведём простой  пример: вы любите купаться? А когда вода теплее – днём или вечером? (вечером)

-Да, вода медленно нагревается и медленно остывает.  Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Как думаете, какие это горы по высоте? (Это высокие горы)

-Да, это молодые высокие горы, будут ли они преграждать путь холодному северному ветру? (Да будут) Поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Море большое? Много ли с его поверхности испаряется воды? Раз много воды испаряется, много ли осадков выпадает? (Выпадает много осадков.  Зимой идут дожди, а снег если и выпадает, то быстро тает)

-Для того, чтобы исследовать животный, растительный мир и деятельность людей мы создадим научные группы. Как называются учёные, которые исследуют животный мир?  (Зоологи) Как называются учёные, исследующие растительный мир? (Ботаники) Как называются учёные исследующие влияние деятельности людей на природу? (Экологи)

-Предлагаю ребятам образовать научные группы. Каждой группе раздаю карточки-помогайки и дополнительные материалы.

Материалы для ботаников

Учебник (с.133, 134), гербарий

Карточка-помогайка:

  1. Отличительная особенность растений субтропиков.
  2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.

Материалы для зоологов

Учебник (с.134-136)

Карточка-помогайка

  1. Обитатели суши.
  2. Обитатели суши, добывающие пищу в море.
  3. Обитатели моря.

Материалы для экологов

 Учебник (с.136-139)

Карточка-помогайка

  1. Чем является для человека Черноморское побережье?
  2. Экологические проблемы.
  3. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже.

После непродолжительной подготовки, заслушиваются ответы ребят (ответы сопровождаются показом фотографий растений и животных)

-Ребята, Незнайка же ждёт нашего ответа, волнуется. Давайте составим текст ответного письма. « Здравствуй, незнакомец! Ты попал…(на побережье Чёрного моря). Ты можешь не бояться замёрзнуть, потому что…(здесь умеренно жаркое  лето и тёплая зима.)  Зимой идут… (дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает.) На побережье растут… (дуб, бук, каштан настоящий, магнолии, кипарисы, пальмы). В садах зреют …(грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики).  Прекрасны насекомые этих мест… (цикады, богомол, жужелица кавказская, удивительной красоты бабочка олеандровый бражник) Из крупных животных встречается (косуля). Интересны морские обитатели..(дельфины, морские коньки, морские иглы, а также крабы и медузы.) К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем…(сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно). Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983году создан ..(Сочинский национальный парк). Надеемся, что наши исследования окажутся тебе  полезны. Твои друзья.

     Теперь мы опустим это письмо в почтовый ящик  и отправим его Незнайке на побережье Чёрного моря.

Рефлексия

-А сейчас я предлагаю  вам  закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов.

  1. Своей работой на уроке я                  доволен  / недоволен
  2. За урок я                                              не устал  / устал
  3. Моё настроение                                стало лучше  / стало хуже
  4. Материал урока мне был                 понятен  / не понятен

                                                                            полезен / бесполезен

Домашнее задание 

Стр.132-140

1.Придумать мини-сочинение на тему: «Если бы я оказался на побережье Чёрного моря…»;

 2. Нарисовать понравившееся растение или животное побережья Чёрного моря.

. « Здравствуй, незнакомец! Ты попал……. Ты можешь не бояться замёрзнуть, потому что……..  Зимой идут… . На побережье растут…. В садах зреют ………  Прекрасны насекомые этих мест… …. Из крупных животных встречается …….. Интересны морские обитатели……… К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем……… Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983году создан ………. Надеемся, что наши исследования окажутся тебе  полезны. Твои друзья.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "У Черного моря"

Конспект урока с использованием кейс- технологий...