рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской программе А.А.Плешакова "Окружающий мир" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass_1.doc | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа Змеиногорского района Алтайского края
«Согласовано» на заседании ШМО начальных классов протокол № ____ от «___»_______2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/___________/ ФИО «___»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________/Куимова Ю.А./
Приказ № _____ от «___»___________2015 г. |
Рабочая программа
Начального общего образования
для 3 класса
на 2015–2016 учебный год
по предметной области «Обществознание и естествознание»
учебного предмета «Окружающего мира»
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного общего образования второго поколения, с учётом авторской программы по «Окружающему миру» 3 класс А.А. Плешакова, Москва «Просвещение», 2014г. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Сроки реализации программы – 1 год
Составитель:
Егорова Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
с. Таловка 2015
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Примерной программы по окружающему миру и Программы по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Срок реализации программы 1 год.
Курс «Окружающий мир» ставит цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Формы и методы обучения
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке и т. д. Большое значение имеет организация проектной деятельности учащихся.
Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Технологии обучения / Применение современных образовательных технологий:
системно-деятельностный подход, личностно ориентированные педагогические технологии, технология проблемного обучения, ИКТ технология, технология проектирования и т.д.
Контроль знаний и умений учащихся / Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
текущий и тематический контроль в форме тестирования
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Программа полностью соответствует программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова
. Используемый учебно-методический комплект:
1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 ч./ А.А. Плешаков, Москва: Просвещение, 2013 г.
2. КИМ «Окружающий мир» сост. И.Ф. Яценко. – 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО 2013г.
3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Н.Ю. Васильева, Москва «ВАКО» 2013.
Используемый УМК позволяет на уроках использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учедных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничиваетсярамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
1) процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Вступать в беседу на уроке и в жизни.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
- правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Человек и природа
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. |
|
Человек и общество
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
|
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Количество учащихся | Высокий уровень | Базовый уровень | Низкий уровень |
6 | 3 | 3 |
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование курса «Окружающий мир» 3 класс
Примерная программа | Рабочая программа | ||
Название раздела | Кол-во часов | Название раздела | Кол-во часов |
Раздел «Как устроен мир» | 6 | Раздел «Как устроен мир» | 6 |
Раздел «Эта удивительная природа » | 18 | Раздел «Эта удивительная природа» | 18 |
Раздел «Мы и наше здоровье» | 10 | Раздел «Мы и наше здоровье» | 10 |
Раздел «Наша безопасность» | 7 | Раздел «Наша безопасность» | 7 |
Раздел «Чему учит экономика» | 12 | Раздел «Чему учит экономика» | 12 |
Раздел «Путешествие по городам и странам» | 15 | Раздел «Путешествие по городам и странам» | 15 |
ИТОГО | 68 | ИТОГО | 68 |
Учебно-тематический план 3 класс
Учебно–тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
Класс 3
Учитель Егорова Светлана Леонидовна.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков ______
Планирование составлено на основе Примерной программы по предмету «Окружающий мир» и Программы по «Окружающему миру для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А. Плешакова
Используемый учебно-методический комплект:
1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 ч./ А.А. Плешаков, Москва: Просвещение, 2013 г.
2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» , в 2 ч, А.А. Плешаков, Москва: Просвещение,2015 г.
№ | № | Темы, входящие в разделы примерной программы | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | Вид контроля | Кол-во часов | Дата | |||||||||||
1 | Раздел «Как устроен мир» | 6 | |||||||||||||||||
1 | 1.1 | Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека | Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, -анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
2 | 1.2 | Человек — часть при роды. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах | Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
3 | 1.3 | Внутренний мир че- ловека: общее пред- ставление о человеческих свойствах и качествах | Проект «Богатства отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
4 | 1.4 | Общество — сово- купность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Чело- век — член общества, носитель и создатель культуры | Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
5 | 1.5 | Освоение человеком законов жизни природы посредством прак- тической деятельности | Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
6 | 1.6 | Положительное и от- рицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, нацио- нальные парки, их роль в охране природы | Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры животных исчезнувших по вине человека Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий, работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохраняемых мероприятиях в своём селе ; участвовать в природоохранной деятельности, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
2 | Раздел «Эта удивительная природа» 18 | ||||||||||||||||||
7 | 2.1 | Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твёрдые тела, жидкости, газы | Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | - Понимать учебные задачи урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества -высказывать предположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку - моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
8 | 2.2 | Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ | Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; - работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
9 | 2.3 | Воздух — смесь га- зов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана при- родных богатств (воздуха) | Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава воздуха - исследовать с помощью опытов свойства воздуха, -различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
10 | 2.4 | Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов | Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
11 | 2.5 | Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе | Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
12 | 2.6 | Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана природных богатств (воды) | Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
13 | 2.7 | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйствен- ной жизни человека | Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, -высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
14 | 2.8 | Растения, их разно- образие | Разнообразие растений. Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника -работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристики групп растений, - приводить примеры растений разных групп и видов -используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
15 | 2.9 | Условия, необходи- мые для жизни растения (свет, тепло, воз- дух, вода). Роль растений в природе и жизни людей | Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, -моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
16 | 2.10 | Наблюдение роста растений, фиксация изменений | Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
17 | 2.11 | Роль растений в природе и жизни лю- дей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств (растительного мира). Отдельные представители растений Красной книги. Правила пове- дения в природе | Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - актуализировать сведения, полученные в 1 -2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, -обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе, -оформлять памятку (книжку) «Берегите растения» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
18 | 2.12 | Животные, их разно- образие | Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; -характеризовать группы животных -классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками - приводить примеры животных разных групп. - работать с электронным приложением к учебнику -обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
19 | 2.13 | Особенности пита- ния разных животных | Кто что ест? Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -приводить примеры животных по типу питания, -анализировать схемы цепей питания, - характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -определять цель и этапы работы - распределять обязанности - находить материалы о природе родного края - составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
20 | 2.14 | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений | Проект «Разнообразие природы родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель и этапы работы; — распределять обязанности; — совместно со взрослыми определять с по- мощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; — находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; — составлять и презентовать «Книгу при- роды родного края» | |||||||||||||||
21 | 2.15 | Размножение живот- ных (насекомые, рыбы, птицы, звери) | Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп -Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
22 | 2.16 | Роль животных в природе и жизни лю- дей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств (животного мира). От- дельные представители животных Красной книги. Правила пове- дения в природе | Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, -формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, -создать книжку – малышку «Береги животных» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
23 | 2.17 | Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов | В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение шляпочных грибов. различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», -моделировать различие грибов-двойников - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
24 | 2.18 | Круговорот веществ | Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители, - рассказывать о круговороте веществ в природе, -моделировать круговорот веществ в природе - наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в природе, -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
3 | Раздел «Мы и наше здоровье» 10ч | ||||||||||||||||||
25 | 3.1 | Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма | Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов человека (их части и значение) -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
26 | 3.2 | Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов | Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучать материалы темы и готовить рассказ по предложенному плану, -распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, -формулировать правила гигиены органов чувств, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
27 | 3.3 | Системы органов, их роль в жизнедея- тельности организма. Гигиена систем орга- нов. Первая помощь при лёгких травмах | Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
28 | 3.4 | Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья | Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, -раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, -следить за правильной осанкой на уроке и вне его, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
29 | 3.5 | Системы органов, их роль в жизнедея- тельности организма. Гигиена систем орга- нов. Личная ответ- ственность каждого человека за состояние своего здоровья | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания - моделировать строение пищеварительной системы -обсуждать правила рационального питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
30 | 3.6 | Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Из мерение частоты пульса. Гигиена систем органов | Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы и кровеносной системы -характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме -обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
31 | 3.7 | Личная ответствен- ность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его лю- дей. Закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья | Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, -формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию, - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
32 | 3.8 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья | Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, -характеризовать понятие ЗОЖ, -обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
33 | 3.9 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами | УМК | Итоговый | 1 | |||||||||||||
34 | 3.10 | Внутренний мир че- ловека. Растения род- ного края. Животные родного края. Личная ответственность каж- дого человека за состояние своего здоровья | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
4 | Раздел «Наша безопасность» 7ч. | ||||||||||||||||||
35 | 4.1 | Правила противопо- жарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | - понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
36 | 4.2 | Дорога от дома до школы, правила без- опасного поведения на дорогах | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовит сообщения, -обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными, моделировать свои действия в ходе ролевой игры - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
37 | 4.3 | Дорога от дома до школы, правила без- опасного поведения на дорогах | Дорожные знаки Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода, -выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
38 | 4.4 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и др.источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС -интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
39 | 4.5 | Личная ответствен- ность каждого человека за состояние своего здоровья | Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах, -обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
40 | 4.6 | Правила безопасного поведения в природе | Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать опасности природного характера -обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы» -характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными, отличать гадюку от ужа, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
41 | 4.7 | Положительное и от- рицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окру- жающей местности). Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения, -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм, -обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
5 | Раздел «Чему учит экономика» 12ч. | ||||||||||||||||||
42 | 5.1 | Значение труда в жизни человека и общества | Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить -раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги» -различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг -характеризовать роль труда в создании товаров и услуг - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
43 | 5.2 | Зависимость жизни человека от природы. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, -приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров, -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий -раскрывать роль науки в экономическом развитии - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
44 | 5.3 | Полезные ископае- мые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Профессии людей | Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые, -характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
45 | 5.4 | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в при- роде и жизни людей. Профессии людей | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения, -характеризовать роль выращивания культурных растений в экономик и труд растениеводов, -выявлять связь растениеводства и промышленности - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
46 | 5.5 | Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Профессии людей | Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов, -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
47 | 5.6 | Значение труда в жизни человека и об- щества. Профессии людей | Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать отросли промышленности по их роли в производстве товаров, -соотносить продукцию и отросли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности, -характеризовать труд работников отраслей промышленности - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
48 | 5.7 | Особенности труда людей родного края, их профессии | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | -собирать информацию об экономике своего края (села) -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; -коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края» -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
49 | 5.8 | Значение труда в жизни человека и об- щества | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации и купли-продажи -раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
50 | 5.9 | Значение труда в жизни человека и об- щества | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы -определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства, -моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
51 | 5.10 | Семья — самое близ- кое окружение человека. Хозяйство семьи | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы -выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья, -обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными, моделировать семейный бюджет - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
52 | 5.11 | Положительное и от- рицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду -раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза -приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов -моделировать экологические прогнозы - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | УМК | Текущий | |||||||||||||
53 | 5.12 | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | УМК | Текущий | |||||||||||||||
6 | Раздел «Путешествия по городам и странам» 15ч | ||||||||||||||||||
54 | 6.1 | Города Золотого кольца России (по выбору) | Золотое кольцо России. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримеча-тельности | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу -выполнять задания из электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
55 | 6.2 | Золотое кольцо России. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу -выполнять задания из электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | |||||||||||||
56 | 6.3 | Золотое кольцо России. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||||
57 | 6.4 | Наша Родина — Россия. Города России. Родной край — частица России. Страны и народы мира | Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал) -оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения; презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
58 | 6.5 | Россия на карте, го- сударственная граница России. Страны и на- роды мир | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы, -обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения, выполнять задания из электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
59 | 6.6 | Страны и народы мира. Знакомство с не- сколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечатель- ности | На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги и т.д. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
60 | 6.7 | Страны и народы мира. Знакомство с не- сколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечатель- ности | Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
61 | 6.8 | Страны и народы мира. Знакомство с не- сколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечатель- ности | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений, узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
62 | 6.9 | Страны и народы мира. Знакомство с не- сколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечатель- ности | По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
63 | 6.10 | Страны и народы мира. Знакомство с не- сколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечатель- ности | По Франции и Великобритании (Великобритания) Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
64 | 6.11 | Страны и народы мира. Знакомство с не- сколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечатель- ности | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений, описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
65 | 6.12 | Страны и народы мира. Охрана памятников истории и культуры | По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, -обсуждать цели международного туризма -описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
66 | 6.13 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формиро- вание адекватной оценки своих достижений | -Выполнять тесты с выбором ответа, - оценивать правильность /неправильность предложенных ответов, - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | УМК | Итоговый | 1 | |||||||||||||
67 | 6.14 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Особенности труда людей родного края. Наша Роди- на — Россия. Города России. Страны и народы мира | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | -Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся, -оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||
68 | 6.15 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | УМК | Текущий | 1 | ||||||||||||||
Итого | 68 |
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс/сост. И.Ф. Яценко.- 4 изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
- Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по окружающему миру. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985
Печатные пособия
- Комплект таблиц для начальной школы
- На птицеферме.
- На тракторном заводе.
- На хлебозаводе.
- посадка кустов. Будущий лес.
Технические средства обучения
- Магнитная доска, набор магнитов
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Фотоаппарат
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (диск CD-ROM)
- Большая детская энциклопедия
- Тайны природы
- Занимательная наука. Основы естествознания
- Занимательная наука. Вещества и их свойства
- Живая планета
- Планета Земля
- Моё тело. Как оно устроено
- Занимательная биология
- Я живу в России
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Термометры для измерения температуры воздуха и вода
- Лупа
- Микроскоп цифровой
Натуральные объекты
- Коллекция полезных ископаемых
- Коллекция плодов и растений
- Гербарии дикорастущих и культурных растений
Игры и игрушки
Оборудование класса
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев
- Стол учительский
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...