Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_4_kl.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса
на тему «Охрана природы. Заповедники»,
Василенко Людмила Алексеевна, МБОУ «СОШ№45 г.Белгорода»
Форма проведения : урок – рассуждение.
Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.
Цель: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы.
Задачи.
Образовательные: расширить знания детей о правилах охраны природы, уметь применять эти правила практике.
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группах.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: высказывать свое предположение; умение определять тему урока с помощью учителя.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.
Познавательные: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную на уроке информацию.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные: расширить представления детей о правилах охраны природы посредством частично- поисковой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять тему урока с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: уметь включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого материала, логические действия и операции, способствующие решению задач.
Оборудование: физическая карта России, картинки с изображением растений и животных, листочки с заданием для каждой группы, альбомные листы, цветные карандаши.
Литература: учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева 2012г., стихотворение Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу»,«Белгородоведение» под редакцией В.А.Шаталова Белгород: издательство Б-43 БелГУ, 2002г.
Ход урока
- Организационный момент
На уроке нас приветствует природа и дарит нам свое тепло, нежность.
Я прошу вас улыбнуться друг другу и с прекрасным настроением начать урок.
2.Актуализация знаний. Постановка темы.
В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в ХХ столетии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.
Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время исчезло от 5 % до 10 % видов растений.
Известно, что только 8 % всех лесных пожаров возникли без помощи человека или от молнии, или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.
В последнее время ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
– Прокомментируйте услышанные факты. (Рассуждения детей.)
-Кто может сказать над чем мы будем сегодня работать?(Формулирование темы урока детьми.)
- А кто может сказать , что такое заповедник? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.( Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.) 11 января –День заповедников.
3.Новый материал.
1) Работа в группах: в течение 5–6 минут согласовать план сообщений, назначить сначала «руководителя» и затем выступающих. Каждой группе дается план выступления и тексты с сообщениями о заповедниках. ( Тексты в конце конспекта урока)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1) Где находится заповедник (показать на карте).
2) Когда был образован.
3) Природные условия.
4) Животные заповедника.
5) Занятия учёных в заповеднике.
6) Чудо заповедника.
2) Самостоятельная работа в группах.
3) Выступления учеников с сообщениями, учитель дополняет ответы интересными фактами.
4.Физкультминутка И г р а «Растут – не растут».
* Учитель называет растение. Если оно растет в нашем крае, дети приседают, если нет – прыгают.(Сосна, кедр, василек, лиственница, осина, пшеница, клен, тополь, карликовая береза, морошка)
Краеведение. Показ презентации о заповеднике Белогорье.
– А что мы можем сделать для того, чтобы сберечь природу? (Рассуждения детей.)
4) Чтение стихотворения.
–Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу» (Чтение стихотворения подготовленным учеником.)
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
– Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?
5) Творческая работа.
Продумайте и нарисуйте запрещающие знаки.
1-я г р у п п а – «Не ломать ветви деревьев».
2-я г р у п п а – «Не рвать цветы».
3-я г р у п п а – «Не разорять птичьи гнёзда, муравейники».
4-я г р у п п а –«Не ловить насекомых, птиц, не брать детенышей животных из леса».
5-я г р у п п а – «Не мусорить в природе».
Обсуждение и защита знаков.
5. Итог урока.
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
- Научно-техническая революция, с одной стороны, приносит благо, а с другой – несёт опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема – защита природы и человека. К. Паустовский сказал: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».
– Как вы понимаете это высказывание?
– Что на уроке было для вас интересным?
–Над чем вы задумаетесь после сегодняшнего урока?
6.Домашнее задание. Задание по выбору:
1.По учебнику стр.62-65. Вопросы.
2.Подготовить сообщения о заповедниках России и стран ближнего зарубежья (их более 30 на территории нашей страны)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Известно, что слово "заповедник" достаточно древнее, хотя оно и документировано XI веком ("Русская Правда" киевского князя Ярослава Мудрого). С 1700 года усиливается запретный режим в лесах, вокруг Москвы, во избежание оскудения охотничьей фауны, хотя охраняться звери в Измайловском, Сокольническом и Лосиноостровском зверинцах стали уже при царе Алексее Михайловиче. А на территории России чуть ли не у каждой сибирской народности существовали участки леса, где запрещалась охота, причем неприкосновенность эта соблюдалась строжайшим образом, так называемые "святые места". Священные рощи были у удмуртов и манси как проявление черт культа природы. Культ природы и связанные с ним языческие обычаи глубоко проникли в жизнь народов, и в особенности славян.
Центрально-Чернозёмный заповедник им. В. В. Алехина, в Российской Федерации, Курская и Белгородская области. Основан в 1935 г. Площадь 4900 га. 5 участков. Целинные луговые степи и широколиственные леса с типичной для них фауной. С 1979 г. – биосферный заповедник.
Кандалакшский заповедник, в Российской Федерации, Мурманская обл. Архипелаг в Кандалакшском заливе и острова у Мурманского берега Баренцева моря. Основан в 1939 г. (на базе заповедника 1932 г.). Площадь 58 100 га. Тундра и северная тайга. Птичьи базары, гнездовья гаги и 43 других вида птиц. Лось, бурый медведь, куница и др.
Приокско-Террасный заповедник, на юге Московской обл., близ Серпухова, в долине р. Ока. Основан в 1945 г. Площадь 4945 га. Сосновые, березовые и осиновые леса; участки реликтовой степной флоры. Бобр. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. С 1978 г. биосферный заповедник.
Госуда́рственный приро́дный запове́дник «Росто́вский» —в донских степях. Растения- верблюжья колючка обыкновенная, ковыль, астрагал чашечковый, астрагал пузырчатый, тюльпан Биберштейна, двуцветковый тюльпан, ковыль Лессинга, ковыль сарептский, катран шершавый, касатик низкий, хвойник двухколосковый и многие другие. Животные - волк, лисица, енотовидная собака, хорь-перевязка, сайгак и маныческие мустанги, услик малый, тушканчик большой, мышь полевая , дрофа, малая крачка, малый баклан, розовый и кудрявый пеликаны, колпица, красавка, черноголовый хохотун, филин, фламинго и другие.
Алтайский заповедник -создан в 1978 году. Растения - дуб черешчатый, клен остролистный, липа сердцелистная, ильм шершавый, венерин башмачок крупноцветковый и настоящий, ятрышник шлемоносный и другие. Животные - заяц-беляк, бурый медведь, рысь, лесная куница и американская норка, волк, лось, беркут, орлан-белохвост, сапсан, змееяд, кречет, черный аист, краснозобая казарка и другие.
Пинежский заповедник. Заповедник был основан в 1974 г. по инициативе Ленинградского БИНа. Заповедник сравнительно невелик - его площадь всего около 412 кв. км. Пинежье это карсты, образованные архейскими гипсами и ангидритами. Всего в сравнительно компактном районе заповедника известно более 80 пещер, здесь одна из наиболее густых сетей карстовых полостей в мире. Длина некоторых из них достигает нескольких километров. Круглый год в пинежских пещерах минусовая температура. Ледяные подтеки на полу - вполне обычное дело. Сосульки заменяют здесь известковые сталактиты и сталагмиты. Центрально-лесной заповедник. Хакасский заповедник.Усть-Ленский заповедник Тигирекский заповедник.Тебердинский заповедник.Заповедник Стол Сохондинский заповедникбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"
Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи: -организовать изучение архитектуры 18 века; ...
Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"
Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...
Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...
Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»
Методическая разработка урока окружающиего мира в 1 классе по теме «Ты и твоя семья». УМК «Перспектива» под редакцией А.А.Плешакова. Ра...