Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_2_klass.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта окружающего мира во 2 А классе

Учитель: Фадеева И. В.                                  

Тема

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Педагогическая цель

Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи

Образовательные:

Обобщить представления о факторах, угрожающих животной природе.

Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение (правила друзей природы).

Подготовить к выполнению проекта.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, обогащать словарный запас, развивать речь.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к живым организмам.

Здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Актуализировать знания о живой и неживой природе, о признаках живой природы.

Создать условия для формирования  навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и  анализа  факторов, угрожающих живой природе.

Организовать деятельность по первичному проговариванию нового знания;

Создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению правил поведения в природе, по усвоению понятия «симметрия».

Личностные результаты

Создать условия, позволяющие формировать нравственно-этическую ориентацию учащихся (ориентироваться  в поведении на принятые моральные нормы;  понимать красоту и природу).

Универсальные

учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: содействовать развитию  умений: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: создать условия для  развития общеучебных  УУД – выделять и формулировать познавательную цель;  обеспечить ситуации, способствующие развитию умений устанавливать  причинно – следственные  связи, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: создать условия для формирования  навыков взаимодействия при работе в группе;   формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; содействовать развитию умений  планировать   учебное  сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, учебник «Окружающий мир» 2 класс, презентация по теме урока, карточки с опорными словами.

Технологическая карта окружающего мира во 2 А классе

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УДД каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,

проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Настраиваются на работу.

Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на урок, создание мотивации успеха

Долгожданный дан звонок –                                             Слайд 1.

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки.

Регулятивные УУД:

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

1) Работают с информацией, представленной на интерактивной доске.

2) Определяют уровень своих знаний.

1) Объясняет задание.

Проводит индивидуальную работу.

2) Проводит тестирование учащихся.

1) Беседа по вопросам.

– О чем мы говорили на прошлом уроке? (О Красной книге)

– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)

– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)

2) Тест «Красная книга»                                             Слайды 2,3.

Проверь себя.                                                                  Слайд 4.

А1

А2

А3

А4

В1

С1

    2

1

4

2

3

1,3,4

Познавательные УУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков живой и неживой природы.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно.

III этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивация обучающихся к изучению темы.

1) Слушают стихотворение.

2) Определяют тему урока.

1) Читает стихотворение.

2) Объявляет тему урока.

1) Стихотворение.                                                       Слайды 5, 6.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

 Роса на травах, как  слеза!

 И тихо  просят родники:

 Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги

Ты береги нас, береги

- Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Давайте сформулируем тему урока.

2) Объявление темы урока.

Тема нашего урока: Будь природе другом!                    Слайд 7.

 Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.

– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.

– К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)

– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)                                                                              Слайд 8.

– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

Познавательные УУД:

Вызов устойчивого интереса к теме урока, мотивация учащихся к учебной деятельности; побуждение учащихся к работе.

Регулятивные УУД:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные УУД:

Формирование  умения слушать и слышать.

IV этап. Изучение нового материала.

Цель: обобщить представления о факторах, угрожающих животной природе.

1) Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

2) Работают в паре.

3) Повторяют правила дорожного движения.

4) Отвечают на вопросы.

5) Анализируют условные знаки.

6) Отвечают на вопросы.

7) Работаю в паре.

8) Работают в тетради.

1) Проводит беседу по вопросам.

2) Организует работу в парах.

3) Организует повторение правил дорожного движения.

4) Организует работу по вопросам.

5) Организует работу по учебнику.

6) Организует работу по вопросам

7) Организует работу в паре.

8) Организует работу в тетради.

1) Беседа по вопросам.

В природе все тесно связано между собой.

Где бы ни жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами,

насекомыми…

Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами.

Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.    

                                                                                               Слайд 9.               

- В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

- Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

2) Работа в паре по учебнику. С. 92.

– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).                                 Слайд 10.

3) Повторение классификации дорожных знаков.    Слайд 11.

- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие).

4) Беседа по вопросам.

 Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие?

5) Правила друзей природы. Работа по учебнику.

Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя.

Учебник стр. 93                                                             Слайд 12.

– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти   правила.

6) Беседа по вопросам.

 Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

– Правильно. Это запрещающие знаки.

7) Работа в паре.

Закрой правила листком бумаги и проверь своего соседа по парте, как он знает экологические знаки.                  Слайд 12.

7) Работа по рабочей тетради.

Тетрадь стр 62 № 1

Коммуникативные УУД

Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

Используют речь для планирования и регуляции для своей деятельности

Личностные УУД:

Проявление интереса к поставленной проблеме.

Познавательные УУД:

Развивать умение формировать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя, умение в выборе оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные УУД:

Учатся контролировать в форме сличения действительности  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

V этап. Физкультминутка.

Цель: обеспечение активного отдыха организма.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Декламация стихотворения,

выполнение движений под руководством учителя.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим..

Но если дунет ветер,

Мы быстро полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Мы немного полетали,

Ветер стих – и мы устали,

Стали тихо оседать,

Чтоб на травушке поспать.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

VI этап. Закрепление знаний.

Цель: обобщить представления о факторах, угрожающих животной природе, формулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение (правила друзей природы).

1) Работают в паре.

Думают, размышляют, высказывают свое мнение.

2) Выступают с сообщениями.

3) Участвуют в игре.

4) Принимают учебную задачу.

5) Разгадывают кроссворд.

6) Принимают учебную задачу.

7) Слушают рассказ.

8) Отвечают на вопросы.

9) Работают в тетради.

10) Определяют продукт проектной деятельности.

1) Организует работу в парах.

2) Ставит задачу.

3) Проводит игру.

4) Читает стихотворение.

5) Организует разгадывание кроссворда.

6) Читает стихотворение.

7) Читает рассказ.

8) Организует беседу по вопросам.

9) Организует работу в тетради.

10) Объясняет план работы над проектом.

1) Работа в парах.                                                             Слайд 13.

– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10 минут.

В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей)

1. Отгадайте загадки:

– Я – зверек, лесной,

Встал, как столбик, под сосной.

И стою среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится.

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

2. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в рабочей тетради стр. 62 № 2

3. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это? (Соловей)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек (Утка)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (Дятел)

2. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их

в рабочей тетради стр. 62 № 2

3. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадайте загадки:

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду –

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка)

Не птичка,

А с пестрыми крыльями. (Бабочка)

2. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их

в рабочей тетради стр. 62 № 2

3. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик)

Стоит красавица на полянке:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза)

2. Составьте правила защиты растений. Напишите их

в рабочей тетради стр. 62 № 2

3. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить растениям.

- Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

- Распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы.

2) Выступление ребят со своими сообщениями.

 Хорошо потрудились ребята. Молодцы.

– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).

– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.                                                    Слайды 14-19.

3) Игра «Что наносит вред природе?»                 Слайды 20-21.

4) Стихотворение о правилах поведения в природе.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»                      

5) Кроссворд                                                           Слайды 22.

1) Дерево – символ России (берёза)

2) Ценное лекарственное растение, в переводе с китайского языка «Человек-корень» (женьшень)

3) Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные? (красная)

4) Кто наносит самый большой вред природе? (человек)

5) Наука о связях между живыми существами и окружающей средой (экология)

6) Солнце, воздух, вода, растения, животные, человек – всё это.. (природа)

Получилось слово береги

6) Стихотворение «Береги природу!»                Слайд 23-24.

  • Мы рубим лес, устраиваем свалки.
  • Но кто же под защиту все возьмет?
  • Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
  • Подумайте, а что нас дальше ждет?
  • Пора бы человечеству понять,
  • Богатство у Природы отбирая,
  • Что Землю нужно тоже охранять,
  • Она, как мы, такая же – живая!

Смотрю на глобус- шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

7) Чтение рассказа «Сидел в траве кузнечик» стр. 94 учебника.

8) Беседа по вопросам.

- Какие чувства испытали при чтении текста?

- Зачем мальчики поймали кузнечика?

- Почему 2 мальчик отпустил кузнечика?

- Выскажите своё отношение к поступкам мальчиков?

9) Работа в рабочей тетради.

Стр. 63 № 3

Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях.

10) Подготовка к проекту.

Работа по Рабочей тетради стр. 64 – 65.

- Над каким проектом мы начинаем работать?

Определить цель проекта, конечный продукт, этапы работы над проектом.

Регулятивные УУД:

Умение анализировать, рассуждать, доказывать.

Выделение и осознание того, что уже усвоено.

Познавательные УУД: Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Личностные УУД:

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Объясняет задание.

- Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке

VIII этап. Оценка учителя.

Цель:

Принимают задачу.

Оценивают деятельность учащихся на уроке.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

IX этап. Подведение итогов урока.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Высказывают свое мнение.

Подводит итог проделанной работе.

 Давайте подведем итоги нашей конференции

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.

– Поработали на «5»,

   А теперь всем отдыхать!

– Всем спасибо за хорошую работу!

Чему вы научились на уроке?   Расскажите по схеме:                                

  • Я запомнил

Я смог                                                  

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

                                                                       X этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Принимают учебное

задание.

Делают соответствующие записи дневниках.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Дома познакомиться с текстом на странице 92-95, ответить на вопросы, подготовка к проекту.

Откройте дневник и запишите домашнее задание.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...

Технологическая карта урока окружающего мира "Надежная защита организма", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Надежная защита организма» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний детей о понятие «кожа» и её...

Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...

Технологическая карта урока окружающего мира “Будь природе другом!” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правилах поведения на природе, направленных на ее сбережение (правила друзей природы).Дидактические:Научить анализировать текст и оценивать посту...