Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе; воспитание уважительного отношения к живым организмам; формулирование важнейших правил поведения в природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_okr._miru.docx | 148.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; работать в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?»
- Копытное животное, родственник коровы – живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый (Зубр.)
- Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.)
- Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.)
- Журавль с белым оперением. (Стерх.)
- Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.)
- Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.)
III. Самоопределение к деятельности
Ребята, у вас на парте лежат листки с вопросами, под цифрой 1.
- Выберете правильный ответ.
1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений;
в) станет меньше птиц;
г) станет больше птиц;
2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек;
в) станет меньше цапель и аистов;
в) станет больше цапель и аистов;
- Закончите предложения-правила.
1. Не будем цветы (срывать). 2. Не будем деревья (ломать).
3. Не будем животных (обижать).
1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений; в) станет меньше птиц;
г) станет больше птиц;
2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек; в) станет меньше цапель и аистов;
в) станет больше цапель и аистов;
- Закончите предложения-правила.
1. Не будем цветы (срывать). 2. Не будем деревья (ломать).
3. Не будем животных (обижать).
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
(Об охране природы)
Откроем учебник на (стр. 92).
Сегодня мы узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Назовем «Правила друзей природы» и в дальнейшем сами их будем выполнять.
Рассмотрим внимательно схему на стр. 92 учебника. С ее помощью мы увидим, почему многие растения и животные встречаются все реже.
Сережа с Надей любят природу и придумали Правила друзей природы, которые мы можем также выполнять:
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
К этим правилам мы можем предложить и свои правила сохранения природы на примере экскурсии в лес.
Мы идем в гости в лес, чтобы полюбоваться его красотой, подышать свежим воздухом. Но нам не надо забывать, что идем в гости. В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Вспомним некоторые из них.
Разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа сформулирует правило поведения в природе из своей ситуации. Я рассказываю ситуацию, а группа формулирует свое правило поведения в этой ситуации
Ситуация «На распутье»
Несколько человек идут в лес напрямик по лесным травам, по ягодникам и невысоким кустарникам, топча их. Но стоп! Так в гостях себя не ведут. Что они делают не правильно?
МЫ выработали важное правило: не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.
Слой почвы в лесу очень тонкий т его легко повредить, а также и повредить корни деревьев и кустарников, которые страдают от подобных гостей. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров требуется 2 тысячи лет.
Ситуация «Шум в лесу»
Люди любят слушать музыку и берут ее с собой в лес. Идут по лесу, музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли?
Нет! Наше правило: не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума.
Будь природе другом. Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают зверей и птиц.
Ситуация «Муравейник»
Собирая с дедушкой в лесу грибы, внук Игорь увидел муравьиную кучу и стал тыкать в нее палкой. Дедушка вынул палку и сказал:
- Великая беда пришла в лес.
-Где беда? У кого, - не понимал Игорь.
- Да вот, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное с трудом. Кого назвал дедушка врагом и почему?
Наш ответ: своего внука Игоря.
Наше правило – не разоряйте муравейники.
Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять.
Отгадайте загадку: на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
Принимая «муравьиную ванну» птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.
Ситуация «По грибы»
Отправились Игорь и его дед Василий за грибами в лес. Грибов не было, только иногда попадались старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.
- Они же не съедобные, поганки! – ответил Игорь
- Прав ли он, ребята?
Надо соблюдать важное правило при сборе грибов: нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые грибы.
Собирая грибы, не разрывай мох, не нарушай грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом.
Ситуация « Привал в лесу»
Туристы долго ходили по лесу и проголодались. Посмотрим, что осталось после таких гостей на лесной полянке.
А если бы вам пришлось отдохнуть на лесной полянке, как бы вы организовали свой бивак вместе со взрослыми?
- Как правильно разжечь костер?
Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн (верхний слой земли вместе с травой) и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно на место и хорошо полить.
- А каковы причины лесных пожаров?
- Непотушенный костёр, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, которые отражают солнечные лучи и из-за чего может возникнуть пожар.
Ситуация «Цветы»
Я прочитаю вам стихотворение. (Читает …..)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из – под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
Формулируем правило: Не рви зря цветы!
В заключение урока делаем вывод:
Природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Добрые и умные поступки помогают защищать природу. Я буду природе другом.
Дом задание: стр. 94 – 95, прочитать, выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Вводная презентация учителя.
Вводная презентация учителя к учебному проекту "Красная книга, или возьмем под защиту"...
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы ботаников.
Презентация группы ботаников....
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы зоологов.
Презентация группы зоологов....
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы историков.
Презентация группы историков....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Открытый урок по окружающему миру " Проект. Красная книга или возьмем под защиту"
Будь природе другом....
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"
Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....