Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Абрамова Анна Афанасьевна

Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе; воспитание уважительного отношения к живым организмам; формулирование важнейших правил поведения в природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_okr._miru.docx148.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; работать в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?»

- Копытное животное, родственник коровы – живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый (Зубр.)

- Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.)

- Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.)

- Журавль с белым оперением. (Стерх.)

- Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.)

- Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.)

III. Самоопределение к деятельности

Ребята, у вас на парте лежат листки с вопросами, под цифрой 1.

- Выберете правильный ответ.

1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?

        а) станет больше цветковых растений;

        б) станет меньше цветковых растений;

в) станет меньше птиц;

г) станет больше птиц;

2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?

        а) станет меньше комаров и мошек;

        б) станет больше комаров и мошек;

        в) станет меньше цапель и аистов;

        в) станет больше цапель и аистов;

- Закончите предложения-правила.

1. Не будем цветы (срывать). 2. Не будем деревья (ломать).

3. Не будем животных  (обижать).

1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?

        а) станет больше цветковых растений;

        б) станет меньше цветковых растений; в) станет меньше птиц;

г) станет больше птиц;

2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?

        а) станет меньше комаров и мошек;

        б) станет больше комаров и мошек; в) станет меньше цапель и аистов;

        в) станет больше цапель и аистов;

- Закончите предложения-правила.

1. Не будем цветы (срывать). 2. Не будем деревья (ломать).

3. Не будем животных  (обижать).

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

(Об охране природы)

Откроем учебник на (стр. 92).

Сегодня мы узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Назовем «Правила друзей природы» и в дальнейшем сами их будем выполнять.

Рассмотрим внимательно схему на стр. 92 учебника. С ее помощью мы увидим, почему многие растения и животные встречаются все реже.

Сережа с Надей любят природу и придумали Правила друзей природы, которые мы можем также выполнять:

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не будем обижать лягушек и жаб!

Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

К этим правилам мы можем предложить и свои правила сохранения природы на примере экскурсии в лес.

Мы идем в гости в лес, чтобы полюбоваться его красотой, подышать свежим воздухом. Но нам не надо забывать, что идем в гости. В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Вспомним некоторые из них.

Разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа сформулирует правило поведения в природе из своей ситуации. Я рассказываю ситуацию, а группа формулирует свое правило поведения в этой ситуации

Ситуация «На распутье»

Несколько человек идут в лес напрямик по лесным травам, по ягодникам и невысоким кустарникам, топча их. Но стоп! Так в гостях себя не ведут. Что они делают не правильно?

МЫ выработали важное правило: не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.

Слой почвы в лесу очень тонкий т его легко повредить, а также и повредить корни деревьев и кустарников, которые страдают от подобных гостей. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров требуется 2 тысячи лет.

Ситуация «Шум в лесу»

Люди любят слушать музыку и берут ее с собой в лес. Идут по лесу, музыка гремит. Как хорошо!  А хорошо ли?

Нет! Наше правило: не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Будь природе другом. Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают зверей и птиц.

Ситуация «Муравейник»

Собирая с дедушкой в лесу грибы,  внук Игорь увидел муравьиную кучу и стал тыкать в нее палкой. Дедушка вынул палку и сказал:

- Великая беда пришла в лес.

-Где беда? У  кого, - не понимал Игорь.

- Да вот, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное с трудом. Кого назвал дедушка врагом и почему?

Наш ответ: своего внука Игоря.

 Наше правило – не разоряйте муравейники.

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять.

Отгадайте загадку: на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

Принимая «муравьиную ванну» птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.

Ситуация «По грибы»

Отправились Игорь и его дед Василий за грибами в лес. Грибов не было, только иногда попадались старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.

- Они же не съедобные, поганки! – ответил Игорь

- Прав ли он, ребята?

Надо соблюдать важное правило при сборе грибов: нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые грибы.

 Собирая грибы, не разрывай мох, не нарушай грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом.

Ситуация « Привал в лесу»

Туристы долго ходили по лесу и проголодались. Посмотрим, что осталось после таких гостей на лесной полянке.

http://2.bp.blogspot.com/-sTS9zo2XGDw/VTJVBOzSiaI/AAAAAAAAJ2k/oag4MZAJ2MQ/s1600/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg

А если бы вам пришлось отдохнуть на лесной полянке, как бы вы организовали свой бивак вместе со взрослыми?

- Как правильно разжечь костер?

Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн (верхний слой земли вместе с травой) и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно на место и хорошо полить.

- А каковы причины лесных пожаров?

- Непотушенный костёр, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, которые отражают солнечные лучи и из-за чего может возникнуть пожар.

Ситуация «Цветы»

Я прочитаю вам стихотворение. (Читает …..)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стой!»,

Нам казалось всё мало, всё мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из – под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

Формулируем правило: Не рви зря цветы!

В заключение урока делаем вывод:

 Природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Добрые и умные поступки помогают защищать природу. Я буду природе другом.

Дом задание: стр. 94 – 95,  прочитать, выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика»

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Вводная презентация учителя.

Вводная презентация учителя к учебному проекту "Красная книга, или возьмем под защиту"...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....