Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе; воспитание уважительного отношения к живым организмам; формулирование важнейших правил поведения в природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 148.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; работать в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?»
- Копытное животное, родственник коровы – живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый (Зубр.)
- Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.)
- Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.)
- Журавль с белым оперением. (Стерх.)
- Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.)
- Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.)
III. Самоопределение к деятельности
Ребята, у вас на парте лежат листки с вопросами, под цифрой 1.
- Выберете правильный ответ.
1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений;
в) станет меньше птиц;
г) станет больше птиц;
2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек;
в) станет меньше цапель и аистов;
в) станет больше цапель и аистов;
- Закончите предложения-правила.
1. Не будем цветы (срывать). 2. Не будем деревья (ломать).
3. Не будем животных (обижать).
1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений; в) станет меньше птиц;
г) станет больше птиц;
2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек; в) станет меньше цапель и аистов;
в) станет больше цапель и аистов;
- Закончите предложения-правила.
1. Не будем цветы (срывать). 2. Не будем деревья (ломать).
3. Не будем животных (обижать).
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
(Об охране природы)
Откроем учебник на (стр. 92).
Сегодня мы узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Назовем «Правила друзей природы» и в дальнейшем сами их будем выполнять.
Рассмотрим внимательно схему на стр. 92 учебника. С ее помощью мы увидим, почему многие растения и животные встречаются все реже.
Сережа с Надей любят природу и придумали Правила друзей природы, которые мы можем также выполнять:
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
К этим правилам мы можем предложить и свои правила сохранения природы на примере экскурсии в лес.
Мы идем в гости в лес, чтобы полюбоваться его красотой, подышать свежим воздухом. Но нам не надо забывать, что идем в гости. В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Вспомним некоторые из них.
Разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа сформулирует правило поведения в природе из своей ситуации. Я рассказываю ситуацию, а группа формулирует свое правило поведения в этой ситуации
Ситуация «На распутье»
Несколько человек идут в лес напрямик по лесным травам, по ягодникам и невысоким кустарникам, топча их. Но стоп! Так в гостях себя не ведут. Что они делают не правильно?
МЫ выработали важное правило: не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.
Слой почвы в лесу очень тонкий т его легко повредить, а также и повредить корни деревьев и кустарников, которые страдают от подобных гостей. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров требуется 2 тысячи лет.
Ситуация «Шум в лесу»
Люди любят слушать музыку и берут ее с собой в лес. Идут по лесу, музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли?
Нет! Наше правило: не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума.
Будь природе другом. Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают зверей и птиц.
Ситуация «Муравейник»
Собирая с дедушкой в лесу грибы, внук Игорь увидел муравьиную кучу и стал тыкать в нее палкой. Дедушка вынул палку и сказал:
- Великая беда пришла в лес.
-Где беда? У кого, - не понимал Игорь.
- Да вот, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное с трудом. Кого назвал дедушка врагом и почему?
Наш ответ: своего внука Игоря.
Наше правило – не разоряйте муравейники.
Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять.
Отгадайте загадку: на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
Принимая «муравьиную ванну» птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.
Ситуация «По грибы»
Отправились Игорь и его дед Василий за грибами в лес. Грибов не было, только иногда попадались старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.
- Они же не съедобные, поганки! – ответил Игорь
- Прав ли он, ребята?
Надо соблюдать важное правило при сборе грибов: нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые грибы.
Собирая грибы, не разрывай мох, не нарушай грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом.
Ситуация « Привал в лесу»
Туристы долго ходили по лесу и проголодались. Посмотрим, что осталось после таких гостей на лесной полянке.
А если бы вам пришлось отдохнуть на лесной полянке, как бы вы организовали свой бивак вместе со взрослыми?
- Как правильно разжечь костер?
Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн (верхний слой земли вместе с травой) и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно на место и хорошо полить.
- А каковы причины лесных пожаров?
- Непотушенный костёр, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, которые отражают солнечные лучи и из-за чего может возникнуть пожар.
Ситуация «Цветы»
Я прочитаю вам стихотворение. (Читает …..)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из – под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
Формулируем правило: Не рви зря цветы!
В заключение урока делаем вывод:
Природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Добрые и умные поступки помогают защищать природу. Я буду природе другом.
Дом задание: стр. 94 – 95, прочитать, выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-140974-1352558531.jpg)
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Вводная презентация учителя.
Вводная презентация учителя к учебному проекту "Красная книга, или возьмем под защиту"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-140974-1352558531.jpg)
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы ботаников.
Презентация группы ботаников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-140974-1352558531.jpg)
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы зоологов.
Презентация группы зоологов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-140974-1352558531.jpg)
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы историков.
Презентация группы историков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-142903-1357580195.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001864-1516907841.jpg)
Открытый урок по окружающему миру " Проект. Красная книга или возьмем под защиту"
Будь природе другом....
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"
Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....