Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Шаповаленко Нина Анатольевна

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokokr_mir_petrushenko.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Петрушенко Нина  Анатольевна

МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгорода.

Содержательная цель урока: Дать представление о телах и веществах, создать условия для определения детьми основных свойств веществ.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия

Задачи урока:

Предметные: формировать начальные представления о телах и веществах: все природные объекты состоят из различных веществ; объекты имеющие постоянную форму, являются телами

Личностные УУД: учить понимать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками, содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке.

Метапредметные: способствовать формированию УУД:

Регулятивных – учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательных – создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать учить устанавливать причинно-следственные связи – тела состоят из определенных веществ, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.

Коммуникативных – формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; наблюдать за действиями и высказываниями партнера, находить неточности и корректировать их; коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, карточки для работы в группах,  ложки: деревянная, металлическая, пластмассовая, корбочки с песком, почвой и камнями. Стакан с водой, кусочек сахара, ваза, химическая колба, шаблоны «Памятка», мультимедийные слайды к уроку.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

 Начнем урок

Для успешной  работы на уроке давайте вспомним главные правила?

(Правила работы на уроке)

Какие правила существуют:

- Если вы работаете в группе?

- Если вы работаете самостоятельно? (Ответы детей)

Класс разделен на 4 группы. Для каждой группы  на столе лежат по три ложки (металлическая, пластмассовая деревянная,)

Учитель: Какие предметы лежат у вас на столах? (ложки)

- Рассмотрите их. Что вы можете о них сказать? (Они разные по форме, сделаны из разных материалов, разного цвета, веса)

- Для чего нужна ложка? (Для того чтобы брать еду из тарелки и не пачкать руки)

Учитель: Ученые все предметы, которые нас окружают, называют телами.  На доске ТЕЛА. Давайте и мы с сегодняшнего дня использовать это слово.

- Из какого материала сделаны ложки? (Из дерева, металла и пластмассы.

Учитель: То из чего состоят тела, ученые называют веществами. Это слово мы тоже запомним и будем использовать. Ложки состоят из разных веществ. На доске  ВЕЩЕСТВА

- Посмотрите на ложки, какие еще признаки вы можете назвать? (форма, размер, цвет)

Давайте вместе сформулируем вывод: Тела имеют … разную форму, разный вес – массу и определенный размер.

Тела состоят … из разных веществ. Получившееся определение запишем на доске.

Учитель: Вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока.

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА.

Учитель: Какие тела нас окружают в школе, на улице, дома, на даче?

Отвечают представители каждой группы.

- Назовите тела, которые относятся к живой природе? (люди, звери, птицы)

- Назовите тела, которые относятся к неживой природе? (камень, река, звезды, Солнце, горы, Земля)

- Что можно сказать про эти объекты. Они являются телами.

У каждой группы на столе в коробочках есть камни, почва, песок и вода в стакане.

Учитель: Что вы иожете сказать про содержимое коробочек и стакана?

Каждая группа высказывает свое мнение (объекты неживой природы, имеющую определенную форму, самую разную массу и размеры – называются телами). А что можно сказать о воде? Она течет. Может ли она сохранять форму? Нет.

Учитель: любая жидкость растекается, она приобретет форму того предмета в котором будет находиться. Вывод у воды и любой жидкости нет своей формы. Значит вода не имеет формы.

Учитель: - Можем мы воду назвать телом? Нет, она не может сохранять форму.

- Мы можем сказать: что такое тела? Выделим главные признаки:

ТЕЛА ИМЕЮТ РАЗНУЮ ФОРМУ. РАЗНУЮ МАССУ И РАЗМЕРЫ, СОСТОЯТ ИЗ РАЗНЫХВЕЩЕСТВ.

Учитель: посмотрите на картинки  (слайды с фотографиями: ваза, топор, платье, чашка, туфли, елочная игрушка)

- Из каких веществ состоят данные тела? Каждая группа показывает свою картинку и дает анализ.

2. Работа с учебником

Учитель: рассмотрите иллюстрации на странице 48 и скажите из чего сделаны эти тела?

Есть ли на картинке тела, которые состоят из одного и того же вещества? (глиняная ваза и глиняная свистулька) Найдите материал, в котором говориться о телах состоящих из одних и тех же веществ. Прочитайте.

3.Обобщение новых знаний

Перед вами 4 предмета(банка, ваза, стакан, химическая колба) Каждая группа дает характеристику одного предмета.

- Можно ли эти предметы назвать телами? (Да, предметы имеют постоянную форму)

Все эти предметы являются посудой. Есть ли еще важный признак, объединяющий эти предметы в одну группу. (Все эти предметы сделаны из одного и того же вещества – стекла)

Вывод: Разные тела могут состоять из одного и тог же вещества.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

Учитель: Возьмите кусочек сахара и опустите в стакан с водой, понаблюдайте, что с ним произойдет. ( В стакане нет сахара. Он растворился.)

- Что же произошло с сахаром как веществом? ( Сахар распался на очень маленькие частицы. Он есть в стакане, потому что мы знаем, что вода сладкая)

Учитель: Все объекты окружающего мира, включая нас состоят из веществ. Каждое вещество имеет сложное строение – об этом вы узнаете на уроках химии в старших классах, оно состоит из мельчайших частиц невидимых глазом. На доске:

объекты

вещества

частицы

Учитель: Попробуем определить , как ведут себя частицы в различных веществах. У каждой группы на столе карточка с заданием:

Какрточки:

1. Попробуйте деревянную палочку разломить на две части.

2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода.

1. Попробуйте минерал кварц разломить на две части.

2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода.

1. Попробуйте воду перелить из одного стакана в другой.

2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода.

1. Попробуйте поймать воздух, который вы выдыхаете.

2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода.

 - Рассмотрите в учебнике на с. 47 рисунки частиц, они помогут вам сделать вывод

Выводы зачитывают представители каждой группы: Палка и кварц – твердые вещества. Их сломать трудно, потому что частицы в твердом веществе расположены близко друг к другу. Вода – жидкость, легко перетекает из стакана в стакан. Жидкость не имеет формы. Ее частицы находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Воздух – это газ. Выдыхаемый воздух поймать трудно, частицы воздуха очень малы и находятся на большом расстоянии друг от друга.

Общий вывод запишем в памятку:

1. Тела состоят из веществ, а вещества из частиц.

2. Вещества бывают твердые, жидкие и газообразные.

3. Частицы по-разному расположены в твердых, жидких и газообразных веществах.

O          O              O

      O            O


O    O     O       O

O     O      O

OOOOOOOOO

OOOOOOOOO

 Схемы:

6.  Задание на закрепление материала:

Учитель: Как располагаются частицы в данных объектах: на карточках слова – дым, сок, железо, молока, пар, камень.

Обсуждение в группе.

Один ученик из группы располагает карточку под нужным рисунком.

7. Рефлексия.

Перед вами лежит ваша карта успеха. Поразмышляйте о том, как вы справлялись с заданиями на каждом этапе. Какие этапы урока у вас зелёного цвета, а где-то, может быть, есть и жёлтый цвет, и даже красный?  

А теперь оцените свою работу за весь урок. Что вам больше всего удалось? За что вы хотели бы похвалить себя?

8. Домашнее задание:

Вопрос: являются ли телами водяной пар и облако? Почему?

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да зд...

Методическая разработка урока письма в 1 классе по системе Л.В. Занкова.

Методическая разработка урока письма в 1 классе по теме «Упражнение в написании слов и предложений» по системе Л.В.Занкова...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...