Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokokr_mir_petrushenko.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
Петрушенко Нина Анатольевна
МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгорода.
Содержательная цель урока: Дать представление о телах и веществах, создать условия для определения детьми основных свойств веществ.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Задачи урока:
Предметные: формировать начальные представления о телах и веществах: все природные объекты состоят из различных веществ; объекты имеющие постоянную форму, являются телами
Личностные УУД: учить понимать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками, содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
Регулятивных – учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательных – создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать учить устанавливать причинно-следственные связи – тела состоят из определенных веществ, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.
Коммуникативных – формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; наблюдать за действиями и высказываниями партнера, находить неточности и корректировать их; коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, ложки: деревянная, металлическая, пластмассовая, корбочки с песком, почвой и камнями. Стакан с водой, кусочек сахара, ваза, химическая колба, шаблоны «Памятка», мультимедийные слайды к уроку.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Начнем урок
Для успешной работы на уроке давайте вспомним главные правила?
(Правила работы на уроке)
Какие правила существуют:
- Если вы работаете в группе?
- Если вы работаете самостоятельно? (Ответы детей)
Класс разделен на 4 группы. Для каждой группы на столе лежат по три ложки (металлическая, пластмассовая деревянная,)
Учитель: Какие предметы лежат у вас на столах? (ложки)
- Рассмотрите их. Что вы можете о них сказать? (Они разные по форме, сделаны из разных материалов, разного цвета, веса)
- Для чего нужна ложка? (Для того чтобы брать еду из тарелки и не пачкать руки)
Учитель: Ученые все предметы, которые нас окружают, называют телами. На доске ТЕЛА. Давайте и мы с сегодняшнего дня использовать это слово.
- Из какого материала сделаны ложки? (Из дерева, металла и пластмассы.
Учитель: То из чего состоят тела, ученые называют веществами. Это слово мы тоже запомним и будем использовать. Ложки состоят из разных веществ. На доске ВЕЩЕСТВА
- Посмотрите на ложки, какие еще признаки вы можете назвать? (форма, размер, цвет)
Давайте вместе сформулируем вывод: Тела имеют … разную форму, разный вес – массу и определенный размер.
Тела состоят … из разных веществ. Получившееся определение запишем на доске.
Учитель: Вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока.
ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА.
Учитель: Какие тела нас окружают в школе, на улице, дома, на даче?
Отвечают представители каждой группы.
- Назовите тела, которые относятся к живой природе? (люди, звери, птицы)
- Назовите тела, которые относятся к неживой природе? (камень, река, звезды, Солнце, горы, Земля)
- Что можно сказать про эти объекты. Они являются телами.
У каждой группы на столе в коробочках есть камни, почва, песок и вода в стакане.
Учитель: Что вы иожете сказать про содержимое коробочек и стакана?
Каждая группа высказывает свое мнение (объекты неживой природы, имеющую определенную форму, самую разную массу и размеры – называются телами). А что можно сказать о воде? Она течет. Может ли она сохранять форму? Нет.
Учитель: любая жидкость растекается, она приобретет форму того предмета в котором будет находиться. Вывод у воды и любой жидкости нет своей формы. Значит вода не имеет формы.
Учитель: - Можем мы воду назвать телом? Нет, она не может сохранять форму.
- Мы можем сказать: что такое тела? Выделим главные признаки:
ТЕЛА ИМЕЮТ РАЗНУЮ ФОРМУ. РАЗНУЮ МАССУ И РАЗМЕРЫ, СОСТОЯТ ИЗ РАЗНЫХВЕЩЕСТВ.
Учитель: посмотрите на картинки (слайды с фотографиями: ваза, топор, платье, чашка, туфли, елочная игрушка)
- Из каких веществ состоят данные тела? Каждая группа показывает свою картинку и дает анализ.
2. Работа с учебником
Учитель: рассмотрите иллюстрации на странице 48 и скажите из чего сделаны эти тела?
Есть ли на картинке тела, которые состоят из одного и того же вещества? (глиняная ваза и глиняная свистулька) Найдите материал, в котором говориться о телах состоящих из одних и тех же веществ. Прочитайте.
3.Обобщение новых знаний
Перед вами 4 предмета(банка, ваза, стакан, химическая колба) Каждая группа дает характеристику одного предмета.
- Можно ли эти предметы назвать телами? (Да, предметы имеют постоянную форму)
Все эти предметы являются посудой. Есть ли еще важный признак, объединяющий эти предметы в одну группу. (Все эти предметы сделаны из одного и того же вещества – стекла)
Вывод: Разные тела могут состоять из одного и тог же вещества.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
Учитель: Возьмите кусочек сахара и опустите в стакан с водой, понаблюдайте, что с ним произойдет. ( В стакане нет сахара. Он растворился.)
- Что же произошло с сахаром как веществом? ( Сахар распался на очень маленькие частицы. Он есть в стакане, потому что мы знаем, что вода сладкая)
Учитель: Все объекты окружающего мира, включая нас состоят из веществ. Каждое вещество имеет сложное строение – об этом вы узнаете на уроках химии в старших классах, оно состоит из мельчайших частиц невидимых глазом. На доске:
объекты | → | вещества | → | частицы |
Учитель: Попробуем определить , как ведут себя частицы в различных веществах. У каждой группы на столе карточка с заданием:
Какрточки:
1. Попробуйте деревянную палочку разломить на две части. 2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода. | 1. Попробуйте минерал кварц разломить на две части. 2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода. |
1. Попробуйте воду перелить из одного стакана в другой. 2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода. | 1. Попробуйте поймать воздух, который вы выдыхаете. 2. Запишите результаты наблюдений в виде вывода. |
- Рассмотрите в учебнике на с. 47 рисунки частиц, они помогут вам сделать вывод
Выводы зачитывают представители каждой группы: Палка и кварц – твердые вещества. Их сломать трудно, потому что частицы в твердом веществе расположены близко друг к другу. Вода – жидкость, легко перетекает из стакана в стакан. Жидкость не имеет формы. Ее частицы находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Воздух – это газ. Выдыхаемый воздух поймать трудно, частицы воздуха очень малы и находятся на большом расстоянии друг от друга.
Общий вывод запишем в памятку:
1. Тела состоят из веществ, а вещества из частиц.
2. Вещества бывают твердые, жидкие и газообразные.
3. Частицы по-разному расположены в твердых, жидких и газообразных веществах.
O O O O O | O O O O O O O | OOOOOOOOO OOOOOOOOO |
Схемы:
6. Задание на закрепление материала:
Учитель: Как располагаются частицы в данных объектах: на карточках слова – дым, сок, железо, молока, пар, камень.
Обсуждение в группе.
Один ученик из группы располагает карточку под нужным рисунком.
7. Рефлексия.
Перед вами лежит ваша карта успеха. Поразмышляйте о том, как вы справлялись с заданиями на каждом этапе. Какие этапы урока у вас зелёного цвета, а где-то, может быть, есть и жёлтый цвет, и даже красный?
А теперь оцените свою работу за весь урок. Что вам больше всего удалось? За что вы хотели бы похвалить себя?
8. Домашнее задание:
Вопрос: являются ли телами водяной пар и облако? Почему?
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да зд...
Методическая разработка урока письма в 1 классе по системе Л.В. Занкова.
Методическая разработка урока письма в 1 классе по теме «Упражнение в написании слов и предложений» по системе Л.В.Занкова...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"
Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения», учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»
Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....
Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"
Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...