Рабочая программа по окружающему миру 1 класс XXI век
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Файзуллина  Зульфия Фанузовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе ...

 Место курса окружающий мир в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир

Содержание курса окружающий мир

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету

 

«Окружающий мир»

Календарно-тематическое планирование уроков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл porgramma_okr_mir.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить отношение часов на их изучение.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:

- человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя; это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье»;

- человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и  охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

- человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семью как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна»

     Основная цель предмета:  формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»,  воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное  богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Цели и задачи курса 

- воспитание любви к своему городу, к своей Родине;

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и познанию  окружающего мира;

- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

         При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Место курса окружающий мир в учебном плане

     В первом классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 64 часов (32 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного  многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.    

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир

     Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностныхпредметных и метапредметных  результатовобучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

     Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

     Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

     Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

     В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание  уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

     Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты обучения

     К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примерыразличных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

— сравнивать домашних и диких животных.

     К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Содержание курса окружающий мир

Название раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Введение. Этот удивительный мир

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету

«Окружающий мир»

для учащихся:  -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2013. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2013. Учебник «Окружающий мир»

 для учителя:  -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2011.   Сборник программ «Начальная школа XXI»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2013. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2013. Учебник «Окружающий мир»

                          -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2011.«Окружающий мир»

Календарно-тематическое планирование уроков

№ п/п

Тема урока

Дата по пл.

Дата факт

1 полугодие

1

Нас окружает удивительный мир

3.09

2

Давай познакомимся

4.09

3

Мы – школьники

10.09

4

Правила поведения в школе

11.09

5

Сентябрь – первый месяц осени

17.09

6

Что нам осень подарила

18.09

7

Грибная пора

24.09

8

Семья

25.09

9

О маме

1.10

10

Любимые занятия

2.10

11

Воскресный день

15.10

12

Как из зерна получилась булка

16.10

13

Человек и домашние животные

22.10

14

Октябрь уж наступил

23.10

15

Явления природы

29.10

16

Где ты живешь?

30.10

17

Правила поведения на дорогах

5.11

18

Ты и вещи

6.11

19

Кто работает ночью

12.11

20

Что такое здоровье

13.11.

21

Правила гигиены

19.11

22

О режиме дня

20.11

23

Урок в спортивном зале

26.11

24

Ноябрь – зиме родной брат

27.11

25

Звери – млекопитающие

3.12

26

Что мы знаем о птицах

4.12

27

Родной край.

10.12

28

Дом, в котором ты живёшь

11.12

29

Зачем люди трудятся

17.12

30

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

18.12

31

Какой бывает вода?

24.12

32

О дружбе. Идем в гости.

25.12

33

С наступающим Новым годом!

14.01

2 полугодие

34

Январь – году начало, зиме – середина

15.01

35

Хвойные деревья

21.01

36

Жизнь птиц

22.01

37

Сезонная экскурсия « Поможем зимующим птицам»

4.02

38

Наша страна – Россия

5.02

39

Богата природа России

11.02

40

Мы – россияне

12.02

41

Народная сказка

18.02

42

Февраль – месяц метелей и вьюг

19.02

43

Звери – млекопитающие

4.03

44

Наш уголок природы

5.03

45

Мы – граждане России

11.03

46

О правилах поведения

12.03

47

23 февраля – День защитника Отечества

18.03

48

8 Марта – праздник женщин

19.03

49

Март-капельник

25.03

50

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

26.03

51

Здоровая пища

1.04

52

Какое бывает настроение

2.04

53

Апрель – водолей

8.04

54

Весенние работы

9.04

55

Кто работает на транспорте

22.04

56

Экскурсия, знакомящая учащихся с трудом работников магазина, почты

23.04

57

День космонавтики

29.04

58

Май весну завершает, лето начинает

30.04

59

Жизнь земноводных весной

6.05

60

Животное – живое существо

7.05

61

Ты – пешеход

13.05

62

Сезонная экскурсия «Скоро лето»

14.05

63

Летние изменения в природе

20.05

64

Правила поведения в воде.  Обобщение пройденного за год

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...